Определите, в каком слове –О является окончанием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определите, в каком слове –О является окончанием.



Темы практических занятий.

1.Введение в морфемику. Виды и статус морфем.

2. Трудные случаи членения слова. Морфемный анализ слова. Синонимия и омонимия морфем. Продуктивность и регулярность аффиксальных морфем.

3. Членимость и производность.

4. Способы словообразования.

5. Единицы словообразовательной системы и структуры.

6. Введение в морфологию. Система частей речи в русском языке.

7. Лексико-грамматические разряды существительных.

8. Категория рода имен существительных.

8. Категория падежа имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

9. Имя прилагательное (значение, морфологические и синтаксические признаки). Лексико-грамматические разряды прилагательных. Морфологические, семантические и словообразовательные особенности качественных прилагательных. Характеристика относительных и притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Прилагательные в полной и краткой форме, их значение, морфологические особенности и синтаксические функции, стилистическое употребление. Степени сравнения прилагательных (синтетические и аналитические формы). Стилистические особенности употребления. Типы склонения прилагательных. Переход прилагательных в другие части речи.

10. Местоимение как особый семантический класс слов. Основные функции местоимений. Прономинализация. Разряды местоимений (семантические и грамматические особенности). Стилистическое употребление местоимений.

11. Имя числительное: семантика, грамматика, структура. Особенности склонения числительных разных разрядов. Тип связи числительных и существительных. Современные тенденции в употреблении числительных (по В.Н. Шапошникову).

12. Класс и тип спряжения глагола. Образование форм глагола. Причастие и деепричастие как особые глагольные формы. Категория залога. Морфологический разбор спрягаемых форм глагола.

13. Наречие как часть речи (значение, морфологические и синтаксические признаки). Семантические разряды наречий. Степени сравнения наречий.

14. Служебные части речи в русском языке. Система служебных слов в статье Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке». Служебные слова и самостоятельные части речи. Модальные слова и частицы. Разряды. Междометия. Состав и функции.

 

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Основной формой итогового контроля является экзамен (третий семестр).

Формами текущего и промежуточного контроля являются домашние задания, самостоятельные практические задания и контрольные работы, самостоятельные тренировочные и контрольные тесты.

Требования к выполнению домашних заданий: изучая справочные материалы и научную литературу, указанную в списке, а также конспектируя предлагаемую для самостоятельного изучения научную литературу и подготавливая устные сообщения, студенты усваивают общую проблематику курса; вырабатывают практические навыки грамматического анализа текста и выявления различных грамматических процессов, происходящих в современном русском языке, в том числе в публицистическом и художественном тексте.

Требования к выполнению самостоятельных работ и контрольных тестов: самостоятельная работа предполагает знакомство со справочными материалами, рекомендованной литературой, ее осмысление и конспектирование, а также выполнение различных индивидуальных заданий, сформулированных преподавателем.

Требования к выполнению контрольных работ и контрольных тестов: контрольная работа и/или контрольный тест должны обнаружить достаточный уровень усвоения материала.

 

Темы домашних, самостоятельных и контрольных работ

 

1. Домашние задания (предполагаются по всем темам практических занятий):

1.1. Конспектирование научной литературы.

1.2. Подготовка докладов и устных сообщений по теоретическому материалу.

1.3. Систематизация теоретических сведений и подготовка ответов на теоретические вопросы.

1.4. Выполнение письменных тренировочных упражнений, творческих заданий, тренировочных и контрольных тестов по темам занятий.

1.5. Подготовка к терминологическим диктантам и блиц-опросам по изученным темам.

 

2. Самостоятельные работы:

2.1. Самостоятельная работа по теме «Морфемный анализ слова».

2.2. Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор имени существительного».

2.3. Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор имени прилагательного»

2.4. Самостоятельная работа по теме «Местоимение как часть речи».

2.5. Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор причастия и деепричастия».

2.6. Самостоятельная работа по теме «Морфологический разбор спрягаемых форм глагола».

