Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы и направления работыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Вы, вероятно, обратили внимание на все возрастающее число детей раннего и дошкольного возраста, требующих психологической коррекции. Конечно, тому есть множество различных причин. Изучить их, помочь ребенку, родителям — задача практического психолога. Однако сделать это не просто, особенно там, где отсутствует данная категория сотрудников дошкольных учреждений. Если же ставка существует, то работать в одиночку опять же не так просто. Лучший и оправдавший себя опыт — создание диагностико-реабилитационных центров (ДРЦ). Один из них существует в г.Барановичи. Сегодня мы знакомим с опытом работы психолога центра Владимира Леонидовича РУЦКОГО, который весьма успешно сотрудничает с родителями, детьми, сотрудниками детских дошкольных учреждений, учеными.
Специфика работы психолога с маленькими детьми описана в психологической литературе достаточно полно (Е.В.Субботский, Дж.Лешли, Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидере), поэтому можно лишь коротко обозначить некоторые основания этой специфики: — ребенок неспособен самостоятельно заявить о своих проблемах — они проявляются косвенно через отставание в развитии, капризность, агрессивность и пр. Это обусловливает необходимость, во-первых, активности со стороны самого психолога по выявлению психологических проблем у детей, во-вторых, разделения в жалобах родителей их собственных проблем и трудностей ребенка; — ребенок не может осознанно поставить перед собой цель избавиться от своих психологических проблем и нарушений. Более того, только тогда он станет сотрудничать с психологом, когда ему это будет интересно. Эти обстоятельства делают необходимым использование как в диагностической, так и в коррекционной работе игровых моментов, особенно привлекательных для детей; — отсутствие рефлексии у детей дошкольного возраста, с одной стороны, облегчает, а с другой—усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы для консультируемого. Это вызывает необходимость работать "здесь и теперь" с переживаниями ребенка и делать акцент на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в коррекционной работе. Работа психолога начинается с диагностики, которая включает в себя два основных этапа: — проведение обследования с помощью ряда методик (соответствующих жалобам родителей и наблюдаемым трудностям ребенка); —осмысление результатов, полученных после проведения методик исследования. Решение второй задачи является творческим, нерегламентированным процессом. Это обусловлено тем, что каждая отдельная методика предполагает вполне четкий алгоритм интерпретации получаемых результатов, а в плане обобщения результатов различных методик такой определенности нет; а также тем, что психологические проблемы конкретного ребенка могут найти описание в психологической литературе лишь в некотором приближении. Например, классические внутриличностные конфликты в конкретном случае имеют различные индивидуальные "оттенки" как в плане возникновения, так и в плане протекания, проявления и возможностей устранения. Указанные обстоятельства требуют описания плана работы не с отдельными нарушениями, но с реальными феноменами психологических затруднений (здесь нарушения, по сути, приравниваются к психологическим проблемам, т.к. работа с патологическими процессами должна осуществляться либо психиатром, либо патопсихологом). Каждый специалист, работающий с детьми, может назвать множество негативных элементов в поведении ребенка. Но задача состоит не в том, чтобы только удалить, устранить нежелательное поведение, а в том, чтобы выявить и устранить его причину, т.к. поведение—лишь следствие, проявляющееся во внешнем, видимом плане. Корректировать надо не следствие (поведение), а причину (нарушение)—это главный принцип, который должен регулировать практическую работу с ребенком. В случае его несоблюдения ошибки, усугубляющие нарушения, неизбежны. Прежде чем перейти к рассмотрению нарушений, способов и средств их коррекции, необходимо провести границу между нарушением и нормой. Это необходимо для того, чтобы не устранить необходимые для развития ребенка факторы, те, которые лишь на первый взгляд кажутся проявлениями нарушений, и не обойти вниманием те элементы поведения ребенка, которые, возможно, и не вызывают особых опасений взрослых, так как не проявляются ярко, и которые являются следствием нарушений эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка. Границу нормы и патологии очень трудно определить. Еще З.