Вопрос 15. Общая характеристика статистически рсфср 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 15. Общая характеристика статистически рсфср



Сбором, обработкой и публикацией статистикой в Советском Союзе занималось: Центральное Статистическое Управление РСФСР – с 1919 г.; статотдел в Госплане – с 1931 г.; ЦУНХУ при Госплане СССР – с 1945 г.; ЦСУ при СМ СССР и Госкомстат – в 80-е.

Издавались следующие статистические труды:

1) Труды Центрального статистического управления (вышло 35 томов в 20-е XX в.)

2) Народное Хозяйство СССР (выходили ежегодники с 1956 г.)

3) Тематические сборники (Сельское Хозяйство СССР, Печать в СССР и т.п.)

В первые годы советской власти сохранялись традиции дореволюционной отечественной статистики, отличавшейся достоверностью и надежностью. В 20-е гг. начался процесс искажения статистики, что особо отмечается в статистике сельского хозяйства и промышленности

Статистика народонаселения – это важный исторический источник. Отметим принципы переписи:

1. её всеобщий характер

2. единство программы, т.е. обо всех в одно время

3. обезличивание сведений – всё писалось только в обобщенном виде

4. делалась путем опроса лично каждого взрослого

5. источником информации служил сам человек, а не комплекс его документов

6. гарантия тайны информации

Исходя из этих принципов строится анкета-опросник. Несколько переписей позволяют увидеть динамику показателей.

Исследователь не имеет самих анкет – это недопустимо (6-й принцип). Он работает со вторичной информацией. Зато она уже обобщена.

Были переписи: 1920 г., 1926 г., 1939 г., 1959 г., 1970 г., 1979 г., 1989 г., 2003 г.

С 1972 г. перестают публиковаться данные о смертности и продолжительности жизни.

 

Проблема использования статистики

 

В 70-е гг. информационность статистики уменьшилась по сравнению с 20-ми гг. в 50 раз. Итоги статистики политизировались. Отсюда необходимость критического использования материалов статистики как исторического источника и даже периода перестройки. Официальный рост зарплаты не показывал падения реальной из-за роста цен и переплаты из-за дефицита. Не указывались в статистике поставки оружия за рубеж. Фальсифицировались объемы строительства школ и т.д.

4. Материалы планирования как исторический источник

Материалы планирования – этоновый комплекс исторических источников. Он возникает в начале 20-х гг. XX в. Первый советский перспективный план – это ГОЭЛРО. Известны советские годовые планы 1923-1924 гг., 1924-1925 гг. Перспективные план развития сельского хозяйства и лесного хозяйства с 1923-1924 гг. по 1927-1928 гг. План 1 пятилетки 1928-1933 гг. и т.д.

ВОПРОС 16.. Возникновение Публицистики

 

Публицистика создается в общественной сфере и призвана выражать мнение социальной группы об общественно-значимом явлении. Это авторское произведение, но оно отражает мнение определённого социального слоя общества. Поэтому при изучении публицистики необходимо знать социальную стратификацию того времени.

Выделяются следующие группы публицистики:

1) Авторская публицистика. Она появляется в петровские времена. Активизация в этой области приходится на правление Екатерине II (это журналы «Трутень», «Живописец», «Зритель» и др.). В XIX в. проявляются публицистика – западников, славянофилов и народников, а в начале XX в. – публицистика лидеров политических партий.

2) Публицистика массовых народных движений. Это так называемые «прелестные письма» Степана Разина. Манифесты Пугачева и др.

3) Проекты государственных преобразований. Это дворянские проекты 1730 г. Русская правда П.Пестеля и Конституция Н.Муравьева. Проекты перед реформами 60-х гг. XIX в.

Периодическая печать как исторический источник

 

Периодическая печать – это вид исторического источника, представленный долговременными изданиями периодического характера, задачами которых является организация:

1) общественного мнения;

2) идеологического воздействия;

3) информационного обслуживания;

4) установления обратной связи в управлении.

 

Виды периодической печати:

1) газеты

2) журналы (часто - вестники, записки)

3) повременные издания научных обществ.

 

На западе периодическая печать существует с XVI в.

Характеристики периодической печати:

1) её долговечность;

2) тираж (Ведомости Петра I – до 4000). (В Лондоне – несколько сотен, но изданий – 10-20);

3) носила частный или официальный характер.

 

Этапы развития периодической печати в России:

1. XVIII в. – медленное становление;

2. первая половина XIX в. – рост периодической печати при этом преобладал выпуск журналов;

3. с 70-х гг. XIX в. – отмечается преобладание газет.

 

Газеты как разновидность периодической печати

 

Становление газетного дела

Первая русская газета называлась «Ведомости» и выходила с января 1703 г.

Цели возникновения газеты:

1) это проведение в общество государственной идеологии (в России – с начала XVIII в.);

2) это обслуживание экономических потребностей определённых социальных слоёв общества (в России – с середины XIX в.);

3) формирование общественного мнения в интересах какой-либо социальной группы (в России – в начале XX в. – газета «Искра»).

