№
п/п
| № в теме
| Тема урока
| Изучаемый материал
| Основные понятия изучаемые на уроке
| Д/З
| Дата
план
| Дата факт
|
|
| Строение семян двудольных растений
| Строение семян.
Лабораторная работа
Изучение строения семян двудольных растений
| Определяют понятия «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа
| §1
Стр.8-9
Сост. Коллекцию
| 1неделя сентября
|
|
|
| Строение семян однодольных растений
| Особенности строения семян однодольных растений
Лабораторная работа
Изучение строения семян однодольных растений
| Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют инструктаж-памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян
| §1
Стр.9-11
вопросы
| 2неделя сентября
|
|
|
| Виды корней. Типы корневых систем
| Функции корня. Главный, боковые и придаточные корни. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Лабораторная работа
Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы
| Определяют понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем
| §2
| 3неделя сентября
|
|
|
| Строение корней
| Участки (зоны) корня. Внешнее и внутреннее строение корня.
Лабораторная работа
Корневой чехлик и корневые волоски
| Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня
| §3
| 4неделя сентября
|
|
|
| Условия произрастания и видоизменения корней
| Приспособления корней к условиям существования.
Видоизменения корней
| Определяют понятия «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней
| §4
| 1неделя октября
|
|
|
| Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега
| Побег. Листорасположение. Строение почек. Расположение почек на стебле. Рост и развитие побега.
Лабораторная работа
Строение почек. Расположение почек на стебле
| Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».
Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега
| §5
| 2неделя октября
|
|
|
| Внешнее строение листа
| Внешнее строение листа. Форма листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев.
Лабораторная работа
Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение
| Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев
| §6
| 3неделя октября
|
|
|
| Клеточное строение листа. Видоизменение листьев
| Строение кожицы листа, строение мякоти листа. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.
Лабораторные работы
Строение кожицы листа
Клеточное строение листа
| Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев». Выполняют лабораторные работы и обсуждают их результаты
| §7-8
| 4неделя октября
|
|
|
| Строение стебля. Многообразие стеблей
| Строение стебля. Многообразие стеблей. Лабораторная работа
Внутреннее строение ветки дерева
| Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи».
Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты
| §9
| 5неделя октября
|
|
|
| Видоизменение побегов
| Строение и функции видоизмененных побегов. Лабораторная работа
Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица)
| Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты
| §10
| 2неделя ноября
|
|
|
| Цветок и его строение
| Строение цветка. Венчик цветка. Чашечка цветка. Околоцветник. Строение тычинки и пестика. Растения однодомные и двудомные. Формула цветка. Лабораторная работа
Изучение строения цветка
| Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают ее результаты
| §11
| 3неделя ноября
|
|
|
| Соцветия
| Виды соцветий. Значение соцветий.
Лабораторная работа
Ознакомление с различными видами соцветий
| Выполняют лабораторную работу. Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой
| §12
| 4неделя ноября
|
|
|
| Плоды и их классификация Распространение плодов и семян
| Строение плодов. Классификация плодов.
Лабораторная работа
Ознакомление с сухими и сочными плодами Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения
| Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы
Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»
| §13-14
| 1неделя декабря
|
|
|
| Обобщение и закрепление знаний по теме. Контроль знаний.
|
|
|
| 2неделя декабря
|
|
Раздел 2. Жизнь растений(10 часов)
|
|
| Минеральное питание растений
| Почвенное питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Меры охраны природной среды
| Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наиносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе
| §15
| 3неделя декабря
|
|
|
| Фотосинтез
| Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Управление фотосинтезом растений: условия, влияющие на интенсивность фотосинтеза. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле
| Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека
| §16
| 4неделя декабря
|
|
|
| Дыхание растений
| Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
| Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза
| §17
| 3 неделя января
|
|
|
| Испарение воды растениями. Листопад
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений»
| Испарение воды растениями, его значение. Листопад, его значение. Осенняя окраска листьев
| Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений
| §18
| 4 неделя января
|
|
|
| Передвижение воды и питательных веществ в растении
| Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении.
Запасание органических веществ в органах растений, их использование на процессы жизнедеятельности. Защита растений от повреждений.
Лабораторная работа
Передвижение веществ по побегу растения
| Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений
| §19
| 5 неделя января
|
|
|
| Прорастание семян
| Роль семян в жизни растений. Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Рост и питание проростков.
Лабораторная работа
Определение всхожести семян растений и их посев
| Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ
| §20
| 1 неделя февраля
|
|
|
| Способы размножения растений
| Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
| Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
| §21
| 2 неделя февраля
|
|
|
| Размножение споровых растений
| Размножение водорослей, мхов, папоротников. Половое и бесполое размножение у споровых. Чередование поколений
| Определяют понятия «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений
| §22
| 3 неделя февраля
|
|
|
| Размножение семенных растений
| Размножение голосеменных и покрытосеменных растений. Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян
| Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрестное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян.
| §23-24
| 4 неделя февраля
|
|
|
| Вегетативное размножение покрытосеменных растений
| Способы вегетативного размножения.
Лабораторная работа
Вегетативное размножение комнатных растений
| Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком
| §25
| 1 неделя марта
|
|
Раздел 3. Классификация растений(6 часов)
|
|
| Систематика растений
| Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений
| Определяют понятия «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений
| §26
| 2 неделя марта
|
|
|
| Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные
| Признаки, характерные для растений семейств Крестоцветные и Розоцветные
| Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные. Знакомятся с определительными карточками
| §27
| 3 неделя марта
|
|
|
| Семейства Пасленовые и Бобовые Семейство Сложноцветные
| Признаки, характерные для растений семейств Пасленовые и Бобовые Признаки, характерные для растений семейства Сложноцветные
| Выделяют основные особенности растений семейств Пасленовые и Бобовые. Определяют растения по карточкам Выделяют основные особенности растений семейства Сложноцветные. Определяют растения по карточкам
| §28
| 1 неделя апреля
|
|
|
| Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные
| Признаки, характерные для растений семейств Злаковые и Лилейные
| Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам
| §29
| 2 неделя апреля
|
|
|
| Важнейшие сельскохозяйственные растения
Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»
| Важнейшие сельскохозяйственные растения, агротехника их возделывания, использование человеком
| Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников
| §30
| 3 неделя апреля
|
|
|
| Повторение и обобщение изученного материала по теме «Классификация растений»
|
|
|
| 4 неделя апреля
|
|
аздел 4. Природные сообщества(3 часа)
|
|
| Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе
| Типы растительных сообществ. Взаимосвязи в растительном сообществе. Сезонные изменения в растительном сообществе. Сожительство организмов в растительном сообществе
| Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе
| §31
| 1 неделя мая
|
|
|
| Развитие и смена растительных сообществ
| Смена растительных сообществ. Типы растительности.
Экскурсия
Природное сообщество и человек
| Определяют понятие «смена растительных сообществ». Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчет)
| §31
| 2 неделя мая
|
|
|
| Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир
| Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. История охраны природы в нашей стране. Роль заповедников и заказников. Рациональное природопользование
| Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Обсуждают отчет по экскурсии. Выбирают задание на лето
| §32
| 3 неделя мая
|
|
|
| Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.»
|
|
|
| 4 неделя мая
|
|