Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цветопись как художественный стиль↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гимназия № 1 г.Кумертау РБ
Авторы работы: Самардак Екатерина, учащаяся 11 класса, Урчева Юлия, учащаяся 10 класса, ГОУ гимназии № 1 Научный руководитель: Фексон Ида Моисеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории ГОУ Гимназии № 1, отличник образования РБ
1. Аннотация………………………………………………………..3 2. Цели и задачи ………………………………………………..….4 3. Методы работы ………………………………………….……...5 4. Обзор литературы ………………………………………….…...6 5. Список литературы ……….…………………………………… 8 6. Основная часть 6.1. Цветопись как художественный стиль …………………………..10 6.2. Анализ цветовой гаммы произведений А.И.Куприна….………..11 6.3. Свет в произведениях А.И.Куприна…………………….………..17 6.4. Цветовая и световая символика в произведениях И.А.Бунина ………………………………………………………..20 6.5. Цвет и свет в пейзажных зарисовках И.А.Бунина ………………21 6.6. Цветопись и светопись в портретах героев И.А.Бунина………. 22 6.7. Анализ цветовой и световой гаммы в повести «Суходол» …….23 6.8. Анализ цветовой и световой гаммы в рассказах И.А.Бунина «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Ворон» и др. ……………………………………………………….27 6.9. Сравнительный анализ роли цвета в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна ……………………………………… 32 6.10. Сравнительный анализ роли света в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна ………………………………………. 34 7. Заключение ………………………. ……………………….....20 8. Перспективы …………………………..……………………...22
Процесс общения с произведениями лучших писателей XIX-XX вв. всегда становится процессом духовного и интеллектуального обогащения, глубокого осознания сложности окружающего нас мира и мира человеческих взаимоотношений. Изучение произведений А.И.Куприна и И.А.Бунина позволило увидеть и понять уникальность авторского слова и стиля, выразительность формы выражения мыслей, образов и чувств. Мастерство писателей заключается и в том, что они предстают перед нами как скульпторы, композиторы, искусные живописцы: авторы «рисуют» свои произведения, используя цвет, свет, запах, вкус, маленькие бытовые детали, делая каждый образ зримым, живым. Произведения Куприна и Бунина отличаются эмоциональностью, красочностью изображения чувств героев, своеобразием сюжетов, композиционных приемов, системы образов, богатством языка. Все это представляет интерес для литературоведения, но, по мнению авторов работы, роль цвета и света особенно важна, т.к. тесно связана с главными темами творчества писателей и является наименее изученной. Исследование особенностей использования света и цветовой палитры проводилось в направлениях, связанных с целями и задачами работы. Объекты изучения – повести А.И.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет» и «Суламифь», рассказы «Белый пудель», «Изумруд», «Гамбринус», «Детский сад», а также повести И.А.Бунина «Суходол» и рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Ворон» и др. Глубокий анализ результатов исследования позволил сделать выводы о цветовой и световой символике, доминирующих и редко встречающихся в словесной палитре цветах и оттенках, их символическом значении, о роли цвета в создании образа героя, значении цветовых контрастов, цвета и света в пейзажных зарисовках, взаимосвязи цветовой гаммы и идейного замысла произведений. Авторами был проведен сопоставительный анализ роли цвета и света в произведениях Бунина и Куприна. Критическая литература, указанная в работе, использовалась только на заключительном этапе – в процессе проверки точности литературоведческих выводов и ассоциативных параллелей, – так как материалов по данной теме не было найдено. Анализ произведений А.И.Куприна сделан Е.Самардак, А.И.Бунина – Ю.Урчевой (ею проведен и сопоставительный анализ). Представленный в исследовательской работе материал может иметь практическое применение на уроках литературы и занятиях профильных элективных курсов в 10-11 кл.
