Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ рентабельности видов продукции и разработка предложений по изменению состава и структуры выпускаемой и реализуемой продукции

Поиск

 

 

Рентабельность продаж лежит в основе ценовой политики компании и ее способности контролировать издержки.

Для всех изделий, выпускаемых предприятием, рентабельность составляет 20%.

Таким образом, цена изделия (без НДС) А составила по 1 способу – 60843,00руб., по 2 способу – 51914,88 руб; изделия В – 72210,98 руб. и 72337,58 руб.; изделия С – 41872,09 руб. и 43679,19 руб.

При этом выручка от реализации выпускаемой продукции оказалась максимальной по изделию В (124275096,6 руб. 124492975,2 руб.), а минимальной по изделию С (20929992руб. и 17858718,72руб.), что обусловлено минимальными объемами его выпуска). Таким образом, и прибыль, полученная от реализации продукции В, оказалась максимальной (20712516,04 руб. и 20748828,46 руб.), на втором месте по продукции С (11019339,07 руб. и 11494905,63 руб.) и минимальная прибыль обеспечивается продукцией А (3488331,90 руб. и 2976452,92 руб.).

Для снижения себестоимости можно предложить ряд мер направленных на изменение основных ее элементов:

1. Основным фактором снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

2. Существенным фактором снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах.

3. Снижение себестоимости продукции обеспечивается также за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости продукции.

Когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению.

Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских - почти полностью) – это условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

4. Снижение себестоимости может быть достигнуто, в том числе и за счет повышения выработки на одного рабочего. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно их расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

Когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

5. С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения объема реализации продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием выручки и прибыли.

6. Важнейшее значение в снижении себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

Даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции.

Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

7. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также приводит к снижению себестоимости продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а, следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов.

Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

8. Значительные резервы снижения себестоимости заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

9. Предприятию также следует рассмотреть целесообразность производства продукции С, так как она приносит предприятию минимальную прибыль и обладает минимальным запасом финансовой прочности. Или же рассмотреть возможность повышения цен на данный вид изделия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главной задачей развития предприятия на современном этапе является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятия на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделяться на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя в первую очередь интересует качество продукции и ее цена. Чем выше первый показатель и ниже второй - тем лучше и выгоднее это для покупателя и предприятия. Резервы улучшения этих показателей как раз и заключены в себестоимости продукции.

В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достоинства и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цены на продукцию.

Систематическое снижение себестоимости продукции – одно из основных условий повышения эффективности ее производства. Она оказывает непосредственное влияние на величину прибыли и уровень рентабельности. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их расчет и анализ имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций.

Таким образом, анализ себестоимости продукции и рентабельности ее производства имеет исключительно важное значение, так как ее показатели отражают степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В ходе проведенного исследования был проведен расчет себестоимости продукции производственного предприятия с использованием двух способов распределения косвенных затрат:

1) в процентах от заработной платы производственных рабочих;

2) в процентах от суммы прямых затрат на изделие.

В целом для предприятия выгодней применять второй способ расчета величины косвенных затрат (в зависимости от величины прямых расходов), так как рассчитанная таким способом себестоимость продукции оказывается ниже, что позволяет обеспечить большую конкурентоспособность продукции организации на рынке.

Исключение составляет изделие А, что обусловлено низким удельным весом заработной платы производственных рабочих в себестоимости продукции.

Проведенный анализ себестоимости выпускаемой предприятием продукции показал, что наибольший удельный вес в ее структуре занимают расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и на заработную плату рабочих с отчислениями. Следовательно, этим элементам необходимо уделить особое внимание при выявлении резервов снижения себестоимость

Самым «дорогим» по производству оказалось изделие В (60175,82 и 60281,31 руб.), самым «дешевым» - изделие С (34893,41 и 36399,32 руб.)

Выручка от реализации выпускаемой продукции оказалась максимальной по изделию В (124275096 руб. и 124492971 руб.), а минимальной по изделию С (20929991,4 руб. и 17858717,5 руб.), что обусловлено минимальными объемами его выпуска). Таким образом, и прибыль, полученная от реализации продукции В оказалась максимальной (20712516,04 руб. и 20748828,46 руб.), на втором месте по продукции С (11019339,07 руб. и 11494905,63 руб.) и минимальная прибыль обеспечивается продукцией А (3488331,90 руб. и 2976452,92 руб.).

