Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процедурные человеко-машинные системы. Процедура. Легенда. Принципы построения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Процедура. Процедурной мы будем называть человеко-машинную систему, доступную человеку в виде набора функций (процедур) внутри прикладной области, описываемых в терминах прикладной области и приводящих к наглядному или гарантированному изменению свойств объекта. Система в самом общем виде работает так: человек описывает, какой продукт он хочет получить, а машина рассказывает, какие действия надо для этого предпринять.Под типовую пользовательскую задачу, скорее всего, найдется готовый вариант решения, так что пользователю останется только нажать кнопку, скажем, "форматировать текст" и наслаждаться результатом. Существует некое предписание, или свод правил, согласно которому человек тянет за те или иные рычаги системы и получает на выходе определенные свойства продукта. Очень часто в роли предписания выступает инструкция по эксплуатации. Предписания, составленные по принципу "совокупность признаков - действие", назовем табличными, потому что они обычно оформляются в виде двух колонок. Табличные предписания удобны, но часто недостаточны. Если существует полностью задаваемая табличным предписанием человеко-машинная система, рано или поздно она становится автоматической, потому что выполнять процедуры из таблицы вполне под силу автомату, человек для этого не нужен. Поэтому в действительных системах предписание, скорее всего, будет неформальным. Неформальное предписание - это понятный пользователю текст, на основании которого он в некоторых ситуациях почувствует необходимость выполнить в системе определенные действия. Четкость, однозначность и полнота такого предписания, равно как и средства, вызывающие у пользователя желание действовать, остаются целиком на совести его составителей. Часто в таких предписаниях ситуация описывается лишь приблизительно, сами рекомендации имеют вид доброго совета, а эффект применения слегка преувеличен. По сути дела, любое предписание, обещающее изменить не конкретное свойство объекта, а группу его свойств или объект в целом, неформально, так как предполагает некий компромисс, допущение того, что действительный объект совпадает с заданным в предписании и что пользователю нужны именно те свойства, которые в результате у объекта появятся. К классу неформальных предписаний следует отнести и "интуитивно понятный интерфейс", раз уж создатели его уверяют, будто им можно пользоваться, не понимая до конца, что именно происходит. Легенда.Чтобы пользователь мог хотя бы отчасти планировать и прогнозировать поведение системы, он должен знать, как она устроена и как работает. А поскольку устроена система, как правило, непросто, приходится изобретать еще одну, упрощенную и не соответствующую действительности ее архитектуру, но описанную в понятных пользователю терминах. Так возникает еще один способ взаимодействия с процедурной системой: посредством легенды. Легенда - это описание рычагов управления системой так, как если бы она только из них и состояла. Легенда хороша тем, что создает у пользователя ощущение, будто он отлично понимает устройство системы - пока следует предписанию. Недостаток легенды в том, что придерживаться ее всегда и во всем невозможно. Принципы построения Принцип ограниченной осведомленности.Устройство системы должно быть скрыто от пользователя, чтобы не забивать его голову "ненужными" фактами и не давать ему возможности испортить систему. Кроме того, большую часть системы можно не документировать или же остановиться на стадии технической документации, продажей которой можно при случае и заработать. А самое главное, что недопущенный к тайному знанию пользователь за всяким исправлением системы придет к разработчику и опять-таки заплатит за upgrade. Принцип гарантированных навыков.Пользователь не обязан что-то особенное уметь для того, чтобы начать работать с процедурной системой, а если чему-то для этого все-таки надо учиться, то хотелось бы научиться как можно быстрее. Поэтому взаимодействие с процедурной системой, как правило, основано на уже имеющихся у пользователя или совсем несложных навыках. Нельзя основной упор делать на команды, требующие от пользователя решения мыслительной задачи одним сложным действием, лучше если задача решается механическим повторением ряда простых действий. С другой стороны, задачу надо решать прямо сейчас и времени на то, чтобы разбираться, как сделать это решение изящным и эффективным, нет. В конце концов, что важнее - процесс или результат? Очевидно, результат. Значит, в качестве инструмента решения требуется нечто такое, что гарантированно можно пустить в ход в любой ситуации, не расходуя время на изучение инструкций. Именно соблюдение принципа гарантированных навыков приводит к непременному возникновению Accessibility Tools. Принцип перекрытия процедур.