Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.2. классификация микробов.Организация микробиологической службы.

Поиск

Рабочая тетрадь

для самостоятельной работы по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»

Обучающийся___________________________ (Ф.И.О.)

Группы__________________

Специальности___________________________

 

Самара 2012- 2013 уч.г.

ОДОБРЕНА ЦМК лабораторных дисциплин Председатель ЦМК Т.В.Кныжова       Утверждаю Зам.директора по УПР Е.В.Косилова

 

Автор: М.В.Белянина

 

Пояснительная записка.

В последние годы, прежде всего в связи с подписанием Болонской конвен­ции и вступлением России в международное образовательное сообщество, возрастает роль компетентностного подхода в подготовке специалистов и самостоятельной работы обучающихся. Разработанная рабочая тетрадь содержит материалы для самостоятельной работы по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» (специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело»).

В рабочей тетради представлены различного вида задания (заполнение таблиц, подготовка презентаций, составление алгоритмов, выполнение тестовых заданий, ответы на вопросы и т.д.). Для эффективного выполнения заданий обучающимся представляется пакет учебной информации на электронном носителе (лекции, алгоритмы выполнения микробиологических манипуляций) и на сайте www.studentld2013.narod2.ru

К сборнику заданий разработаны эталоны ответов, которые преподаватель будет использовать при проверке выполненных заданий. Задания оцениваются согласно разработанному рейтингу дисциплины. Баллы, набранные за выполнение самостоятельной работы, учитываются при выведении итогового рейтинга дисциплины.

Список рекомендуемой литературы

Обязательная

  1. Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Ростов н/Д: Феникс 2002 г.
  2. Виноградов, Медицинская паразитология, ч.1,2,3. Простейшие. Гельминты.Членистоногие, Ростов на Дону, Феникс, 2006.
  3. Черкес Ф.К., Богоявленская Л.Б., Бельская Н.А. Микробиология. М.: Медицина, 2011 г.

Дополнительная

1. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии6 Учебное пособие для студентов медицинских вузов. -М.: Медицинское информационное агентство, 2003.

2.Борисов Л.Б.Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.

3. Г.Р. Бурместер Наглядная иммунология. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

4. Кипайкин В.А., Рубашкина Л.А. Эпидемиология: Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

5. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология и вирусология. Издательство: СпецЛит, 2008.

6. Мальцев В.Н., Пашков Е.П., Хаустова Л.И. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.

7. Покровский В.И., Поздеев О.К. Медицинская микробиология. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2007.

Семестр.

Тема1.1.Введение.

Тема 1.2. классификация микробов.Организация микробиологической службы.

Задание № 1.

1. Прочитайте главу учебника «Предмет микробиологии. История ее развития», заполните таблицу:

Ученый Вклад в развитие микробиологии
Э.Дженнер  
Л.Пастер      
Р.Кох    
И.Мечников  

Задание № 2. Если Вы хотите получить дополнительные баллы к итоговому рейтингу, подготовьте презентации по любой из предложенных тем:

«Краткий исторический очерк развития микробиологии.», «Вклад в развитие микробиологии Л. Пастера, Р. Коха, И. Мечникова, Э. Дженнера, Д.Самойловича и др. микробиологов". Требования к качеству презентации см. в конце рабочей тетради.

Задание № 3.

Ознакомьтесь с этапами настройки микроскопа, запомните их. Используйте данный алгоритм при микроскопировании на практическом занятии.

Этапы настройки микроскопа для работы:

1.макровинтом поднимите тубус на 1-2 см (движением винта на себя)

2.поднимите конденсор до упора.

3. револьвер так, чтобы над столиком оказался малый объектив с увеличением «8» или «9».

4.вращая зеркало, добейтесь равномерного освещения поля зрения микроскопа.


