Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие в совместной деятельности

Поиск

При рассмотрении общения с точки зрения взаимодействия людей всегда необходимо иметь в виду цель общения. Такой целью является удовлетворение потребности в совместной деятельности людей. Результат такого общения — изменение поведения и деятельности других людей. Общение здесь выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Такая совместная деятельность протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения. На этой основе регламентируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной деятельности.
Таким образом, интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность.
Вопросы и задания: 1) Что, по мнению автора, является целью общения как интерактивного взаимодействия? 2) Какое определение межличностного взаимодействия дает автор? 3) Как следует понимать выражение «Такая совместная деятельность протекает в условиях социального контроля на основе социальных норм и принятых в обществе образцов поведения»? 4) Что общего у общения как обмена информацией и как у взаимодействия?

§ 33. Общение как понимание

Вспомните:  
  в чем сущность общения как восприятия информации? Чем характеризуется интерактивная сторона общения?
     

Термин «социальная перцепция» (от лат. perceptio — восприятие) характеризует восприятие, понимание и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей). Проблема восприятия в межличностном общении, во-первых, связана с тем, что объект не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту. По существу, в этом случае действуют два субъекта, и отношения носят субъект-субъектный характер. Каждый из субъектов стремится определенным образом представить себя, привлечь внимание, создать необходимое впечатление. Во-вторых, в этом процессе важную роль играет субъективная сторона: восприятие и оценка партнерами друг друга всегда субъективны и нередко подвержены изменениям в зависимости от конкретных условий, настроения партнеров по общению. Нередко оценка сопровождается приписыванием партнеру черт или свойств, которыми он в действительности может и не обладать. Отсюда и частые ошибки в понимании партнера по общению. Они могут быть связаны с недостаточным знанием истинных причин поведения, поступка участников общения. В-третьих, восприятие в процессе общения связано с эмоциональной стороной межличностных контактов. Известно, что люди склонны преувеличивать достоинства того человека, который им нравится, и недостатки того, кто им не нравится. Иногда такое отношение к человеку является результатом всего лишь одного, но эмоционально значимого события.
В данном параграфе будут рассмотрены основные механизмы, лежащие в основе восприятия партнеров по общению, как условие установления взаимопонимания между ними.