Любая задача должна быть хоть как-то решена. Поскольку любые сложные действия со стороны пользователя приветствуются, только если их можно описать на языке прикладной области, средства интеграции (совместного применения) самих процедур в процедурных системах развиты слабо. Следовательно, неизбежна ситуация, когда один класс типовых пользовательских задач решается при помощи одной группы процедур, другой класс задач - при помощи другой группы, но чем задача меньше похожа на типовую, тем сложнее придумать, какие процедуры и в какой последовательности применять, чтобы ее решить. Вывод: надо сами процедуры организовать так, чтобы с их помощью либо с помощью их суперпозиции можно было решить любую задачу. Это, конечно, невыполнимо, и стремление охватить предоставляемыми возможностями как можно большее пространство приводит к двум характерным свойствам системы.Во-первых, процедур в ней становится очень много. Чтобы пользователю легче было найти нужный рычаг, даже организуют специальные поисковые машинки. Иногда пункты меню располагаются так, что наглядность и простота не страдает, но это приводит к тому, что самое интересное оказывается труднодоступным и про него никто и не вспоминает. Во-вторых, многие задачи так и приходится решать: путем последовательного применения нескольких других решений, используя при этом только часть их свойств. Принцип делегирования ответственности.Поскольку пользователь не имеет представления о том, что на самом деле происходит, когда он запускает очередную процедуру системы, гарантию качества выполняемых преобразований продукта может дать только разработчик процедуры. Пользователь может быть виноват лишь в том, что потянул не за тот рычаг, то есть на нем лежит ответственность за выбор процедуры. В еще большей степени от квалификации разработчика зависит качество получаемого продукта в целом: здесь разработчик отвечает и за непротиворечивость процедур системы, и за соответствие их работы стандарту, и за то, что все необходимые процедуры могут применяться именно тогда, когда они нужны, и за все остальное. Если процедуры слишком сложны, чтобы вдобавок отслеживать, не нарушают ли они какой-нибудь стандарт, проще вообще о нем забыть и придумать собственный. Мало того, пользователь процедурной системы в определенном смысле привыкает к безответственности. Типичный признак процедурной системы - обилие запросов на подтверждение выбранного действия. Иногда подтверждения бывают двойные: за первым "Вы уверены?" следует "Вы действительно уверены?". Ответственный за систему - разработчик - обязан таким способом отмечать точки управления системой, в которых он перекладывает ответственность на пользователя. Выходит, пользователю предпочтительнее быть неуверенным - так меньше вероятность, что он что-нибудь испортит. Процедурные человеко-машинные системы. Принцип ограниченной осведомленности. Принцип гарантированных навыков. Принцип перекрытия процедур. Принцип делегирования ответственности. Область применения. Недостатки процедурной системы. Принцип ограниченной осведомленности.Устройство системы должно быть скрыто от пользователя, чтобы не забивать его голову "ненужными" фактами и не давать ему возможности испортить систему. Кроме того, большую часть системы можно не документировать или же остановиться на стадии технической документации, продажей которой можно при случае и заработать. А самое главное, что недопущенный к тайному знанию пользователь за всяким исправлением системы придет к разработчику и опять-таки заплатит за upgrade. Принцип гарантированных навыков.Пользователь не обязан что-то особенное уметь для того, чтобы начать работать с процедурной системой, а если чему-то для этого все-таки надо учиться, то хотелось бы научиться как можно быстрее. Поэтому взаимодействие с процедурной системой, как правило, основано на уже имеющихся у пользователя или совсем несложных навыках. Нельзя основной упор делать на команды, требующие от пользователя решения мыслительной задачи одним сложным действием, лучше если задача решается механическим повторением ряда простых действий.С другой стороны, задачу надо решать прямо сейчас и времени на то, чтобы разбираться, как сделать это решение изящным и эффективным, нет. В конце концов, что важнее - процесс или результат? Очевидно, результат. Значит, в качестве инструмента решения требуется нечто такое, что гарантированно можно пустить в ход в любой ситуации, не расходуя время на изучение инструкций. Принцип перекрытия процедур.Любая задача должна быть хоть как-то решена. Поскольку любые сложные действия со стороны пользователя приветствуются, только если их можно описать на языке прикладной области, средства интеграции (совместного применения) самих процедур в процедурных системах развиты слабо. Следовательно, неизбежна ситуация, когда один класс типовых пользовательских задач решается при помощи одной группы процедур, другой класс задач - при помощи другой группы, но чем задача меньше похожа на типовую, тем сложнее придумать, какие процедуры и в какой последовательности применять, чтобы ее решить. Вывод: надо сами процедуры организовать так, чтобы с их помощью либо с помощью их суперпозиции можно было решить любую задачу. Это, конечно, невыполнимо, и стремление охватить предоставляемыми возможностями как можно большее пространство приводит к двум характерным свойствам системы.