Иммерсионная микроскопия
1.Возьмите у преподавателя готовый мазок, положите его на столик микроскопа и, вращая макровинтом, добейтесь четкости изображения.
2.В центр мазка нанести 1 каплю иммерсионного масла и поверните револьвер так, чтобы в центре оказался иммерсионный объектив (х90), опустился его в масло под контролем «бокового зрения».
3. Вращая микровинтом и смотря в объектив, добейтесь четкости изображения.
Теперь вы видите микроорганизмы!!! Форму микробов определите вместе с преподавателем. Зарисуйте в дневник.

 

Перевод микроскопа в нерабочее положение.
1. Иммерсионный объектив поверните в сторону так, чтобы над столиком было пустое гнездо револьвера.
2.Марлевой салфеткой протрите объектив, тщательно сняв масло.
3. Опустите тубус макровинтом вниз до упора.
4. Опустите конденсор.

5. Поставьте микроскоп на место, закройте его колпаком (для предохранения его от пыли).

Тема 1.3. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ. УЛЬТРАСТРУКТУРА БАКТЕРИАЛЬНОЙ КЛЕТКИ

Задание № 1. Заполните таблицу:"Морфология бактерий. Основные и дополнительные структуры бактериальной клетки. Их назначение".

Табл. № 1

Структуры бактериальной клетки Их назначение
Основные
1. Микрокапсула 2.  
2. Клеточная стенка    
3. Цитоплазматическая мембрана (ЦПМ)  
4. Цитоплазма  
5. Ядерное вещество      
6. Включения  
7. Рибосомы    
Дополнительные
1. Капсулы  
2. Пили      
3. Жгутики  
4. Споры  

Табл. № 2

Задание № 2. Заполните таблицу "Общая характеристика основных групп микроорганизмов»

 

Группа (класс) Царство Единицы из­мерения (мкм или нм) Наличие или от­сутствие клеточ­ной стенки- (+) или (-) Паразитизм (облигатный или факультативный)
1. Бактерии        
2. Спирохеты          
3. Риккетсий        
4. Актиномицеты        
5. Хламидии        
6. Микоплазмы        
7. Грибы        
8. Простейшие        
9. Вирусы        

Задание № 3. Ознакомьтесь с этапами приготовления мазка и окраски по Граму, запомните их. Используйте данный алгоритм при окраске мазков на практическом занятии.

ЭТАПЫ ПРИГОТОВЛЕНИЯ МАЗКА.

1. Обезжиривание стекла: предметное стекло натирают кусочком мыла, а затем марлевой салфеткой с обеих сторон.

2. Нанесение материала: положить стекло на стол, при помощи пипетки нанести каплю физ. раствора на стекло, в нее поместить исследуемый материал (зубной налет, налет с языка, миндалин, задней стенки глотки и др.). Равномерно ее растереть тонким слоем величиной с 1-2 копеечную монету. Держа левой рукой предметное стекло (за ребрышки), обвести границы мазка с обратной стороны маркером.

3. Высушивание мазка: производят или при комнатной температу­ре или над пламенем горелки до полного исчезновения влаги.

4. Фиксация:

физический способ - 2-3 раза проносим мазок через середину пламени спиртовки.(2-3 сек.)

химический способ -мазок опускают трехкратно в смесь Никифорова (пол объема эфира и пол объема спирта).

Окраска по Граму

Оснащение:

- набор красителей (бумага по Синеву или раствор генцианового фиолетового, раствор Люголя, спирт 96 град., фуксин Пфейффера)

- готовые препараты

- лоток с рельсами

-пинцет

-фильтровальная бумага

 

Цель: это универсальный метод окраски, позволяющий разделить все микробы на Грам-положительные и Грам-отрицательные.

 

Этапы:

1. На мазок положить бумажку по Синеву и нанести несколько капель воды или на препарат сразу нанести раствор генцианового фиолетового 1—2 мин. Снять бумагу или слить в лоток краситель.

2. Не промывая водой, нанести раствор Люголя до почернения (1 мин), затем краситель слить.

3. Не промывая водой, нанести 96% спирт до отхождения красителя (30—60 сек).

4. Промыть препарат водой.

5. Докрасить фуксином Пфейффера 3 мин, промыть водой и высушить фильтровальной бумагой.