Специальные Теоретические Эмпирические
Математические
У А.И.Куприна была своя система художественных средств, которые он использовал для создания художественных образов, раскрытия темы и идеи произведения. К сожалению, в критической литературе при анализе его авторского стиля уделяется большое внимание глубине характеров героев, динамичности повествования, музыкальности прозы, но практически никем не анализируется использование цвета и света. Цветопись является достаточно распространенным художественным средством выразительности языка и несет в себе огромную смысловую нагрузку, свет связан с идейно-художественными задачами писателя. В своих произведениях, особенно повестях о любви («Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь»), А.И.Куприн выступает как писатель-живописец, и каждое слово, увиденное опытным читателем под лингвистическим «микроскопом», – это значимая часть художественного произведения, имеющая чаще всего символическое значение. Роль цвета и света в произведениях – этого автора необычайно важна и требует тщательного анализа для полного проникновения в ткань художественного текста. По словам К.Г.Паустовского, «редкая особенность купринского таланта (таланта «чрезвычайного», как говорил о нем Бунин) – его способность быстро и крепко вживаться в любую обстановку, в любой уклад жизни, в любой пейзаж. О чем бы Куприн ни писал, он с первых же слов захватывал читателя полной достоверностью своей прозы… Он наполнял свои произведения остро подмеченными чертами, которые тотчас переносили нас, читателей, в эти места, делали нас… очевидцами… событий. Эта способность Куприна – все от того же жизнелюбия, постоянной заинтересованности всеми проявлениями действительности, от жажды все знать, все видеть и все понять».
Произведения И.А.Бунина также отличаются насыщенностью цветовых и световых описаний. Проникнуть в ткань текста можно только при условии владения азбукой цветовой и световой палитры писателя. Бунин использует цветопись для раскрытия сюжета, создания определенной окружающей обстановки, игра цвета раскрывает чувства героев, суть их взаимоотношений. Способность Бунина обостренно воспринимать мир через краски, звуки, запахи общеизвестна, хотя многим он казался сухим и холодным. По воспоминаниям Муромцевой-Буниной, «иногда он хотел таким казаться, – он ведь был первоклассным актером... но кто его не знал до конца, тот и представить не может, на какую нежность была способна его душа». Андре Жид в газете «Фигаро», обращаясь к Бунину, писал, что Франция считает его великим художником: «Я не знаю писателей, … у которых ощущения были бы более точны и в то же время неожиданны». Анри де Ренье называл его «гениальным художником». В 1922 г. английский журнал «The Nation and Athenaeum» писал о произведениях «Господин из Сан-Франциско» и «Деревня» как о чрезвычайно значительных; в этой рецензии все пересыпано большими похвалами: «Новая планета на нашем небе!!! Апокалипсическая сила…» Прозу Бунина приравняли к произведениям Толстого и Достоевского, отмечая при этом, что он «обновил» русское искусство «и по форме, и по содержанию». Изучая художественное произведение, мы нередко обращаемся к анализу описания природы, стремясь увидеть в ней отражение внутреннего мира героя. Одну из главных ролей в пейзажах играет именно цвет. Бунин мастерски пользуется приемом цветописи для того, чтобы показать «параллельность» мира природы и внутреннего состояния героя. С цветовой символикой связан и хронотоп: при помощи цвета писатель раздвигает границы пространства и времени в художественном произведении, проводит связующие нити между героями. Лирическое настроение в его произведениях создается большим количеством цветовых и световых повторов. Этим приемом автор усиливает эмоциональное восприятие картины. В произведениях можно проследить ярко выраженные цветовые и световые цепочки. Сам Бунин, раскрывая суть творчества, писал: «Нет, не пейзаж влечет меня,// Не краски я стремлюсь подметить, // А то, что в этих красках светит, // Любовь и радость бытия».