КАК ПРОИСХОДИТ ВОСПРИЯТИЕ

Не секрет, что встречают партнера по общению «по одежке», т. е. по внешним признакам. Именно с восприятия внешних признаков начинается процесс общения. Причем обычно наиболее информативными являются внешность, физические качества, одежда и поведение, т. е. совершаемые действия, эмоциональные реакции, мимика, жесты и пр. Наблюдатель, видя эти внешние проявления, особым образом их оценивает, делает умозаключения, иногда приписывает партнеру определенные черты, и так складывается отношение, которое может укладываться в понятие «нравится — не нравится».
Специалисты выявляют механизмы социальной перцепции — способы, посредством которых люди воспринимают и определенным образом интерпретируют, понимают и оценивают друг друга. Среди таких механизмов особенно важную роль играют эмпатия, аттракция, казуальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.
Рассмотрим кратко существо этих механизмов.
Эмпатия — это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование», поскольку слово состоит из корня pathos, означающего «чувство», «переживание», и приставки, означающей «находящийся внутри, в пределах чего-либо».
Способность человека сочувствовать и сострадать другим издревле почиталась одним из самых важных человеческих достоинств. В Древней Греции состраданию поклонялись как божеству.
Эмпатия помогает понять чувства другого, сочувствовать, сопереживать, сострадать не только людям, но всему живому. Способность к эмпатии определяется тем, может ли человек понимать смысл переживаний другого, испытывал ли он сам что-либо подобное. Обычно люди эмоционально отзывчивые более способны сопереживать, как и люди пожилого возраста и близкие по крови или по взглядам партнеры по общению.
Существуют разные формы эмпатии. Наиболее простой вид — повторение, когда один человек непосредственно, непроизвольно воспроизводит эмоцию другого.
Например, в группе маленьких детей часто бывает достаточно заплакать одному ребенку, как тут же без всякого повода начинают плакать другие. Точно так же люди могут «заразиться» эмоцией другого в толпе, в концертном зале.
Более сложная форма эмпатии — переживания, основанные на ситуации, в которой находится другой человек. Например, возможно, вы ловили себя на том, что с замиранием сердца следили за выступлением гимнастов под куполом цирка. В этом случае проявление эмпатии связано с тем, что вы переживаете чувство опасности, которая подстерегает того, за кем вы наблюдаете, даже если сам он эту опасность еще не замечает или она для него привычна.
Высшая форма эмпатии — это сочувствие, сопереживание. Сочувствие, сопереживание выражены в способности человека откликаться на чувства другого, радоваться и печалиться вместе с ним и за него.
Но нередко вам приходится испытывать смешанные чувства: к радости за другого подмешивается зависть, а к переживанию огорчения — чувство облегчения от того, что это происходит с ним, а не с вами. Такие чувства не являются сочувствием.
Установлено, что чаще всего люди сочувствуют и сопереживают близким людям — родственникам, знакомым. Сочувствие и сопереживание возникают тем легче, чем ближе мы знаем человека, которому сочувствуем, в этом случае нам легче поставить себя на его место. Людям своего пола и возраста сопереживать легче, чем человеку противоположного пола или тому, который намного старше или младше нас.
Любопытно, что отрицательные эмоциональные переживания другого человека (горе, печаль) легче вызывают эмпатию, чем положительные (радость, удовольствие). Разделить горе люди соглашаются скорее, чем радость.
В одном из экспериментов участникам показывали краткие видеозаписи бесед между взрослым и подростками, играющими роль правонарушителей. При этом каждый из подростков изображал определенную эмоцию — радость, печаль, гнев, страх. В некоторых случаях лицо подростка выражало полное отсутствие эмоций. Участникам эксперимента говорили, что все эти подростки совершили одно и то же правонарушение, и просили определить, какого наказания они заслуживают. Оказалось, что в наибольшей степени сочувствие вызывали подростки, лицо которых выражало печаль. По мнению участников эксперимента, именно они заслуживали смягчения наказания.
Особая форма восприятия и понимания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого положительного чувства, симпатии, привязанности, — аттракция. Буквально это слово означает «привлекать, притягивать». Аттракция зачастую проявляется благодаря дружбе, привязанности, любви. По выражению психолога А. Маслоу, именно эти чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т. е. увидеть и понять самое лучшее, что в нем есть. Аттракция всегда индивидуально избирательна. Эмоциональная привязанность чаще всего возникает на базе общих интересов, ценностных ориентаций. В определенной мере можно утверждать, что чем более симпатичен нам человек, тем лучше мы понимаем его поступки.
Механизм казуальной атрибуции состоит в приписывании человеку определенных причин поведения. Такое приписывание основано на сходстве этого поведения с известными прототипами или с собственным поведением в аналогичных ситуациях. Не всегда этот механизм помогает общению. Например, перед важным разговором с родителями, прежде чем попросить их о чем-то, вы убрались в своей комнате, рассчитывая на положительное влияние итого обстоятельства на предстоящий разговор. Однако тот факт, что вы ради успеха общения расстались с «творческим беспорядком», может вовсе не обрадовать, а насторожить родителей. В этом случае эффект от общения может оказаться иным, чем ожидаемый.
Наиболее важную роль во взаимном восприятии в процессе общения играет идентификация. В отличие от эмпатии в ней ведущую роль играет не эмоциональная, а рациональная составляющая. Можно сказать, что в процессе идентификации субъект ставит себя на место другого на основе собственных представлений о нем. Чтобы стало понятнее, рассмотрим механизм идентификации на примере. Американский писатель Э. По в одном из рассказов описывает мальчика, который довольно успешно играл со своими сверстниками в игру «чет и нечет». Смысл игры в том, чтобы угадать, четное или нечетное количество камешков зажато в кулаке у партнера по игре. Один игрок спрашивает у другого: «Чет или нечет?» Если удается угадать, то победитель получает выигранный камешек. Герой рассказа обыгрывал всех одноклассников. Когда его попросили объяснить, как ему это удается, мальчуган сообщил следующее: «Когда я хочу узнать, насколько умен, или глуп, или зол вот этот мальчик или о чем он сейчас думает, я стараюсь придать своему лицу точно такое же выражение, которое я вижу на его лице, а потом жду, чтобы узнать, какие мысли или чувства возникнут у меня в соответствии с этим выражением...» Писатель тонко показал, как с помощью умения полностью отождествить себя с противником определенного интеллектуального уровня проявляется идентификация.
Идентификация играет важную роль в профессиональном общении педагогов, психологов или следователей. Довольно широко этим механизмом пользовался известный литературный персонаж Шерлок Холмс.
Чаще всего идентификация, сочетаясь с эмпатией, позволяет добиваться понимания, видения другого, постижения его мотивов и смысла деятельности, ставить себя на место другого.
Важную роль в социальной перцепции играет самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияния на впечатление других людей. По-иному этот процесс называется социальной рефлексией. Само это понятие возникло давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлечься от всего внешнего. Но в процессе социальной рефлексии добавляется еще и выяснение того, как понимает и воспринимает нас партнер по общению. При этом внимание наше переносится с партнера на самих себя. Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:
— «я», каким я являюсь в действительности;
— «я», каким я вижу самого себя;
— «я», каким меня видит партнер по общению.
Все они участвуют в формировании самообраза человека.