 

Результат окраски.

В зависимости от результатов окраски все микроорга­низмы делят на две группы — грамположительные и грамотрицательные.

Грамположительные бактерии имеют толстую кле­точную стенку, т.к. содержат много пептидогликана (муреина), который образует комплексное соединение с йодом и основным красителем (генциановым фиолето­вым). Этот комплекс не разрушается при действии спирта, и бактерии сохраняют фиолетовый цвет.

Грамотрицательные бактерии –тонкостенные, т.к. содержат мало пептидогликана и не способны удержать основной краситель. Под действием спирта краситель вымыва­ется, клетки обесцвечиваются и окрашиваются дополни­тельным красителем (фуксином) в красный цвет.

Табл. № 2

Заполните таблицу № 2: "Нормальная микрофлора организма человека"

 

Биотоп Микробиоценоз
1. Кожа      
  Полость рта  
  Желудок, тонкий кишечник  
  Толстый кишечник  
5. Дыхательные пути  
  Влагалище  
  Слизистая глаз  

Семестр.

Дополните

1. АЛЛЕРГИЯ - это состояние_________________________

2. Вещества, вызывающие аллергию называются ________________

3. Все аллергические реакции по механизму развития делятся на 1)_____________________2)_______________________

Дополните

7. Для развития анафилактического шока необходимы следующие условия 1)_____________________________________

2)_____________________________________

8. К РГНТ относятся

1)_____________________________________

2)_____________________________________

3)_____________________________________

4)_____________________________________

9. К РГЗТ относятся

1)_____________________________________

2)_____________________________________

Сыворотки применяют для

1. плановой профилактики инфекционных болезней

2. лечения

3. экстренной профилактики у контактных

Иммунные препараты хранятся

1. в холодильнике при +2+10 град

2. в холодильнике при температуре ниже 0 град

3. при комнатной температуре

4. в термостате

 

ДОПОЛНИТЕ

Отлично-

· количество слайдов в пределах 20-30;

· слайды не перегружены текстовым материалом, материал хорошо структурирован;

· отсутствуют орфографические, грамматические и стилистические ошибки;

· слайды богато иллюстрированы рисунками, фотографиями, видеоклипами и т.д.;

Хорошо

· количество слайдов в пределах 15-20;

· слайды несколько перегружены текстовым материалом, который правильно структурирован;

· есть единичные орфографические, грамматические и стилистические ошибки;

· слайды иллюстрированы рисунками, фотографиями, видеоклипами и т.д.

Удовлетворительно

· малое количество слайдов (10-15);

· слайды перегружены текстовым материалом, который слабо структурирован;

· есть орфографические, грамматические и стилистические ошибки;

· слайды мало иллюстрированы рисунками, фотографиями, видеоклипами и т.д.;

Неудовлетворительно

· малое количество слайдов (7-10);

· слайды перегружены текстовым материалом, который практически не структурирован;

· много орфографических, грамматических и стилистических ошибок;

· слайды мало иллюстрированы рисунками, фотографиями, видеоклипами и т.д.;

Рабочая тетрадь

для самостоятельной работы по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»

Обучающийся___________________________ (Ф.И.О.)

Группы__________________

Специальности___________________________

 

Самара 2012- 2013 уч.г.

ОДОБРЕНА ЦМК лабораторных дисциплин Председатель ЦМК Т.В.Кныжова       Утверждаю Зам.директора по УПР Е.В.Косилова

 

Автор: М.В.Белянина

 

Пояснительная записка.

В последние годы, прежде всего в связи с подписанием Болонской конвен­ции и вступлением России в международное образовательное сообщество, возрастает роль компетентностного подхода в подготовке специалистов и самостоятельной работы обучающихся. Разработанная рабочая тетрадь содержит материалы для самостоятельной работы по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» (специальности «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело»).

