Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лабораторная работа по Теме 1
Лабораторная работа по Теме 1 1. Получите у преподавателя задание с названием элемента.
Варианты с порядковыми номерами элементов таблицы менделеева: 1. 1, 59 2. 2, 58 3. 3, 57 4. 4, 56 5. 5, 55 6. 6, 54, 7. 7, 53 8. 8, 52 9. 9, 51 10. 10, 50 11. 11, 49 12. 12, 48 13. 13, 47 14. 14, 46 15. 15, 45 16. 16, 44 17. 17, 43 18. 18, 42 19. 19, 41 20. 20, 40 21. 21, 39 22. 22, 38 23. 23, 37 24. 25, 36 25. 26, 35 26. 27, 34 27. 28, 33 28. 29, 32 29. 30, 31 30. 45 31. 48 Порядок выполнения лабораторной работы №2 Каждый студент получает задание (см. табл.1) с тем номером, под которым записана его фамилия в журнале посещаемости (у старосты группы). В каждом варианте задания выделена полужирным курсивом формула одного вещества, для которого нужно выписать из справочных таблиц термодинамических величин кроме значений энтальпии ΔH, энтропии S, теплоемкости СР. При расчете энергии Гиббса химической реакции в формуле используется энтальпия, измеренная в кДж/моль или ккал/моль, а энтропия в Дж/моль К или кал/моль К. Обратить внимание на приведение этих единиц к одному масштабу. При расчетах температуру выражать в градусах Кельвина: Т t°C+273. Расчеты производят с учетом стехиометрических коэффициентов. Выполнив пункты расчета, делают вывод о типе химической реакций (экзо - или эндотермическая) по знаку у величины ΔH, а также о возможности (или невозможности) самопроизвольного протекания ее в данных условиях по знаку величины ΔG. Для проверки правильности расчетов составить таблицу ответов (см. табл. 2). Пример выполнения задания
Реакция 2Cl2(г)+ 2Н2O(г) = 4HCl(г) + О2(г); t = 37 0С Т = 273 + 37 = 310 К
1. Тепловой эффект реакции в стандартных условиях: ΔH0298РЕАКЦИИ = Σ ΔH0298ПРОДУКТОВ - Σ ΔH0298 РЕАГЕНТОВ ΔH0298РЕАКЦИИ = 4*(-92,3) – 2*(-241,84) = -369,2 + 483,68 = 114,48 кДж= 114480 Дж 2. Тепловой эффект реакции при Т = 310 К: ΔH0310РЕАКЦИИ = ΔH0298РЕАКЦИИ + ΔС0Р РЕАКЦИИ • (310-298) ΔС0РРЕАКЦИИ = Σ ΔС0РПРОДУКТОВ - Σ ΔС0Р РЕАГЕНТОВ ΔС0РРЕАКЦИИ = 29,36 + 4 • 29,16 - 2 • 33,84 - 2 • 33,56 = 146,0 - 134,8 = 11,2 Дж/(моль К), ΔH0310РЕАКЦИИ = 114480 + 11,2 • (310 - 298) = 114480 + 11,2 • 12 = 114480 + 134,4 = 114614,4 Дж 3. Энтропия химической реакции при стандартных условиях: ΔS0298РЕАКЦИИ = Σ S0298ПРОДУКТОВ - Σ S0298 РЕАГЕНТОВ ΔS0298РЕАКЦИИ = 205,03 + 4 • 186,7 - 2 • 223 - 2•188,74 = 128,35 Дж/К 4. Энтропия реакции при температуре 310 К: ΔS0310РЕАКЦИИ = ΔS0298РЕАКЦИИ + ΔС0Р РЕАКЦИИ • ln(310/298) ΔS0310РЕАКЦИИ = 128,35 + 11,2 ln(310)/(298) = 128,79 Дж/К 5. Энергия Гиббса химической реакции при стандартных условиях: ΔG298 = ΔH298 -T•ΔS298 = 114480-298-128,35 = 76231,7 Дж 6. Энергия Гиббса химической реакции при 310 K: ΔG310 = ΔH310 -T•ΔS310 = 114614,4 - 310 • 128,79 = 74689,54 Дж Вывод: Реакция эндотермическая (ΔH>0) в данных условиях не протекает (ΔG>0). Таблица 1:
Таблица 2:
Контрольная работа ( Номер варианта соответствует номеру вопроса из каждого раздела контрольной работы, итого 11 вопросов для решения у каждого.) Тема 1 Основные понятия и законы химии Строение атома 1. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 9 и 28. Распределите электроны этих атомов по квантовым ячейкам. К какому электронному семейству относится каждый из этих элементов? 2. Написать электронные формулы атомов фосфора и ванадия. Распределить электроны этих атомов по квантовым ячейкам. К какому электронному семейству относится каждый из этих элементов. 3. Какое максимальное число электронов может занимать S-, p-, и f- орбитали данного энергетического уровня. Почему? 4. Напишите электронные формулы атомов марганца и селена. К какому электронному семейству относится каждый из этих элементов? 5. Какие орбитали атома заполняются электронами раньше: 4s или 3s, 5s или 4p? Почему? Составьте электронную формулу атома элемента с порядковым номером 21. 