Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра «Теории и истории государства и права»

Поиск

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра «Теории и истории государства и права»

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ПРАВОВЕДЕНИЕ (ПРАВО)

для специальностей - 351000 (080503) – «Антикризисное управление»,

020400 (030301) – «Психология»,

022900 (031202) – «Перевод и переводоведение»,

061100 (080507) – «Менеджмент организации»,

350500 (040101) – «Социальная работа»,

060400 (080105) – «Финансы и кредит»,

230500 (100103) – «Социально-культурный сервис и туризм»,

060500 (080109) – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»,

350400 (030602) – «Связи с общественностью»,

061000 (080504) – «Государственное и муниципальное управление».

Бакалавры:

522000 (080300) – «Коммерция»,

521600 (080100) – «Экономика»,

521500 (080500) – «Менеджмент»,

100200 – «Туризм»,

521000 – «Психология».

 

 

Санкт-Петербург

Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права.

Протокол № 1 от «1» сентября 2007г.

 

 

Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией юридического факультета.

Протокол № 1 от «5» сентября 2007г.

 

 

Разработан

 

кандидатом юридических наук,

доцентом кафедры Теории и истории государства и права

Курноскиным Е.Н.

 

Правоведение (право). Учебно-методический комплекс. – СПб: СПбАУиЭ, 2007.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая учебная программа дисциплины «Правоведение (Право)»  
2. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий  
3. Методические указания к выполнению контрольной работы  
4. Порядок проведения контроля качества подготовки студентов по дисциплине, содержание контролирующих материалов  
5. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов  

 

 

1. Рабочая учебная программа дисциплины

Целевая установка

И организационно-методические указания

 

1.1. Цели и задачи обучения по дисциплине

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса «Правоведение» – дать студентам знания об основных понятиях и категориях права и государства, основных положениях отраслей российского права, привить умение ориентироваться в законодательстве Российской Федерации, соотносить реальные жизненные события (юридические факты) с нормами права.

 

ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

- изучить содержание права и механизм государства;

- ознакомиться с основными правовыми системами современности;

- изучить содержание основных положений отраслей российского права и институтов российского государства;

- уметь правильно ориентироваться в законодательстве и давать правовую оценку событиям, имеющим юридическое значение.

 

В результате изучения курса студенты должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ использовать:

- основные правовые понятия и категории;

- методы государственного управления;

- правовые знания, полученные в процессе изучения основных отраслей российского права;

- соотносить конкретные жизненные обстоятельства, события с нормами права.

2. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Понятие права

Методы исследования происхождения, сущности и содержания права. Предмет теории права и государства Теории происхождения права и их характеристика. Естественно-правовая школа. Историческая школа права. Рационалистическая теория. Психологическая теория. Нормативистская теория права. Социологическая концепция права. Понятие, сущность и содержание права. Признаки и функции права. Связь права и государства. Принципы права. Формы реализации права. Система права и систематизация законодательства. Предмет и методы правового регулирования. Отрасли права. Правовые системы современности.

Тема 2. Нормы права

Понятие нормы права и ее содержание. Признаки нормы права. Структура нормы права. Классификация норм права по основаниям: по функциям права, по предмету регулирования, по методу правового регулирования, по форме выражения предписания, по сфере действия, по действию во времени, в пространстве и по кругу лиц. Способы изложения правовых норм. Нормативно-правовые акты. Закон и подзаконные акты.

 

Тема 3. Правонарушение и юридическая ответственность

 

Понятие и признаки правонарушения (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость). Виды правонарушений. Понятие состава правонарушения и характеристика его элементов. Понятие и признаки юридической ответственности. Цели, функции и основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности. Способы обеспечения законности и правопорядка.

Тема 4. Понятие государства

Теории происхождения государства. Теологическая теория. Патриархальная теория. Договорная теория. Теория насилия. Психологическая теория. Органическая теория. Ирригационная теория. Материалистическая теория. Государство как политико-правовая форма организации общества. Сущность и признаки государства. Функции государства. Типология государства. Форма государства. Механизм государства. Правовое государство.

Тема 5. Основы конституционного строя РФ

Понятие, предмет и метод конституционного права. Конституционно-правовые нормы и институты. Источники конституционного права. Юридические свойства Конституции РФ. Экономические, политические и социальные основы конституционного строя России. Механизм российского государства. Система и структура органов государственной власти РФ.