2.7. Самостоятельное освоение теоретических вопросов по темам «Морфонологические особенности словообразования», «Способы словообразования», «Словообразовательная система. Единицы словообразовательной системы», «Стилистическое словообразовательное. Креативная грамматика: словообразовательные ресурсы языка», «Имя прилагательное», «Местоимение как особый семантический класс слов», «Имя числительное как часть речи», «Наречие как часть речи», «Служебные части речи в русском языке», «Динамические процессы в грамматической системе русского языка: словообразование и морфология», «Креативная грамматика: экспрессивные возможности грамматических средств», не вынесенных на лекции.

2.8. Самостоятельное выполнение тренировочных тестов по темам «Род имен существительных», «Имя прилагательное», «Местоимение как часть речи», «Имя числительное как часть речи».

 

3. Контрольные работы и контрольные тесты:

3.1. Итоговая контрольная работа по разделу «Словообразование современного русского языка».

3.2. Контрольная работа по теме «Имя существительное».

3.3. Контрольная работа по теме «Глагол».

3.4. Контрольные тесты по темам «Род и число имен существительных», «Имя прилагательное».

 

Требования к разным формам контроля:

 

Промежуточный контроль:

- домашние задания: от студента требуется в течение семестра письменное выполнение домашних заданий в полном объеме, с привлечением рекомендуемой основной и дополнительной литературы, лекционного и справочного материала, конспектирование рекомендованной научной литературы.

- самостоятельные работы: самостоятельные работы разного вида (собственно самостоятельные, тестовые) оцениваются по шкале «зачтено/не зачтено», кроме самостоятельной работы по теме «Морфемный анализ слова», которая оценивается по пятибалльной системе исходя из количества и качества ошибок, допущенных студентом; оценка «зачтено» за самостоятельные работы ставится в том случае, если студент сдал самостоятельную работу в установленные сроки и справился приблизительно с 2/3 заданий, однако, поскольку ошибки при грамматическом анализе слов могут быть разного уровня и разной степени сложности, преподаватель оставляет за собой право индивидуально подходить к каждой работе и учитывать множество факторов при оценивании самостоятельной работы студентов.

- контрольные работы: контрольные работы должны быть сданы в установленные сроки; оцениваются по пятибалльной системе; оценка «удовлетворительно» выставляется при правильном выполнении ½ заданий; оценки «хорошо» и «отлично» дифференцируются исходя из количества имеющихся в работе недочетов и их характера.

 

Итоговый контроль:

Экзамен по дисциплине «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология» состоит из двух частей: устный ответ на теоретический вопрос и выполнение письменной экзаменационной работы, состоящей из четырех заданий, охватывающих всех изученные разделы по курсу и объективно отражающих уровень полученных студентами теоретических и практических навыков, а также необходимых компетенций в рамках пройденной дисциплины.

Итоговая экзаменационная оценка складывается из суммы баллов, полученных за обе части экзаменационных заданий. Исходя из особенностей изученного курса приоритетная роль в выставлении итоговой оценки отводится заданиям практического характера.

 

Критерии экзаменационной оценки по курсу «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»

 

Оценка «отлично» ставится, если студент:

ü продемонстрировал полное усвоение теоретических сведений по данному разделу курса «Современный русский язык»;

ü знает основные понятия и термины современного словообразования, морфемики и морфологии;

ü не только ознакомлен с отечественными лингвистическими традициями и основными достижениями современной русистики, но и выражает собственное мнение относительно неоднозначно трактуемых в науке вопросов;

ü прочно владеет навыками анализа (морфемного, словообразовательного, морфологического) языковых единиц;

ü демонстрирует творческое осмысление фактов языка с учетом тенденций их развития.