6. Какие орбитали атома заполняются электронами раньше: 4d или 5s, 6s или 5p? Почему? Составьте электронную формулу атома элемента с порядковым номером 43. 7. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 14 и 40. Сколько свободных d- орбиталей у атомов последнего элемента? 8. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковым номером 15 и 28. Чему равен максимальный спин р- электронов у атомов первого и d- электронов у атомов второго элемента. 9. Напишите электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 21 и 23. Сколько свободных 3d-орбиталей в атомах этих элементов? 10. Сколько и какие значения может принимать магнитное квантовое число m+ при орбитальном квантовом числе L = 0, 1, 2, 3. Какие элементы в периодической системе носят название s-, p-, d-, f- элементов? 11. Какие значения могут принимать квантовые числа n, L, mL, mS, характеризующие состояние электронов в атоме. Какие значения они принимают для внешних электронов атома магния? 12. Какие из электронных формул, отражающих строение невозбужденного атома некоторого элемента неверны: А)1s2 2s2 2p5 3s1; Б) 1s2 2s2 2p6; В) 1s2 2s2 2p6 3s3 3p6 3d4; Г) 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 4s2; Д) 1s2 2s2 2p6 3s2 3d3? Почему? Атомам каких элементов отвечают правильно составленные электронные формулы? 13. Составьте электронные формулы атомов элементов с порядковыми номерами 24 и 33, учитывая, что у первого происходит провал одного 4s- электрона на 3d- подуровень. К какому электронному семейству относится каждый из этих элементов? 14. Квантовые числа для электронов внешнего энергетического уровня атомов некоторого элемента имеют следующие значения: n=4, L=0, mL=0, mS=. Напишите электронную формулу атома этого элемента и определите, сколько свободных 3d- орбиталей он содержит. 15. В чем заключается принцип несовместимости Паули? Может ли быть на каком-нибудь подуровне атома p7- d12- электронов? Почему? Составьте электронную формулу атома элемента с порядковым номером 22 и укажите его валентные электроны. Химическая связь 1. Какую химическую связь называют ковалентной? Чем можно объяснить направленность ковалентной связи? Как метод валентных связей объясняет строение молекул воды? 2. Какую ковалентную связь называют полярной? Что служит качественной мерой полярности ковалентной связи? Исходя из значений электроотрицательности атомов соответствующих элементов, определите: HI, ICl, BrF – наиболее полярна? 3. Какой способ образования ковалентной связи называют донорно-акцепторным? Какие химические связи имеются в ионах: NH4+ и BF4-? Укажите донор и акцептор. 4. Какая ковалентная связь называетсясигма -связью и какаяпи -связью? Разберите на примере строение молекулы азота. 5. Сколько неспаренных электронов имеет атом хлора в нормальном и возбужденном состояниях? Распределите эти электроны по квантовым ячейкам. Чему равна валентность хлора, обусловленная неспаренными электронами? 6. Распределите электроны атома серы по квантовым ячейкам. Сколько неспаренных электронов имеют ее атом в нормальном и возбужденном состояниях? Чему равна валентность серы, обусловленная неспаренными электронами? 7. Что называется электрическим моментом диполя? Какая из молекул HCl, HBr, HJ имеет наибольший момент диполя? Почему? 8. Какие кристаллические структуры называются ионными, атомными, молекулярными, металлическими? Кристаллы каких веществ: алмаз, хлорид натрия, диоксид углерода, цинк – имеют указанные структуры? 9. Какая химическая связь называется водородной? Между молекулами каких веществ она образуется? Почему Н2О, HF, имея меньшую молекулярную массу, плавятся и кипят при более высоких температурах, чем их аналоги? 10. Какая химическая связь называется ионной? Каков механизм ее образования? Какие свойства ионной связи отличают ее от ковалентной? Приведите два примера типичных ионных соединений. Напишите уравнения превращения соответствующих ионов нейтральные атомы. 