Тема 6. Основы административного права РФ

Социальная значимость административного права в системе российского права. Понятие административного права. Предмет, метод и система административного права. Отраслевые принципы административного права. Субъекты административного права. Система и структура органов исполнительной власти РФ. Порядок формирования органов исполнительной власти. Формы государственного управления. Источники административного права.

Тема 7. Общие понятия гражданского права

Понятие гражданского права как отрасли права. Предмет и метод гражданского права. Особенности метода гражданско-правового регулирования. Источники гражданского права. Функции гражданского права. Структура гражданско-правовых отношений. Виды юридических лиц. Виды гражданско-правовых сделок. Гражданско-правовая ответственность.

Тема 8. Понятие преступления и уголовная ответственность

Понятие, предмет и метод уголовного права. Задачи и принципы уголовного права. Функции уголовного права. Понятие и признаки преступления. Юридический состав преступления. Уголовная ответственность и виды уголовных наказаний. Основания освобождения от уголовной ответственности. Формы соучастия в преступлении и виды соучастников. Обстоятельства смягчающие, отягчающие и исключающие уголовную ответственность.

Тема 9. Основы трудового права РФ.

Предмет, метод, источники, принципы и функции трудового права. Содержание и виды трудовых отношений. Основные права и обязанности работников. Договоры и соглашения, порядок их заключения и расторжения. Порядок разрешения трудовых споров.

Тема 10. Семейное право РФ.

Семейное право как отрасль права. Предмет и метод семейного права. Порядок заключения и расторжения брака. Личные неимущественные (имущественные) права и обязанности супругов. Имущественные права несовершеннолетних детей. Основные права ребенка. Права и обязанности родителей.

Тема 11. Экологическое право РФ.

Предмет и метод экологического права. Система экологического законодательства. Органы экологического надзора и их компетенция. Экологические правонарушения и юридическая ответственность.

 

Тема 12. Правовые основы защиты государственной тайны.

 

Нормативно-правовые акты, регулирующие защиту государственной тайны.

Органы государства, обеспечивающие охрану и защиту государственной тайны и их компетенция.

 

 

Конституция Российской Федерации.

2. Закон РФ от 21 июля 1993г. «О государственной тайне» (в ред. Федеральных законов от 06.10.1997г., от 30.06.2003г.)

3. ФЗ РФ от 29 июля 2004г. «О коммерческой тайне».

4. Уголовный кодекс Российской Федерации.

5. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2003г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2003. №17. Ст.658.

6. Указ Президента РФ от 2 октября 1996г. «Об утверждении положения об Администрации Президента Российской Федерации» // СЗ РФ.1996.№ 41. Ст.4689.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Правоведение

Санкт-Петербург

Год

4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ Студентов ПО ДИСЦИПЛИНЕ, содержание контролирующих материалов

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов включает текущий контроль, рубежный и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль качества подготовки студентов осуществляется в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса, индивидуальных бесед со студентами.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по определенным темам учебной дисциплины. Проводится в виде тестирования.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по дисциплине. Проводится в форме экзамена.

4.1. Перечень контрольных вопросов для подготовки к экзамену

 

1. Теории происхождения права.

2. Признаки, принципы и функции права.

3. Источники права.

4. Предмет и методы правового регулирования.

5. Формы реализации права.

6. Понятие и признаки правовых норм.

7. Виды правовых норм и их классификация.

8. Структура правовой нормы.

9. Международное право и российское законодательство.

10. Нормативно-правовые акты.

11. Понятие и основные признаки правонарушения.

12. Виды правонарушений.

13. Юридический состав правонарушения.

14. Понятие, основания, признаки и принципы юридической ответственности.

15. Виды юридической ответственности.

16. Законность и правопорядок и гарантии их обеспечения.

17. Теории происхождения государства.

18. Сущность и признаки государства.

19. Функции государства.

10.Органы исполнительной власти РФ.

11. Форма государства.

12. Механизм государства.

13. Принципы правового государства.

14. Понятие и принципы конституционного строя РФ.

15 Характеристика Конституции РФ.

16.истема и структура органов государственной власти РФ.

17 Форма российского государства.

18. Правовые основы защиты государственной тайны и информации.

19. Понятие и структура гражданского правоотношения.

20. Субъекты гражданских правоотношений.

21. Право собственности.

22. Наследственное право.

23. Обязательства в гражданском праве.

24. Гражданско-правовая ответственность.

25. Уголовная ответственность и виды уголовных наказаний.

25. Понятие преступления и юридический состав преступления.

26. Трудовой договор (контракт).

