ТОП 10:

Функции финансового менеджмента.



Функции объекта управления:

-воспроизводственная (обеспечивает воспроизводствоавансированного капитила на расширенной основе)

-Обеспечение непрерывного функционирования предприятия и кругооборота капитала

-Контрольная, контроль управл. Капитала

Фунуции субъекта управления:

-Прогнозирование фин. Ситуаций

-Планирование фин. Деятельности

-Регулирование

-Координация деят. Всех фин. Подразделений

-Анализ и оценка сост. Предприятия

-Стимулирование

-Контроль (за денежным оборотом, формированием и исп. Фин. Ресурсов)

3.) Рентабельность - это относительный показатель экономическо эффективности. Рассчитывается = Отношение прибыли к активам

Рентабельность продаж= Чистая прибыль делим на выручку (это показывает долю прибыли на каждый заработанный рубль.)

Рентабельность продаж исп. Для оценки продаж.

Рентабельность актива=чистая прибыль делим на стоимость активов

Рентабельность собственного капитала=Чистая прибыли делим на среднее значение капитала.

Данный показатель характеризует использование не всего капитала прог. А только той части которая принадлежит собственникам предприятия.

Семинар №1

Формирование прибыли.

Прибыль-это денежное выражение основной части денежных накоплений создаваемых предприятиями любой формы собственности.

Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности.

«Классификация прибыли хозяйствующего субъекта."

 

    1)Порядок формирования прибыли     -Валовая прибыль -Маржинальный доход(маржинальная прибыль) -Прибыль до налогообложения -Чиста прибыль (нераспределенная)
2)Источники формирования прибыли -Прибыль от реализации продукции, работ, услуг -Внереализационная прибыль
3) Виды деятельности, где формируется прибыль -Прибыль от обычной деятельности ( Операционная прибыль) -Прибыль от инвестиционной деятельности -Прибыль от финансовой деятельности
4)Периодичность получения прибыли -Прибыль от обычной деятельности (регулярная прибыль) -Прибыль от чрезвычайной деятельности (чрезвычайная прибыль)

 

В финансовом учете прежде всего определяется валовая прибыль (Р вал.) как разница от реальзации продукции (N) производственной себистоимоти реализованных товаров (S)

Pвал=N-S

Валовая прибыль используется для покрытия коммерческих и управленческих расходов она больше названных расходов на величину прибыли от реализации.

С учетом сальдо прочих доходов и расходов включающих не реализационные доходы и расходы, определяется прибыль до налогообложения.

В экономических расчётах и анализе используются и др. показатели прибыли различающиеся составом формирующих ее элементов.

Так разница между выручкой и переменными расходами называется маржинальной прибылью, а прибыль до уплаты налогов и пользования заемными средствами называется экономической прибылью.

После установления отложенных налоговых активов и обязательств рассчитывается налог на прибыль и чистая прибыль отчетного периода.

Показатель чистой прибыли один из наиболее важных показателей финансовой отчетности, чиста прибыль отражает фин. Результаты деятельности организации на ее основе формируются различные рейтинги и расчеты финансовых аналитиков, от ее величины зависит курс акций и величина дивидендов выплачиваемых по привилегированных и обыкновенным акциям.

Обычная деятельность это любая деятельность осуществляемая организацией в виде составной части ее бизнеса а так же связанная с ней деятельность которой организация занимается в ее продолжении и которая имеет к ней отношение или возникает из нее.

Чистая прибыль компании представляет собой разницу между ее доходами и расходами за вычетом налога на прибыль согласно правилам налогооблажения.

Валовая прибыль рассчитывается по данным формы 02 (отчет о прибылях и убытках), где себестоимость включает переменные и постоянные затраты.

Лекция №2

Основы финансового учета и отчетности. Финансовое планирование.

1)Финансовый учет. Нормативное регулирование. Принципы. Метод ведения.

2)Финансовая отчетность и требования предъявляемые к ней.

3)МСФО (международные стандарты финансовой отчетности).

4)Финансовое планирование. Сущность. Основные документы. Особенности текущего финансового плана и плана развития.

Четырехуровневая система, в соответствии с которой все документы делятся на 4 группы с позиции приоритетов использования:

1.Законодательные акты, указы президента, постановления правительства (документы федерального уровня на уровне государства)

2.Документы нормативного характера, в которых установлены критерии и основные правила учета отдельных объектов (ПБУ – положение по бухгалтерскому учету)

3.Методические рекомендации и инструкции, задачей которых является конкретизация действующих нормативных документов, в соответствии с отраслевыми и иными особенностями организации.

4.Внутренние документы, разработанные непосредственно в организации, компании и т.п. (приказ об учетной политики, рабочий план счетов, графики документооборота и т.д.).

Требования к ведению финансового учета.