1. Бунин И.А. «Рассказы». – Государственное издательство художественной литературы. – М. – 1955. 2. Бунин И.А. «Рассказы». Изд-во «Художественная литература». М. – 1982. 3. Бунин И.А. «Жизнь Арсеньева». Государственное издательство художественной литературы. М. – 1955. 4. Бунин И.А. «Дневниковые записи». Изд-во «Художественная литература». М.: 1957г. 5. Куприн А.И. «Избранные сочинения». Том 1. Повести рассказы. 2-е издание. – Фрунзе: Изд-во «Кыргызстан». – 1982. 6. Куприн А.И. Рассказы. – М.: Изд-во «Детская литература», 1987. 7. Куприн А.И. Рассказы. – М.: Ид-во «Советская Россия», 1983. 8. Волков С. «Любовь должна быть трагедией!» Из наблюдений над идейно-художе-ственным своеобразием повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». М.: Издат. Дом «Первое сентября». // Литература. – 2002. – № 8. – С. 18. 9. Головко Н. От слова к словесности. Анализ художественного текста./ Литература.-1998. – № 25. – С.6. 10. Грачева И.В. «Каждый цвет – уже намек». О роли художественной детали в русской классике. / М.: Литература в школе. Научно-методический журнал. – 1997.–№ 3 –С. 49. 11. Гулова И.А. «Жизнь, тайна которой есть наше вечное и великое мучение…» (Об эссеистичности рассказа И.А.Бунина «Ущелье». // Русский язык в школе. – 1998. – № 5.– С.56. 12. Зайцев Б. «Улица Святого Николая». Изд-во «Художественная литература». М.: 1989 г. 13. Зиятдинова А. И.А.Бунин. «Легкое дыхание»: мастерство художественной детали. / Литература. – 2002. – № 30. – С. 13. 14. Иванов Н.Н. Мир, недоступный смерти. О тайном и явном в прозе И.А.Бунина. // Литература в школе. – 1999. – № 1. – С.42. 15. Марценюк С.Ф. «Да святится имя твое». Урок-беседа «Тема любви в творчестве А.И.Куприна» (11 класс). Киев: «Радянська школа». / Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – № 9. – С. 56. 16. Мурзо Т.Е. В соавторстве с классиками. Постигая тайны творческой лаборатории писателя. // Русский язык и литература в украинской школе. – 1990. – № 9. – С. 24. 17. От Библии – художественному произведению. Из «Книги Песни Песней Соломона». - Киев: «Радянська школа». / Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – № 9. – С. 60. 18. Перчаткина Ю. «Любовь, похожая на сон…» Рецензия на рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар». / Литература. – 2000. – № 14. – С.2. 19. Петрова Т.С. Рассказ И.А.Бунина «Поздний час» (Опыт интерпретации). // Русский язык в школе. – 1998. – № 5. – С.64. 20. Романичева Е.С. «Талант красивый, как матовое серебро». К изучению творчества И.А.Бунина. XI класс. // Литература в школе. – 2000. – № 7. – С. 26. 21. Степанов М. Так проходит земная слава! («Господин из Сан-Франциско»). / 1998. – №1. – С.12. 22. Суродеева Т. Всякая любовь – великое счастье. О рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи». / Литература.-2001.- № 12.- с.4. 23. Хазанов И. Тема любви в творчестве А.И.Куприна. Опыт изучения в старших классах. М.: Издат. Дом «Первое сентября». // Литература. – 2000. – № 36. – С. 14. 24. Чалова А. «Гранатовый браслет» Куприна: некоторые замечания к проблеме формы и содержания. М.: Издат. Дом «Первое сентября». // Литература. – 2000. – № 36. – С. 4. 25. Шаврина О. Пушкинская премия А.И.Куприна и традиции А.С.Пушкина в рассказе «Гранатовый браслет». М.: Издат. Дом «Первое сентября». // Литература. – 1997. – №30. – С. 13. 26. Штейнбук Ф.М. Почему умерла Суламифь? Киев: «Радянська школа». / Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – № 9. – С. 59. 27. Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет». М.: Издат. Дом «Первое сентября». // Литература. – 2002. – № 8. – С. 13. 28. Шушакова Г.В. «А счастье всюду…» Тропа к Бунину. XI класс. // Литература в школе.– 1999. – № 1. – С.70.
