Контрольная работа для заочного отделения по русскому языку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа для заочного отделения по русскому языку



Контрольная работа для заочного отделения по русскому языку

И культуре речи

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Язык – знаковая система передачи информации. Из каких единиц состоят языковые знаки в русском языке. Перечислите.

Задание 2. Дайте определение языковой норме (назовите признаки нормы; перечислите три степени нормативности). Заполните таблицу «Нормы литературного языка» по образцу:

Нормы Определение Примеры (3 – 4)
Орфоэпические нормы произносительные нормы устной речи Овраг – [а]враг; смог – смо[к]; легко – ле[хк]о.
     

Часть 1. Орфоэпические и акцентологические нормы

Задание 3. В русском языке ударение может падать на любой слог, что отличает его от других языков, в которых ударение закреплено за определённым слогом (например, в английском языке ударный первый слог, французский – последний, польский – предпоследний).

При помощи Ваших примеров докажите, что русское ударение свободное – разноместное и подвижное – неподвижное (например, свободное и разноместное: к о мпас – доб ы ча – докум е нт – медикам е нт; подвижное: пр а в – пр а вы – прав а; неподвижное: берег у – береж ё шь – береж ё т). Запишите по 3 – 4 примера на каждый из перечисленных способов:

1) Свободное и разноместное ударение: …

2) Подвижное ударение: …

3) Неподвижное ударение: …

Задание 4. Приведенные ниже слова распределите по группам:

1) Семантическая функция ударения: гв о здики (заостренный стержень со шляпкой на тупом конце) – гвозд и ки (цветы)…

2) Грамматическая функция ударения: засып а ть (несов. вид) – зас ы пать (сов. вид)…

3) Стилистическая функция ударения: к о мпас (литерат.) – комп а с (проф.)…

А тлас – атл а с, р у ки – рук и, узн а ют – узна ю т, в и дение – вид е ние, в я занка – вяз а нка, тр у сить – трус и ть, фл е йтовый – флейт о вый, и скра – искр а, алког о ль – а лкоголь, сир о ты – сирот ы.

Задание 5. Заполните таблицу, разделив следующие слова по группам:

1) слова, в которых в современном русском языке согласный перед звуком [э] произносится твердо; 2) произносится мягко; 3) возможны варианты.

Айсберг [б’] бактерия [тэ] декан [д’] [дэ]
     

Безе, деликатес, дельта, депрессия, интеллект, интервью, кофе, кодекс, кратер, кредо, крейсер, критерий, модель, музей, неологизм, нетто, одесский, орхидея, патент, патетика, пантера, пенсне, сессия, свитер, синтез, тент, терапевт, термин, термос, фланель, штемпель, энергия, эффект.

Задание 6. Прочитайте микротексты, обращая внимание на правильное произношение и постановку ударения в выделенных словах.

– Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры с целью обеспечения мира на Ближнем Востоке.

– В результате сложных маневров самолёты наемников смогли бомбардировать военный объект противника. Правительства ряда стран осудили инцидент и выразили соболезнование семьям погибших.

– Ожидается созыв очередного съезда. Необходимо углубить и упрочить начинающиеся позитивные процессы в политической жизни страны.

– В Москву из США прибыли эксперты ФБР.

– Выяснилось, что эту аферу осуществила одна неплатежеспособная фирма. Тем самым она безнадежно скомпрометировала себя.

– Выборы явились тестом на политическую зрелость.

– После всестороннего анализа экспертной комиссии и выработки взаимоприемлемой позиции по обсуждавшимся вопросам состоялось подписание договора.

Прибывшие на саммит лидеры европейских стран обсудили актуальные политические проблемы.

1) Выпишите выделенные слова в тех грамматических формах, в которых они даны в тексте, расставьте ударение.

2) Протранскрибируйте слова: инцидент, США, ФБР, афера, тест.

3) Запишите 5 – 6 глаголов на -ировать по образцу:

а) сформир о ванный – сформиров а ть;

б) …;

в) …

Сделайте вывод о постановке ударения в данных формах глагола.

Часть 2. Лексические нормы

Задание 7. Дайте определение следующим терминам: архаизмы, историзмы, неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.

Задание 8. Объясните разницу в значении словосочетаний.

Образец: опасный человек (способный вызвать, причинить какой-нибудь вред) – опасливый человек (действующий с опаской, настороженный, недоверчивый).

Освоить прочитанное – усвоить прочитанное; осудить действия – обсудить действия;представить возможность – предоставить возможность; демократический метод – демократичный;тактичные шаги – тактические шаги; техническое исполнение – техничное исполнение.

Задание 9. Объясните значение заимствованных слов.

Авуары, аудит, брифинг, демпинг, импичмент, имидж, реноме, лоббизм, консенсус, локаут.

Составьте 3 – 4 предложения с приведенными словами.

Задание 10. В чем разница между плеоназмом и тавтологией?

Устраните речевую избыточность.