В рабочей тетради представлены различного вида задания (заполнение таблиц, подготовка презентаций, составление алгоритмов, выполнение тестовых заданий, ответы на вопросы и т.д.). Для эффективного выполнения заданий обучающимся представляется пакет учебной информации на электронном носителе (лекции, алгоритмы выполнения микробиологических манипуляций) и на сайте www.studentld2013.narod2.ru

К сборнику заданий разработаны эталоны ответов, которые преподаватель будет использовать при проверке выполненных заданий. Задания оцениваются согласно разработанному рейтингу дисциплины. Баллы, набранные за выполнение самостоятельной работы, учитываются при выведении итогового рейтинга дисциплины.

Список рекомендуемой литературы

Обязательная

  1. Прозоркина Н.В., Рубашкина Л.А. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии. Ростов н/Д: Феникс 2002 г.
  2. Виноградов, Медицинская паразитология, ч.1,2,3. Простейшие. Гельминты.Членистоногие, Ростов на Дону, Феникс, 2006.
  3. Черкес Ф.К., Богоявленская Л.Б., Бельская Н.А. Микробиология. М.: Медицина, 2011 г.

Дополнительная

1. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии6 Учебное пособие для студентов медицинских вузов. -М.: Медицинское информационное агентство, 2003.

2.Борисов Л.Б.Микробиология, иммунология, вирусология. Издательство: МИА, 2005.

3. Г.Р. Бурместер Наглядная иммунология. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

4. Кипайкин В.А., Рубашкина Л.А. Эпидемиология: Учебное пособие для студентов медицинских училищ и колледжей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

5. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология и вирусология. Издательство: СпецЛит, 2008.

6. Мальцев В.Н., Пашков Е.П., Хаустова Л.И. Основы микробиологии и иммунологии. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.

7. Покровский В.И., Поздеев О.К. Медицинская микробиология. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2007.

Семестр.

Тема1.1.Введение.

Тема 1.2. классификация микробов.Организация микробиологической службы.

Задание № 1.

1. Прочитайте главу учебника «Предмет микробиологии. История ее развития», заполните таблицу:

Ученый Вклад в развитие микробиологии
Э.Дженнер  
Л.Пастер      
Р.Кох    
И.Мечников  

Задание № 2. Если Вы хотите получить дополнительные баллы к итоговому рейтингу, подготовьте презентации по любой из предложенных тем:

«Краткий исторический очерк развития микробиологии.», «Вклад в развитие микробиологии Л. Пастера, Р. Коха, И. Мечникова, Э. Дженнера, Д.Самойловича и др. микробиологов". Требования к качеству презентации см. в конце рабочей тетради.

Задание № 3.

Ознакомьтесь с этапами настройки микроскопа, запомните их. Используйте данный алгоритм при микроскопировании на практическом занятии.

Этапы настройки микроскопа для работы:

1.макровинтом поднимите тубус на 1-2 см (движением винта на себя)

2.поднимите конденсор до упора.

3. револьвер так, чтобы над столиком оказался малый объектив с увеличением «8» или «9».

4.вращая зеркало, добейтесь равномерного освещения поля зрения микроскопа.


Иммерсионная микроскопия
1.Возьмите у преподавателя готовый мазок, положите его на столик микроскопа и, вращая макровинтом, добейтесь четкости изображения.
2.В центр мазка нанести 1 каплю иммерсионного масла и поверните револьвер так, чтобы в центре оказался иммерсионный объектив (х90), опустился его в масло под контролем «бокового зрения».
3. Вращая микровинтом и смотря в объектив, добейтесь четкости изображения.
Теперь вы видите микроорганизмы!!! Форму микробов определите вместе с преподавателем. Зарисуйте в дневник.

 

Перевод микроскопа в нерабочее положение.
1. Иммерсионный объектив поверните в сторону так, чтобы над столиком было пустое гнездо револьвера.
2.Марлевой салфеткой протрите объектив, тщательно сняв масло.
3. Опустите тубус макровинтом вниз до упора.
4. Опустите конденсор.

5. Поставьте микроскоп на место, закройте его колпаком (для предохранения его от пыли).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.0 (0.011 с.)