• Учет объектов и хозяйственных операций ведется в рублях и на русском языке.

• Имущество, являющееся собственность организации учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

• Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно, начиная с момента ее регистрации в качестве юридического лица до момента ликвидации либо реорганизации в порядке, установленном законодательством РФ.

• Бухгалтерский учет субъектов и объектов выполняется путем двойной записи на взаимосвязанных счетах, включенных в рабочий план счетов, введенный в организации.

• Все хозяйственные операции подлежат своевременному отражению в бухгалтерском учете, без пропусков и изъятий.

• Текущие расходы на производство осуществляются и учитываются отдельно от расходов, связанных с капитальными и финансовыми вложениями.

Базовые принципы финансового учета:

• Принцип имущественной обособленности – имущество обязательства компании существуют обособленно от обязательств собственника и дочерних компаний.

• Принцип периодичности – деятельность компании рассматривается с учетом определенных временных рамок (месяц, квартал, год ).

• Принцип непрерывности деятельности.

• Принцип начислений – на основе отчета о движения денежных средств.

• Принцип постоянства учетной политики – учитывается и принимается приказом один раз в год, но некоторые политики не могут быть изменены.

• Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Основы метода ведения финансового учета:

• Документирование – процесс создания и оформления документов. Письменное свидетельство, составленное в порядке, регламентированном законом и подтверждающее факт совершение операции.

• Оценка и калькуляция – расчет затрат связанных с производством и реализацией продукции, работ и услуг. Калькуляции могут составляться на единичные изделия или на весь выпуск изделий.

 Фактическая (первоначальная)

 Текущая (восстановительная)

 Рыночная.

• Бухгалтерские счета и двойная запись – любая хоз. Операция отражается как минимум в двух счетах по дебету одного и кредиту другого.

• Баланс и бухгалтерская отчетность – Формы 1,2,3,4, пояснение к бух. Балансу и отчет о прибылях и убытках, и пояснительная записка к финансовой отчетности.

• Инвентаризация – проверка фактического наличия с отчетными данными.

Требования, предъявляемые к финансовой отчетности – достоверность, полнота сведений, существенность, сопоставимость, нейтральность, оперативность и своевременность, применимость для целей прогнозирования, осмотрительность.

Под МСФО понимаем – совокупность общепринятых правил классификации, признания, оценки и раскрытия хозяйственных операций, и финансовых показателей, для составления финансовой отчетности хозяйствующими субъектами большинства стран мира (система концептуальных документов, которая устанавливает принципы составления и представления финансовой отчетности).

Отличия Российского бухгалтерского учета от МСФО:

РФ МСФО

1. Подход к построению системы учета Правила что, где и как учитывать Обеспечение достоверной и объективной финансовой отчетности

2. Отношение к формированию консолидированной отчетности Каждое юридическое лицо отдельно, формирование консолидированной отчетности необязательно Формирование отчетности группы организаций, консолидированная финансовая отчетность

3. Различия приоритетов в адресности финансовой отчетности Для органов государственного управления Для инвесторов, акционеров и др. финансовым институтам

4. Дата начала и окончания финансового года Месяц, квартал, год. 13 января – 31 декабря Даты по особенностям бизнеса.

5. Валюта отчетности Рубли Любая валюта

6. Обязательность применения плана счетов План счетом регламентирован министерством финансов Нет жесткой регламентации плана счетов

7. Виды стоимости, возможные для применения финансовой отчетности Фактическая, текущая, рыночная. РФ Плюс: дисконтированная, справедливая.

 

Финансовое планирование.

Планирование – способность разрабатывать планы, направленные на достижение поставленных целей на основе прогнозных сценариев будущего развития.

Планирование – процесс разработки альтернативных вариантов достижения целевых установок, прогнозирования результатов их реализации и выбор оптимального варианта, в наибольшей степени соответствующего поставленным целям.

Финансовое планирование – обеспечение сбалансированности объема финансовых ресурсов и источников их создания.

Принципы планирования:

• Принцип соответствия целей планирования, определенных в конкурентных и функциональных стратегиях миссии и общекорпоративным стратегическим целям организации.

• Принцип ранжирования целей и задач.

• Принцип системности планирования.

• Принцип гибкости – любой финансовый план должен иметь возможность своей корректировки.

• Принцип участия.

Принципы финансового планирования:

• Принцип обеспечения постоянной платежеспособности.

• Принцип поддержания стабильной финансовой устойчивости.

• Принцип соответствия сроков привлечения и направления использования финансовых ресурсов.

• Принцип выбора позиции компании в отношении доходности и риска.

• Принцип максимизации рентабельности.

Основные документы финансового плана:

1. Балансовый план-отчет

2. План отчет о финансовых результатах

3. План-отчет о движении денежных средств

Финансовый план разрабатывается предприятием самостоятельно.