27. Порядок разрешения трудовых споров.

28 Административные правонарушения.

29 Административная ответственность.

30 Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

31 Общая характеристика брачно-семейных отношений.

27. Права и обязанности супругов, родителей и детей.

28. Ответственность по семейному праву.

29. Система российского права. Отрасли права.

30. Экологическое право.

31. Форма правления в РФ.

32. Федеративное устройство РФ.

33. Политический режим в РФ.

34. Международное право как особая система права.

35. Полномочия Президента РФ как главы государства.

36. Полномочия и состав Правительства РФ.

4.2. Контрольные тестовые задания

В соответствии с учебной программой по дисциплине “Правоведение (право)”, в целях подведения итогов текущей успеваемости студентов предусмотрено проведение рубежного контроля в форме тестирования. Тестирование преследует цель оперативного влияния на успеваемость студентов в течение всего семестра и курса обучения в целом. Для его проведения разработан перечень тестовых заданий.

Для тестов текущего контроля успеваемости используется стандартная форма заданий, состоящая из основы, представляющей собой формулировку проблемы, которую студент должен рассмотреть, и нескольких (не менее трех) закодированных порядковыми номерами вариантов ответов, один из которых является правильным.

Правильный ответ трансформирует основной текст тестового задания в истинное утверждение. Остальные ответы (неправильные или частично правильные) преобразуют основной текст тестового задания в ложное утверждение.

Процесс тестирования имеет временные ограничения, среднее время, выделяемое для ответа на задание теста, не должно превышать одну - две минуты. Поэтому при разработке тестовых заданий (их объема и сложности) автор-составитель исходил из данного бюджета времени на его решение.

 

 

1. Что подразумевается под понятием «право» с точки зрения его позитивного происхождения:

А) Это традиции и обычаи сложившиеся в процессе исторического развития общества.

Б) Социальные нормы, возникшие в период демократических преобразований.

В) Общие правила поведения, эталоны, установленные государством, регулирующие права и обязанности субъектов и охраняемые мерами государственного принуждения.

Г) Права физических и юридических лиц в экономической, политической и социально-культурной сферах.

Д) Это объективные, естественные, неотчуждаемые права граждан на здоровье, жизнь, неприкосновенность, защиту государства и т.п.

2. Среди признаков права следует выделить:

А) Инструмент подавления власти народа.

Б) Инструмент государственного аппарата.

В) Результат развития общественных отношений.

Г) Объективный итог влияния законов природы.

Д) Итог влияния правотворческой деятельности международных органов.

3. Среди возможных вариантов назовите функцию права:

А) Пресечение правонарушений.

Б) Прогнозирование развития общества и государства.

В) Ликвидация последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф.

Г) Определение структуры системы права.

Д) Реализация гражданами права на образование.

4. Отрасль права представляет собой:

А) Социально-культурные права граждан.

Б) Агропромышленная отрасль хозяйства.

В) Совокупность юридических норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

Г) Права и свободы в экономической сфере.

Д) Это исключительно права граждан на участие в управлении делами государства.

5. Под нормативно-правовым актом понимается:

А) Гражданско-правовой договор.

Б) Приговор суда.

В) Паспорт гражданина.

Г) Установленный государством акт, содержащий общие правила поведения, адресуемые неограниченному количеству субъектов на всей территории государства и охраняемые мерами принуждения.

Д) Указ Президента РФ о награждении орденом, медалью и т.п.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Обучение - сложный процесс активного взаимодействия педагога и обучаемых. В ходе этого процесса активность познавательной деятельности обучающихся является важнейшим условием не только усвоения преподносимых знаний.

Как правило, большинство учащихся, придя в вуз, навыками самостоятельной работы не владеет и приобретает их постепенно в процессе учебы методом “проб и ошибок”. Тем более, что методы самостоятельной работы в вузе существенно отличаются от методов подготовки уроков в средней школе.

Рациональная организация самостоятельной учебной деятельности предполагает выбор и применение в каждом конкретном случае оптимального варианта выполнения учебного задания.

Овладеть навыками и методикой рациональной организации самостоятельной учебной деятельности можно только в результате постоянных, повседневных усилий каждого обучающегося, подчас даже насилия над собой, над своими привычками, своими слабостями, т.е. в результате самовоспитания.

Цель данных рекомендаций - помочь студентам овладеть основами рациональной организации своей учебной деятельности при освоении правовых дисциплин, изучении нормативного и практического материала.