Фрейд высказал точку зрения, согласно которой этой границы нет—"нормальные" образования личности плавно переходят в патологические. Однако задачи, стоящие перед специалистом, работающим с детьми, требуют выделения критериев "нормы/патологии". Такие критерии имеются, и надо лишь учесть, что конкретный ребенок—это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика, даже при наличии искомых критериев, представляет собой сложную работу, состоящую в воссоздании модели нарушений личности конкретного ребенка. Определить проявление нарушений можно по следующим признакам: 1. Нарушение какой-либо сферы личности, психики ребенка всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют либо замедляют свое развитие. 2. Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать при наблюдении. Однако надо учесть, что не все нежелательные для взрослых поступки ребенка являются результатом искажений и нарушений в его личности. Известно, что в критические моменты возрастного развития (0, 1, 3, 7, 13, 17 лет) ребенок становится трудновоспитуемым, но это скорее хорошо, чем плохо, так как показывает, что ребенок растет. В эти периоды взрослым нужно быть терпимее, не настаивать на своих требованиях, не стараться "переделать" ребенка, ведь это может "сломать" его. В эти периоды нет необходимости все позволять ребенку, однако требования и запреты можно предъявлять по-разному, а в критические периоды для ребенка важно особое внимание к нему. Если же трудновоспитуемость, непослушание, агрессия, капризность, упрямство и т.п. проявляются не в критические возрастные периоды, то необходимо исследовать причину появления таких форм поведения у ребенка. Возможно, они свидетельствуют о каких-либо нарушениях. 3. Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребенок может нормально взаимодействовать (например, только в семье), к тому, что в группе детей ребенок имеет социометрический статус отверженного. Это не обязательно "тихий" ребенок, это может быть и "драчун", которого не принимают в свою игру другие дети. 4. Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных воздействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается первичной по отношению к собственно воспитанию. 5. Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям. Чаще всего причиной отклонения в развитии психики и личности являются нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, которые не могут не проявиться во всех остальных сферах личности, а именно—в нарушениях интеллекта, способностей, творчества, самосознания и др. Даже если негативный процесс начался в другой сфере, он, тем не менее, "переходит" в эмоционально-мотивационную и волевую сферы, так как они являются образованиями, в которых отражаются любые изменения психики личности. Гармония или дисгармония этой сферы определяют всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность. Деформации или нарушения роста личности можно также диагностировать через так называемые эмоциональные нарушения—мх имеется достаточно ограниченное число видов и форм проявления. Это и позволяет их описать, рассмотреть конкретные причины и методы коррекционной работы. Задача практического детского психолога состоит в диагностике типа нарушения и проведении коррекционной работы с целью устранения или изменения выявленных негативных явлений. Поскольку ребенок—еще не полностью сформированная личность, то психолог работает с нарушениями как функционирования, так и развития психики. Другими словами, психолог занимается и коррекцией нарушений, и устранением психологических препятствий на пути развития ребенка. Наиболее сложной областью деятельности психолога является личность и ее нарушения. Деформации личности чаще всего приводят к отставанию в развитии познавательных процессов. Это также усложняет диагностику (и выявление причин) нарушений, а кроме того, делает проблему отклонений в личностном развитии наиболее важной для практического психолога. Отставание в развитии познавательной сферы (мышления, памяти и др.) неоднозначно определяет проявление нарушений личности. В крайнем случае, отклонения в развитии познавательной сферы могут опосредованно повлиять на нарушения роста личности. Например, низкий уровень развития мышления может способствовать появлению негативных процессов в личности (лени, агрессии и пр.), но лишь при наличии и других достаточных условий, таких, как отвержение ребенка в среде высокоинтеллектуальных детей и т.п. Для того чтобы легче ориентироваться в определении видов нарушений, можно классифицировать их по двум основаниям. Критериями для такого разделения могут выступать: Характер причин нарушений Причины могут быть "внешними" или "внутренними". Соответственно, нарушения—первичными и вторичными. "Внешними" причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустраторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми (нарушения отношений в семье или в детском саду, в школе и т.д.). Действие "внутренних" причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую. Так, фрустри-рованность как эмоциональное нарушение деформирует познавательную сферу личности, снижает способности к обучению и пр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.66 (0.011 с.) |