Высокий удельный вес прямых расходов обеспечил достаточно низкое значение порога рентабельности (точки безубыточности): для изделия А – 195 и 138 ед.; изделия В – 688 и 692 ед.; изделия С – 517 и 635 ед.

Таким образом, наибольшим запасом финансовой прочности обладает изделие В, т.к. его фактический объем выпуска более чем на 72% превышает его критическое значение. Минимальный запас финансовой прочности наблюдается у наиболее «дорогого» вида изделия С – чуть более 37%.

Анализ расходов, входящих в состав себестоимости производимой предприятием продукции, позволяют выявить следующие резервы снижения затрат на производство продукции: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Руководству предприятия всегда следует помнить о том, что в условиях жесткой конкурентной борьбы обеспечить стабильную работу предприятия возможно лишь при организации грамотной и четкой работы всех структурных подразделений и служб, усилении внимания руководства к маркетинговой политике и, в первую очередь, к вопросам повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет ускорения сроков внедрения востребованного на рынке современного ассортимента товаров высокого качества, сокращения затрат на производство, применения гибкой ценовой политики, а также сохранения и расширения рынков сбыта.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

Модель взаимосвязи элементов и статей себестоимости продукции (работ, услуг)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Перечень основных статей калькуляции

Статья калькуляции Формулы расчета Условные обозначения
     
1. Сырье и материалы (за вычетом возвратных отходов) j - индекс вида сырья или материала; Gji - норма расхода j-го материала на единицу i-й продукции; Цj - цена приобретения единицы j-го материала, р./ед.; Нт.з. — норма транспортно-заготовительных расходов;  
2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты Nji — норма расходов j-го комплектующего изделия или полуфабриката; Цj - цена единицы j-го комплектующего изделия или полуфабриката, р./шт.; п—количество видов комплектующих изделий, входящих в единицу i-й продукции
3. Основная заработная плата производственных рабочих.   ti - трудоемкость изготовления i-го изделия, нормочас; Pсрi- средняя расценка по i-й операции, которая определяется с учетом сложности и характера данной операции (часовая тарифная ставка), р./нормочас;
4. Дополнительная зарплата Ндоп - процент дополнительной заработной платы, определяемый в целом по организации (предприятию);
5. Отчисления на социальные нужды Нсоц - норма отчислений на социальные нужды (ставка единого соц. налога), %
6. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования* tм - средние затраты машинного времени по оборудованию на единицу i-й продукции, мч; Sмч - средняя стоимость машино-часа работы оборудования, р./мч
Итого сумма прямых затрат Зпр i-- сумма прямых (переменных) затрат на i-e изделие, р.
7.Общепроизводственные расходы Н’о. пр, Н”о. пр - процент общепроизводственных расходов, %; Sо. пр - годовая смета общепроизводственных расходов организации, тыс.р.; Зпр i-- сумма прямых (переменных) затрат на i-e изделие, р. Sпр – годовая смета прямых затрат организации, тыс. р.
Итого цеховая себестоимость -
8.Общехозяйственные расходы ; Н’о.х, Н”о.х - процент общехозяйственных расходов, %; Sо.х – годовая смета общехозяйственных расходов организации, тыс. р.
Итого производственная себестоимость -
9. Коммерческие расходы ; Нком - процент коммерческих расходов, %; Sком - годовая смета коммерческих расходов организации, тыс.р.; Vт.пр.с - годовой объем товарной продукции организации, рассчитанный по производственной себестоимости, тыс.р.
Всего полная себестоимость -

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Исходные данные для построения графиков безубыточности

Показатель Значение Значение
А1    
объем производства, шт    
FC – постоянные издержки   4562413,876
Bn – выручка от реализации   20929991,42
C – совокупные издержки   17441659,52
A2    
объем производства, шт    
FC – постоянные издержки   2003018,96
Bn – выручка от реализации   17858717,52  
C – совокупные издержки   14882264,6
B1    
объем производства, шт    
FC – постоянные издержки    
Bn – выручка от реализации   1,24E+08  
C – совокупные издержки   1,04E+08
B2    
объем производства, шт    
FC – постоянные издержки    
Bn – выручка от реализации   1,24E+08  
C – совокупные издержки   1,04E+08
C1    
объем производства, шт    
FC – постоянные издержки    
Bn – выручка от реализации    
C – совокупные издержки    
C2    
объем производства, шт    
FC – постоянные издержки    
Bn – выручка от реализации    
TC – совокупные издержки    

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Графики безубыточности изделий А, В и С

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Абрютина М.С. Экономика предприятия / М.С. Абрютина. – М.: Дело и Сервис, 2007. – 528с.