 

Общие положения

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА-ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЭЛЕМЕНТОВ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Термин “самостоятельная работа” студентов в настоящее время приобретает более широкое толкование и понимается как деятельность обучаемых, направленная на усвоение, закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, получаемых как на занятиях под руководством преподавателей, так и в часы самостоятельной подготовки, т.е. их активная умственная деятельность во всех формах учебных занятий и во время проведения общественных мероприятий.

В настоящее время стали редкостью учебные занятия, на которых совсем не было бы хотя бы небольшой самостоятельной работы и не требовалась бы максимальная активность от обучаемых. Кроме занятий в аудиториях и классах под руководством преподавателей, студенты не менее 3-4 часов ежедневно, а в некоторых вузах еще и один день в неделю полностью уделяют самостоятельной работе, в ходе которой они вырабатывают у себя привычку и навыки умственной деятельности. В это время они работают с учебниками и научной литературой, конспектируют первоисточники, готовятся к семинарам и практическим занятиям, выполняют различного рода домашние задания, курсовые и дипломные работы (проекты, задачи), готовят рефераты, ведут научные исследования и т.д.

Таким образом, в ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения - закрепление знаний и переработка их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление обучаемых, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости каждого студента в этой самостоятельной работе зависит успех обучения.

Основы планирования самостоятельной работы студентов закладываются в учебном плане. В нем по каждой учебной дисциплине указываются время (в часах) аудиторных и самостоятельных занятий. Это дает возможность кафедрам равномерно распределить все домашние и контрольные задания в семестре и тематическом плане изучения учебной дисциплины.

Каждый студент должен планировать свою самостоятельную работу сам по форме, наиболее удобной для него. План - это предварительный отбор одного решения из множества других, которые возможны. Ясно, что при этом предварительном отборе одного решения из многих выбирается наиболее оптимальное, которое способствует быстрому, с меньшими затратами достижению цели.

Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, студенты должны уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться информационными изданиями типа “экспресс-информация”, “Реферативные журналы”, “книжная летопись”, а также автоматизированной поисковой системой, чтобы быстро найти нужную книгу. В середине 19 века создалось утверждение, что настоящее образование - это самообразование.

В ходе обучения в вузе студент, занимаясь самовоспитанием, должен, прежде всего, выработать у себя умение действовать и работать самостоятельно, проявляя при этом упорное и настойчивое желание овладеть знаниями, закаляя свою силу воли, умело организуя свой труд.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. Теории происхождения права.

2. Признаки, принципы и функции права.

3. Источники права.

4. Предмет и методы правового регулирования.

5. Формы реализации права.

6. Понятие и признаки правовых норм.

7. Виды правовых норм и их классификация.

8. Структура правовой нормы.

9. Международное право и российское законодательство.

10. Нормативно-правовые акты.

11. Понятие и основные признаки правонарушения.

12. Виды правонарушений.

13. Юридический состав правонарушения.

14. Понятие, основания, признаки и принципы юридической ответственности.

15. Виды юридической ответственности.

16. Законность и правопорядок и гарантии их обеспечения.

17. Теории происхождения государства.

18. Сущность и признаки государства.

19. Функции государства.

20.Органы исполнительной власти РФ.

21. Форма государства.

22. Механизм государства.

23. Принципы правового государства.

24. Понятие и принципы конституционного строя РФ.

25 Характеристика Конституции РФ.

26.истема и структура органов государственной власти РФ.

27 Форма российского государства.

28. Правовые основы защиты государственной тайны и информации.

29. Понятие и структура гражданского правоотношения.

30. Субъекты гражданских правоотношений.

31. Право собственности.

32. Наследственное право.

33. Обязательства в гражданском праве.

34. Гражданско-правовая ответственность.

35. Уголовная ответственность и виды уголовных наказаний.

36. Понятие преступления и юридический состав преступления.

37. Трудовой договор (контракт).

38. Порядок разрешения трудовых споров.

39. Административные правонарушения.

40. Административная ответственность.

41. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение.

42. Общая характеристика брачно-семейных отношений.

43. Права и обязанности супругов, родителей и детей.

44. Ответственность по семейному праву.

45. Система российского права. Отрасли права.

46. Экологическое право.

47. Форма правления в РФ.

48. Федеративное устройство РФ.

49. Политический режим в РФ.

50. Международное право как особая система права.

51. Полномочия Президента РФ как главы государства.

52. Полномочия и состав Правительства РФ.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра «Теории и истории государства и права»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.119.149 (0.011 с.)