Оценка «хорошо» ставится, если студент:

ü получил представление об устройстве словообразовательной, морфемной и морфологической систем русского языка, об их основных единицах, о функциональном назначении единиц изучаемых уровней языка;

ü знает основные понятия и термины современного словообразования, морфемики и морфологии;

ü владеет базовыми навыками анализа (морфемного, словообразовательного, морфологического) языковых единиц.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент:

ü получил представление об устройстве словообразовательной, морфемной и морфологической систем русского языка, об их основных единицах;

ü знает некоторые понятия и термины современного словообразования, морфемики и морфологии;

ü владеет некоторыми навыками анализа (морфемного, словообразовательного, морфологического) языковых единиц.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент:

ü не имеет представления об устройстве словообразовательной, морфемной и морфологической систем русского языка, об их основных единицах, о функциональном назначении единиц изучаемых уровней языка;

ü не знает основных понятий и терминов современного словообразования, морфемики и морфологии;

ü не владеет навыками анализа (морфемного, словообразовательного, морфологического) языковых единиц.

6. Учебно-методическое обеспечение

 

Литература

Основная литература

Учебники и учебные пособия:

1. Гридина Т.А. Современный русский язык. Словообразование. 2-изд. М.: Наука: Флинта, 2008.

  1. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973 или М., 2005.
  2. Немченко В. Н. Современный русский язык. Словообразование. М., 1984 (или Тверь, 2002).
  3. Современный русский язык / под ред. В. А. Белошапковой. М., 1997.
  4. Рахманова Л. И., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. М., 2003.

 

Научная литература:

6. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976.

  1. Валгина Н.С. Активные процессы в русском языке. Учебное пособие. Раздел «Активные процессы в словообразовании». М.: «Логос», 2003.

2. Виноградов В. В. Русский язык (любое издание).

3. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.

4. Караулов Ю. Н. О состоянии русского языка современности. М., 1991.

5. Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка. М., 1981.

6. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика современного русского языка (любое издание).

7. Русская грамматика: В 2 т. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980.

8. Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995). М., 1996. Гл. 6, 8, 11, 12.

9. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002. Гл. 3 «Морфология». С. 61 – 93.

10. Шанский Н. М. Очерки по русскому словообразованию. М., 1968.

11. Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. М., 1998.

12. Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языке. М., 1957.

 

Дополнительная литература:

  1. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского словообразования. М., 1984. Глава 4 «Стилистическое словообразование в речи». – С.156-178.
  2. Красильникова Е.В. Имя существительное в русской разговорной речи. Функциональный аспект. М.: Наука, 1990.
  3. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981. С. 5-20.

4. Потиха З.А. Современное русское словообразование. М., 1970.

  1. Панов М.В. Степени членимости слов // Развитие современного русского языка. М., 1972.
  2. Панов М.В. Таблица степеней членимости // Русский язык и советское общество. Словообразование современного русского языка. М., 1968. С.214-219.
  3. Рацибурская Л.В. Уникальные морфемы в современном русском языке // Русский язык в школе. 1998. №4.

8. Ремчукова Е. Н. Речетворчество в грамматике // Материалы Международного конгресса «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, МГУ, 13-16 марта 2001 г.). М., 2001. С. 173.

9. Ремчукова Е. Н. Способы преодоления грамматического стандарта в разных типах русской речи // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. научн. трудов / отв. ред. М. П. Котюрова. Пермь: Перм. ун-т, 2002. С. 92-111.

10. Ремчукова Е. Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: уч. пособие. М.: Флинта, 2004.

  1. Улуханов И.С. Словообразовательная семантика в русском языке. М., 1977. С.20-4.
  2. Янко-Триницкая Н.А. Членимость основы русского слова // Известия АН СССР. Серия лит. и яз. 1968. Вып.6.

 

Справочники и словари:

  1. Кузнецова А. И., Ефремова Т. Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.
  2. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990.
  3. Потиха З. А. Строение русского слова. М., 1981.
  4. Потиха З. А. Школьный словообразовательный словарь. М., 1987.
  5. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.
  6. Русский язык: Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. М.,1997.
  7. Тихонов Н. А. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. М., 1990.
  8. Тихонов Н. А. Школьный словообразовательный словарь. М., 1978 (или другие издания).

