Высшей категории, учитель-методист 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшей категории, учитель-методист



Рабочая программа

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс

Составитель

Бескоровайная Л. П., учитель русского языка и литературы

Высшей категории, учитель-методист

Донецкой общеобразовательной школы

I – III ступеней № 54

Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Республиканского государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее РГОС) на основе Программы среднего полного (общего) образования для школ с русским языком обучения (сост.: Симонова Л.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л. П., Генералова А.В., Лутова Т.А., Левашова О.Н., Филиппская Е.М., Бурховецкая Г.В., Тупикина Е.В., Якунина О.Н. / Науч.-метод. ред. И.В. Симоновой, А.И. Чернышева. – Донецк, 2015. – ___ с.) к учебнику общеобразовательных учреждений: Русский язык: Учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2002.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 

Содержание учебного предмета

Основная особенность курса русского языка заключается в том, что в 9 классе завершается систематическое изучение предмета, подводятся итоги, проводится государственная итоговая аттестация.

Доминирующая тема курса традиционна — сложное предложение.

В соответствии с современным уровнем развития лингвистической науки сложное предложение трактуется в учебнике как цельная смысловая единица высшего уровня языковой системы, интонационно оформленная и состоящая из двух или более предикативных частей.

Этот подход как нельзя лучше согласуется с языковой подготовкой школьников, дифференцирующих простое и сложное предложение исходя из количества грамматических основ. Таким образом, предложенная трактовка сложного предложения не только соответствует современным научным воззрениям, но оправдана с точки зрения дидактики — реализует принцип преемственности в обучении.

Подача грамматического материала (и связанной с ним пунктуации) сопровождается опорой на средства наглядности: где возможно, даются схемы, таблицы, наглядные памятки, рассчитанные на облегчение восприятия подростками синтаксической теории.

В соответствии с общей концепцией курса русского языка подача грамматического материала сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организованы наблюдения учащихся за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения; предусмотрена отработка интонационных навыков с помощью чтения образцовых текстов; проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи в определенных стилистических условиях; систематически даются задания на употребление учащимися изучаемых предложений, периода в речи. При изучении синтаксических явлений, опоре на синтаксические знания и умения в собственной речи, учащиеся используют не только синтаксические знания о языке, но и обращаются к знаниям о мире, к знаниям о ситуации общения, выходят за узкие рамки анализа закодированной исключительно синтаксическими средствами информации. Соотнесенность синтаксических единиц с внеязыковой действительностью активизирует познавательную деятельность учеников (восприятие, память, воображение, внимание, мышление; мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, конкретизация).

Помимо внимания к речевому аспекту изучаемого сложного предложения, имеется специальный раздел «Текстоведение», который предполагает работу по речеведению и текстоведению.

Главное внимание уделяется вопросам понимания и информационной переработки текстов разных стилей и типов речи. Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельнос­ти в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно вос­принимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать).

Подготовка учащихся получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией.

Таким образом, главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку в 9 классе, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать и развивать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей, как – то: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотношение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Программа успешно реализует культуроведческий аспектвобучении родному языку, что прояв­ляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художествен­ных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом, формируется пред­ставление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

В школе изучается русский литературный язык, поэтому наи­более тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведе­ния для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреб­лением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, со­чинению и т. п.).

Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе лите­ратуры, изобразительного искусства (антоним, антитеза, конт­раст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными сло­вами, широко вводят их в речь; при занятиях музы­кой — со звуком, тембром, интонацией.

Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели обучающиеся на уроках изобразительного искусства. Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел ху­дожника, понимать язык этого вида искусства. При этом обучающиеся учатся находить словесный эквивалент зрительным обра­зам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают луч­шее понимание обучающимися изучаемого материала и более вы­сокий уровень владения навыками по русскому языку.

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуаци­онных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

К концу 9 класса обучающиеся должны овладеть сле­дующими умениями и навыками:

Знать:

· роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

· смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

· основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

· особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

· признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

· основные единицы языка, их признаки;

· основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

Уметь:

· различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

· определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

· опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

· объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.

