Урок 18. Творчество Г. Осгера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 18. Творчество Г. Осгера



Цели урока: ознакомить с творчеством Г. Остера, особенностя­ми его произведений; обратить внимание на словотворчество писа­теля; развивать мышление, память, творческие способности; вос­питывать умение дружить, работать вместе, культуру поведения.

Оборудование: выставка книг, карточки для игры, видеозаписи мультфильмов по сказкам Г. Остера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей

— Восстановите слова (см. приложение). (Григорий Остер)

Какие книги этого писателя вы читали? («Вредные советы», «Зарядка для хвоста», «Обезьянки младшего возраста», «Петь­ка-микроб», «Котенок по имени Гае»)

— Сегодня мы поговорим о книгах этого писателя, о его твор­честве.

III, Изучение темы

1. Рассказ учителя.

Первая книга писателя «Как хорошо дарить подарки» сразу при­несла ему известность. А четверка ее героев — мартышка, попугай, слоненок, удав — полюбились и взрослым, и детям по серии мульт­фильмов,

Все истории, случившиеся с героями, построены на решении несу­ществующих задач, проблем (то есть на парадоксах). Как закрыть за­кон природы? Куда мог потеряться привет? Как сделать зарядку для хвоста?

Диалоги, которые ведут персонажи, полны юмора. Часто писатель иг­рает со значением слов (как это делали поэты-обериуты), и получаются оченьзабавные слова.

Умножать — умно жать (глупо жать глупо). Или: почему упадет орех — по чему (по затылку), наглядное пособие — ненаглядное (чтобы нагля­деться не могли), и т.д.

Такие же смешные диалоги можно увидеть в сказке «Котенок по имени Гав», где само имя котенка парадоксально, удивительно.

Эти же приемы использует автор в своих «Вредных советах», в сказке «Петька-микроб».

Григорий Остер не просто любит детей, он понимает их проблемы. Это очень чувствуется в книге «Вредные советы». На вопрос о возмож-I юм вреде этих советов в одном интервью он сказал: «В отличие от взрос­лых дети правильно реагируют на советы. Никому и в голову не придет следовать им».

Григорий Остер стремится сделать веселой и школьную жизнь детей. Его задачник по математике стал популярен среди учителей и учеников.

Остер — замечательный детский писатель, сценарист, драматург (он пишет сценарии для кукольных театров).

2.Чтение произведений.

— Вы приготовили сегодня выразительное чтение отрывков из сказок. Выучили наизусть стихи Г. Остера. Давайте послушаем его произведения, поразмышляем, что делает их веселыми, смеш­ными.

Обсуждение сказок из книги «Зарядка для хвоста».

— Назовите главных героев сказки.

— Что вы можете сказать о характере героев? Найдите слова, которые относятся к характеру героев.

(На доске нарисована схема. Дети подбирают к именам героев черты характера. Учитель соединяет эти слова.)

(Мартышка — веселая, шумная, торопливая;удав — серьезный, медлительный; слоненок — спокойный, застенчивый, вежливый; по­пугай —любознательный, умный.)

— Как автор показывает нам характеры героев? (Через их по­ступки, слова, диалоги.)

Прочитайте отрывки, которые характеризуют мартышку. («Еще как не хватает!—закричала она, вскакивая. —Ачто, уже можно хватать?» и др.)

Какие слова передают характер удава? («Конечно, удав любил бананы, но еще сильней онлюбил совершать научные действия" и другие отрывки.)

А слоненка? («Напрасно, —укоризненно посмотрел на удава слоненок. — Нехорошо бросаться орехами»; «Извините, — вздох­нул слоненок. — Но это какой-то несправедливый закон» и дру­гие отрывки.)

Прочитайте реплики попугая, которые доказывают, что он умный, любознательный. («Математика не ест бананов!-крикнул попугай. — Она наука!Ее надо знать, чтобы совер­шать научные действия».)

Почему диалоги получились такими забавными? (Иногда герои не знают значения слов и понимают их по-другому.)

Приведите примеры. («Воспитание» мартышка поняла как питание. Попугай просит отнять бананы, то есть вычесть. А слоненок стал отнимать бананы у мартышки. Мартышка думала, что «привет»это какая то вещь, подарок. И т.п.)

Прочитайте смешные диалоги животных, которые вам осо­бенно понравились. (Выразительное чтение отрывков.)

Обсуждение произведений «Обезьянки младшего возра-;та», «Котенок по имени Гав», «Петька-микроб» по плану:

— Характеристика героев.

— Поиск слов и выражений, которые обыгрывает Остер.

— Выразительное чтение отрывков.

Обсуждение произведения «Вредные советы».

— Кому адресована книжка? (Непослушным детям.)

Почему? (Непослушные дети все делают наоборот.)