11. Что следует понимать под степенью окисления атома? Определите степень окисления атома углерода и его валентность, обусловленную числом неспаренных электронов, СН4, СН3ОН, НСООН, СО2. 12. Какие силы молекулярного взаимодействия называются ориентационными, индукционными и дисперсионными. Когда возникают и какова природа этих сил? 13. Какие электроны атома бора участвуют в образовании ковалентных связей? Как метод валентных связей (ВС) объясняет симметричную треугольную форму молекулы ВF3. 14. Чем отличается структура кристаллов NaCl от структуры кристаллов натрия? Какой вид связи осуществляется в этих кристаллах? Какие кристаллические решетки имеют натрий и NaCl? Чему равно координальное число натрия в этих решетках? 15. Как метод валентных связей (ВС) объясняет угловое строение молекулы H2S и линейное молекулы CO2? Растворы 1. Вычислите молярную и эквивалентную концентрации 20%-ного раствора хлорида кальция, плотность которого 1,178 г/см3. 2. Чему равна нормальность 30%-ного раствора NaOH, плотность которого 1,328г/см3. К 1л этого раствора прибавили 5 литров воды. Вычислите процентную концентрацию полученного раствора. 3. К 3 литрам 10 %-ного раствора НNO3 плотностью 1,054 г/см3 прибавили 5л 2%-ного раствора той же кислоты плотностью 1,009 г/см3. Вычислить процентную и молярную концентрацию полученного раствора, объем которого равен 8л. 4. Вычислить эквивалентную и молярную концентрации 20,8%-го раствора HNO3, плотность которого 1,12 г/см3. Сколько граммов кислоты содержится в 4л этого раствора? 5. Вычислите молярную, эквивалентную и моляльную концентрации 16 %-ного раствора хлорида алюминия плотностью 1,149 г/см3. 6. Сколько и какого вещества останется в избытке, если к 75 см3 0,3 Н раствора H2SO4 прибавить 125 см3 0,2 Н раствора КОН? 7. Для осаждения в виде AgCl всего серебра, содержащегося в 100см3 раствора, AgNO3 потребовалось 50см3 0,2 н. Раствора HCl.Чему равна нормальность раствора AgNO3? Cколько граммов AgCl выпало в oсадок? 8. Какой объем 20,01%-го раствора HCl (плотность 1,100г/см3) требуется для приготовления 1л 10,17%-ного раствора (плотность 1,050г/см3)? Ответ: 485,38 см3. 9. Смешали 10см3 10%-ного раствора HNO3 (пл. 1,056 г/см3) и 100см3 30%-ного раствора HNO3 (пл. 1,184 г/см3). Вычислить процентную концентрацию полученного раствора. 10. Какой объем 50%-ного раствора КОН (пл.1,538 г/см3) требуется для приготовления 3л 6%-ного раствора (пл.1,048 г/см3)? 11. Какой объем 10%-ного раствора карбоната натрия (пл. 1,105 г/см3) требуется для приготовления 5л 2%-ного раствора (пл.1,02 г/см3)? 12. На нейтрализацию 31см3 0,16 н. Раствора щелочи требуется 217см3 раствора H2SO4. Чему равны нормальность и титр раствора H2SO4? 13. Какой объем 0,3 н. раствора кислоты требуется для нейтрализации раствора, содержащего 0,32 г.NaOH в 40см. куб? 14. На нейтрализацию 1л раствора, содержащего 1,4г КОН, требуется 50 см3 раствора кислоты. Вычислите молярную концентрацию эквивалента раствора кислоты 15. Какая масса HNO3 содержалась в растворе, если на нейтрализацию потребовалось 35 см2 0,4 H раствора NaOH? Чему равен титр раствора NaOH? Растворы электролитов 1. В два сосуда с голубым раствором медного купороса поместили: в первый – цинковую пластину, во второй – серебряную. В каком сосуде цвет раствора постепенно пропадет? Почему? Составьте электронные и молекулярные уравнения соответствующих реакций. 2. Увеличится или останется без изменения масса цинковой пластинки при взаимодействии ее с растворами: а) CuSO4; б) MgSO4; в) Pb(NO3)2? Почему? Составьте электронные и молекулярные уравнения соответствующих реакций. 3. При какой концентрации ионов Zn2+ (в моль/л) потенциал цинкового электрода будет на 0,015В меньше его анодного потенциала? 4. Увеличится или останется без изменения масса кадмиевой пластинки при взаимодействии ее с растворами: а) AgNO3; б) ZnSO4; в) NiSO4? Почему? Составьте электронные и молекулярные уравнения соответствующих реакций. 5. Марганцевый электрод в растворе его соли имеет потенциал –1,23 В. Вычислите концентрацию ионов Mn2+ (моль/л). 