Аудирование и чтение:

· адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

· читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

· извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Говорение и письмо:

· воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

· создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

· осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

· владеть различными видами монолога и диалога;

· свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

· соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

· соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

· осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

· владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

· развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

· удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

· увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

· использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Важнейшими условиями реализации разработанного стандарта являются:

• деятельностный характер процесса преподавания русского (родного) языка в основной и старшей школе;

• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного языка;

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста;

• усиление речевой направленности в изучении грамматических тем курса и на этой основе – формирование навыков нормативного, целесообразного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

• формирование представления о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена; развитие языкового чутья, способности оценивать эстетическую ценность художественного высказывания;

• формирование представления о родном языке как форме выражения национальной культуры народа, национальном достоянии русского народа.

Контроль за уровнем обучения учащихся 9 класса осуществляется по трём направлениям:

· учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;

· учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение изобразительно – выразительными средствами языка;

· учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

 

Виды и формы контроля

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Предварительный – диагностика начального уровня знаний, обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; мозговой штурм; тестирование; зрительный, выборочный, комментированный, графический диктанты).

Текущий (Текущая аттестация) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос; предупредительный диктант; подготовка сообщений, докладов, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц, рисунков, комплексный анализ текста).

Промежуточный (Промежуточная аттестация) -по ходу изучения темы, но по истечении нескольких уроков, если тема достаточно велика (традиционные диагностические и контрольные работы; разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий, оформление презентаций).

Итоговый (Итоговая аттестация) –проводится по итогам изучения раздела курса русского языка с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольный диктант, контрольное тестирование).

Учебно-методическое обеспечение

 

1. Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

2. Уроки русского языка в 9 классе: поурочные планы по программе М.М.Разумовской. I и II полугодие / сост. О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2007.

3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. К учебнику М.М. Разумовской и др. - Кулаева Л.М. (2014, 104с.)

4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс, к учебнику Разумовской М.М. и др. - Кулаева Л.М. (2010, 254с.)

5. Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Разумовской М.М. и др. - Груздева Е.Н. (2015, 144с.)

6. Тесты по русскому языку. 9 класс: к учебнику Разумовской М.М. и др. - Дмитриева М.Ю. (2013, 160с.)

7. ГДЗ - готовые домашние задания. Русский язык. 9 класс. Разумовская М.М. (2013, 192с.)

8. Русский язык. 5–9 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК М. М. Разумовской, С. И. Львовой – М: Дрофа, 2011.

9. Астраханцева Т.С. Сборник тренировочных тестовых заданий по русскому языку для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9-х классов: методическое пособие/– Самара: ООО «Офорт», 2010

10. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2010

11. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2010

12. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя.-М.; Просвещение, 2010

13. Лимонад ТВ. С изложением на «ты». - М.: Школьная Пресса, 2011

14. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний, учащихся по русскому языку 5-9 кл. М.ТЦ Сфера, 2011г.

15. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2010

Интернет-ресурсы для учителя и учащихся:

1. Htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал: Русский язык»

2. Htpp//edu.1september.ru

3. WWW.scool.edu.ru

4. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

5. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/

6. http://www.inion.ru/index6.php База данных по языкознанию.

7. http://www.inion.ru/index6.php ИНИОН РАН

8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 Интерактивные таблицы.

9. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

10. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

11. http://www.openclass.ru/

12. Грамота. РУ: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

13. Коллекция «Диктанты - русский язык» Российского общеобразовательного портала http://www.language.edu.ru

14. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

15. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

16. Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка http://yamal.org./ook/

17. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН http://rusgram.narod.ru

18. Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

19. Справочная служба русского языка http://spravka.gramota.ru

20. Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru

21. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

 

Содержание программы

Сложные предложения (1ч.)

Союзные сложные предложения (5ч. + 16 ч. + 4ч.)

Слож­носочиненное предложение(4ч. + 1ч.)

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем.