Значит, надо следовать этим советам? (Нет, иначе будут не­приятности.)

Прочитайте советы, которые вы выучили. А слушатели пусть)пределят, в чем состоит «вредность» этих советов. (Выразительное чтение отрывков.)

3. Сочинение советов детьми.

— Дашйтеимыпопрэбуемточинитьтакойсовет.Обратитевни-мание, есть ли рифмы в этих советах? (Нет. Это белые стихи.)

Давайте прохлопаем ритм стихотворений. (Например: Тб — та — тб — та, тб — та — тб — та Тб — та — тб — та, тб — та — тб)

— Такие стихи называются двухмерными. Попробуйте сочи-ипъ совет на данную тему.

(Класс делится на группы. Каждой группе предлагается тема. Например: «Отдыхай на уроке», «Ешь много сладкого», «Остав-|ляй обед в тарелке», «Списывай контрольную у соседа», «Прихо-щ с прогулки, когда стемнеет» и т.п.)

4. Оценивание работы групп, выбор самого удачного стихотво-

2НИЯ.

{IV. Закрепление

1. Разгадывание кроссворда «Герои книг Остера» (см. прило­жение).

(Ответы. По горизонтали: 1. Удав. 2. Сложение. 3. Спартак. |4. Петя. 5. Ангинка. 6. Мутант. 7. Гав. 8. Слоненок. 9. Шарик. ] 10. Троллейбус.

По вертикали: 1. Воспитание.)

2. Просмотр отрывков из мультфильмов. Угадывание названий [историй.

(У. Домашнее задание

Юмор, любовь к детям — отличительная черта рассказов еще |одного детского писателя.

К следующему уроку прочитайте один из рассказов о детях |В. Драгунского.

Урок 19. «Тайное всегда становится явным». Рассказы В. Драгунского о детях

Цели урока: ознакомить с творчеством В. Драгунского, его био­графией; учить определять тему; учить выразительному чтению по ролям; развивать мышление, память, умение передавать содержа­ние произведения; воспитывать доброту, умение сопереживать.

Оборудование: выставка книг, видеокассета с фильмом «Весе­лые истории», схемана доске.

Ход урока „ I

I. Организационный момент,:

II. Постановка целей

— Прочитайте название урока.

— Когда так говорят детям? (Когда ребенок что-то натворил, но не признался взрослым.)

Кто написал рассказ с таким названием? (В. Драгунский.)

О ком и для кого писал рассказы этот писатель? (О детях, для детей.)

III. Изучение темы

1. Рассказ учителя.

Творческий путь этого писателя начинался не на литературных, а на театральных подмостках. Закончив актерский факультет, он играет в Теат­ре сатиры, Театре-студии киноактера, в цирке. Но по-настоящему его ко­медийный талант раскрывается, когда он начинает работать художествен­ным руководителем театра «Синяя птичка». Тогда-то он и начинает пи­сать. Сначаладля сцены — клоунады, репризы (сценки), пробует себя и роли поэта-песенника.

Первая книга для детей называлась «Он живой и светится». Она имела оглушительный успех. С этого времени он активно начинает заниматься литературньш творчеством. Он написал около 90 рассказов для детей. Сбор­ники его рассказов неоднократно переиздавались. По ним ставили спек­такли, снимали кинофильмы.

В сборнике «Денискины рассказы» он изобразил своего сына и отчасти самого себя.

Рассказы написаны с юмором. Драгунский, показывая сына наивным, простодушным, романтиком, вместе стем уважает сына, восхищается его доброй, щедрой душой, бескорыстными поступками.

Особый язык рассказов писателя помогает глубже понять характер ге­роев, их отношения

—Давайте послушаем, какие рассказы прочитали ваши одно­классники. Определите, как поступки и реплики Дениски, его друзей и родителей характеризуют их.

2. Обсуждение произведения «Тайное всегда становится яв­ным*.

— Узнаете ли вы себя и своих друзей в Дениске? (Да. Дети ча­сто не любят есть кашу и находят уловки, чтобы отказаться от нее.)

В чем же юмор, комичность ситуации? (Дениска решил обма-нутъмаму, но обман раскрылся.)

Как Дениска «усовершенствовал» вкус каши? Что вас рассмешило? (Он ее посолил, подсластил, вылил туда хрен.)

Осуждаете ли вы Дениску? (Нет, он очень хотел в Кремль, но не хотел есть кашу, а мама заставляла. Дениска осознал свой проступок.)

3. Обсуждение произведения «Он живой и светится».

— Что вас рассмешило в этом рассказе? (Как Дениска с Мишкой менялись.)

Бывало ли с вами такое?

— Почему же мама не обрадовалась? (Это был подарок папы.)