СТЕРЕОТИПЫ И «ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ»

Общение нередко строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия» партнера.
Стереотип в переводе с греческого означает «твердый отпечаток». Стереотип — это устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации. Это своего рода штамп, который мы мысленно накладываем на ситуацию, кажущуюся нам похожей, но далеко не всегда таковой являющейся. В качестве примера сошлемся на анекдот об англичанине, который первый раз приехал во Францию и увидел в гостинице рыжую горничную. Первого впечатления было достаточно, чтобы он записал в своей записной книжке: «Все француженки рыжие».
Социальные стереотипы чаще всего складываются в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида, а также предвзятых представлений, заимствованных у других людей. Мы учимся по одним и тем же книгам, наша повседневная жизнь изо дня в день повторяется в сходных формах. Даже дома и квартиры, не говоря о моде и привычках, давно уже стали типовыми. (Стоит вспомнить почти сказочную, но в то же время правдоподобную историю, рассказанную в фильме режиссера Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».)
Общество прививает людям сходные правила поведения в типичных ситуациях, навязывает установки, стремления, формирует потребности. Стереотипы — это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь.
Так, наличие стереотипов помогает во многих ситуациях. От врача человек склонен ожидать помощи в случае болезни, от военного — мужественного поступка, а от женщины — доброты и мягкости. Стереотипы помогают ориентироваться в социальной среде. Но в самих стереотипах наряду с правдивой стороной есть место и ошибкам, и заблуждениям.
Не претендуя на исчерпывающую полноту, попытаемся поискать ответ на вопрос о том, что влияет на формирование стереотипов.
Социальные стереотипы возникают прежде всего под воздействием групповых норм. С точки зрения многих людей, разумно то, с чем согласно большинство. Древнегреческий философ Диоген Синопский (около 400 — около 825 гг.до н. э.) заметил, что большинство людей отстоят от сумасшествия на один палец: если человек показывает на что-то, вытягивая средний палец, его сочтут сумасшедшим, если указательный — нет. Стереотип в данном случае связан со сложившимся представлением о том, каким образом надлежит действовать в данной ситуации. Отступление от такого представления воспринимается как аномалия.
Возрастные, половые, семейные, профессиональные нормы ограничивают движение мысли в одних направлениях и поощряют в других. Английский мыслитель Фрэнсис Бэкон (1561—1626 гг.) назвал внутреннюю предрасположенность к общепринятой оценке мира, к его порой искаженному и тенденциозному восприятию проблемой «идолов». Люди верят в истинность освященного традициями и стараются всячески поддерживать то, что они приняли, к чему привыкли, в чем заинтересованы. Именно это позволяет сохранить свой образ мира стабильным. Если человек не считается с нормами, установками, «идолами», он противопоставляет себя определенной группе людей, принявших их, и в этом субъективная трудность преодоления стереотипов.
Ученый выделяет «идолов рода», «идолов театра», «идолов пещеры», «идолов рынка».
«Идолы рода» — это ошибки, совершаемые под влиянием общественного мнения. Они связаны со склонностью людей предполагать в мире больше порядка и единообразия, чем есть на самом деле, стремлением привносить в природу мнимые подобия и соответствия и мысленно представлять мир как стабильный и устойчивый. Ошибка состоит в свойственной человеку уверенности в том, что большинство людей в данных условиях поступят так же, как поступил он сам. Люди строят прогнозы на будущее, исходя из этого убеждения. Оценивая других, мы склонны доверять социальной норме, или идеалу, игнорируя тот факт, что люди различны.
Другой стереотип: человек допускает, что при неизменных обстоятельствах остается прежним и поведение человека. В этом случае мы не принимаем во внимание, что подвижны и изменчивы не только внешние обстоятельства, но и внутренние побуждения, цели, мотивы, намерения действующих лиц. Замечено, что чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться.
Еще один стереотип из группы «идолов рода» состоит в том, что человек склонен чаще объяснять свое поведение внешними обстоятельствами, а поступки других — их личными качествами («я в этих обстоятельствах не мог поступить иначе, а он поступил так потому, что он вообще такой»).
«Идолы пещеры» — это стереотипы, сформировавшиеся в общении, а затем проникшие в другие сферы. Эти стереотипы еще называют эффектами.
Один из распространенных эффектов — «эффект ореола». Этим словом, обозначающим сияние вокруг какого-нибудь светящегося предмета, в психологии пользуются и переносном значении. Вместо сияния в случае действия ореола мнение наблюдателя или партнера по общению о другом партнере, его достоинствах и недостатках как бы «окутывает» его реальный образ.
Действие «эффекта ореола» проявляется в тех случаях, когда от человека, хорошо показавшего себя в одном каком-то деле, ожидают такого же успеха и в других делах, к которым он, вполне возможно, вообще не имеет никаких склонностей и способностей. Так, младшие школьники часто отождествляют успехи в учебе своего соседа по парте и его личные достоинства. От них приходится слышать: «Таня — хороший товарищ, потому что она хорошо учится». Вполне взрослые люди также несвободны от ошибочных представлений, основанных на «эффекте ореола». Например, актера, успешно сыгравшего роль весельчака и балагура, часто считают общительным юмористом, хотя это может быть далеко от истины. В данном случае ореол профессии накладывается на ореол роли и ведет к ошибочному мнению.