Культура речи. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами, их текстобразующая роль. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения и способы их выражения: соединительные отношения (одновременность, последовательность, причина и следствие; используются соединительные союзы и, также, тоже, да); противительные отношения (сопоставление, противопоставление; используются противительные союзы а, но, да, однако, зато), разделительные отношения (последовательная смена событий, явлений, перечисление взаимоисключающих событий, явлений; используются разделительные союзы либо, или, то... то, не то... не то).

Пунктуация. Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Авторское употребление знаков препинания.

Текстоведение. Основные средства связи предложений в тексте: лексические (лексический повтор, синонимы, антонимы и др.), морфологические (союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия и др.), синтаксические (вводные слова, синтаксический параллелизм, порядок слов и др.); (обобщение и систематизация)

Обучающиеся должны знать: сочинительные союзы, состав сложносочинённого предложения, интонацию.

Обучающиеся должны уметь: различать смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения; правильно выбирать интонацию и грамотно ставить запятые в сложносочинённых предложениях; грамотно использовать ССП в устной и письменной речи.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; тестовые задания; контрольная работа (тестовые задания на основе анализа содержания прочитанного текста (два варианта).

Сложноподчиненные предложения (16 ч +5ч. + 5 ч.)

Сложноподчиненное предло­жение, его грамматические признаки. Строение сложноподчиненного предложения: главная и при­даточная часть, их единство (смысловое, интонационное, грамматическое). Средства связи частей сложно­подчиненного предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова. Использование указательных слов в сложноподчиненных предложениях.

Виды придаточных предложе­ний по характеру смысловой связи между частями и значе­нию подчинительных союзов, союзных слов.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Местоименно- соотносительные придаточные. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (места, времени, сравнения, образа действия и степени, цели, условия, причины и следствия, уступительными,

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. Виды подчинительной связи в сложных предложениях с двумя или несколькими придаточны­ми: соподчинение (однородное и неоднородное); последовательное подчинение придаточ­ных частей; сочетание в пред­ложении соподчинения и последовательного подчинения.

Культура речи. Синонимика союзных предложений. Стилистические особенности сложноподчиненного и простого предложений. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах речи.

Текстоведение. Типы и стили речи. Научный стиль: типовая ситуация общения, языковые особенности (повторение и углубление). Средства связи в научном тексте. Жанры научного стиля: тезисы, конспект, реферат. Основные приемы сокращения информации: исключение второстепенной информации из одной части текста или из каждой его части, обобщение необходимой информации в одной или в каждой части, замена прямой речи косвенной, исключение повторов, перегруппировка материала, объединение частей текста и др.Сочинение. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т.п.); создание текста; редактирование текста.

Развитие речи. Сочинение в жанре путевых заметок; Сочинение-этюд по картине. Особенности жанра этюда. Выразительные средства языка; Художественный стиль речи и язык художественной литературы. Подробное изложение текста художественного стиля. Особенности композиции текста. Сложный план. Работа с выразительными средствами. Рассуждение как тип речи и его виды (доказательство, объяснение, размышление); Коммуникативная цель рассуждения (объяснить собеседнику что-либо, убедить его в чем-либо). Структура текста-рассуждения,

Обучающиеся должны знать: значение придаточных, интонацию сложноподчинённого предложения, сложные союзы.

Обучающиеся должны уметь: различать сложноподчинённые предложения по значению придаточных; правильно интонировать сложноподчинённые предложения с разным положением придаточного по отношению к главному; соблюдать литературную норму при построении сложноподчинённых предложений; различать стилистическую окраску союзов; правильно ставить запятые в сложноподчинённом предложении: использовать СПП в устной и письменной речи; составлять рассуждение на лингвистическую тему.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; 3 контрольных работы (тестовые задания на основе анализа содержания прочитанного текста (два варианта); контрольное изложение; контрольное сочинение; контрольный диктант.

Бессозные сложные предложения (5 ч. + 2 ч.)

Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюз­ного сложного предложения: Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени или условия, следствия и сравнения.

