Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Государственный земельный надзор (ст.71)
1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органовисполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
28. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ 1. Понятие и классификация земельных споров. 2. Порядок разрешения земельных споров исполнительными и распорядительными органами. 3. Судебный порядок разрешения земельных споров.
1. Понятие и классификация земельных споров. Спор – разногласие между сторонами, которое рассматривается компетентными органами; это надлежащим образом оформленное несогласие одной стороны с действиями другой стороны, поступившее на рассмотрение органов, уполномоченных подтвердить или опровергнуть это несогласие. В обычном понимании спором является притязание двух или нескольких субъектов на один и тот же объект, разрешаемое путем состязания в судебном порядке или в процессе рассмотрения в иных компетентных органах путем словесного и документального доказывания и отстаивания своей точки зрения. Предметом спора обычно являются оспариваемые действия граждан либо юридических лиц, либо государственных органов. Спор считается разрешенным после вынесения уполномоченным органом решения относительно предмета спора и вступления этого решения в силу. Земельными спорами называются споры между участниками земельных отношений в связи с действительным или предполагаемым нарушением их земельных прав и законных интересов. В процессе земельного спора ведется обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной законом процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельных споров являются земельно-правовые отношения или отношения, связанные с использованием и охраной земель, а также любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и др. Сторонами в споре выступают землевладельцы, землепользователи, собственники земельных участков, арендаторы, а также граждане, юридические лица, нарушившие их интересы, органы государственной власти и управления, органы местного управления и самоуправления, принимающие решения как по предоставлению и изъятию земельных участков, так и по земельным спорам. Земельные споры обычно связаны с возникновением, изменением и прекращением прав на землю, возмещением затрат, возникающих в связи с земельными отношениями.
Земельные споры можно классифицировать в зависимости от порядка их рассмотрения на административные и судебные, а также по объекту, субъекту спора и некоторым иным основаниям. Ст. 92-96 КоЗ Законодательство выделяет преимущественно два вида земельных споров: 1) Земельные споры между землепользователями по поводу пользования и владения землей, 2) Имущественные споры, связанные с земельными отношениями. При разрешении имущественных споров, связанных с земельными отношениями, следует выделить две их категории: – споры о возмещении землепользователям убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов, как это вытекает из ст. 75 КоЗ, – споры о возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванные изъятием земельных участков из сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского или лесного хозяйства, а также связанные (без изъятия земельных участков) со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом подземных линейных сооружений, осуществляемым в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений (ст. 76 КоЗ). Помимо этих земельных споров, связанных с земельными отношениями субъектов права РБ, на практике существует и третий вид земельных споров – между землепользователями и землевладельцами РБ. К сожалению, ни в КоЗ 1999 г., ни в действующем КоЗ порядок разрешения подобного рода споров не урегулирован. Но это вовсе не означает, что данная проблема отсутствует.
2. Порядок разрешения земельных споров исполнительными и распорядительными органами. Как установлено ст. 92 КоЗ, земельные споры разрешаются областными, Минским городским, городскими, районными, сельскими, поселковыми исполкомами в соответствии с их компетенцией и судом в порядке, установленном законодательством. Земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются исключительно в судебном порядке. Законодательством РБ предусмотрено, что защита гражданских прав может осуществляться и в административном порядке. Земельные споры рассматриваются областными, Минским городским, городскими, районными, сельскими, поселковыми исполкомами по заявлению одной из заинтересованных сторон. При этом земельный спор рассматривается в присутствии заинтересованных сторон (их представителей), а также лиц, в интересах которых установлены ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе земельный сервитут, и иных заинтересованных лиц. Заинтересованные стороны и лица должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения земельного спора не позднее чем за 3 дня до его рассмотрения. Земельный спор должен быть рассмотрен не позднее одного месяца со дня поступления заявления, не требующий дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов местный исполком, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя. В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о рассмотрении земельного спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается. Неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения земельного спора. Необходимые для рассмотрения земельного спора материалы подготавливаются областным, Минским городским, городским, районным, сельским, поселковым исполкомам, а также территориальным органом Госкомимущества. Для подготовки материалов по рассмотрению земельного спора местный исполком может образовывать комиссию в порядке, установленном Совмином. Кроме того, местный исполком, рассматривающий земельный спор, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнению и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее 5 рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре. В соответствии со ст. 94 КоЗ каждая из сторон, участвующих в земельном споре, рассматриваемом соответствующим областным, Минским городским, городским, районным, сельским, поселковым исполкомам, имеет право знакомиться с материалами по предмету земельного спора, делать из них выписки или снимать копии, представлять документы и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доводов другой стороны, получать копию решения по земельному спору и обжаловать его в вышестоящий исполком или в суд в течение одного месяца со дня получения копии решения по земельному спору. Исполнение решения по земельному спору обеспечивается соответствующим исполкомом, территориальным органом Госкомимущества или иными государственными органами в соответствии с их компетенцией. Кроме того, земельным законодательством предусмотрено, что обжалование решения по земельному спору приостанавливает его исполнение. В соответствии со ст. 60 КоЗ, если гражданин в течение одного года, а негосударственное юридическое лицо РБ в течение 6 месяцев со дня получения свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него не приступили к занятию данного участка, местные исполнительные комитеты подают в суд заявление о прекращении права частной собственности на земельный участок и после вынесения положительного постановления суда по данному вопросу решают вопрос о дальнейшем его использовании.
3. Судебный порядок разрешения земельных споров. Согласно конституционному, гражданскому и земельному законодательству, каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Дела по спорам по поводу земельных правоотношений подведомственны общим судам, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин и земельный спор не связан с осуществлением им предпринимательской деятельности. Неподведомственны общим судам земельные споры, обеими сторонами в которых являются юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, а также жалобы названных лиц на решения исполнительных и распорядительных органов по вопросам владения (пользования) землей. Как установлено ст. 92 КоЗ, все споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются исключительно судами. При рассмотрении земельных споров в судах применяются все наиболее общие процессуальные правила, как и по иным спорам. Подача обращений в суд, связанных с земельными спорами, должна соответствовать установленной законом процедуре. Каждый процессуальный документ должен содержать: 1) Наименование суда, в который он подается, 2) Наименование и место жительства (место нахождения) подателя документа, а также его представителя, если процессуальный документ подается представителем, 3) Наименование и место жительства (место нахождения) имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц, 4) Наименование документа (исковое заявление, жалоба, возражение против иска и т.д.), 5) Сущность заявленного требования или ходатайства, а также их обоснование, 6) Перечень приложений, 7) Подпись подателя документа или его представителя и дату подачи. Процессуальный документ подается в суд с копиями по числу имеющих непосредственный интерес в исходе дела лиц. Судья может в зависимости от сложности и характера дела потребовать от подателя процессуального документа также копии прилагаемых к нему документов для передачи другим имеющим непосредственный интерес в исходе дела лицам.
28. Разрешение земельных споров.
|