В 1728 г. на смену «Ведомостей» пришли «Санкт-Петербургские ведомости». Они выходили по вторникам и пятницам (в почтовые дни) в 4 страницах. С 1756 г. выходят «Московские ведомости» (до 600 экз.) Оба издания просуществовали до начала XX в.

Газеты в первой половине XIX в. (до 60-х гг. XIX в.)

В первое десятилетие XIX в. появилось до 10 новых газет. Но они в большинстве своём оказались недолговечны. Первая частная газета вышла в 1825 г. под названием «Северная пчела». В ней содержалось много зарубежной информации, особо выделялся литературный отдел. Тираж 2-2,5 тыс. экз.

В 30-е гг. XIX в. – выходят коммерческие газеты. Среди них одна из первых – «Земледельческая газета». Также налаживается выпуск литературных газет – одна из них «Литературная газета Дельвига».

Все газеты этого периода распространялись только по подписке. Дохода они не приносили. Объявления печатали только две старейшие газеты. Авторы, как правило, не указывались. Часто ссылались на слухи.

 

ВОПРОС 17.газеты в первой половине XIX в. (до 60-х гг. XIX в.)

 

В первое десятилетие XIX в. появилось до 10 новых газет. Но они в большинстве своём оказались недолговечны. Первая частная газета вышла в 1825 г. под названием «Северная пчела». В ней содержалось много зарубежной информации, особо выделялся литературный отдел. Тираж 2-2,5 тыс. экз.

В 30-е гг. XIX в. – выходят коммерческие газеты. Среди них одна из первых – «Земледельческая газета». Также налаживается выпуск литературных газет – одна из них «Литературная газета Дельвига».

Все газеты этого периода распространялись только по подписке. Дохода они не приносили. Объявления печатали только две старейшие газеты. Авторы, как правило, не указывались. Часто ссылались на слухи.

Газеты пореформенной России

С начала 70-х гг. XIX в. газет выходит значительно больше, чем журналов. Так в 1870 г.– их было 36; в 1881 г. – 83, а в 90-е гг. XIX в. – выходит уже более 90 газет. В начале XX в. – только общероссийских газет более 100.

Формат у российских газет был, как правило, большой от 4 до 8 полос. Определилась структура в 6 колонок. Большинство газет выходило ежедневно, впоследствии некоторые стали выпускаться 2 раза в день, а затем появились и вечерние выпуски. Первая так называемая «вечерка» в России – это приложение к Биржевым ведомостям, выпускалось с 1865 г.

Во второй половине начинается социальная ориентация газет. Например, «Мирское слово» выходило для низшего духовенства. Появляется также бульварная пресса (Петербургская газета, Московский Листок). Партийные газеты (Искра, Речь, Русское знамя).

Газеты начинают приносить прибыль, большей частью за счет рекламы. С 1862 сняты все ограничения на печать объявлений, с 1865 г. – разрешена розница. Последнее ведет к росту публикаций сенсаций и острых материалов. Тиражи ведущих газет доходят до 10 тыс. экз. В начале XX в. самая популярная газета – это «Русское слово» Сытина – выпускается до 100 тыс.экз.

Также появляются губернские и городские газеты. С 1838 г. выходят Губернские ведомости, которые обычно курировал губернатор. Издавал ведомости чиновник для особых поручений. С 60-х гг. XIX в. начинается выпуск частных провинциальных периодических изданий.

ВОПРОС 18.Разновидности периодических изданий

Публицистика

Публицистики – это речь, обращенная к публике, всегда личностного характера.

Выделим жанры публицистики – памфлет, фельетон, пародия, открытое письмо, листовка и т.п.

Всплеск публицистики отмечается в 1917 г. Публикуются работы Ленина, Плеханова, Мартова, Суханова, Чернова, Милюкова и т.д.

В 20-е гг. XX в. социально-политическая проблематика в публицистике затухает. На первый план выступает публицистика бытовая. Это работы Булгакова, Зощенко, Ильфа и Петрова. В 30-е гг. получает развитие псевдопублицистика направленная против Запада, врагов народа и т.п. В годы ВОВ отдельно выделяется патриотическая публицистика (Толстой, Эренбург и др.). 50-70-е гг. отличаются от других десятилетий XX в. развитием на фоне официозной публицистики самиздата. Самиздат в это время не подвергался цензуре. Это главным образом машинописные тексты.

Всплеск публицистики наблюдается в период «перестройки». Получают развитие экономическая публицистика, философская, историческая и деревенская. Своеобразная направленность публицистики 80-х гг.– это раскрытие в истории так называемых белых пятен. Прослеживается тенденция отказа от прошлого, от социализма. Наблюдается идеализация прошлого, вплоть до возвеличивания монархизма. Отсюда рост популярности периодики. В это время появляется жанр устной периодики – это круглые столы, в том числе по телевидению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.16.192 (0.033 с.)