«Красота производит совершенные чудеса. Все душевные недостатки в красавице, вместо того чтобы произвести отвращение, становятся как-то необыкновенно привлекательны». Н. В. Гоголь

Может иметь место и «эффект ореола» со знаком «минус». В повести А. Сент-Экзюпери о Маленьком Принце рассказывается о том, что никто не поверил ученому, одетому в турецкий костюм, когда он докладывал на международном конгрессе об открытии астероида В-612. Когда же он слово в слово повторил свой доклад, облачившись в европейский костюм, с ним все согласились. В этом случае недоверие к человеку, одетому в непривычное одеяние, повлияло на информацию, которую этот человек сообщал, имел место «перенос» отношения недоверия к говорящему на то, что именно он говорил.
Близким к «эффекту ореола» является «эффект проекции». Он возникает, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки. Каждый легко припомнит, как, убедив собеседника в своей правоте, он невольно подумал: «Приятно иметь дело с умным человеком». И напротив, вредным упрямцем кажется человек, на которого наше красноречие не действует.
Еще один распространенный эффект — «эффект порядка» (или «эффект первичности») состоит в том, что на общее впечатление от общения оказывают влияние полученные ранее сведения. Многочисленные эксперименты подтверждают, что вероятность припоминания последних илипервых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами этого ряда выше. О знакомом человеке обычно более значимой оказывается либо более новая, либо последняя по времени информация, тогда как для незнакомого человека более значима первая информация, как и первое впечатление.
К «идолам пещеры» относят и «эффект ложного обобщения». Мы имеем с ним дело тогда, когда на основании утверждений о наличии определенных качеств у отдельных представителей социальной группы делается вывод о том, что эти качества есть у всех ее членов. Примером «эффекта ложного обобщения» может служить умозаключение гоголевского героя. Если есть православные, которые по вечерам едят галушки, полагал он, то, следовательно, все православные вообще их едят, а кто не ест — тот не православный. Примеры из других сфер общественной жизни вы легко приведете сами.
«Идолы рынка» возникают под давлением авторитетов, обнаруживаются в преклонении перед мнением великих. Чья-то оценка, некогда канонизированная, становится стереотипом. Ничто так не заразительно, как заблуждение, поддерживаемое громким именем. Данные стереотипы являются заблуждением не всегда, но тем опаснее, когда это действительно так.
Основные понятия: взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Термины: социальная перцепция, механизмы взаимовосприятия в процессе общения.

Проверьте себя

1) Что такое социальная перцепция? 2) Охарактеризуйте основные механизмы восприятия партнера по общению. 3) Какое значение для взаимопонимания в общении имеет эмпатия? 4) Чем объясняются типичные ошибки казуальной атрибуции? 5) Какое влияние эффекты восприятия оказывают на взаимопонимание? 6) Приведите примеры стереотипов восприятия партнеров по общению.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Почему обитатели уездного города, где городничим был Сквозник-Дмухановский, с легкостью приняли Хлестакова за важного чиновника из Петербурга? Ответ аргументируйте.
2. В одном из фантастических рассказов космонавтам, сдающим экзамен на право полета к другим планетам, предлагается такой тест: «Представьте себе, что вы выходите из космического корабля и видите отвратительного паука с двенадцатью конечностями и несколькими жалами, из которых сочится жидкость, очень похожая на яд.
Паук придавлен тяжелым камнем и явно страдает. Ваши действия?»
Что проверялось в данном испытании? Как, по-вашему, должен был поступить космонавт, который прошел это испытание?
3. Проведите небольшое социологическое исследование в своем классе. Предложите одноклассникам письменно составить словесный портрет «известного спортсмена», «веселого клоуна», «известного врача», «модного диджея». Сравните эти описания, установите, какие стереотипы восприятия присутствуют в текстах ваших соучеников.

