Уложенная комиссия (1767 – 1768 гг.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уложенная комиссия (1767 – 1768 гг.)



Состав – 564 депутата Правительственные учреждения (чиновники) – ок. 5 %; Дворянство – ок. 30 %; государственные крестьяне – ок. 14 %; Горожане – ок. 39 %; Казаки, иногородцы и др. – ок. 12 %.    


Цели У. комиссии Результаты её работы
1. Выработка нового свода законов 1. Выработать новое уложение не удалось Роспуск комиссии (формальная причина – начавшаяся первая русско-турецкая война)
2. Выяснение настроений разных слоёв об-щества; 2. Отмена крепостного права невозможна.
3. Обсуждение наказов депутатов. 3. Каждое сословие требовало привилегий в свою пользу; произошёл раскол в среде дворянства (личное и потомственное).

Схема 2 «Золотой век» дворянства


 

Схема 3 Сословная политика Екатерины II в отношении купечества


Схема 4 Внешняя политика Екатерины II

           
     
 
 


Схема 5 С оциальная структура Российской империи в пер. пол. XIX в.


Схема 6 Особенности социально-экономического развития России

в 1\2 половине XIX в.

               
 
Слабость развития частной собственности (особенно на землю) и частного предпринима-тельства
 
Неравномерность социально-экономического развития отдельных регионов России  
 
Большая роль государства в социально-экономическом развитии страны  
 
Длительность сохранения крепостного права, тормозившего социально-экономи-ческое развитие страны.  


Схема 7 Курс реформ, предложенный М.М.Сперанским (1808-1811 гг.)

 

 


Изменения в госаппарате по проекту М.М.Сперанского:

 
 
Реформы М. М. Сперанского, направленные на модернизацию и европеизацию государственного управления России, встретили жёсткое сопротивление дворянства и были отвергнуты Александром I.

 

 


Единственно, что было в урезанном виде позаимствовано из проекта реформ, предложенных М. М. Сперанским – это:

       
 
Создание Госовета,который был учреждён в 1810 г. и являлся высшим законосовещательным органом при императоре (входили путём назначения лишь представители дворянства). Просуществовал до января 1906 г., а затем стал верхней палатой российского парламента (до 1917 г.)
 
Создание министерств (1802 – 1811 гг.),заменявших коллегии. Основные принципы существования: - Отраслевой; - Принцип единоначалия
 

 

 


Схема 8 Схема центральных и местных учреждений России,

занимавшихся подготовкой крестьянской реформы.

 


Схема 9
Выборное крестьянское самоуправление

 


Схема 10
Решение аграрной стороны крестьянского вопроса

 

 


Схема 11

       
 
 
   


Схема 12
1) проникновение капиталистических отнош-й в с\х.


Схема 13

5) Сохранение сослов-ного строя; отсутствие парламента, =>, отсут-ствие политических прав и свобод.
1) Сохранение феод. повинностей (барщина, оброк); выкупные платежи.

 

               
   
 
   
 
 
 
   

 


Признаки империализма
Схема 14

       
 
 
   
Особенности экономического Развития России на рубеже XIX - XX.


Схема 15

 
 

                   
 
Складывание системы h-но-монополис - тического капитализ-ма (1)
 
Широкое внедрение иностранного капитала (2)
 
(3) Многоукладность экономики: 1. Частно-капиталисти-ческий уклад (фабрики, заводы, помещичьи и кулацкие хозяйства) 2. Полунатуральный крестьянский уклад. 3. Мелкотоварный ук-лад (кустарно- ремеслен-ное производство)
 
       
 
 
 
 


В/материалы:

 

1. Российская империя. Петр I.

2. Российская империя. Эпоха дворцовых переворотов.

3. Российская империя. Екатерина II.

4. Российская империя. Александр I.

5. Российская империя. Николай I.

6. Российская империя. Александр II.

7. Российская империя. Александр III.

8. Российская империя. Николай II.

 

 

Рефераты:

1. Культура Российской империи в XVIII в.

2. Роль Екатерины II в истории России.

3. Отечественная война 1812 г.

4. Русское народничество 70- н. 80-х гг. XIX века.

5. Либерально-оппозиционное движение на рубеже 70-80-х гг. XIX века.