 

6. Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Тема, раздел Всего часов Задания для самостоятельной работы Список литературы для подготовки Форма контроля
1. Морфемика и словообразова- ние     1. Самостоятельное изучение теоретической научной и научно-методической литературы по следующим темам: «Морфонологические особенности словообразования», «Понятие о словообразова- тельном типе», «Словообразова-тельная модель как морфонологическая разновидность типа», «Словообразова-тельная парадигма, словообразова- тельная цепь, словообразова- тельное гнездо», «Потенциальные и окказиональные слова в современном русском языке», «Стилистическое словообразование. Креативная грамматика: словообразовательные ресурсы языка».   2. Контрольная работа по разделу.   1-2. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М.: Просвещение, 1973. – С. 182-240. Гридина Т.А. Современный русский язык. Словообразование. 2-изд. М.: Наука: Флинта, 2008. С.68-82. Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. Раздел «Словообразование 1990-х». М., 2009. С. 90-103. Валгина Н.С. Активные процессы в русском языке. Учебное пособие. Раздел «Активные процессы в словообразова- нии». М.: «Логос», 2003. С. 130-154. Русский язык конца ХХ столетия. Глава 3 «Активные процессы современного словопроизводства» М., 2000. С. 90-142. 1. Ремчукова Е. Н. Речетворчество в грамматике // Материалы Международного конгресса «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, МГУ, 13-16 марта 2001 г.). М., 2001. С. 173.   1. Тестовая проверка теоретических знаний с оценкой «зачтено/не зачтено».   2. Проверка преподавателя с оценкой по пятибалльной системе.  
2. 2. Введение в морфологию. Система частей речи.   1. 1.обязательное конспектирование работ Л.В. Щербы и В.В. Виноградова и подготовка к семинарскому занятию по теме «Части речи РЯ» Виноградов В. В. Русский язык (любое издание). Введение. § 5,6,7. Щерба Л. В. О частях речи в русском языке // Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языке. М., 1957. (или любое издание) 1. Оценка выступления на семинарском занятии.
3. Морфология. Имя существитель-ное   1. Тесты по темам «Род имен существительных», «Число имен существительных».   2. Контрольная работа по всему разделу. Красильникова Е.В. Имя существительное в русской разговорной речи. Функциональный аспект. – М.: Наука, 1990. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. – М.: «Аспект Пресс», 2003. – С. 263-322. Валгина Н.С. Активные процессы в русском языке. Учебное пособие. Раздел «Активные процессы в морфологии». – М.: «Логос», 2003. – С. 154-178. Русский язык конца ХХ столетия. Глава 6 «Активные процессы в грамматике». – М., 2000. – С. 237-305. 1. Проверка преподавателя с оценкой «зачтено/не зачтено».   2. Проверка преподавателя с оценкой по пятибалльной шкале.  
4. Морфология. Имя прилагательное   1.Самостоятельное изучение теоретических материалов по теме.   2. Тестовые задания по теме «Трудные случаи образования и склонения имен прилагательных и их форм» Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. – М.: «Аспект Пресс», 2003. – С. 322-349. Валгина Н.С. Активные процессы в русском языке. Учебное пособие. Раздел «Активные процессы в морфологии». – М.: «Логос», 2003. – С. 180-182. Русский язык конца ХХ столетия. Глава 6 «Активные процессы в грамматике». – М., 2000. – С. 237-305. 1. Тестовая проверка теоретических знаний по самостоятельно изученным темам.   2. Проверка преподавателя с оценкой «зачтено/не зачтено»