Поработайте с источником

В опытах современного российского психолога А. А. Бодалева группе взрослых предлагали описать человека по фотографии. Перед показом одного и того же фотопортрета одной группе дали понять, что это портрет героя, а другой — преступника.

Ошибки восприятия

В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись описания, данные испытуемыми по фотографии. Например: Преступник. «Этот зверюга что-то хочет понять, умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошенная вперед». Или: «Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно думать, что, до того как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд». Герой. «Молодой человек лет 25—30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма». Или: «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое».
Вопросы и задания: 1) Какие механизмы социальной перцепции повлияли на мнения участников эксперимента? 2) Какие признаки были интерпретированы и оценены испытуемыми? 3) Представьте эти признаки для наглядности в виде сравнительной таблицы.

§ 34. Малые группы

Вспомните:  
  какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?
     

Группы, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, представляют интерес для ряда наук: социологии, социальной философии, социальной психологии и др. В 11 классе вы рассмотрите большие социальные группы и социологические подходы к их изучению. В этом параграфе мы остановимся в основном на социально-психологических подходах к изучению малых групп.
С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. В малых группах проявляются общие закономерности каждой из трех сторон общения. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.
В социальной психологии проблема малых групп составляет наиболее интенсивно разрабатываемую область исследований. Социальные психологи изучают психологические особенности, закономерности, процессы, возникающие в малых группах.

ЧТО ТАКОЕ МАЛАЯ ГРУППА

Под малой группой в социальной психологии понимается немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении.
К характеристикам малой группы относят психологическую и поведенческую общность ее членов. Психологическая общность основана на том, что люди осознают свою принадлежность к определенной группе — группе, имеющей свои особые групповые интересы, нормы, ценности и цели. Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется через осознание факта общности с другими членами группы, различение некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». Наличие так называемого «мы-чувства» многие социальные психологи считают главной характеристикой группы.
Исследователи сходятся в том, что начинается малая группа с объединения 2—3 человек. По вопросу же верхней границы численности малой группы высказываются разные точки зрения — от 8—10 до 30—40 человек. Правда, чаще всего группы с численностью более двадцати человек не определяются как малые. Причина этого, видимо, состоит в том, что непосредственное взаимодействие членов группы и личное воздействие друг на друга, которые являются отличительными чертами такой группы, проявляются менее выраженно.

Вопросы наиболее точного определения малой группы, принципов выделения малых групп, а также количественных параметров (нижнего и верхнего пределов числа членов малой группы) до настоящего времени остаются дискуссионными.

Общение и совместная деятельность рассматриваются как основа для возникновения эмоциональных отношений в группе (симпатий, антипатий, безразличия) и особых групповых ценностей и норм поведения.
Вероятно, вы помните из курса основной школы, что групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны или приняты группой и которым должно подчиняться поведение ее членов. Эти нормы складываются в связи с отношением группы к социальным явлениям, что находит выражение в групповых ценностях (по сути, совместном ответе на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»). В этом проявляется связь групповых норм с групповыми ценностями. (Подумайте, что можно отнести, например, к нормам жизни и ценностям вашей семьи как малой группы.)

Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм, выполняющих функции социального контроля (набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения).

Малая группа является социальной системой. Ее элементами, как и элементами других социальных систем, выступают люди и возникающие между ними отношения.
Малая группа является динамической системой, о чем свидетельствуют процессы ее изменения, развития. Это открытая система, так как она связана с внешней средой, испытывает ее воздействия и реагирует на них. Однако, как утверждают исследователи, степень открытости различных групп влияниям окружающей среды, общества различна. Группы с незначительной степенью открытости довольно часто используются обществом для достижения каких-либо определенных задач. Примерами таких групп являются экипажи судов, находящихся в длительном плавании, команды космических кораблей, полярных экспедиций, армейских подразделений.
Малая группа обладает некоторой самодостаточностью, которая позволяет ей приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Поэтому малые группы обычно существуют довольно продолжительный период времени, их члены встречаются на более или менее регулярной основе, чаще всего в одном и том же месте. Например, школьный класс может существовать до 10—11 лет.