Три основных плана-отчета отражают:

• Активы в разрезе структуры и источники образования активов.

• Доходы, расходы и финансовый результат.

• Денежные поступления и платежи, остаток и дефицит или профицит денежных средств.

Бюджет – роспись доходов и расходов. Формируется на основе плана. План может содержать либо доход либо расход и формироваться на основе прогноза.

Долгосрочный план – составляется на срок более 3-х лет. Для определен

 

Семинар №2

EBITDA – прибыль до вычета % налогов и амортизаций. Показывает финансовый результат исключая влияние эффекта структуры капитала, налоговых ставок и организационной политике.

Он показывает прибыль до того как из нее вычли все обязательные платежи которые должна осуществлять компания. Он не показывает доходность самой компании и получаемой ею прибыли а скорее показывает доходность бизнеса являясь основным направлением деятельности компании и умении этой компании в этом направлении работать и зарабатывать. Если разобраться то при максимальной прибыли которую и отразит EBITDA у компании может быль такое количество обязательных платежей, то чистая прибыль будет близка к 0.

Рассчитывается: =выручка - %к уплате – налог на прибыль + амортизация основных средств и не материальных активов.

Рентабельность-это относительный показатель который комплексно отражает степень использования материальных, трудовых, денежных и др. ресурсов.

Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам ее формирующим.

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручку

Рентабельность активов = Чистая прибыль / Стоимость активов

Факторный метод анализа и планирование прибыли

Изменение прибыли от реализации продукции формируется под воздействием следующих факторов:

-изменение объема реализации

-изменение структуры реализации

-изменение цен на сырье и…

-изменение отпускных цен на реализованную продукцию

-изменение уровня затрат материальных и трудовых ресурсов

Лекция №3

«Управление движением денежных средств»

1. Сущность, цели и задачи

2. Управление движением денежных средств

3. Сбалансированность темпов движения денежных средств, сущность и влияние на финансовую устойчивость компании

Денежные средства – наиболее ликвидные активы, которые в определенном размере должны постоянно присутствовать в составе оборотных средств, иначе предприятие будет считаться неплатежеспособным.

Мы можем проанализировать:

1. Текущую платежеспособность

2. Способность создавать новую или добавочную стоимость

3. Сумму средств, которую можно получить из бизнеса для других целей

4. Способность компании существовать за счет собственных средств

5. Возможность увеличения долговых обязательств или займов

6. Уровень устойчивости компании

7. Финансовое здоровье компании

Три основные деятельности денежных средств:

Текущая деятельность, включая поступления и использование денежных средств, обеспечивающих выполнение основных производственно-коммерческих функций.

Приток формируют:

1. Выручка от реализации продукции, работ, услуг

2. Получение авансов от покупателей и заказчиков

3. Прочие поступления от основных вида деятельности

Отток формируют:

1. Платежи по счетам поставщиков и подрядчиков

2. Выплата зарплаты

3. Отчисления во внебюджетные фонды

4. Расчеты по налоговым обязательствам

5. Авансы выданные

Инвестиционная деятельность связана с приобретением и продажей долгосрочных активов и доходы от инвестиций.

Приток формируют:

1. Выручка от реализации активов долгосрочного использования

2. Дивиденды и проценты от долгосрочных финансовых вложений

3. Возврат долгосрочных финансовых вложений

Отток формируют:

1. Приобретение имущества долгосрочного использования

2. Капитальные вложения

3. Долгосрочные финансовые вложения

Финансовая деятельность включает поступления денежных средств в результате получения кредита или эмиссии акций, а также оттоки, связанные с погашением задолженности по ранее полученным кредитам и выплата дивидендов.

Приток формируют:

1. Полученные суммы и займы

2. Эмиссия акций и облигаций

3. Получение дивидендов по акциям и облигациям

Отток формируют:

1. Возврат ранее полученных кредитов

2. Выплаты дивидендов и процентов

3. Погашение облигаций

Главная цель управления денежными оттоками это обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия.

Задачи:

1. Формирование достаточного объема денежных ресурсов предприятия в соответствии с потребностями его предстоящей хозяйственной деятельности

2. Оптимизации определение сформированного объема денежных ресурсов предприятия по видам хозяйственной деятельности и направлениям использования

3. Обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости в хозяйственной деятельности предприятия

4. Поддержание постоянной платежеспособности предприятия

5. Максимизация чистого денежного потока, обеспечивающая заданные темпы экономического развития предприятия на условиях самофинансирования

6. Обеспечение минимизации потерей стоимости денежных средств в процессе их хозяйственного использования на предприятии

Сбалансированность объемов денежных потоков призвана обеспечить пропорциональность объемов положительного и отрицательного ликвидов.

