Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука, её образы и специфические черты.

Наука, её образы и специфические черты.

Наука - специфический вид человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний об объективной реальности, полученной при помощи определенного набора методов и средств, представляющий собой важнейший социальный институт.

Наука в её современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новой европейской цивилизации на рубеже 16-17 вв.

Наука – это:

1)особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;

2)сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.

Для всех видов человеческой деятельности, кроме науки, знание-средство, а не цель. Продукт науки - научное знание.

Специфические черты науки:

-универсальность — научные знания истинны при тех условиях, при которых они добыты человеком. Научные законы действуют во всей Вселенной, как, например, закон всемирного тяготения.

-фрагментарность — наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры;

-общезначимость — научные знания пригодны для всех людей;

-безличность — личные качества ученого никак не представлены в конечных результатах научного познания;

-систематичность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей;

-незавершенность —не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

-преемственность — новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями;

-критичность — наука готова поставить под сомнение и пересмотреть свои результаты;

-внутринаучная критика не только возможна, но необходима;

-достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят в обязательном порядке проверку по определенным сформулированным правилам;

-внеморальность — научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к получению знания, либо к его применению.

-рациональность — наука получает знания на основе рациональных процедур. Составными частями научной рациональности выступают: понятийность, т.е. способность определять термины путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; логичность — использование законов формальной логики; дискурсивность — способность раскладывать научные утверждения на составные части.

-чувственность — научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

 

Естествознание и его предмет. Структура естественных наук.

Естествознание - комплекс наук о природе.

Естествознание - система наук о природе, взятых в их взаимной связи, как целое. Естествознание - одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении; теоретическая основа промышленной и с.-х. техники и медицины.

Предмет Естествознание - различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия - пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. «Предмет естествознания - движущая материя... Познание различных форм движения... является главным предметом естествознания

Природа, которая служит предметом Естествознания, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Естествознание как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.

Структура естественных наук:

Физика- основа, фундамент всех естественных наук. Предметом физики являются тела, их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях. Важнейшим разделом физики является механика-учение о равновесии и движении тел (или их частей) в пространстве и времени, в которой можно выделить:

-статика, изучающая условия равновесия тел;

-кинематика, занимающаяся движением тел с геометрической точки зрения;

-динамика, рассматривающая движение тел под действием приложенных сил.

Химия, изучающая химические элементы, их свойства, превращения и соединения. В химии выделяют неорганическую и органическую химию, химию материалов и другие разделы.

Биология — наука о живом, изучающей клетку и все от нее производное. В основе биологических знаний — знания о веществе, химических элементах. Среди биологических наук следует выделить ботанику (предмет — растительное царство), зоологию (предмет — мир животных). Анатомия, физиология и эмбриология изучают строение, функции и развитие организма. Цитология исследует живую клетку, гистология — свойства тканей, палеонтология — ископаемые останки жизни, генетика — проблемы наследственности и изменчивости.

Науки о Земле являются следующим элементом структуры естествознания. В эту группу входят геология, география, экология и др. Все они рассматривают строение и развитие нашей планеты, представляющей собой сложнейшее сочетание физических, химических и биологических явлений и процессов.

Космология, изучающая Вселенную как целое. Частью этих знаний являются астрономия и космогония, которые исследуют строение и происхождение планет, звезд, галактик и т.д. На этом уровне происходит новое возвращение к физике. Это позволяет говорить о циклическом, замкнутом характере естествознания.

Структура естествознания не ограничивается названными выше науками, т.к. в ней постоянно идут такие сложнейшие процессы, как интеграция и дифференциация, а также появляются новые науки.

 

Антропный принцип.

 

АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП - один из принципов современной космологии, устанавливающий зависимость существования человека как сложной системы и космического существа от физических параметров Вселенной (в частности, от фундаментальных физических постоянных - постоянной Планка, скорости света, массы протона и электрона и др.). Физические расчеты показывают, что если бы изменилась хотя бы одна из имеющихся фундаментальных постоянных (при неизменности остальных параметров и сохранении всех физических законов), то стало бы невозможным существование тех или иных физических объектов - ядер, атомов и т. д. (например, если уменьшить массу протона всего на 30%, то в нашем физическом мире отсутствовали бы любые атомы, кроме атомов водорода, и жизнь стала бы невозможной). Осмысление этих зависимостей и привело к выдвижению в науке и философии А.П. Существуют различные формулировки А.П., но чаще всего он используется в форме двух утверждений (слабого и сильного), выдвинутых в 1973 специалистом по теории гравитации Б. Картером. «Слабый» А.П. гласит: «То, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего существования как наблюдателей». «Сильный» А.П. говорит о том, что «Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иными словами, наш мир оказался «устроенным» так удачно, что в нем возникли условия, при которых человек мог появиться. Очевидно, что в мировоззренческом плане А.П. во-шлощает в себе философскую идею взаимосвязи человека и Универсума, выдвинутую еще в античности и развиваемую целой плеядой философов и естествоиспытателей. А.П. допускает как религиозную, так и научную интерпретацию. Согласно первой, антропные характеристики Вселенной выглядят как «подтверждение веры в Творца, спроектировавшего мир так, чтобы удовлетворить в точности нашим требованиям» (Хойл). Научная позиция основана на тезисе о принципиальной возможности естественного существования множества миров, в которых воплощаются самые различные комбинации физических параметров и законов. При этом в одних мирах реализуются самые простые стационарные физические состояния, в других же возможно формирование сложных физических систем - в том числе и жизни в ее многообразных формах. Значение А.П. возрастает в наше время, для которого характерны космическая активность человека и все более серьезный поворот современной науки к гуманистической проблематике.

Наука, её образы и специфические черты.

Наука - специфический вид человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний об объективной реальности, полученной при помощи определенного набора методов и средств, представляющий собой важнейший социальный институт.

Наука в её современном понимании является принципиально новым фактором в истории человечества, возникшим в недрах новой европейской цивилизации на рубеже 16-17 вв.

Наука – это:

1)особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве;

2)сфера человеческой деятельности, направленная на получение обоснования и систематизации.

Для всех видов человеческой деятельности, кроме науки, знание-средство, а не цель. Продукт науки - научное знание.

Специфические черты науки:

-универсальность — научные знания истинны при тех условиях, при которых они добыты человеком. Научные законы действуют во всей Вселенной, как, например, закон всемирного тяготения.

-фрагментарность — наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры;

-общезначимость — научные знания пригодны для всех людей;

-безличность — личные качества ученого никак не представлены в конечных результатах научного познания;

-систематичность — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей;

-незавершенность —не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

-преемственность — новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями;

-критичность — наука готова поставить под сомнение и пересмотреть свои результаты;

-внутринаучная критика не только возможна, но необходима;

-достоверность — научные выводы требуют, допускают и проходят в обязательном порядке проверку по определенным сформулированным правилам;

-внеморальность — научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к получению знания, либо к его применению.

-рациональность — наука получает знания на основе рациональных процедур. Составными частями научной рациональности выступают: понятийность, т.е. способность определять термины путем выявления наиболее важных свойств данного класса предметов; логичность — использование законов формальной логики; дискурсивность — способность раскладывать научные утверждения на составные части.

-чувственность — научные результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия и только после этого признаются достоверными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1896; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.110.194 (0.008 с.)