 

Литература:

Основная

 

5. История России с древнейших времен до начала XXI в./ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. - М., 2005. (Допущено МО РФ)

6. История России (IX – нач. XXI вв.): учебник по дисциплине «Отечественная история» для студентов вузов, обучающихся по неисторическим специальностям / С.Н. Полторак, А.Ю. Дворниченко и др. - М., 2006. (Допущено МО РФ)

7. История России: учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А.,Сивохина Т.А. – М, 2004, 2007. (Рекомендовано УМО)

8. Фортунатов В.В. Отечественная история для гуманитарных вузов. - СПб., 2007, 2008. (Допущено МО РФ)

Дополнительная

 

1. Абалихин Б. С. 1812 г.: актуальные проблемы истории. Элиста, 2000.

2. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века. М., 1994.

3. Анисимов М. Ю. Россия и Швеция в середине XVIII: от конфронтации к союзу. // Отечественная история. 2004. № 6.

4. Архангельская И. Д. Из истории ярмарок в России. // Вопросы истории. 2001. № 11-12.

5. Баранов П., Поляков В., Элиасберг Н. Реформаторы и революционеры в истории России 2-й половины XIX - начала XX в. СПб., 1992.

6. Богатырёва О. Н. Губернская администрация и земское самоуправление. Вторая половина XIX - начало XX века. // Вопросы истории. 2004. № 8.

7. Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая. М., 1991.

8. Брикнер А.Г. История Петра Великого. М., 2002.

9. Вернадский Г.В. Петр Великий.// Вернадский Г.В. Начертание русской истории. 4 ч.: Пособие для вузов. СПб., 2000. Гл.13.

10. Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе 1861 – 1880 гг., М., 1998.

11. Дружинин Н.М. Екатерина Великая. М., 1999.

12. Захарова Л. Г. Александр II. // Вопросы истории. 1992. № 6-7.

13. Исаков В. А. Радикальные социалисты России (1860- первая половина 1880-х гг.) о будущей власти. // Вопросы истории. 2004. № 10.

14. История внешней политики России. Вторая половина XIX века. М., 1997.

15. Калинский А.М. Российская империя в XVIII веке: традиции и модернизация. М., 1999.

16. Каменский А. Б. Под сенью Екатерины. СПб., 1992.

17. Капустина Т. А. Николай I. // Вопросы истории 1993. № 11-12.

18. Клейн Б. С. Россия между реформой и диктатурой (1861 – 1920 гг.) // Вопросы истории. 1991. № 9-10.

19. Леонтович В. В. история либерализма в России. М., 1997.

20. Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

21. Макушин А. В. Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. // Вопросы истории. 2003. № 8.

22. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: сравнительно-историческое исследование. М., 1994.

23. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале 19 века. М., 1999.

24. Мыльников А. С. Пётр III. // Вопросы истории. 1991. № 4-5.

25. Наумов В. П. Елизавета Петровна. //Вопросы истории. 1993. № 5.

26. Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1990.

27. Пантин И. К., Плимак Е. Г. Революционные традиции в России. 1783 - 1883. М., 1986. гл. 3, 4.

28. Пенской В. В. Армия Российской империи в XVIII веке: выбор модели развития. // Вопросы истории. 2001. № 7.

29. Пивовар Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX – первой трети XX столетия. М., 1997.

30. Пирумова Н. М. Земское либеральное движение. Эволюция программных требований земского либерализма. М., 1984.

31. Плимак Е. Г.Революционный процесс и революционное сознание. М., 1993.

32. Пресняков А. Е. Российские самодержцы. 1801 – 1917. М., 1993.

33. Российская дипломатия в портретах. М., 1992.

34. Русская культура: традиции и современность. СПб, 1993.

35. Соловьёва А. Промышленная революция в России. М., 1990.

36. Троицкий Н. А. Александр I и Наполеон. М., 1997.

37. Фёдоров В. А. Александр I. // Вопросы истории. 1990. № 1990.

38. Шмидт С. О.У истоков российского абсолютизма. М., 1996.

39. Юровский В. Е. Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX веке. // Вопросы истории. 2001. № 2.

40. Яковер Л. Б. Справочник по истории Отечества. М., 1998.

41. Ячменихин К. М. Алексей Андреевич Аракчеев. // Вопросы истории. 1991. № 12.