Отрицательные последствия дефицитного денежного потока:

1. Снижение ликвидности и платежеспособности предприятия

2. Рост просроченной дебиторской задолженности перед поставщиками

3. Повышением доли просроченной задолженности по финансовым кредитам

4. Снижение рентабельности собственного капитала и активов предприятия

Избыточный денежный поток:

1. Потеря реальной стоимости временно не использованных денежных средств от инфляции

2. Потеря потенциального дохода

3. То же самое что и 4 пункт выше

Методы сбалансирования дефицитного денежного потока:

1. Привлечение стратегических инвесторов с целью увеличения объема собственного капитала

2. Дополнительная эмиссия акций

3. Привлечение долгосрочных финансовых кредитов

4. Продажа части финансовых инструментов инвестирования

Снижение объема отрицательного денежного потока в перспективном периоде может быть достигнуто:

1. Сокращением состава инвестиционных программ

2. Отказ от финансового инвестирования

3. Снизить сумму постоянных издержек предприятия

Сбалансирования избытка финансов:

1. Увеличение масштабов расширенного воспроизводства операционных внеоборотных активов.

2. Ускорение реализации инвестиционных проектов

3. Формирование портфеля финансовых инвестиций

4. Досрочное погашение кредитов

Политика управления денежными потоками – определением минимальной необходимой потребности в денежных средствах; учитывать колебаний денежных потоков в определенный период времени; корректировка поток платежей, с целью минимизаций потребности денежных активов; обеспечение ускорения оборота денежных средств; обеспечение рентабельности денежных средств.

1) Прогнозирование

2) Текущее планирование

3) Оперативное управление денежными потоками

Главным документом финансового планирования является бюджет. Финансовую устойчивость обеспечивают сбалансированные денежные потоки.

Выполнение мероприятий по планированию денежных потоков позволяют предприятию:

1. Обеспечить финансовую устойчивость

2. Достигнуть финансового равновесия между притоками и оттоками.

3. Обеспечит формирование в полном объеме производственных запасов и тем самым выпуск продукции.

4. Сократить потребность в заемном капитале

Семинар №3

Анализ прибыли по факторам.

1. Изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчёту в фактически действующих ценах и ценах базисного периода. Анализ данных бухгалтерского учёта позволит раскрыть причины величины завышения цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг)

2. Изменение договорных цен отчётного года на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используются сведения о себестоимости продукции.

3. Увеличение объёма реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости. Для расчёта влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объёма реализации в оценке по базисной себестоимости.

4. Увеличение объёма реализации продукции за счёт структурных сдвигов в составе продукции. Для расчёта влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объёма реализации по оценке по отпускным базисным ценам и коэффициентом роста объёма реализации продукции в оценке по себестоимости в базисных ценах.

5. Уменьшение затрат на 1 рубль. Влияние этого фактора определяется как разность между полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью исчисленной без учёта изменений договорных цен учетного года на материальные и прочие услуги.

6. Изменение себестоимости за счёт структурных сдвигов в составе продукции. Влияние фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент рост объёма реализации продукции и полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции.

 

Планирование прибыли.

От того на сколько достоверно определена плановая прибыль будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия

Планируется прибыль раздельно по видам:

1. От реализации товарной продукции

2. От реализации прочей продукции и услуг не товарного характера

3. От реализации основного фонда и другого имущества

4. От внереализационного дохода и расхода

Основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции. Метод прямого счёта и аналитический.

 

 

Метод прямого счёта.

Применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализацией продукции в соответствующих ценах и полной её себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

П = (В *Ц – (В*С))

В-выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении

Ц – цена единицы продукции за вычетом НДС и акцизов

С – полная себестоимость единицы продукции

Расчёт прибыли методом прямого счёта прост и доступен, однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоёмок.

 

Аналитический метод.

Применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а так же как дополнение к прямому методу в целях его проверки и корректировки. Преимущество в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

Семинар №4

Переменные затраты (сырье, материалы) и смешанные затраты

Факторный метод планирования прибыли:

Он имеет ряд основных преимуществ : прогнозный характер планирования, применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонений от избранной величины.

Выбор оптимального значения показателя из ряда вариантов в результате чего прибыль получает значение исходного целевого показателя, на основе которого разворачивается дальнейший процесс планирования.

 

Этапы планирования:

1)Расчет базовых показателей

2)Прогнозирование показателей прогнозируемой деятельности на планируемый год

3)Прогноз индексов инфляции

4)Расчет плановой прибыльности и рентабельности

5)Выбор оптимального варианта

Основной информационной базой является бухгалтерская отчетность за прошлый год.

 

Лекция № ?







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.12.79 (0.043 с.)