5. Морфология. Местоимение   1. Самостоятельное изучение теоретических справочных материалов по теме.   2. Самостоятельное выполнение практических и лабораторных заданий по теме. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. – М.: «Аспект Пресс», 2003. – С. 322-349. Валгина Н.С. Активные процессы в русском языке. Учебное пособие. Раздел «Активные процессы в морфологии». – М.: «Логос», 2003. – С. 180-182. 1. Тестовая проверка теоретических знаний по самостоятельно изученным темам.   2. Самостоятельная проверка по «ключу ответов» выполнения заданий с последующим контролем преподавателя.
6. Морфология. Имя числительное   1.Самостоятельное изучение теоретических материалов по теме.   Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. – М.: «Аспект Пресс», 2003. 1. 1.Блиц-опрос и терминологи-ческий диктант
7. Глагол как часть речи   1. Контрольная работа по всему разделу. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. – М.: «Аспект Пресс», 2003. Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Морфология: Методические рекомендации к выполнению практических заданий. Омск, 2004.   1. Проверка преподавателя с оценкой по пятибалльной шкале. 2.
8. Морфология. Служебные части речи.   1. Самостоятельное изучение теоретических справочных материалов по теме.   2. Самостоятельное выполнение практических и лабораторных заданий по теме. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. – М.: «Аспект Пресс», 2003. – С. 322-349. Валгина Н.С. Активные процессы в русском языке. Учебное пособие. Раздел «Активные процессы в морфологии». – М.: «Логос», 2003. – С.154-172. Русский язык конца ХХ столетия. Глава 6 «Активные процессы в грамматике», Глава 8 «Рост аналитизма в морфологии». – М., 2000. – С. 237-305, 326-345 1-2. Самостоятельная проверка по «ключу ответов» выполнения заданий с последующим контролем преподавателя.
9. Динамические процессы в грамматичес-кой системе русского языка: словообразова-ние и морфология.   1. Самостоятельное изучение рекомендованной научной литературы и подготовка плана ответа на экзаменационный вопрос по данной теме Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. Лексика. Фразеология. Морфология. – М.: «Аспект Пресс», 2003. Валгина Н.С. Активные процессы в русском языке. Учебное пособие. Раздел «Активные процессы в морфологии». М.: «Логос», 2003. Русский язык конца ХХ столетия. Глава 6 «Активные процессы в грамматике», Глава 8 «Рост аналитизма в морфологии». – М., 2000. – С. 237-305, 326-345. 1. Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. М., 1998.   1. Проверка обязательного конспекта по теме преподавателем.
10. Креативная грамматика: экспрессивные возможности грамматических средств.   1. Самостоятельное изучение рекомендованной научной литературы и подготовка устного сообщения по теме с творческим заданием. 3. Ремчукова Е. Н. Речетворчество в грамматике // Материалы Международного конгресса «Русский язык: исторические судьбы и современность» (Москва, МГУ, 13-16 марта 2001 г.). М., 2001. С. 173. 4. Ремчукова Е. Н. Способы преодоления грамматического стандарта в разных типах русской речи // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. научн. трудов / отв. ред. М. П. Котюрова. Пермь: Перм. ун-т, 2002. С. 92-111. 13. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры. М., 2002. Гл. 3 «Морфология». С. 61 – 93. 5.   1. Обсуждение подготовленных сообщений, проверка подготовленных конспектов.