1. Он снова почувствовал, что его охватило болезненное чувство одиночества. 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 4. В прошлом году выдался неурожайный год. 5. К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития. 6. Из лекций по искусству общения мы узнали много новых и полезных знаний. 7. Они стали заниматься рисованием и нарисовали много картин.

Контрольная работа для заочного отделения по русскому языку

И культуре речи

ВАРИАНТ 2

Задание 1. Дайте определение национальному языку. Укажите формы существования национального языка (с краткой характеристикой).

Задание 2. Дайте определение языковой норме (назовите признаки нормы; перечислите три степени нормативности). Заполните таблицу «Нормы литературного языка» по образцу:

Нормы Определение Примеры (3 – 4)
Орфоэпические нормы произносительные нормы устной речи Овраг – [а]враг; смог – смо[к]; легко – ле[хк]о.
     

Часть 2. Лексические нормы

Задание 7. Дайте определение следующим терминам: архаизмы, историзмы, неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.

Задание 8. Составьте словосочетания с данными словами.

Образец: Архаичный, архаический. Архаичный оборот – архаический стиль.

Дипломатический – дипломатичный; длинный – длительный;личностный – личный, логический – логичный; надеть – одеть, представить – предоставить.

Задание 9. Объясните значение заимствованных слов.

Верификация, демпинг, локаут, истеблишмент, коммюнике, менталитет, лоббизм, конформизм, мораторий, конъюнктура.

Составьте 3 – 4 предложения с приведенными словами.

Задание 10. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Определите, в каких случаях она может проявляться.

1. Все сотрудники отдела постоянно наращивают мастерство. 2. Этот художник шел дальше всех в рукотворной обработке снимков. 3. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 4. Давайте воспринимать наши выступления не как какие-то шоу, а как показ наших достижений. 5. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город. 6. Можно ожидать роста экономии уже к следующему году. 7. Предполагаемый рост цен составил более 4 раз.

Контрольная работа для заочного отделения по русскому языку

И культуре речи

ВАРИАНТ 3

Задание 1. С литературным языком тесно связано понятие культура речи. Какие три компонента содержит культура речи? Запишите определение к понятию «культура речи» и дайте краткую характеристику каждому из трех компонентов культуры речи.

Задание 2. Дайте определение языковой норме (назовите признаки нормы; перечислите три степени нормативности). Заполните таблицу «Нормы литературного языка» по образцу:

Нормы Определение Примеры (3 – 4)
Орфоэпические нормы произносительные нормы устной речи Овраг – [а]враг; смог – смо[к]; легко – ле[хк]о.
     

Часть 2. Лексические нормы

Задание 7. Дайте определение следующим терминам: архаизмы, историзмы, неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.

Задание 8. Составьте словосочетания с данными синонимами.

Образец: Реализовать, осуществитьреализовать планы, осуществить намерение.

1. Функционировать, работать. 2. Безвозмездно, бесплатно. 3. Шанс, возможность, вероятность. 4. Функция, обязанность, назначение, работа. 5. Зафиксировать, зарегистрировать, изобразить.

Задание 9. Объясните значение заимствованных слов.

Легитимный, маркетинг, менеджмент, новация, коррупция, нонсенс, протекционизм, сертификат, чартер, эмбарго.

Составьте 3 – 4 предложения с приведенными словами.

Задание 10. Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости слова. Для справок пользуйтесь «Словарем лексической сочетаемости».

1. Уже в 1900 г. имя писателя вышло на мировую арену. 2. В последние годы в нашем обществе отмечается упадок речи. 3. Продукт пользуется авторитетом у покупателей. 4. Быстро и качественно! Фотографии на документы и на память (реклама). 5. Женщины и пенсионеры говорили о Старовойтовой только хорошие слова. 6. У нас установились человеческие и деловые отношения. 7. Все от кнопки до мебели для офиса и деловых людей (реклама). 8. Врачи и педиатры Америки считают лучшим средством «панадол».

И культуре речи

ВАРИАНТ 4

Задание 1. Дайте определение литературному языку. Перечислите признаки литературного языка (с краткой характеристикой).

Задание 2. Дайте определение языковой норме (назовите признаки нормы; перечислите три степени нормативности). Заполните таблицу «Нормы литературного языка» по образцу:

Нормы Определение Примеры (3 – 4)
Орфоэпические нормы произносительные нормы устной речи Овраг – [а]враг; смог – смо[к]; легко – ле[хк]о.
     

Часть 2. Лексические нормы

Задание 7. Дайте определение следующим терминам: архаизмы, историзмы, неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.

Задание 8. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами.

Представить – предоставить, адресат – адресант, динамический – динамичный, политический – политичный, методический – методичный, явный – явственный.

Задание 9. Объясните значение заимствованных слов.

Альтернатива, бенефис, брифинг, вербальный, дилемма, казуистика, лапидарный, коммуникабельный, инсинуации, пленум.

Составьте 3 – 4 предложения с приведенными словами.

Задание 10. В чем разница между тавтологией и плеоназмом?Устраните в предложениях лишние слова.