2. Божко П.Г. Формирование фактической себестоимости продукции (товаров, работ, услуг) / П.Г. Божко // Бухгалтерский учет. - 2008. - №13. - С.27-35.

3. Брынских Ю.И. Анализ себестоимости продукции, работ, услуг: учебное пособие / Ю.И. Брынских. – Екатеринбург: ГОУ УГТУ-УПИ, 2007. – 54с.

4. Волков О. И. Экономика предприятия (фирмы): учебник / О.И. Волков, О.В.Девяткин. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 602с.

5. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 718с.

6. Грибов В.Д. Экономика предприятия: учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 336с.

7. Грузинов В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учебник для вузов / В.П. Грузинов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 796с.

8. Гуркова Н.А. Решение вопросов снижения себестоимости / Н.А. Гуркова // Справочник экономиста. - 2007. - №11. - С.72-78.

9. Карлик А.Е. Экономика предприятия: учебник / А.Е. Карлик, М.Л. Шухгальтер.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 432с.

10. Макарьева В.И. Состав расходов, включаемых в себестоимость / В.И. Макарьева, А.А. Макарьева // Горячая линия бухгалтера. – Спецвыпуск. - 2008. - №11. - С. 4-6.

11. Мисуно П.И. Методические рекомендации по анализу затрат на производство продукции на промышленных предприятиях / П.И. Мисуно // Справочник экономиста. - 2007. - №7. - С.31-34.

12. Покропивный С.Ф. Экономика предприятия: учебник / С.Ф. Покропивный. – Киров: КНЕУ, 2008. – 608с.

13. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. – М.: Новое знание, 2006. – 678с.

14. Сафронов Н.А. Экономика предприятия: учебник / Н.А. Сафронов. – М.: Экономисть, 2007. – 618с.

15. Сергеев И.В. Экономика предприятия: учебное пособие / И.В. Сергеев. – М.: Финансы Статистика, 2008. – 304с.

16. Симионов Р.Ю. Анализ расходов и себестоимости продукции и резервов их снижения / Р.Ю. Симионов // Финансовый менеджмент. - 2009. - №5. – С.23-27.

17. Скляренко В.К. Экономика предприятия / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2008. — 528с.

18. Фалько С.Г. Экономика предприятия: учебник для вузов / С.Г. Фалько, И.Э. Берзинь, С.А. Пикунова, Н.Н. Савченко. – М.: Дрофа, 2008. – 368с.

19. Чуев И.Н. Экономика предприятия: учебник / И.Н. Чуев, Л.Н. Чечевицына. – М.: Дашков и К°, 2007. – 416с.

20. Ширяев Т.П. Экономика организации: методические указания к курсовой работе / Т. П. Ширяев, М. И. Житенев, М. В. Чигирь. - СПб.: ЛЭТИ, 2011. -24с.

 

 

гр. 0401 вар. 262

Показатель Данные по видам изделий
А В С
1. Объем производства, шт./год      
2. Стоимость сырья и материалов, р./шт.     2219ыев РР ния себестоимости.
3. Стоимость покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, р./шт.      
4. Трудоемкость изделия, нормо-ч      
5. Средняя тарифная ставка, р./нормо-ч      
6. Процент дополнительной заработной платы производственных рабочих, %      
7. Затраты машинного времени на изделие, маш.-ч/шт.      
8. Средняя стоимость машино-часа, р./ маш.-ч      
9. Годовая смета общепроизводственных расходов, тыс. р.  
10. Годовая смета общехозяйственных расходов, тыс. р.  
11. Годовая смета коммерческих расходов, тыс. р.  
12. Годовой фонд основной заработной платы, тыс. р.  
13. Годовой фонд дополнительной заработной платы, тыс. р.  
14. Годовой объем товарной продукции, рассчитанный по производственной себестоимости, тыс. р.  

 

Норматив транспортно-заготовительных расходов, % 10

Соц нужды, % 30

Нормативная прибыль от полной себестоимости, % 20

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.014 с.)