Доминирующая цветовая гамма
Но, кроме перечисленных выше доминирующих цветов, в цветовой палитре писателя есть и другие, не менее интересные и важные для проникновения в ткань художественного произведения. Таблица 2. Редко встречающиеся цвета
Достаточно интересным является исследование цветописи как одного из художественных приемов выразительности, используемых А.И.Куприным для раскрытия образов героев. Таблица 3.
И.А.Бунина и А.И.Куприна Таблица17.
Таблица 18.
И.А.Бунина и А.И.Куприна Таблица 19.
Отметим следующие выявленные особенности использования светописи: 1. Положительных героев писатели наделяют «светлеющими, ясными, сверкающими» глазами, отрицательные персонажи имеют «тёмные, чернеющие, с холодным отблеском» глаза. Примечательно, что глаза у героев «живые»: для их описания используются причастия и глаголы, что говорит об исключительном значении глаз, показывающих внутреннюю сущность героя. 2. «Бледным лицом» обладают отрицательные герои, эта бледность ассоциируется с плохим самочувствием, болезнью или испугом, тревогой. Обилие негативных ассоциаций как бы говорит читателям о том, что поступки героя противоречат нормам морали и нравственности. 3. Отрицательную эмоциональную окраску имеют тёмные помещения: дома, комнаты и др. Часто это связано с напряжённостью происходящих событий. У Куприна к этим значениям можно добавить ощущение тревоги, а в определённых моментах присутствие мистики, загадочности. 4. Световые описания луны у писателей различны. Бунин использует «сияние луны» исключительно для того, что вызвать негативные ощущения. «Свет месяца» Куприн может показывать для создания романтичности обстановки, усиления воздействия на читателей образов положительных героев. Луна – это спутник одиночества и тоски или счастья и любви. 5. Солнце отличается исключительно «добрым» светом, который показывает читателям происходящие события или усиливает положительную характеристику героев. 6. Образ светлой дороги символизирует блестящее будущее, надежду, покой и мир. 7. Темнота фигур пугает своей неизвестностью, создаётся ощущение опасности, тревоги. 8. Анализ частоты употребления светописи показывает, что Куприн использует её значительно чаще Бунина.
Художники-живописцы, которыми можно считать и Александра Ивановича Куприна, и Ивана Алексеевича Бунина, благодаря мастерскому использованию игры цвета и света, необыкновенно сочными, яркими или насыщенно-мрачными оттенками могут оживить любую зарисовку. Пейзаж становится более реалистичным, если его описание насытить светом и цветом. Образы героев произведений становятся зримыми, живыми благодаря словесной цветовой палитре писателя, портреты героев с помощью цветописи полностью раскрывают их характер, а также свидетельствуют о внутреннем состоянии персонажа. Чтобы создать ту или иную атмосферу и внушить читателям определенные чувства, переживаемые героями в данной ситуации, писатели так же прибегают к помощи цветописи, так что можно с полной уверенностью утверждать, что цвет и свет имеют огромное символистическое значение и несут большую смысловую нагрузку. Анализ произведений А.И. Куприна и И.А.Бунина позволил выявить, кроме редко встречающихся цветов, есть в их литературных текстах и доминирующие – красный и зеленый (у Куприна), красный и черный (у Бунина). Неудивительно, что именно красный цвет так часто встречается в произведениях, ведь он связан с темой любви, которая, по мнению писателей, должна быть трагедией, и темой смерти, фактической или смерти как гибели любви. Подробное изучение повестей А.И.Куприна «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет», а также рассказов «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Ворон» и повести «Суходол» И.А.Бунина позволило определить роль цветописи и света в художественном произведении (схема 1). Только благодаря блестящим способностям этих величайших русских писателей, вошедших в сокровищницу русской и мировой литературы, имеющих талант живописца, читатели могут глубже раскрыть тайный смысл художественных деталей, понять авторский замысел, заключенный в художественных образах. Благодаря их способности в мельчайших подробностях видеть мир, цвету и свету каждое произведение Александра Ивановича Куприна и Ивана Алексеевича Бунина удивляет читателей своей бездонной глубиной на протяжении века.