7. Приложение к учебно-методическому комплексу дисциплины «Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология»

7.1. Методические рекомендации для преподавателя

Освоение курса морфемики, словообразования и морфологии может вызвать серьезные затруднения у студентов по нескольким взаимообусловленным причинам, таким как недостаточный объем базовых знаний по этому разделу современного русского языка у выпускников СОШ, в том числе отсутствие необходимых навыков морфемного, словообразовательного и морфологического анализа; объективная сложность как теоретического курса морфемики, словообразования и морфологии, так и практических навыков грамматического анализа в целом.

Эффективными способами учебной деятельности при изучении дисциплины «Морфемика. Словообразование. Морфология» являются сочетание традиционных методов и методик преподавания лингвистических дисциплин с инновационными, направленными на повышения уровня практической значимости изучения дисциплины, что необходимо в условиях обучения будущего редактора или журналиста-практика: лекционный материал обязательно должен содержать анализ современной публицистической речи; на практических занятиях следует уделять больше внимания творческим заданиям, связанным с радио- и телевизионными текстами СМИ.

Могут быть рекомендованы следующие учебно-методические пособия, разработанные преподавателями университета и направленные на более эффективное освоение данной учебной дисциплины:

Боброва Г.А. Морфемика: Задания для самостоятельной подготовки студентам 2 курса филологического факультета. Омск, 1989.

Боброва Г.А. Словообразование. Методические указания к практическим занятиям для студентов 2 курса филологического факультета. Омск, 1984.

Бутакова Л.О. Морфемика и словообразование: Методические указания (для студентов филологического факультета). Омск, 1999.

Малышева Е.Г., Рогалева О.С. Морфология: Методические рекомендации к выполнению практических заданий. Омск, 2004.

 

 

7.2. Методические указания для студентов

Успешное освоение данной дисциплины зависит прежде всего от систематичности и полноты выполнения рекомендуемых теоретических, практических, тестовых заданий, от скрупулезной работы со словарями и рекомендованной научной литературой, от достаточного внимания к тренировке практических навыков морфемного, словообразовательного и морфологического анализа, от точного выполнения методических рекомендаций, которые получает студент на лекционных, практических занятиях и на консультациях с преподавателем.

7.3. Вопросы к экзамену по морфемике и словообразованию

1. Основные понятия морфемики: морф и морфема, алломорфы и варианты.

2. Классификация морфем. Основания для классификации (по характеру значения, по функции в слове, по месту в слове). Корневые и аффиксальные морфемы.

3. Словообразовательные и формообразующие аффиксы. Их сходство с флексиями и различия. Тематические глагольные гласные.

4. Продуктивность и регулярность морфем. Аффиксоиды. Уникальные морфемы: унификсы и унирадиксоиды.

5. Понятие членимости. Степени членимости.

6. Исторические изменения в морфемной структуре слова. Опрощение и переразложение.

7. Морфонологические явления на стыке морфем. Проблема асемантических частей слова. Понятие об интерфиксе и субморфе.

8. Понятие производности. Признаки производного слова по Г.О. Винокуру и Е.А. Земской. Словообразовательная структура слова в сравнении с морфемной.

9. Типы формально-смысловых отношений между производящей и производной основой.

10. Соотношение понятий производности и членимости (точки зрения Г.О. Винокура и Е.А. Земской).

12.Словообразовательное значение. Его отличие от лексического и грамматического значения. Фразеологичность семантики производного слова.

13.Понятие словообразовательной мотивации. Виды мотиваций.

14.Классификация способов словообразования (аффиксальные и неаффиксальные способы словообразования, субстантивация).

15.Понятие о словообразовательном типе. Классификация словообразовательных типов на основе идей Е. Куриловича и М. Докулила.

16.Лексическая и синтаксическая деривация. Модификационные и мутационные лексические дериваты. Транспозиционные и нетранспозиционные типы.

17.Словообразовательная модель как морфонологическая разновидность типа.

18.Единицы словообразовательной системы. Основные и элементарные единицы словообразовательной системы. Простые и комплексные единицы. Производное слово как основная единица словообразовательной системы.

19.Словообразовательная парадигма, словообразовательная цепь, словообразовательное гнездо. Виды связей внутри единиц. Структура комплексных единиц.

20.Потенциальные и окказиональные слова в современном русском языке. Сходство и различие. Отличия от слов нормативного языка. Признаки окказионального слова.

21. Стилистический аспект русского словообразования (по книге Виноградовой В.Н.).

 

Вопросы к экзамену по морфологии

1.Морфология как раздел языкознания. Слово как объект изучения в лексике и морфологии. Понятие о грамматическом значении в сравнении с лексическим.

2.Грамматическая форма и грамматическое средство. Способы выражения грамматических значений в русском языке.

3.Грамматическая категория. Типы грамматических категорий (по И.Г. Милославскому). Грамматическая парадигма.

