Тема 14. Государство, право и личность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Государство, право и личность



Соотношение понятий: человек, гражданин, личность. Гражданство как особое правоотношение между государством и личностью; характер взаимных прав и обязанностей государства и личности.

Правовой статус личности, конституционный статус личности;
их соотношение. Роль государства в закреплении правового статуса личности. Основные права, свободы и обязанности граждан, их виды
и содержание. Проблема единства прав и обязанностей человека и гражданина. Соотношение правового статуса и правового положения личности.

Проблема гарантированности прав и свобод личности. Социальные условия их осуществления. Роль государства в их обеспечении.

Тема 15. Государство, право и социальное развитие

Государство, право и экономика.

Влияние экономики на возникновение, функционирование и развитие государства и права.

Обратное воздействие государства и права на экономику.

Характер вмешательства современного государства в экономику; его направления и методы (стратегическое планирование, кредитование, инвестирование, национализация и денационализация, размещение
государственных заказов и др.).

Государство, право и культура. Возможности влияния государства
на общую, нравственную, правовую и политическую культуру общества. Роль права и законодательного регулирования.

Государство, право и глобальные проблемы современности. Роль государства и права в разрешении глобальных проблем. Возможности
в этом плане правого регулирования, правоприменительной и правоохранительной деятельности, международного сотрудничества, неправовых форм государственной деятельности.

Государство, право и безопасность общества. Влияние государства
и права на обеспечение безопасности в социально-политической сфере. Роль государства и права в предотвращении межнациональных конфликтов.

Роль государства в обеспечении безопасности во внешнеполитической, экономической, информационной и криминальной сферах.

Предотвращение и разрешение конфликтов в сфере взаимоотношений между «ветвями» государственной власти, между органами государства.

Правовые и неправовые средства обеспечения общественной
и государственной безопасности.

Тема 16. Проблемы формирования правового
и социального государства

Возникновение и развитие идеи правового государства. Идеи
правового государства в российской политико-правовой науке.

Признаки (принципы) и понятие правового государства. Государство и гражданское общество. Личность в правовом государстве.

Социальные и юридические условия, пути и средства формирования правового государства.

Понятие социального государства, его соотношение с правовым
государством.

Проблемы формирования правового и социального государства
в современной России.

Будущее государства и права.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства (Гриф МО РФ): учебник. – М.: НОРМА:ИНФРА-М, 2010.

2. Общая теория права и государства /под ред. В.В. Лазарева. – 5-е изд. – М.: НОРМА, 2010.

3. Теория государства и права: учебник / М.Н. Марченко. – М.: Проспект, 2009.

4. Теория государства и права: курс лекций /под ред. Н.И. Матузова
и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.

5. Теория государства и права: учебник /под ред. А.Г. Хабибуллина, В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2009.

Дополнительная литература

6. Араб-Оглы Э.А. Обозримое будущее: Социальные последствия НТР:
год 2000. – М., 1986.

7. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки //
Государство и право. – 1993. – № 7.

8. Бельский К.С. О концепции реформы государственной службы в России //
Государство и право. – 1994. – № 4.

9. Вебер М. Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990.

10. Гэлбрейт Дж. Экономическая теория и цели общества. – М.: Прогресс, 1979.

11. Гудожник Г.С., Елисеева В.С. Глобальные проблемы в истории человечества. – М., 1989.

12. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – М., 1996.

13. Гулиев В.Е. Российское государство: состояние и тенденции //Политические проблемы теории государства. – М., 1993.

14. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной
власти в условиях формирования гражданского общества //Государство
и право. – 1994. – № 7.

15. Загайнов Л.И. Экономические функции Советского государства. – М.: Юрид. лит., 1968.

16. Загладин В.В., Фролов И.Т. Глобальные проблемы современности:
научный и социальный аспект. – М., 1981.

17. Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М., 1978.

18. Каск Л.И. Функции и структура государства. – Л., 1969.

19. Карапетян Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма (Критический обзор некоторых публикаций) //Государство и право. – 1996. – № 12.

20. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. – М., 1995.

21. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб., 1993.

22. Кузьмин Э.Л. Демократия: некоторые вопросы теории, методологии
и практики. – М., 1986.

23. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: Прогресс, 1978.