Осуждаете ли вы поступок мальчика? (Нет. Дениске было скучно, одиноко, а светлячок стал ему другом.)

О какой черте характера Дениски вы узнали? (Он мечта^ тель, поэт.)

Ачто вы можете сказать о маме? (Она добрая. Поняла Де­ниску.)

4. Обсуждение произведения «Шляпа гроссмейстера».

— Кто такой гроссмейстер?

— Почему Дениска решил, что «дяденька» гроссмейстер? (Он был очень важный, серьезный.)

Какой поступок совершил Дениска? (Он вытащил шляпу из пруда.)

— Почему же этот «дяденька» рассердился? (Шляпа была мок­рая, грязная, рваная.)

Виноват ли в этом Дениска? (Нет, онхотел помочь.)

Что вы можете сказать о Дениске? (Он бескорыстный, доб­рый.)

5. Обсуждение произведения «Слава Ивана Козловского».

— В чем комичность этого случая? (Денискарешил, что петь хорошоэто петь громко.)

Почему у Бориса Сергеевича «тряслись» плечи? (Он сме­ялся.)

— Что вас рассмешило в конце рассказа? (Дениска подумал: «Неужели Козловский поет громче меня?»)

— Почему мама покраснела и возразила учителю? (Оналюбшш сына, ей хотелось, чтобы у сына все было хорошо, все получа­лось.)

6. Обсуждение произведения «Что любит Мишка», «Что я люблю».

— Что вас рассмешило в рассказе Мишки? (Он любит есть

— вкусное.)

~ Как об этом сказал учитель? («Целый продуктовый магазин».) -'— Почему Мишка покраснел? (Ему стало стыдно, чтоонлю-бит только себя, а о близких забыл.)

~ Что вы можете сказать о Дениске по его рассказу? (Он доб­рый, смешной. Любит играть. Увлекается разными новыми за­нятиями. Любит животных.)

(Аналогично проводится работа над другими рассказами: «Где это видаНо», «Главные реки Америки», «Сверху вниз, наиско­сок», «Друг детства», «Девочка на шаре».)

IV. Закрепление изученного

— Что вы узнали о Дениске Кораблеве из рассказов Драгунс­кого? (Он добрый, умеет сочувствовать, переживать, щед­рый, бескорыстный, мечтательный, романтик.)

— Какие отношения у Дениски с родителями? (Онлюбитро-дителей, дружит с ними, делится с ними своими пережива­ниями.)

— Как относятся к нему мама с папой? (Они строгие, но спра­ведливые. Уважают Дениску. Понимают его.)

Чем интересен язык произведений Драгунского? (Порепли­кам героев можно судить о иххарактере. Много смешных слои, выражений.)

Подберите к словам на доске синонимы, слова, близкие пс смыслу,

раскромсал (яйцо) дырявый лопнутый (круг) оплеуха добрость раскрашивать бухнусь упаду гамкнула (собака) раскрошил малевать насадка, крышка мелюзга получалось плюха • доброта ладилось съела (быстро) нахлобучка (у шланга) малыши

— Почему ребята так говорят? (Они маленькие, не умеют выра­зить свои мысли по-другому.)

V. Итог урока

— Чем интересны рассказы Драгунского? (Б нихмного юмора.)

Как Драгунский показывает характер героев? (Черезихсло-ва, поведение.)

Что вы можете сказать о самом авторе? (Он любит детей, чув­ствует их, понимает их проблемы. Это веселый человек, у него хорошее чувство юмора.)

VI. Домашнее задание

Наш следующий урок будет посвящен Дню защитников Отече­ства. Прочитайте к этому уроку рассказы и стихи об армии, наших солдатах, о подвигах наших соотечественников, о делах своих свер­стников в годы войны.

Урок 20. Твои защитники

Цели урока: ознакомить учащихся с событиями Великой Отече­ственной войны; рассказать о подвиге наших соотечественников в эти годы; познакомить с произведениями о войне; рассказать о том, как в мирное время солдаты защищают нас от беды; развивать речь, навыки анализа; воспитывать уважение к подвигу наших предков, гордость за нашу родину, армию ненависть к насилию, жестокости.

Оборудование: выставка книг о войне, аудиозапись песни «Свя­щенная война» на стихи Лебедева-Кумача; фоторепродукции па­мятников Неизвестному солдату (в Берлине), монументов и па­мятников в Москве, городах России.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей

1. Прослушивание аудиозаписи песни «Священная война»,

2. Беседа.

— О чем эта песня?

— О каком времени, каких событиях она рассказывает? (О на­чале Великой Отечественной войны, это было в июне 1941 года^)

Прочитайте тему урока. О чем мы будем сегодня читать сти­хи и рассказы? (О Великой Отечественной войне, о том, как наши солдаты защищали нашу Родину.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 839; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.031 с.)