4.Современное учение о частях речи в русском языкознании. Принципы выделения частей речи в русском языке. Учение о частях речи Л.В. Щербы.

5.Классификация частей речи В.В.Виноградова.

6.Оппозиции в частеречной системе. Современные тенденции в распределении слов по частям речи в русском языке. Имя существительное как часть речи (общая характеристика). Субстантивация и ее грамматические проявления.

7.Лексико-грамматические разряды существительных (собственные и нарицательные, конкретно-предметные и собирательные, конкретно-вещественные и единичные, абстрактные).

8.Категория одушевленности/неодушевленности. Несоответствие грамматического и семантического наполнения этой категории. Существительные вне категории одушевленности/неодушевленности. Случаи колебания в рамках данной категории.

9.Категория рода имен существительных (общая характеристика). Семантический и формальный род. Родовая принадлежность слов типа профессор и невежда. Морфологические показатели рода. Языковые средства выражения рода. Современное состояние грамматической категории рода (по В.Н. Шапошникову).

10.Семантика и грамматика категории числа. Счетные и несчетные существительные. Расхождения между грамматическим числом и реальным количеством. Средства выражения категории числа в русском языке. Современные изменения в грамматической категории числа (по В.Н. Шапошникову). Существительные pluralia и singularia tantum.

11.Категория падежа имен существительных. Основные и второстепенные значения падежей. Способы выражения падежа. Вопрос о числе падежей. Приемы определения падежей (по В.А.Ивановой). Тенденции к ослаблению падежных функций. Основные и периферийные типы склонения существительных.

12.Имя прилагательное (значение, морфологические и синтаксические признаки). Лексико-грамматические разряды прилагательных. Морфологические, семантические и словообразовательные особенности качественных прилагательных. Характеристика относительных и притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Прилагательные в полной и краткой форме, их значение, морфологические особенности и синтаксические функции, стилистическое употребление. Степени сравнения прилагательных (синтетические и аналитические формы). Стилистические особенности употребления. Типы склонения прилагательных. Переход прилагательных в другие части речи.

13.Наречие как часть речи (значение, морфологические и синтаксические признаки). Семантические разряды наречий. Степени сравнения наречий.

14.Категория состояния (семантика, морфологические признаки, синтаксическая функция). Объем части речи (Л.В. Щерба, В.В. Виноградов). Общее и различное с наречиями и прилагательными. Разряды категории по значению и образованию.

15.Местоимение как особый семантический класс слов. Основные функции местоимений. Прономинализация. Разряды местоимений (семантические и грамматические особенности). Стилистическое употребление местоимений.

16.Имя числительное: семантика, грамматика, структура. Особенности склонения числительных разных разрядов. Тип связи числительных и существительных. Современные тенденции в употреблении числительных (по В.Н. Шапошникову).

17.Глагол. Вопрос об объеме и границах глагольной лексемы. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола. Класс и тип спряжения глагола.

18.Вид глагола. Семантика видов. Видовая пара (способы образования). Одновидовые и двувидовые глаголы. Соотношение вида и времени, вида и залога. Употребление видовых форм в контексте.

19.Тип грамматической категории вида: словоизменение или словообразование? Видообразование в системе внутриглагольного словообразования. Основные способы глагольного действия и средства их выражения. СГД и вид.

20.Категория залога (семантическая и морфологическая характеристика). Однозалоговые и двузалоговые формы (по Л.Л.Буланину). Стилистическое употребление залоговых форм. Залог и переходность. Залог и возвратность. Залог и вид.

21.Возвратность. Постфикс –ся/сь в глагольной словоформе. Переходность/непереходность глаголов.

22.Категория времени у спрягаемых форм глагола. Языковое и контекстуальное значение форм времени. Прямое и переносное употребление форм времени. Время и наклонение.

23.Наклонение, лицо, род, число глагола. Образование и значение форм наклонения и лица. Прямые и переносные употребления форм наклонения и лица. Безличные лаголы.