Тест 1

 

1. Не отосланные депеши. Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих депеш:

а) « Весело слушать, когда подданные открыто говорят своему государю правду, вот чему надо учиться у англичан».

б) Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно.

в) «Воины! Братья мои! Вот и пришёл час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру! Не должно вас также смущать слава неприятеля. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего!»

г) « Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные! Будет Азов взят!»

д) « Противник разбит наголову. Генералы его пленены. Сам Карл ранен».

 

2. Соотнесите даты и события:

1696 – 1725 – Основание Петербурга;

1714 – Табель о рангах;

1700 – 1721 – восстание под рук. К. Булавина;

1721 – указ о единонаследии;

1709 – правление Петра I;

1718 – 1720 – Северная война;

1722 – Ништадский мир;

1703 – создание коллегий;

1707 – 1708 – битва у о. Гренгам;

1720 – Полтавская битва.

 

Тест 2

1. Павел I царствовал: А) в к. 17 в.; Б) в н. 18 в.; Г) в к. 18 в.; Д) в сер. 19 в.

2. Назови годы царствования царя:

ü 1696 – 1725;

ü 1645 – 1676;

ü 1796 – 1801;

ü 1855 – 1880.

3. Барщина – это

4. В чём суть закона о престолонаследии?

5. Кто из историков сказал о царствовании Павла I: «Павел превращал равенство прав во всеобщее бесправие»? А) Ключевский; Б) Карамзин; В) Милюков; Г) Скрынников.

6. Сколько государственных крестьянских душ обоего пола было роздано в частные руки за годы царствования Павла I?

ü 400 тыс.;

ü 500 тыс.;

ü 600 тыс.;

ü 700 тыс.

7. Закончите предложение:

ü Основной задачей своего _________________ Павел I считал борьбу с сословными ____________________дворянства.

ü Павел I пытался улучшить положение_______________, издав __________о трёхдневной ________________(рекомендательного характера).

ü В результате изменения _________________курса (переориентация на союз с Францией) Россия разорвала дипломатические отношения с Австрией и ______________

8. Кто командовал российскими войсками в Итальянском и Швейцарском походе:

ü Павел I;

ü А Суворов;

ü Ф. Ушаков;

ü А. Румянцев.

 

Контрольная работа по теме «Отечественная история» (XVIII вв.)

(студент(а, ки) гр. - ___________________________________________)

Вариант 1

1. Соотнесите фамилии и род деятельности:

1) Екатерина II - адмирал, разбивший франц. эскадру в 1798 г. у крепости Корфу;

2) Фонвизин – близкий друг, наставник первого российского императора;

3) Никон – французский просветитель;

4) Суворов– «Просвещённый» монарх;

5) Бирон – самозванец, провозгласивший себя «Петром III» в восстании 1773-75 гг.

6) Ушаков– близкий друг царя, впоследствии сосланный в Фераппонтов монастырь;

7) Меньшиков – глава государства, воевавший с Россией в 18 в.;

8) Е. Пугачёв – литератор, автор комедии «Бригадир»

9) Дидро – полководец, любивший говорить: «Тяжело в учении, легко в бою!»

10) Карл XII – фаворит императрицы Анны Иоанновны, фактический правитель России

в 1730-1740 гг.

 

2. Дайте правильный ответ:

1) В 1721 г. Россия стала:

А) Республикой; Б) Конституционной монархией; В) Империей.

 

2) В каком году на берегах Невы основывается город, который становится
второй столицей России?

А) 1701; Б) 1703; В)1709; Г) 1705.

 

3) Установите соответствие между современниками:

1) Екатерина I; А) Суворов;

2) Павел I; Б) В. В. Голицын;

3) царевна Софья; В) А. Меньшиков;

4) М. Романов Г) митрополит Макарий.

Ответ:__________________________________________________

4) Назови годы царствования Павла I: а)1696 – 1725; б)1645 – 1676; в)1796 – 1801.

5) В середине 18 в. Россия принимала участие в войне, вошедшей в историю как:

а) Северная; б) Столетняя; в) Семилетняя.

6) Как называется политика поддержки государством развития собственной
промышленности и торговли?

A) Сентиментализм.
Б) Монетаризм.

В) Протекционизм.

7) Период 1725-1762 гг. в России вошёл в историю как:

А) Смутное время;

Б) Династический кризис;

В) период дворцовых переворотов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.084 с.)