24. Клименко А.В. Экономические функции государства в период рыночной
реформы //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. – 1993. – № 6. – С. 13–24.

25. Лазарев В.В. Теория государства и права (актуальные проблемы). – М., 1992.

26. Лейбин В.М. Зарубежная глобалистика: проблемы и противоречия. – М., 1988.

27. Лекарев С.В., Порк В.А. Бизнес и безопасность. – М., 1995.

28. Ленин В.И. Государство и революция: Учение марксизма о государстве
и задачи пролетариата в революции //Полн. собр. соч. Т.33.

29. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение //Государство и право. – 1993. – № 7.

30. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России //Государство и право. – 1996. – № 5.

31. Мироненко А.Н. Борьба за мир и глобальные проблемы современности. –
Киев, 1985.

32. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. – 1993. – № 6.

33. Найшуль В. Либерализм и экономические реформы //Мировая экономика
и международные отношения. – 1992. – № 8.

34. Права человека: История, теория и практика. – М., 1995.

35. Пискотин М.И. Переход к рынку и государство //Общественные науки
и современность. – 1993. – № 4. – С. 14–25.

36. Проблемы ценностного подхода в праве: традиции и обновление. – М., 1996.

37. Продовольственные проблемы населения мира. – М., 1982.

38. Правовое государство: Сборник зарубежных материалов. – М., 1990.

39. Россия на пути к 2000 году //Вопросы экономики. – 1996. – № 2. – С. 4–58.

40. Свенссон Б. Экономическая преступность. – М.: Прогресс, 1987.

41. Синюков В.Н. Российская правовая система. – Саратов, 1994.

42. Социалистическое государство: сущность, функции и формы. – М., 1978.

43. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. – М., 1990.

44. Теория государства и права /под ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999.

45. Тененбаум В.О. Государство: система категорий. – Саратов, 1971.

46. Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика. – М., 1995.

47. Хозин Г.С. Современная глобалистика и проблемы перестройки системы международных отношений //Социально-политические науки. – 1990. – № 5.

48. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: Введение в теорию. – М., 1993.

49. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений
о государстве //Государство и право. – 1992. – № 5.

50. Черниловский З.М. Правовое государство: исторический опыт //Государство и право. – 1989. – № 4.

51. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства //Государство и право. – 1993. – № 8.

52. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти //Государство и право. – 1995. – № 8.

53. Чиркин В.Е. Формы социалистического государства. – М., 1973.

54. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ //Государство и право. – 1994. – № 8–9.

55. Эбзеев Б.С. Конституция: Демократия. Права человека. – М., 1992.

Адреса сайтов в Интернете

· www.tarasei.narod.ru/uchtgp.html (Правовая библиотека: литература по теории государства и права)

· www.yurclub.ru/docs/theory/index.html (Общая теория права)

· www.gumer.info/bibliotek-Buks/Pravo/lazar/index.php (Лазарев В. Общая теория права и государства)

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

Тема 1. Сущность государства

Сущность – философская категория, отражающая совокупность
основных свойств явления. Для государства главное – это власть: кому эта власть принадлежит, и чьи интересы она отражает. По этому вопросу
существует три основные точки зрения. Их сторонники считают:

· сущность государства – это диктатура (ничем не ограниченная власть) господствующего класса, отражающая его интересы;

· сущность государства – это обеспечение единства общества
на основе согласования интересов всех классов и социальных групп;

· сущность государства двойственна: оно, с одной стороны, выражает интересы господствующей элиты (класса, блока классов,
социальной группы), а с другой – объединяет общество, сочетая интересы всех классов и социальных групп.

1. В чем же заключается сущность государства? Какова Ваша точка зрения по этой проблеме? Приведите обоснование своей позиции.

2. Как Вы считаете, может ли существовать государство,
не выражающее ничьих интересов, кроме своих собственных?

& Литература: 7, 12, 13, 22, 28, 48, 49, 51, 52.

Тема 2. Понятие и признаки государства

Государство является особой организацией, которая отличается,
с одной стороны, от организации власти первобытного общества, а с другой – от различных общественных и иных объединений. Существующие определения государства отражают его сущность и некоторые из этих
признаков. Вот два из таких определений:

· государство – это особая организация суверенной политической власти определенного класса (блока классовых сил, социальной группы), обладающая аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руководство всем обществом и его интеграцию;

· государство – это исторически преходящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая политическая организация суверенной публичной власти, обеспечивающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства.

