Часть 3. Грамматические нормы. Морфологические и синтаксические нормы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 3. Грамматические нормы. Морфологические и синтаксические нормы.



Задание 12. Перепишите предложения, заменяя цифры словами.

1. Свыше 170 народностей и 260 миллионов человек, говорящих на 70 языках, населяют этот край. 2. Из (892 участника) съезда иногородних (742 человек). 3. Пароход с (850 отдыхающими) вышел в рейд. Воздух был наполнен (1000 свистов). 4. Мы совсем разучились склонять числительные. 5. Редкий оратор рискнет произнести даже трехзначное число в другом падеже, кроме именительного. К примеру, если докладчику надо сказать, что 283 москвичам сделаны такие-то прививки, то, в лучшем случае, эта фраза будет звучать так: «Двести восемьдесят трем человекам…» (из газет). 6. Появилась серия пособий с (6475 чертежей). 7. К (1219 учащихся) одной школы присоединились (932 учащихся) другой. 8. В этот час мы покидаем льдину, пройдя свыше (2500 километров) за время дрейфа (274 сутки).

Задание 13. Опираясь на теоретические сведения о синтаксических нормах, в частности на нормы управления, составьте словосочетания по образцу.

Образец: подготовка и руководство (аспиранты) – подготовка (кого?) аспирантов и руководство (кем?) ими.

1. Восхищаться и преклоняться (мужество солдат). 2. Сбор и обмен (информация). 3. Объединение и руководство (предприятия малого бизнеса). 4. Установка и уход (оборудование). 5. Познакомить и распространить (текст постановления). 6. Надеяться и верить (победа). 7. Помогать и заботиться (ветераны).

Часть 4. Стили. Научное, официально-деловое и публицистическое оформление письменной и устной речи

Задание 14. Заполните таблицу, используя материал для справок.

Стили речи Основная языковая функция Форма общественного сознания Форма речи (устная и письменная) Жанры
Научный        
Официально-деловой        
Публицистический        
Разговорный        

Материал для справок: информативная, обмен мнениями; правовое сознание, наука, идеология и политика, общественное сознание; устная, письменная; монография, репортаж, доверенность, сопроводительное письмо, частное письмо, заявление, договор, реферат, лекция, конспект, справочник, патентное описание, учебное пособие, конспекты, рецензия, аннотация и т. д.

Задание 15. Составьте библиографическое описание и аннотацию художественной книги (на Ваш выбор) и научной статьи по Вашей специальности.

При составлении аннотации научной статьи используйте ключевые слова (выделите их в тексте):

-для обозначения субъекта действия: автор, авторы, исследователь, ученый;

-для обозначения первоисточника: статья, сборник, глава, монография, работа, исследование, книга, труд;

-для обозначения фрагментов аннотации: прежде всего, вначале, затем, далее, кроме того, во-первых, во-вторых, наконец…

А также обратите внимание на следующие конструкции:

Автором рассматривается вопрос, в статье рассмотрен вопрос, изложена проблема, освещаются вопросы, уделяется внимание, указывается на необходимость, приводятся данные и т.д.

В тексте рассматриваемой Вами статьи выберите фрагмент для цитирования и оформите его как цитату, являющуюся самостоятельным предложением; 2 фрагмент –

как прямую речь; третий – как придаточную речь. К каждому фрагменту сделайте библиографическую ссылку (нп: [2011, с. 12]).

Задание 16. Какие типы служебных документов вы знаете?

Задание 17. 1. Напишите заявления, используя форму и языковые клише: 1) с просьбой разрешить вам академический отпуск; 2) с просьбой принять вас на работу; 3) продлить экзаменационную сессию. Вариант ситуации выберите сами.

2. Напишите объяснительную записку, необходимую в следующих ситуациях: 1) Вы не явились на экзамен; 2) Вы опоздали на работу, 3) Вы не выполнили распоряжения руководства. Вариант ситуации выберите самостоятельно.

3. Напишите автобиографию и резюме. Сравните эти два жанра официально-делового стиля и сделайте вывод, что между ними общего и в чем разница.

При составлении резюме Вы должны обязательно указать свои данные, цель составления, сведения об образовании, опыте работы и дополнительную информацию (личностную характеристику, увлечения и т. д.).

 

Задание 18. Перечислите логикомпозиционное оформление ораторской речи

(с краткой характеристикой).

ВАРИАНТ 5

Задание 1. С литературным языком тесно связано понятие культура речи. Какие три компонента содержит культура речи? Запишите определение к понятию «культура речи» и дайте краткую характеристику каждому из трех компонентов культуры речи.

Задание 2. Дайте определение языковой норме (назовите признаки нормы и дайте её классификацию). Заполните таблицу по образцу:

Нормы Определение Примеры (3 – 4)
Орфоэпические нормы произносительные нормы устной речи Овраг – [а]враг; смог – смо[к]; легко – ле[хк]о.
     