24.Причастие как особая глагольная форма. Грамматические категории глагола и прилагательного у причастия. Разряды причастий. Образование причастий.

25.Деепричастие как особая глагольная форма. Грамматические категории деепричастия. Образование и употребление деепричастий.

26.Система служебных слов в статье Л.В. Щербы «О частях речи в русском языке». Служебные слова и самостоятельные части речи.

27.Модальные слова и частицы. Разряды.

28.Междометия. Состав и функции.

29.Общие тенденции развития грамматической системы русского языка (необходимая для ответа литература: В. Шапошников. Русская речь 1990-х. М., 1998, с.63-90; Русский язык конца ХХ столетия. М., 2000, главы VI и VIII; лекции по морфологии).

30.Языковая игра в области морфологии (подготовить ответ по книге: Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.,2002, глава 3 «Морфология», с.61-93).

Список терминов к экзамену

Морфемика: Морфема – морф – алломорф. Корень, префикс, суффикс, интерфикс, постфикс, флексия. Омонимия, синонимия, антонимия морфем.

Словообразование: понятие основы, членимые и нечленимые основы, радиксоид, унификс, унирадиксоид. Понятие производности. Формант.

Морфология: грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория. Часть речи.

 

Образец итогового теста

«Морфемика. Словообразование. Морфология»

Вариант 1.

В русском языке есть

1) формообразующие нулевые аффиксы; 2) словообразовательные нулевые суффиксы; 3) нулевые префиксы; 4) верно 1 + 2.

9. В словах седина, горошина, домина, малина представлено явление

1) суффиксальной омонимии; 2) суффиксальной синонимии; 3) суффиксальной антонимии.

10. Какое слово имеет состав «приставка + корень + суффикс + окончание (не нулевое)?

1) примерка; 2) заработок; 3) повестка; 4) пирожок.

11. Какое слово имеет состав «корень + суффикс + нулевое окончание»

1) морщинка; 2) горожанин; 3) таксист; 4) запись.

12. В каком слове нет суффикса (-лк- входит в корень)?

1) скалка; 2) смекалка; 3) мигалка; 4) вешалка.

13. Какие слова образованы суффиксальным способом?

1) отъезд; 2) (уютная) детская; 3) умеренно (теплый); 4) основатель

Темы практических занятий.

1.Введение в морфемику. Виды и статус морфем.

2. Трудные случаи членения слова. Морфемный анализ слова. Синонимия и омонимия морфем. Продуктивность и регулярность аффиксальных морфем.

3. Членимость и производность.

4. Способы словообразования.

5. Единицы словообразовательной системы и структуры.

6. Введение в морфологию. Система частей речи в русском языке.

7. Лексико-грамматические разряды существительных.

8. Категория рода имен существительных.

8. Категория падежа имен существительных. Морфологический разбор имен существительных.

9. Имя прилагательное (значение, морфологические и синтаксические признаки). Лексико-грамматические разряды прилагательных. Морфологические, семантические и словообразовательные особенности качественных прилагательных. Характеристика относительных и притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Прилагательные в полной и краткой форме, их значение, морфологические особенности и синтаксические функции, стилистическое употребление. Степени сравнения прилагательных (синтетические и аналитические формы). Стилистические особенности употребления. Типы склонения прилагательных. Переход прилагательных в другие части речи.

10. Местоимение как особый семантический класс слов. Основные функции местоимений. Прономинализация. Разряды местоимений (семантические и грамматические особенности). Стилистическое употребление местоимений.

11. Имя числительное: семантика, грамматика, структура. Особенности склонения числительных разных разрядов. Тип связи числительных и существительных. Современные тенденции в употреблении числительных (по В.Н. Шапошникову).

12. Класс и тип спряжения глагола. Образование форм глагола. Причастие и деепричастие как особые глагольные формы. Категория залога. Морфологический разбор спрягаемых форм глагола.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.86.172 (0.123 с.)