1. Укажите, какие элементы этих определений отражают:

· сущность государства;

· признаки государства, отличающие его от власти в первобытном обществе;

· признаки, отличающие государство от других организаций в государственно-организованном обществе.

2. Как Вы считаете, имеются ли в этих определениях расхождения в понимании сущности государства, и какие?

& Литература: 7, 8, 22, 29, 48, 51.

Тема 3. Проблема относительной самостоятельности государства

Долгое время распространялся взгляд, согласно которому государство, как и право, не имеет собственной истории. Оно целиком и полностью зависит от экономического строя, от классовой борьбы и других экономических и социальных факторов. Такого рода суждения являлись,
по-видимому, догматическим истолкованием отдельных высказываний Маркса и Энгельса, согласно которым «государство не составляет самостоятельной области и не развивается самостоятельно», а за государственным устройством можно признать только «видимость самостоятельной
истории» (см.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 310; Т. 39. С. 83).
Вместе с тем отдельные ученые (В.Е. Гулиев, Г.Н. Манов, В.В. Лазарев и др.) акцентировали внимание на тех положениях теории государства,
которые показывают относительно независимое развитие и функционирование государства. Более того, в учебнике «Общая теория права
и государства» утверждается, что «относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием».

1. Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах
по этому вопросу?

2. Как Вы считаете, каковы исторические формы относительной самостоятельности государства?

3. В чем проявляется относительная самостоятельность государства? Как соотносятся, на Ваш взгляд, относительная самостоятельность государства и зависимость последнего от внешних социальных факторов?

4. Изучите характеристики «чрезвычайной» («исключительной») самостоятельности государства и сделайте свой вывод о том, когда она возникает. Приведите конкретные примеры.

& Литература: 2, 25.

Тема 4. Классификация форм государства

Форма государства – это способ организации высших органов государственной власти (форма правления), территории (форма государственного устройства) и взаимодействия власти с населением (государственный или политический режим).

По форме правления государства делятся на монархии (абсолютную
и конституционную) и республики (президентскую и парламентскую);

по форме государственно-территориального устройства – на уни-тарные, федеративные и конфедеративные;

по государственному режиму – на демократические и антидемократические.

1. Как Вы считаете, чем отличаются монархия от республики, абсолютная и конституционная монархии от президентской
и парламентской республик?

2. Каковы, на Ваш взгляд, черты различия унитарного государства, федерации и конфедерации? Сравните несколько демократических (недемократических) режимов и определите их виды.

3. Какие тенденции развития государственных (политических) режимов в современных условиях Вы бы выделили в первую очередь? Какими причинами обусловлены эти тенденции?

4. Посредством анализа соответствующих статей Конституции Российской Федерации определите характер формы правления, государственно-территориального устройства и политического (государственного) режима современного Российского государства. При ответах делайте ссылки на эти статьи.

& Литература: 3, 4, 19, 22, 41, 42, 45, 51, 53, 54.

Тема 5. Классификация функций государства

Функции государства – это основные направления государственной деятельности, отражающие его назначение и сущность. Существует два основных подхода к классификации функций государства. Первый предполагает деление функций на внешние и внутренние, а последний – на классовые и общесоциальные. При втором подходе выделяются экономические, политические, идеологические, социальные и экологические функции.

Определите свою позицию по следующим вопросам:

1. В каком соотношении, на Ваш взгляд, находятся функции
государства с его целями, задачами и сущностью? Проиллюстрируйте ответ конкретными примерами (Российская Федерация, США и т.д.).

2. В чем заключается различие между классовыми и общесоциальными функциями государства? Приведите примеры. Обладает
ли современное Российское государство классовыми функциями?

3. Чем вызван интерес в государственно-правовой науке к новому варианту классификации государственных функций (на экономические, политические и др.) без их разделения на внутренние и внешние? Как Вы считаете, в чем заключается особое значение экологической функции государства в современных условиях?

Какие формы осуществления функций государства можно
отнести к правовым, и какие – к неправовым?

& Литература: 18, 32.

