ТОП 10:

Способы формулирования проблемы.



Проблему можно:

1. Сформулировать самостоятельно (своими словами)

А) В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, - подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:

1) Автор поднимает проблему совести.

2) Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей».

3) В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

Б) Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:

1) Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

2) Автор размышляет над судьбой русского языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чем опасность распространения жаргонных слов?

Процитировать

А) В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату.

Укузать номера предложений из текста.

А) Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

 

Внимание!

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смыслапубличного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донестисмысл публичного выступление до слушателей?

Типовые конструкции(клише)

Для формулирования проблемы.

Проблема (какая?)

Сложная, важная, серьёзная, глубокая , актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

Проблема(чего?)

Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияние красоты природы на человека и т.д.

Типовые конструкции.

1) Автор размышляет над проблемой…

2) Автор текста затрагивает проблему…

3)В центре внимания автора проблема…

4)В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема…

5) Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.)посвящён проблеме…

6)Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…

7) (Имя и фамилия автора в им.п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой…

8)Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.

9)Что такое долг(честь, благородство, интеллигентность и т.п.) и какую рольэто понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

Запомните!

1) Проблема (чего?)смысла жизни.

2) Вопрос (о чём?)о смысле жизни.

Внимание!

Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема…» Лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема…» или «Д. Лихачёв поднимает проблему…»

Не забудьте!

1)Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, что бы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Павлович (1911-1987) – прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведения правдиво отразил фронтовые будни.

2) Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель – журналист – публицист – фамилия автора.

2. Комментарий к проблеме.

Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определенному выводу. Автор текста передает вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача – понять их, расшифровывать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть ее аспекты, намеченные автором. Составители ЕГЭ различают два типа комментария.

Комментарий

1. Текстуальный«от текста к действительности»

Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Забирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни.

1) На каких примерах в тексте автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему?

2) Какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему?

3) На чьи мнения, высказывания ссылается автор? Почему?

2. Концептуальный «от действительности к тексту»

Концептуальный комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту.

1) К какому типу проблем принадлежит эта проблема?

2) Актуальна ли эта проблема в наши дни?

3) Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?

4) Почему эта проблема привлекла внимание автора?

5) Какой аспект этой проблемы рассматривает автор?

 

Внимание!

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы.

1. Текстовый комментарий (художественный текст)

1) Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни… (взаимоотношений кого с кем).

2) Не случайно писатель изображает (кого, что)…

3) Поступок героя свидетельствует о том, что…

4) Слова (мысли) героя показывают, что…

5) Автор осуждает/одобряет поступок (поступки) героя (героев)…

6) Автор сочувствует своему герою (своим героям)…

7) Симпатии автора на стороне (кого)…

2. Текстовый комментарий (публицистический текст)

1) Проблема раскрывается автором на примере…

2) В качестве примера автор рассматривает…

3) Автор заставляет читателя задуматься (над чем)…

4) Автор текста обращает внимание на…

5) В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

6) Автор доказывает, что…

7) Автор убежден в том, что…

8) Автор разделяет мнение (кого)…

9) Автор искренне восхищен, огорчен (чем)…

10) Автор приводит нас к выводу о том, что

3. Концептуальный комментарий (публицистический текст)

1) Проблема (чего?) – одна из актуальных проблем нашего времени.

2) Данная социальная (нравственная и т. д.) проблема имеет многовековую историю.

3) Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

4) Как и большинство из нас, автор считает, что…

5) Вопреки мнению большинства автор считает, что…

6) Автор полемизирует (с кем)…

7) Автор подробно рассматривает…

8) Автор обращает наше внимание на…

9) Таким образом, автор убеждает нас в том, что…

Автор(что делает?)

- отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается…, приводит пример того, как…, отмечает важность, считает, цитирует, подтверждает свои мысли цитатами, опирается на мнение, анализирует, рассматривает, сопоставляет, противопоставляет, доказывает, убеждает, приходит к выводу

Авторская позиция.

Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Средства выражения позиции автора.

1. Слова – маркеры.

Авторская позиция может быть также выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т.д. Главное – научится различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин).Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев). Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу (В. Розов).

Оценочная лексика.

Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, противный – отрицательная оценка. Например: Любящий человек – это великое благо (Е. Сикирич); Лев Толстой в «Войне и мире» писал, что зло агрессивно и наступательно, потому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовыми к противостоянию (Л. Матрос).

Средства выразительности.

Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин). Как много во всем этом ума и чувства красоты! (Л. Андреев).

Вводные слова.

Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае, затевающие ненужные ссоры, встречаются часто; К несчастью, так складывается жизнь, что все чаще она возвращает нас к проблемам связанным с нарушением прав человека; К счастью, есть предприятия, которые жестко следят за качеством своей продукции. Ко всеобщей радости, проблемы в отношениях сотрудников вскоре разрешились.

5. Побудительные предложения.

Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращенные к читателю: Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя (В. Пекелис).







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.009 с.)