Часть 1. Орфоэпические и акцентологические нормы

Задание 3. В русском языке ударение может падать на любой слог, что отличает его от других языков, в которых ударение закреплено за определённым слогом (например, в английском языке ударный первый слог, французский – последний, польский – предпоследний).

При помощи Ваших примеров докажите, что русское ударение свободное – разноместное и подвижное – неподвижное (например, свободное и разноместное: к о мпас – доб ы ча – докум е нт – медикам е нт; подвижное: пр а в – пр а вы – прав а; неподвижное: берег у – береж ё шь – береж ё т). Запишите по 3 – 4 примера на каждый из перечисленных способов.

Задание 4. Расскажите о функциях ударения.

Какую роль играет ударение в следующих словах? Поясните свой ответ. Дополните словарный ряд собственными примерами (4 – 6 пар слов).

А тлас – атл а с, в и дение – вид е ние, в я занка – вяз а нка, кл у бы – клуб ы, тр у сить – трус и ть.

Р у ки – рук и, узн а ют – узна ю т, засып а ть – зас ы пать.

К о мпас – комп а с, фл е йтовый – флейт о вый, и скра – искр а.

Задание 5. Как произносится сочетание [чн] в следующих словах? Выполните задание по образцу:

[чн] [шн] [чн], [шн]
ячневая конечно селедочница

 

Булочная, конечно, молочный, скучно, нарочно, пустячный, сливочный, яичница, прачечная, молочница, ячневая, Ильинична, скворечник, беспорядочный, подсвечник, будничный, войлочный, селедочница, девичник, горничная, гречневый, непорядочный, перечница, спичечный, к шапочному разбору.

Задание 6. В каких именах собственных сохраняется безударный звук [о]? Укажите вид деятельности представленных деятелей культуры (писатель, поэт и т. д.).

Боккаччо Джованни, Вольтер, Доде, Мольер, Ромен Роллан, Роден, Россини, Флобер, Шопен.

Задание 7. Прочитайте текст, обращая внимание на правильное произношение и постановку ударения в выделенных словах.

Примером успешного ведения бизнеса в различных отраслях экономики является деятельность фирмы «Горизонт». За 9 лет её существования удалось сформировать коллектив профессионалов из высококвалифицированных менеджеров, компетентных экспертов, торговых агентов. Компании принадлежат две трети долей уставного фонда АО «Юность», владельца одного из крупнейших универмагов города. Занимаясь оптовыми поставками подростковойодежды, фирма поддерживает связи с модельными агентствами, что позволяет обновлять коллекции на 10 процентов каждый квартал. С ассортиментом одежды можно ознакомиться по каталогу. Руководство фирмы изъявило намерение углубить это направление, для чего налаживаются связи с другими поставщиками, проводятся маркетинговые исследования с целью изучения конъюнктуры рынка в трёх крупнейших областях региона.

В планы компании входит также сосредоточение средств в области дорожного строительства. Начата подготовка к тендерным торгам, намеченным на первую декаду ноября, к участию в которых приглашаются компании, заинтересованные в строительстве современного путепровода.

Выпишите выделенные слова в тех грамматических формах, в которых они даны в тексте, расставьте ударение. Протранскрибируйте слова: декада, менеджер, компетентный, тендер, конъюнктура. Запишите 6 – 7 слов с частью -провод и -лог: нефтепровод, каталог… Сделайте вывод о постановке ударения в данных словах.

Часть 2. Лексические нормы

Задание 8. Дайте краткие сведения об употреблении синонимов, антонимов, омонимов и паронимов.

Задание 9. Переведите иностранные фразеологизмы (за справками обращайтесь к «Словарю крылатых слов и выражений»)

Образец: Alma mater (лат. – мать-кормилица; старинное традиционное название высшей школы).

А priori, post factum, post scriptum, per aspera ad astra, pro et contra, sciencia potentia est.

Задание 10. Опираясь на теоретические сведения об устаревших и новых словах, найдите архаизмы в цитатах из произведений русских писателей, выпишите устаревшие слова и определите их значения.

1. «Сидят три витязя младые и брашна неприятны им» (А.С.Пушкин).

2. «Два раза в год они говели» (А.С.Пушкин).

3. «Восстань пророк, и виждь и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей (А.С.Пушкин).

4. «Перстами легкими, как сон, моих зениц коснулся он» (А.С.Пушкин).

5. «Не пощадим казны и животов!» (А.Н.Островский).

6. «Года бегут; что день, слабеют силы; а немочи час от часу сильней» (А.Н.Островский).

Задание 11. Опираясь на теоретические сведения о речевых ошибках, отредактируйте следующие предложения.

1. Странно, что у меня никогда не складывалось трудностей в общении со студентами. 2. Существуют слова, которые в разговоре стараюсь не затрагивать. 3. Обычно мы общаемся, не придавая важности таким вещам, как улыбка и жесты. 4. Сегодня моим собеседником стал один из моих знакомых друзей. 5. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи. 6. Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 7. От того, как вы говорите, как вы можете изъяснять свои мысли, вести беседу, спорить, зависит ваше общение с людьми. 8. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.015 с.)