Тема 6. Проблема легитимности государственной власти

Легитимность – одно из свойств государственной власти. Традиционно легитимность связывали с законностью получения власти (вначале
с законностью происхождения и способом установления власти короля).
Однако в Новое время получает развитие иной взгляд, согласно которому на первое место выходят признание власти и готовность ей подчиняться.

1. Какой признак, на Ваш взгляд, является определяющим
в легитимации государственной власти?

2. Обоснуйте наиболее приемлемую, на Ваш взгляд, классификацию легитимности государственной власти.

3. Актуальна ли для России 90-х гг. проблема делегитимации государственной власти? Если да, то где, по-Вашему, лежат причины этого явления: в сфере сознания граждан или в бюрократизации и мафизации власти? Каков магистральный путь решения проблемы?

& Литература: 2, 36.

Тема 7. Определение механизма государства
и вопросы его совершенствования

По мнению большинства ученых, механизм государства – более
широкое понятие, чем государственный аппарат (или аппарат государства). Если в последний входят только органы государства, которые обладают властными полномочиями, то в государственный механизм наряду
с ними – все государственные учреждения (например, государственные предприятия) и другие структуры, участвующие в осуществлении государственных функций (в частности, вооруженные силы, внутренние войска, ОМОН и другие специальные подразделения, тюрьмы и пр.).

Но есть и сторонники «узкого» понимания механизма государства, которые отождествляют его с государственным аппаратом. В свете
теории М. Вебера наметилось аналитическое (менее критическое) отношение к бюрократизации государственного аппарата.

1. Какую точку зрения Вы считаете более правильной? Аргументируйте свою позицию.

2. Классифицируйте органы государственной власти в соответствии с выполняемыми ими властными полномочиями. Укажите, какие федеральные органы России входят в каждую из классификационных групп.

3. Какие проблемы совершенствования аппарата Российского государства существуют, по Вашему мнению, в настоящее время?

& Литература: 8, 14.

Тема 8. Проблемы соотношения государства, права и личности

Реальное положение человека в обществе зависит, прежде всего,
от политического (государственного) режима, существующего в данном государстве.

При тоталитарном и авторитарном режимах первичными признаются интересы государства, человек же нередко становится лишь средством для достижения определенных, поставленных государством целей.

При либеральном или демократическом режимах приоритетными признаются интересы личности: именно человек становится высшей ценностью, целью государственной деятельности. Проявляется все это,
с одной стороны, в закреплении правового статуса личности, а с другой –
в обеспечении возможностей реализовать соответствующие права
и свободы.

1. Рассмотрите существующие в литературе различные определения понятия о правовом статусе личности, выберите из них наиболее точное, на Ваш взгляд, и определите его отличие от других определений.

2. Как Вы считаете, может ли государство произвольно устанавливать правовой статус личности? Чем определяются возможности государства в этом вопросе?

3. Какими обстоятельствами определяется реальная возможность гражданина использовать свои права и свободы? Что должно делать государство для того, чтобы обеспечить своим гражданам такую возможность? Каковы, по Вашему мнению, основные направления деятельности Российского государства в целях создания для своих граждан соответствующих условий?

& Литература: 2, 17, 20, 34, 42, 46, 55.

Тема 9. Проблема определения роли государства
в регулировании экономики

В соответствии с общепринятой у нас в недавнем прошлом
марксистско-ленинской концепцией государство является мощным орудием преобразования экономического строя общества и дальнейшего развития экономики. Это осуществляется путем национализации основных средств производства, государственного планирования
экономического развития, введения монополии внешней торговли,
государственного регулирования цен.

В западной науке существуют две основные концепции соотношения государства и экономики. По мнению сторонников либерального направления (Ф. фон Хайек, М. Фридман и др.), вмешательство государства в экономику должно быть минимальным: оно устанавливает только необходимые правовые рамки, а все остальное осуществляется посредством саморегуляции рыночных отношений.

Представители «максимального государства» (Дж. М. Кейнс,
Д. Хикс, Дж. Гэлбрейт, В.В. Леонтьев и др.) делают акцент на необходимости использования уникальных возможностей государства, которое «должно способствовать счастью и процветанию общества». Среди
российских политиков идет острая борьба по вопросу экономической роли государства между правыми и левыми.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Чем отличается роль государства в рыночной и плановой
экономике? Охарактеризуйте экономическую функцию государства.