Схема 1.
▲ Изучение роли света в описаниях природы, выполняющих определенную композиционную функцию в произведениях А.И.Куприна и И.А.Бунина. ▲ Анализ цветописи и света в произведениях И.А.Бунина, созданных в разные периоды творчества. ▲ Выявление композиционной роли цвета и света в романе И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева». Гимназия № 1 г.Кумертау РБ
Авторы работы: Самардак Екатерина, учащаяся 11 класса, Урчева Юлия, учащаяся 10 класса, ГОУ гимназии № 1 Научный руководитель: Фексон Ида Моисеевна, учитель русского языка и литературы высшей категории ГОУ Гимназии № 1, отличник образования РБ
1. Аннотация………………………………………………………..3 2. Цели и задачи ………………………………………………..….4 3. Методы работы ………………………………………….……...5 4. Обзор литературы ………………………………………….…...6 5. Список литературы ……….…………………………………… 8 6. Основная часть 6.1. Цветопись как художественный стиль …………………………..10 6.2. Анализ цветовой гаммы произведений А.И.Куприна….………..11 6.3. Свет в произведениях А.И.Куприна…………………….………..17 6.4. Цветовая и световая символика в произведениях И.А.Бунина ………………………………………………………..20 6.5. Цвет и свет в пейзажных зарисовках И.А.Бунина ………………21 6.6. Цветопись и светопись в портретах героев И.А.Бунина………. 22 6.7. Анализ цветовой и световой гаммы в повести «Суходол» …….23 6.8. Анализ цветовой и световой гаммы в рассказах И.А.Бунина «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Ворон» и др. ……………………………………………………….27 6.9. Сравнительный анализ роли цвета в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна ……………………………………… 32 6.10. Сравнительный анализ роли света в произведениях И.А.Бунина и А.И.Куприна ………………………………………. 34 7. Заключение ………………………. ……………………….....20 8. Перспективы …………………………..……………………...22
Процесс общения с произведениями лучших писателей XIX-XX вв. всегда становится процессом духовного и интеллектуального обогащения, глубокого осознания сложности окружающего нас мира и мира человеческих взаимоотношений. Изучение произведений А.И.Куприна и И.А.Бунина позволило увидеть и понять уникальность авторского слова и стиля, выразительность формы выражения мыслей, образов и чувств. Мастерство писателей заключается и в том, что они предстают перед нами как скульпторы, композиторы, искусные живописцы: авторы «рисуют» свои произведения, используя цвет, свет, запах, вкус, маленькие бытовые детали, делая каждый образ зримым, живым. Произведения Куприна и Бунина отличаются эмоциональностью, красочностью изображения чувств героев, своеобразием сюжетов, композиционных приемов, системы образов, богатством языка. Все это представляет интерес для литературоведения, но, по мнению авторов работы, роль цвета и света особенно важна, т.к. тесно связана с главными темами творчества писателей и является наименее изученной. Исследование особенностей использования света и цветовой палитры проводилось в направлениях, связанных с целями и задачами работы. Объекты изучения – повести А.И.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет» и «Суламифь», рассказы «Белый пудель», «Изумруд», «Гамбринус», «Детский сад», а также повести И.А.Бунина «Суходол» и рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Ворон» и др. Глубокий анализ результатов исследования позволил сделать выводы о цветовой и световой символике, доминирующих и редко встречающихся в словесной палитре цветах и оттенках, их символическом значении, о роли цвета в создании образа героя, значении цветовых контрастов, цвета и света в пейзажных зарисовках, взаимосвязи цветовой гаммы и идейног
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.012 с.) |