Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука, её образы и специфические черты.
Наука, её образы и специфические черты. Наука - специфический вид человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний об объективной реальности, полученной при помощи определенного набора методов и средств, представляющий собой важнейший социальный институт. Наука в её современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новой европейской цивилизации на рубеже 16-17 вв. Наука – это: 1)особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве; 2)сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации. Для всех видов человеческой деятельности, кроме науки, знание-средство, а не цель. Продукт науки - научное знание. Специфические черты науки: -универсальность — научные знания истинны при тех условиях, при которых они добыты человеком. Научные законы действуют во всей Вселенной, как, например, закон всемирного тяготения. -фрагментарность — наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; -общезначимость — научные знания пригодны для всех людей; -безличность — личные качества ученого никак не представлены в конечных результатах научного познания; -систематичность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей; -незавершенность —не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать. -преемственность — новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями; -критичность — наука готова поставить под сомнение и пересмотреть свои результаты; -внутринаучная критика не только возможна, но необходима; -достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят в обязательном порядке проверку по определенным сформулированным правилам; -внеморальность — научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к получению знания, либо к его применению. -рациональность — наука получает знания на основе рациональных процедур. Составными частями научной рациональности выступают: понятийность, т.е. способность определять термины путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; логичность — использование законов формальной логики; дискурсивность — способность раскладывать научные утверждения на составные части. -чувственность — научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
Естествознание и его предмет. Структура естественных наук. Естествознание - комплекс наук о природе. Естествознание - система наук о природе, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины. Предмет Естествознание - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. «Предмет естествознания - движущая материя... Познание различных форм движения... является главным предметом естествознания Природа, которая служит предметом Естествознания, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества. Структура естественных наук: Физика- основа, фундамент всех естественных наук. Предметом физики являются тела, их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях. Важнейшим разделом физики является механика-учение о равновесии и движении тел (или их частей) в пространстве и времени, в которой можно выделить: -статика, изучающая условия равновесия тел; -кинематика, занимающаяся движением тел с геометрической точки зрения; -динамика, рассматривающая движение тел под действием приложенных сил. Химия, изучающая химические элементы, их свойства, превращения и соединения. В химии выделяют неорганическую и органическую химию, химию материалов и другие разделы. Биология — наука о живом, изучающей клетку и все от нее производное. В основе биологических знаний — знания о веществе, химических элементах. Среди биологических наук следует выделить ботанику (предмет — растительное царство), зоологию (предмет — мир животных). Анатомия, физиология и эмбриология изучают строение, функции и развитие организма. Цитология исследует живую клетку, гистология — свойства тканей, палеонтология — ископаемые останки жизни, генетика — проблемы наследственности и изменчивости. Науки о Земле являются следующим элементом структуры естествознания. В эту группу входят геология, география, экология и др. Все они рассматривают строение и развитие нашей планеты, представляющей собой сложнейшее сочетание физических, химических и биологических явлений и процессов. Космология, изучающая Вселенную как целое. Частью этих знаний являются астрономия и космогония, которые исследуют строение и происхождение планет, звезд, галактик и т.д. На этом уровне происходит новое возвращение к физике. Это позволяет говорить о циклическом, замкнутом характере естествознания. Структура естествознания не ограничивается названными выше науками, т.к. в ней постоянно идут такие сложнейшие процессы, как интеграция и дифференциация, а также появляются новые науки.
Антропный принцип.
АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов - ядер, атомов и т. д. (например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной). Осмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии А.П. Существуют различные формулировки А.П., но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых в 1973 специалистом по теории гравитации Б. Картером. «Слабый» А.П. гласит: «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». «Сильный» А.П. говорит о том, что «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иными словами, наш мир оказался «устроенным» так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Очевидно, что в мировоззренческом плане А.П. во-шлощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей. А.П. допускает как религиозную, так и научную интерпретацию. Согласно первой, антропные характеристики Вселенной выглядят как «подтверждение веры в Творца, спроектировавшего мир так, чтобы удовлетворить в точности нашим требованиям» (Хойл). Научная позиция основана на тезисе о принципиальной возможности естественного существования множества миров, в которых воплощаются самые различные комбинации физических параметров и законов. При этом в одних мирах реализуются самые простые стационарные физические состояния, в других же возможно формирование сложных физических систем - в том числе и жизни в ее многообразных формах. Значение А.П. возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике. Наука, её образы и специфические черты. Наука - специфический вид человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний об объективной реальности, полученной при помощи определенного набора методов и средств, представляющий собой важнейший социальный институт. Наука в её современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новой европейской цивилизации на рубеже 16-17 вв. Наука – это: 1)особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве; 2)сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации. Для всех видов человеческой деятельности, кроме науки, знание-средство, а не цель. Продукт науки - научное знание. Специфические черты науки: -универсальность — научные знания истинны при тех условиях, при которых они добыты человеком. Научные законы действуют во всей Вселенной, как, например, закон всемирного тяготения. -фрагментарность — наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры; -общезначимость — научные знания пригодны для всех людей; -безличность — личные качества ученого никак не представлены в конечных результатах научного познания; -систематичность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей; -незавершенность —не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать. -преемственность — новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями; -критичность — наука готова поставить под сомнение и пересмотреть свои результаты; -внутринаучная критика не только возможна, но необходима; -достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят в обязательном порядке проверку по определенным сформулированным правилам; -внеморальность — научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к получению знания, либо к его применению. -рациональность — наука получает знания на основе рациональных процедур. Составными частями научной рациональности выступают: понятийность, т.е. способность определять термины путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; логичность — использование законов формальной логики; дискурсивность — способность раскладывать научные утверждения на составные части. -чувственность — научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.110.194 (0.008 с.) |