Пунктуация

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Культура речи. Выразительные особенности бессоюзных предложений. Синонимика простых и сложных предложений с союзами без союзов.

Текстоведение. Жанры официально-делового стиля, Особенности жанра.

Развитие речи. Типы и стили речи. Официально-деловой стиль: типовая ситуация общения, языковые особенности (повторение и углубление). Особенности и правила официально-делового общения. Жанры официально-делового стиля.

Обучающиеся должны знать: смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного предложения; интонацию бессоюзного сложного предложения;

Обучающиеся должны уметь: различать смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного; правильно интонировать бессоюзные сложные предложения; правильно ставить знаки препинания; применять БСП в речи; анализировать содержательную сторону текста и составлять рассуждение по данному тексту.

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант; контрольная работа.

Сложные предложения с различными видами связи (4ч. + 2 ч.)

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи.

Пунктуация. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Культура речи. Правильное построение сложных предложений с различными видами связи. Уместное употребление их (преимущественно в книжной речи). Стилистические особенности сложного предложения с разными видами связи и текста с разными способами связи простых предложений. Соче­тание знаков препинания.

Текстоведение. Конспект статьи (фрагмента статьи) и тезисы на лингвистическую тему

Развитие речи. Выборочное изложение текста публицистического стиля. Формирование умения написания деловых бумаг по образцу (резюме).

Обучающиеся должны знать: сложные синтаксические конструкции по основному типу связи, интонацию предложений с различными видами связи.

Обучающиеся должны уметь: различать сложные синтаксические конструкции, правильно их употреблять в речи; правильно ставить знаки препинания в предложениях с разными типами связи; писать доклад или реферат на историко-литературную тему (по од­ному источнику).

Контроль знаний: анализ устных ответов, анализ письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольная работа.

Подготовка к домашнему сочинению в жанре эссе

1)Когда началась большая перемена, когда всех нас по слу­чаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор, на нижней площадке лестницы я увидел мать. (2)Я, вспомнив про конверт, подумал, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(3)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то еще более усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бе­гущую мимо ораву гимназистов. (4)Некоторые из них, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(5)Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, по­звала меня. (6)Я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(7)— Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я ду­маю - испугается, так вот - принесла.

(8)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни. (9)Но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(10)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (11)Я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (12)Однако сделал это не потому вовсе, что мне стало ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь не­подходящем месте расплачется. (13) Мать все так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (14) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале. (15)И это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(16)На дворе ко мне подошли несколько товарищей, и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (17)Я, весело смеясь, ответил: «Это обнищавшая гувернантка пришла с письменными рекомендациями».

(18)Уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам. (19)И я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(20)Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгнове­ние, длилась, однако, весьма недолго.

 

(По М.Агееву)

 

*Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли орфографии.

Помогите Антону доказать свою точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужна орфография?»

Обдумывая теоретические положения своей работы, прочитайте ещё раз текст

и найдите необходимые примеры использования орфографических правил, аргументирующие ваши мысли.

В сочинении-рассуждении приведите из прочитанного текста два примера, иллюстрирующих разные орфографические правила.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте частичное цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

 

Рабочая программа

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс

Составитель

Бескоровайная Л. П., учитель русского языка и литературы

высшей категории, учитель-методист

Донецкой общеобразовательной школы

I – III ступеней № 54

Пояснительная записка

Статус рабочей программы

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Республиканского государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее РГОС) на основе Программы среднего полного (общего) образования для школ с русским языком обучения (сост.: Симонова Л.В., Мельникова Л.В., Бескоровайная Л. П., Генералова А.В., Лутова Т.А., Левашова О.Н., Филиппская Е.М., Бурховецкая Г.В., Тупикина Е.В., Якунина О.Н. / Науч.-метод. ред. И.В. Симоновой, А.И. Чернышева. – Донецк, 2015. – ___ с.) к учебнику общеобразовательных учреждений: Русский язык: Учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов, М.С. Соловейчик – М.: Дрофа, 2002.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.109 с.)