6. Потенциал серебряного электрода в растворе AgNO3 составил 95% от величины его стандартного потенциала. Чему равна концентрация ионов Ag+ в моль/л? 7. Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите ЭДС медно-кадмиевого гальванического элемента, в котором [Cd2+]=0,8моль/л, a [Сu2+]=0,01моль/л. 8. Составьте схемы двух гальванических элементов, в одном из которых медь была бы катодом, а другом – анодом. Напишите для каждого из этих элементов электронные уравнения реакций, протекающих на катоде и на аноде. 9. При какой концентрации ионов Cu2+ в моль/л значение потенциала медного электрода становится равным стандартному потенциалу водородного элемента? 10. Какой гальванический элемент называется концентрационным? Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите ЭДС гальванического элемента, состоящего из серебряных электродов, опущенных в 0,01 Н, а второй – в 0,1 Н растворы AgNO3. 11. При каком условии будет работать гальванический элемент, электроды которого сделаны из одного и того же металла? Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите э.д.с. гальванического элемента, в котором один никелевый электрод находится в 0,001М растворе, а другой такой же электрод – 0,01М растворе сульфата никеля. 12. Составьте схему, напишите электронные уравнения, электродных процессов и вычислите ЭДС гальванического элемента, состоящего из свинцовой и магниевой пластин, опущенных в растворы своих солей с концентрацией [Pb2+] = [Mg2+] = 0,01 моль/ л. Изменится ли ЭДС этого элемента, если концентрацию каждого из ионов увеличить в одинаковое число раз? 13. Составить схему двух гальванических элементов, в одном из которых никель является катодом, а в другом – анодом. Напишите для каждого из этих элементов электронные уравнения реакций, протекающих на катоде и на аноде. 14. Железная и серебряная пластина соединены внешним проводником и погружены в раствор серной кислоты. Составьте схему данного гальванического элемента и напишите электронные уравнения процессов, происходящих на аноде и катоде. 15. Составьте схему, напишите электронные уравнения электродных процессов и вычислите ЭДС гальванического элемента, состоящего из пластин кадмия и магния, опущенных в растворы своих солей с концентрацией [Mg2+] = [Cd2+] = 1 моль/ л. Изменится ли значение ЭДС, если концентрацию каждого из ионов понизить до 0,01 моль/ л? Неорганические соединения 1. Напишите уравнения реакций натрия с водородом, кислородом, азотом и серой. Какую степень окисления приобретают атомы окислителя в каждой из этих реакций? 2. Как получают металлический натрий? Составить электронные уравнения процессов, проходящих на электродах при электролизе расплава NaOH. 3. Гидроксид какого из S-элементов проявляет амфотерные свойства? Составьте молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций этого гидроксида: а) с кислотой; б) со щелочью. 4. При пропускании диоксида углерода через известкокую воду (раствор Ca(OH)2), образуется осадок, который при дальнейшем пропускании СО2 растворяется. Дайте объяснение этому явлению. Составьте уравнение реакций. 5. Как можно получить гидроксиды щелочных металлов? Почему едкие щелочи необходимо хранить в хорошо закрытой посуде? Составьте уравнения реакций, происходящих при насыщении гидроксида натрия: а) хлором; б) оксидом серы, SO3; в) сероводородом. 6. Составьте электронные и молекулярные уравнения реакций: а) кальция с водой; б) магния с азотной кислотой, учитывая максимальное восстановление последней. 7. Составьте уравнение реакций, которое нужно провести для осуществления следующих превращений: Са СаН2 Са(ОН)2 СаСО3 Са(НСО3)2 8. Составьте уравнение реакций, которые нужно провести для осуществления следующих превращений: Al =Al2(SO4)3 =Na[Al(OH)4] = Al(NO3)3 9. Составьте уравнения реакций, которые надо провести для осуществления следующих превращений: NaCl = HCl= Cl2= KclO3 Уравнения окислительно-восстановительных реакций составьте на основании электронных уравнений. 