2. Какие, на Ваш взгляд, вопросы экономической сферы должны быть в обязательном порядке урегулированы государством?

3. В чем заключается различие между теорией «максимального государства» и марксистско-ленинской теорией в решении вопроса
о роли государства в регулировании экономики? Приведите исторические примеры, подтверждающие правильность той или иной теории.

& Литература: 9, 10, 12, 15, 23, 24, 33, 35, 40.

Тема 10. Проблемы соотношения государства
и права с культурой

Существует множество определений культуры. Однако чаще всего
она понимается как совокупность ценностей, созданных человечеством
и передаваемых из поколения в поколение. Могут быть выделены,
с одной стороны, материальная культура (здания, производственные комплексы, механизмы и пр.), а с другой – духовная культура (идеи, теории, произведения искусства и т.п.).

Духовная культура включает ряд комплексов: политическую,
правовую, нравственную, эстетическую культуру и др. Культура в целом и все ее комплексы в той или иной мере оказывают влияние на деятельность государства, в том числе и на правовое регулирование общественных отношений. В свою очередь, государство и право воздействуют
на развитие культуры и ее комплексов.

1. Как воздействует правовая, нравственная и политическая культура общества на развитие государства и его правовой системы?

2. В какой степени, и каким путем государство влияет на развитие культуры и ее основных комплексов?

3. Какую роль, на Ваш взгляд, в национальном развитии играет официальная идеологическая доктрина?

& Литература: 2.

Тема 11. Роль государства в решении глобальных
проблем современности

Глобальными называются проблемы общепланетарного характера,
от решения которых зависит существование человечества. В их числе – экологическая, демографическая, продовольственная, сырьевая, проблема предотвращения термоядерной войны и др.

1. Какое место среди политических институтов, призванных
решать глобальные проблемы, занимает государство?

2. Какие глобальные вопросы могут быть решены в правовых,
и какие в неправовых формах?

3. В чем заключается роль международно-правовых норм и принципов, а также международного сотрудничества государств в решении глобальных проблем?

Приведите примеры решения экологических, сырьевых и других проблем вышеназванными средствами.

& Литература: 2, 6, 11, 16, 26, 31, 37, 47.

Тема 12. Роль государства в обеспечении
общественной безопасности

Одним из основных условий нормального развития любого общества является его общественная безопасность, тесно связанная с собственно государственной безопасностью.

Общественная безопасность – сложное явление, включающее различные сферы: социальную, экономическую, внешнеполитическую,
информационную и др.

Осуществляя свои функции, государство призвано обеспечивать безопасность, как в целом, так и в отдельных сферах социальной жизни, используя при этом различные средства.

1. Каково соотношение общественной и государственной безопасности?

2. Какими средствами и методами государство обеспечивает
общественную и государственную безопасность? Какие средства обеспечения безопасности государства и общества, на Ваш взгляд, можно отнести к правовым, а какие – к неправовым?

3. Каков круг вопросов, подлежащих правовому регулированию
в сфере обеспечения общественной безопасности?

Ответы иллюстрируйте примерами исходя из конкретных сфер общественной безопасности.

& Литература: 2, 27.

Тема 13. Проблемы формирования правового
и социального государства

Основными признаками правового государства считаются:

· верховенство правового закона во всех сферах социальной
жизни;

· взаимная ответственность государства и личности при приори-тетности интересов человека;

· реализация принципа разделения властей.

Главное заключается в том, что законы в таком государстве отражают интересы большинства граждан, в связи, с чем эти законы добровольно и сознательно соблюдаются подавляющим большинством граждан. Поэтому правовое государство может быть построено не во всяком обществе. Необходимы определенные социальные условия, которые обеспечивали бы все это. Ряд государств непосредственно в их конституциях характеризуется в качестве социальных (Германия, Россия и др.). Однако многие ученые и политики видят в данных положениях, скорее стремление к идеалу, а не реальность.

1. Существуют ли, по Вашему мнению, государства, которые
сегодня можно было бы назвать социальными или правовыми?

2. Каковы социальные условия формирования правового государства (экономические, социально-политические, культурные)?

3. Каковы юридические средства формирования правового
государства и какова их роль в создании социальных условий для его построения?

4. Каковы, по Вашему мнению, основные признаки социального государства?