КАКИМИ БЫВАЮТ ГРУППЫ

В литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации групп, называются разные основания этих классификаций. Остановимся на наиболее принятых.
Прежде всего среди групп выделяют условные и реальные группы. Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Люди, объединенные в эти группы, могут не только никогда не встречаться, но и ничего не знать друг о друге. Так, в статистике выделяют условные группы людей по какому-то признаку. Например, из жителей того или иного субъекта РФ статистически выделяют группу людей, имеющих определенный уровень образования, или определенное заболевание, или нуждающихся в отдельном жилье. (Опираясь на определение группы, объясните, почему выделенная таким способом группа будет условной.) В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др. (Подумайте, какие еще признаки могут быть положены в основу выделения условных групп.)
В противоположность условным реальные группы — это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Реальные группы возникают либо в связи с потребностями общества (создаются различными организациями), либо по желанию включенных в эту группу людей (возникают как добровольные объединения). К реально существующим группам, к примеру, относится семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания.
Для понимания особенностей социально-психологического исследования важно различать среди реальных групп лабораторные и естественные группы. Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований. Например, во время одного из экспериментов, в ходе которого изучалось влияние телепередач на детскую агрессию, в лабораторную группу были объединены несколько учащихся начальной школы. Исследователи организовали просмотр телепередач в лаборатории, чтобы можно было контролировать «количество» жестокости, свидетелями которой становились дети, и прослеживать ее влияние на поведение детей.
Естественные группы возникают в ходе развития общества. В связи с численностью их участников среди естественных групп выделяют большие и малые группы. Примерами больших естественных групп являются этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.). Примеры малых естественных групп — школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.
Возникновение социальной психологии как науки обычно связывают с первыми попытками изучения психологических явлений в больших группах (вторая половина XIX в.). Изучалась, к примеру, «психология народов», «психология масс». Начиная с 20-х гг. XX в. социальные психологи сосредоточились на изучении малых групп. Подробно вы познакомитесь с большими группами в 11 классе. Здесь мы упоминаем их, чтобы дать целостное представление о том, какими бывают группы.
Среди естественных групп выделяют первичные и вторичные. Критерий выделения — наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Вторичные группы — это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники». Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то все студенты курса и факультета составляют вторичное объединение. Первичную группу отождествляют с малой группой, говоря о том, что она выступает частью системы более высокого уровня — вторичного объединения. С этой точки зрения малую группу нередко характеризуют как подсистему.
Теперь посмотрим, какими бывают малые группы.
Исследователи проводят различие между группами формальными (организованными, официальными) и неформальными (неофициальными, спонтанными). Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. Согласно американскому социологу Элтону Мейо (1880—1949 гг.), впервые предложившему деление малых групп на формальные и неформальные, формальная группа отличается тем, что в ней изначально определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения («структура власти»). К формальным группам можно, например, отнести футбольную команду, в которой изначально четко определены роли каждого из участников: нападающий, защитник, вратарь и т. д. (Приведите свои примеры формальных групп.)
Неформальные группы — это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Неформальная группа может возникнуть внутри формальной. Например, в школьном классе как формальной группе могут возникнуть более мелкие группы, состоящие из приятелей или друзей, объединенных общим интересом. Неформальная группа может также возникнуть не внутри той или иной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Так возникают, например, дворовые компании. Иногда в рамках таких групп, несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них можно различить позиции и роли. (Вспомните, например, Тимура и его команду, описанную в книге А. П. Гайдара.) Социальные психологи зачастую рассматривают структуру формальных и неформальных отношений, различая не группы, а тип и характер отношений внутри их.
Еще одна часто встречающаяся в литературе классификация — «группы членства» и «референтные группы» (от лат. refero — соотношу, англ. to refer — относить, соотносить).

РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ

Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке.
Группы, которые рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок, являются для него группами членства.
Например, купив туристическую путевку, человек обычно становится членом формальной (организованной) туристической группы. Такую группу можно считать группой членства, поскольку степень ее значимости для человека и степень ее влияния на систему его ценностей достаточно невелика.
Группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки, называют референтными группами. Ввел это понятие американский социальный психолог Г. Хаймен (род. в 1942 г.), установивший при исследовании студенческой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.178.179 (0.021 с.)