10. Как получают диоксид углерода в промышленности и лабораториях? Напишите уравнения соответствующих реакций и реакций с помощью которых можно осуществить следующие превращения: NaHCO3 =CO2 =CaCO3 = Ca(HCO3)2 11. Какие из солей угольной кислоты имеют наибольшее промышленное применение. Как получить соду, исходя из металлического натрия хлороводородной(соляной) кислоты, мрамора и воды? Почему в растворе лакмус приобретает синий цвет? Ответ подтвердите составлением уравнений соответствующих реакций. 12. Составьте уравнения реакций, которые надо провести для осуществления следующих превращений: Сu =Cu(NO3)2 =Сu(OH)2 =CuCl2 =[Cu(NO3)2]Cl2 13. Как меняется степень окисления марганца при восстановлении КМпО4 в кислой, нейтральной и щелочной средах? Составьте электронные и молекулярное уравнения реакции между КМпО4 и KNO2 в нейтральной среде. 14. Составьте электронные и молекулярные уравнения реакций цинка а) с раствором гидроокиси натрия; б) с концентрированной серной кислотой, учитывая восстановление серы до нулевой степени окисления. 15. Составьте уравнения реакций, которые надо провести для осуществления следующих превращений: Ag = AgNO3 =AgCl =[Ag(NH3)2]Cl =AgCl Органические соединения 1. Какие соединения называются олефинами? Приведите их общую формулу и схему полимеризации оного из них. 2. Какой общей формулой выражают состав этиленовых углеводородов? Какие химические реакции наиболее характерны для них? Что такое полимеризация, поликонденсация? Чем отличаются друг от друга эти реакции? 3. Какой общей формулой выражается состав диеновых углеводородов? Составьте схему полимеризации одного из диеновых углеводородов. 4. Каковы различия в свойствах предельных и непредельных углеводородов? Составьте схему получения каучука из дивинила и стирола. Что такое вулканизация? 5. Какие соединения называют аминокислотами? Напишите формулу простейшей аминокислоты. Составьте схему поликонденсации аминокапроновой кислоты. Как называют образующийся при этом полимер? 6. Химические свойства карбоновых кислот, применение. 7. Какие соединения называются альдегидами? Укажите их валентные свойства. Что такое формалины? Составьте схему получения мочевиноформальдегидонат смолы. 8. Химические свойства альдегидов, применение. 9. Как называют углеводороды, представителем которых является изопрен? Составьте схему сополимеризации изопрена и изобутилена. 10. Какая общая формула выражает состав ацетиленовых углеводородов (алкинов)? Как из метана получить ацетилен, затем винилацетилен, а из последнего хлоропен? 11. Напишите уравнение реакции дегидратации пропилового спирта. Составьте схему полимеризации полученного углеводорода. 12. Какие полимеры называют стереорегулярными? Чем объясняется более высокая температура плавления и большая механическая прочность стереорегулярных полимеров по сравнению с нерегулярными полимерами. 13. Как получают в промышленности стирол? Приведите схему его полимеризации. Изобразите с помощью схем линейную и трехмерную структуры полимеров. 14. Какие полимеры называются термопластичными, термореактивными? Приведите примеры. 15. Какие соединения называют элементорганическими, кремнийорганическими? Укажите важнейшие свойства кремнийорганических компонентов. Как влияет на свойства кремнийорганических компонентов увеличение числа органических радикалов, связанных с атомами кремния?
Лабораторная работа по Теме 1 1. Получите у преподавателя задание с названием элемента.
Варианты с порядковыми номерами элементов таблицы менделеева: 1. 1, 59 2. 2, 58 3. 3, 57 4. 4, 56 5. 5, 55 6. 6, 54, 7. 7, 53 8. 8, 52 9. 9, 51 10. 10, 50 11. 11, 49 12. 12, 48 13. 13, 47 14. 14, 46 15. 15, 45 16. 16, 44 17. 17, 43 18. 18, 42 19. 19, 41 20. 20, 40 21. 21, 39 22. 22, 38 23. 23, 37 24. 25, 36 25. 26, 35 26. 27, 34 27. 28, 33 28. 29, 32 29. 30, 31 30. 45 31. 48
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.201.240 (0.01 с.) |