5. Связаны ли между собой процессы формирования правового
и социального государства? Каков характер этой связи?

6. Каковы перспективы формирования в современных условиях правового государства в России?

& Литература: 1, 12, 14, 21, 30, 38, 43, 44, 50.

Тема 14. Проблема определения исторических судеб
государства и права

При всем многообразии оценок права и государства западная политическая мысль связывает с ними дальнейший прогресс общества.
В свою очередь сами государственно-правовые институты рассматриваются в качестве итога прогрессирующего общественного развития.
В противоположность данным воззрениям марксистско-ленинское учение пропагандирует теорию отмирания государства и права.

1. Как Вы считаете, в силу, каких причин появляются противоположные оценки роли права и государства и их исторических судеб?

2. Какие свойства права позволяют прогнозировать перспективы правового регулирования как одного из способов эффективного
воздействия на общественные отношения.

3. В чем специфика социальной роли государства? Не может
ли эта роль выполняться негосударственной организацией? Свой ответ аргументируйте.

& Литература: 2.

Примерная тематика курсовых работ

 

1. Государство как носитель государственной власти.

2. Отличие государства от органов власти при первобытном строе.

3. Целостность и безопасность государства.

4. Основные подходы к типологии государства.

5. Монархия и республика – основные формы государственного правления.

6. Форма государственного устройства как способ территориальной
организации государственной власти.

7. Современные организационно-правовые формы межгосударственной интеграции.

8. Государственно-правовой режим в современной России (Республике Беларусь).

9. Глобальные проблемы и функции современного государства.

10. Взаимодействие органов государства и органов самоуправления
в реализации функций государства.

11. Разделение властей – принцип деятельности демократического государства.

12. Разделение властей в Российской Федерации (Республике Беларусь).

13. Идеи правовой государственной и политико-правовой мысли России (Республики Беларусь).

14. Современные представления о правовом государстве.

15. Теория и практика формирования правового государства в современной России (Республике Беларусь).

16. Современное понимание сущности гражданского общества.

17. Универсальный характер прав человека, их гуманистическая направленность.

18. Соотношение прав человека и прав нации, народа.

19. Поколения прав человека.

20. Защита прав и свобод человека.

21. Уполномоченный по правам человека.

22. Права человека и гражданина.

23. Ответственность государства перед гражданином и гражданина
перед государством.

24. Идеи социальной государственности в воззрениях русских юристов.

25. Соотношение принципов правовой и социальной государственности.

26. Воплощение идеи социального государства в практике России (Республике Беларусь).

27. Функции современного социального государства.

28. Глобальные проблемы человечества и функции государства.

 

Методические рекомендации
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ птк

В проблемно-тематическом курсе приводятся задания для самостоятельной подготовки, в процессе которой студент должен найти ответы на каждый из поставленных вопросов. Для посредственного ответа, по-видимому, будет достаточно ознакомиться с учебной литературой, а для отличного – потребуется изучение специальных источников.

Проблемное задание предполагает большее проявление самостоятельного, творческого подхода студента. Оно ориентирует студента
на то, чтобы он разобрался в сути проблемы, причинах ее появления,
характере разногласий по существу вопроса, а затем предложил наиболее перспективный, с его точки зрения, вариант решения, подкрепив его аргументами, заимствованными из литературы или своими собственными. Другие задания ориентируют студента на поиск истины, формирование знаний по определенному вопросу и, соответственно, умение кратко изложить суть проблемы, показать (продемонстрировать) эти знания преподавателю.

Проблемные и поисковые задания даются, как правило, в комплексе. Их выполнение позволяет освоить соответствующую тему курса
в полном объеме. Исполнителю заданий следует быть готовым к собеседованию с преподавателем по любой теме ПТК на экзамене.

 

 
 


 
 
Лазарев Валерий Васильевич теория государства и права Часть 2 Программа курса. Проблемно-тематический курс Редактор М.В. Егорова Макет, верстка Т.А. Поверина Корректор Г.В. Платова Лицензия ИД № 00871 от 25.01.00. Подписано в печать 12.10.2011 Формат 60×84 1/16. Усл. печ. л. 1,4. Изд. № 2272 Издательство МИЭП, типография МИЭП 105082, Москва, Рубцовская наб., д. 3, стр. 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.133 с.)