1. Каждый герой романа имеет свои индивидуальные черты. 2. У него были незаурядные, выдающиеся организаторские способности. 3. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 4. В речи она употребляет диалектизмы и областные слова. 5. Следует отметить в работе следующие недостатки: тема раскрыта недостаточно полно. 6. Магазины территориально расположены удобно для жителей района. 7. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

И культуре речи

ВАРИАНТ 5

Задание 1. С литературным языком тесно связано понятие культура речи. Какие три компонента содержит культура речи? Запишите определение к понятию «культура речи» и дайте краткую характеристику каждому из трех компонентов культуры речи.

Задание 2. Дайте определение языковой норме (назовите признаки нормы; перечислите три степени нормативности). Заполните таблицу «Нормы литературного языка» по образцу:

Нормы Определение Примеры (3 – 4)
Орфоэпические нормы произносительные нормы устной речи Овраг – [а]враг; смог – смо[к]; легко – ле[хк]о.
     

Часть 2. Лексические нормы

Задание 7. Дайте определение следующим терминам: архаизмы, историзмы, неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.

Задание 8. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами.

Пионер, инициатор, первый. Функция, обязанность, назначение. Поддержать, помочь, подкрепить. Зафиксировать, зарегистрировать, изобразить. Отбросить, отвергнуть.

Задание 9. Объясните значение заимствованных слов.

Автаркия, альянс, бартер, дискредитация, инжиниринг, консалтинг, микрофлора, лимит, ностальгия, паблисити.

Составьте 3 – 4 предложения с приведенными словами.

Задание 10. Опираясь на теоретические сведения о речевых ошибках, отредактируйте следующие предложения.

1. Странно, что у меня никогда не складывалось трудностей в общении со студентами. 2. Существуют слова, которые в разговоре стараюсь не затрагивать. 3. Обычно мы общаемся, не придавая важности таким вещам, как улыбка и жесты. 4. Сегодня моим собеседником стал один из моих знакомых друзей. 5. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 6. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 7. От того, как вы говорите, как вы можете изъяснять свои мысли, вести беседу, спорить, зависит ваше общение с людьми. 8. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.

ВАРИАНТ 6

Задание 1. Дайте определение литературному языку. Перечислите признаки литературного языка (с краткой характеристикой).

Задание 2. Дайте определение языковой норме (назовите признаки нормы; перечислите три степени нормативности). Заполните таблицу «Нормы литературного языка» по образцу:

Нормы Определение Примеры (3 – 4)
Орфоэпические нормы произносительные нормы устной речи Овраг – [а]враг; смог – смо[к]; легко – ле[хк]о.
     

Часть 2. Лексические нормы

Задание 7. Дайте определение следующим терминам: архаизмы, историзмы, неологизмы, синонимы, антонимы, омонимы и паронимы.

Задание 8. Составьте словосочетания с данными словами.

Образец: Архаичный, архаический. Архаичный оборот – архаический стиль.

Надеть – одеть; встать – стать;личностный – личный, логический – логичный; натуральный – натуралистический; представить – предоставить.

Задание 9. Опираясь на теоретические сведения о контаминации, исправьте ошибки, возникшие в результате объединения близких по значению словосочетаний.

1. В Сиэтле примут старт сотни спортсменов из разных стран мира. 2. Наш университет в последние годы переживает расцвет. 3. Коллектив лаборатории занял первенство в соревновании по ориентированию. 4. Этот человек всегда справляется со своими обязанностями. 5. Этому вопросу следует уделить серьезное значение. 6. Мы не сошлись к общему решению. 7. Проходит процесс формирования рыночных структур.

Задание 10. Объясните значения заимствованных слов.

Бенефис, брифинг, вербальный, инсинуации, превалировать, легитимный, конвенция, лоббизм.

Составьте 3 – 4 предложения с приведенными словами.

Словари и справочники

1. Бельчиков, Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчикова, М.С. Панюшева. – М.,1994.

2. Васюкова, И.А. Словарь иностранных слов / И.А. Васюкова. – М.,1999.

3. Граудина, Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов / Ин-т рус. яз. им. В.В.Виноградова РАН; Л.К.Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – М., 2004.

4. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение. Грамматические формы. – 2-е изд., стреотип. – М.: Русский язык – Медиа, 2005. – 893 с.

5. Новый орфографический словарь русского языка: Словарь М.А. Ситникова. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 460 с.

6. Резниченко, И.Л. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение. Ударение: ок. 25 000 единиц. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 1182 с.

7. Розенталь, Д.Э.Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М., 2004.

8. Ситников, М.А. Словарь синонимов русского языка / М.А. Ситников. – 5-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 342 с.

 

 

 

Контрольная работа для заочного отделения по русскому языку

И культуре речи

ВАРИАНТ 1

Задание 1. Язык – знаковая система передачи информации. Из каких единиц состоят языковые знаки в русском языке. Перечислите.

Задание 2. Дайте определение языковой норме (назовите признаки нормы; перечислите три степени нормативности). Заполните таблицу «Нормы литературного языка» по образцу:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.046 с.)