Во-первых, процедур в ней становится очень много. Чтобы пользователю легче было найти нужный рычаг, даже организуют специальные поисковые машинки. Иногда пункты меню располагаются так, что наглядность и простота не страдает, но это приводит к тому, что самое интересное оказывается труднодоступным и про него никто и не вспоминает. Во-вторых, многие задачи так и приходится решать: путем последовательного применения нескольких других решений, используя при этом только часть их свойств. Принцип делегирования ответственности.Поскольку пользователь не имеет представления о том, что на самом деле происходит, когда он запускает очередную процедуру системы, гарантию качества выполняемых преобразований продукта может дать только разработчик процедуры. Пользователь может быть виноват лишь в том, что потянул не за тот рычаг, то есть на нем лежит ответственность за выбор процедуры. В еще большей степени от квалификации разработчика зависит качество получаемого продукта в целом: здесь разработчик отвечает и за непротиворечивость процедур системы, и за соответствие их работы стандарту, и за то, что все необходимые процедуры могут применяться именно тогда, когда они нужны, и за все остальное. Если процедуры слишком сложны, чтобы вдобавок отслеживать, не нарушают ли они какой-нибудь стандарт, проще вообще о нем забыть и придумать собственный. Мало того, пользователь процедурной системы в определенном смысле привыкает к безответственности. Типичный признак процедурной системы - обилие запросов на подтверждение выбранного действия. Иногда подтверждения бывают двойные: за первым "Вы уверены?" следует "Вы действительно уверены?". Ответственный за систему - разработчик - обязан таким способом отмечать точки управления системой, в которых он перекладывает ответственность на пользователя. Выходит, пользователю предпочтительнее быть неуверенным - так меньше вероятность, что он что-нибудь испортит.Применение: Основным направлением развития процедурных систем будет создание все более полных и сбалансированных наборов решений для все большего числа прикладных областей. Область применения.Каковы достоинства процедурной системы? Во-первых, быстрота и однозначность реакции на предусмотренные ситуации. Если возникает задача, решение которой известно, то дальнейшее - дело техники. Если задача нетиповая, то есть не имеет готового решения, ее либо можно разбить на последовательность типовых подзадач, либо подогнать под существующую типовую и признать получившееся решение решением исходной задачи. Во-вторых, как только появляется возможность формализовать предписание, управляющее работой системы, человека можно бестрепетно заменять автоматом. В-третьих, ускоренная программа обучения пользователя процедурной системы требует в основном заучивания и практически никаких знаний ни об устройстве машины, ни даже о самой системе. Наконец, ответственность за применение системы можно легко переложить на разработчика или на начальника. Недостатки процедурной системы.Один из них: подавление инициативы. Кроме всего прочего, человеку может быть чрезвычайно некомфортно работать в условиях, когда по своей воле он ничего ровным счетом сделать не в состоянии. К тому же подмена знаний о внутреннем устройстве системы легендой влечет за собой необратимость всякого воздействия: даже если в наборе процедур к "прямому" изменению объекта предусмотрено "обратное", после их поочередного применения исходный объект уже не получится. Скорее всего, он будет нести в себе следы прежнего объекта, а также и "прямого", и "обратного" изменений. Кроме того, как неизвестно, каким образом система работает, так неизвестно и то, каким образом она не работает, то есть отчего происходят ошибки, отчего именно это сочетание процедур приводит к сбою и т. п. Словом, невозможно предсказать, когда и как именно произойдет следующий сбой системы, а когда он произошел - понять, что его вызвало, и как с этим бороться. Наконец, чем дальше задача от типовой, тем сложнее ее такой системе решить и тем сложнее предсказать качество продукта, который получится в результате использования не вполне подходящих процедур. Процедурные системы незаменимы там, где в основе взаимодействия человека с машиной лежит один из перечисленных выше принципов: если сложность устройства системы не соответствует выполняемым функциям, если необходима мгновенная отдача от неквалифицированного пользователя, если оператор системы не может брать на себя ответственность за качество ее работы. Идеальной была бы такая процедурная система, в которой процедуры перекрывались бы не более двух раз, интерфейс был бы нагляден, набор готовых решений охватывал бы все мыслимые задачи и не было бы понятно, как на самом деле все реализовано. Словом, система должна быть очень большой, у всех ее частей должен быть один разработчик и она сама должна "понимать", что человеку нужно, предлагая в разных ситуациях воспользоваться той или иной своей частью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.100 (0.008 с.) |