Вопрос 1. Учёт операций по кассе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Учёт операций по кассе



Введение

Бухгалтерский учёт как наука структурно включает в себя три раздела: 1) теорию бухгалтерского учёта, 2) финансовый учёт и 3) управленческий учёт.

Теория бухгалтерского учёта изучает основы организации учёта: объекты, методы, технику и формы счётного дела, его правовое регулирование.

Финансовый учёт (ФУ) исследует методологию ведения учёта для конкретных видов имущества и обязательств.

На его основе бухгалтер формирует финансовую отчётность, открытую для внешних пользователей ‒ акционеров, партнёров, банков, государственных органов.

Управленческий учёт развивает методы сбора информации о производственном процессе и сопровождающих его издержках.

 

Отличия финансового и управленческого учёта

 

Критерии деления Финансовый учёт Управленческий учёт
Обязательно ли вести учёт? обязательно на усмотрение менеджмента
Документами какого уровня регламентирован учёт? на законодательном и нормативном уровнях внутрифирменными документами
Какова степень открытости учёта? открыт для внешних заинтересованных пользователей конфиденциален, представляет собой коммерческую тайну
Насколько широка сфера учёта? предприятие в целом отдельные подразделения предприятия
Обязательна ли двойная запись? обязательна на усмотрение менеджмента
Какая группировка затрат является ведущей? по элементам по статьям калькуляций

 

Для лучшего понимания логики организации финансового учёта определённого вида имущества или обязательств предлагаем принять во внимание следующий спектр вопросов:

Памятка бухгалтеру

Организуя конкретный вид учёта на предприятии, я задам себе ряд вопросов:

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

& Тема 1. УЧЁТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Вопрос 1. Учёт операций по кассе

 

Объект учёта  
Нормативная база Положение ЦБ «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» N 373-П от 12.10.2011г.
Синтетический счёт  
Субсчета  
Аналитический учёт  
№ 50 Касса
Дебет Кредит
Сн – остаток наличных денег в кассе   Выдача ДС из кассы:
+ Поступление ДС в кассу:

Первичные документы, учётные регистры и отчёты

Первичные документы:    
Приходный кассовый ордер    
Расходный кассовый ордер    
Учётные регистры:    
Кассовая книга    
Книга учёта принятых и выданных денежных средств    
Отчёты    
Отчёт о движении денежных средств Бухгалтерский баланс:

Правила учёта кассы

Под кассой имеется в виду место для проведения кассовых операций (приёма, хранения и выдачи наличных денег), определённое руководителем.

Материальную ответственность за сохранность наличных денег несёт кассир. Если кассиров несколько, назначается старший. На малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или сам руководитель. Кассир должен иметь образцы подписей уполномоченных лиц.

a Лимит остатка наличных денег. На конец рабочего дня организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах установленного лимита.

Лимит устанавливает сама организация, рассчитывая его по формуле одним из двух способов:

А) при расчётах с населением за наличный расчёт:

в зависимости от объёма выручки наличными V за расчётный период P (до 92-х дней) и периода сдачи наличности в банк Nc (не более 7-и дней): _____________.

Б) если нет продаж за наличные:

______________, где R – сумма выдачи наличными.

Сверх лимита деньги могут храниться в кассе только в течение 5-и дней, предусмотренных для выдачи зарплаты и в выходные (праздничные) дни.

a Лимит расчётов наличными. Организации могут рассчитываться между собой наличными, если сумма сделки не превышает ______________. Расчёты между организациями свыше этой суммы должны производиться только в безналичном порядке.

a Приём и выдача денег по кассовым ордерам производится в день их составления. Кассовые документы могут оформляться вручную или распечатываться на компьютере.

a Внесение исправлений в кассовые документы не допускается.

a Все кассовые ордера после их исполнения гасятся специальными штампами организации.

a Кассовую книгу (приход, расход, остаток) можно вести как в ручном, так и в электронном варианте. При учёте вручную листы кассовой книги брошюруют и нумеруют до начала ведения. Заверительную надпись о количестве листов кассовой книги подписывает руководитель и главный бухгалтер, скрепляя оттиском печати. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги по приходу и расходу денег, выводит остаток и передаёт в бухгалтерию второй экземпляр вместе с кассовыми ордерами.

При электронном варианте лист кассовой книги кассир распечатывает в конце рабочего дня в двух экземплярах. Нумерация листов осуществляется автоматически. Распечатанные листы необходимо брошюровать по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год.

a Приём наличных денег организациями при расчётах с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

aПериодичность инвентаризация кассы устанавливает руководитель организации, закрепляя в учётной политике.

 

Вопрос 3. Учёт операций по расчётному счёту

Объект учёта  
Нормативная база «Положение о безналичных расчётах в РФ» N 2-П от 03.10.2002г. (ред. 2008 г.). ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г. (ред. 2007 г.)
Синтетический счёт  
Аналитический учёт  

 

№ 51 Расчётный счёт
Дебет Кредит
Сн – – Списание денежных средств:
+ Зачисление денежных средств:

Порядок расчёта отпускных

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Работодатель имеет право установить дополнительный отпуск отдельным категориям работников в соответствии с коллективным договором – максимальным пределом он не ограничивается. Основанием для расчета отпускных является приказ руководителя о предоставлении работнику очередного отпуска.

Для определения суммы отпускных применяется порядок, основанный на расчёте среднего заработка. В расчёт среднего заработка включаются только те выплаты, которые предусмотрены системой оплаты труда в организации. При этом не принимаются к расчёту: больничные, разовые премии, материальная помощь, подарки к праздникам и юбилеям.

Пример:

 

1. Определяем зарплату работника за 12 месяцев, предшествующих отпуску:

 

2. Определяем среднедневной заработок:

 

 

Как быть, если работник болел? Рабочие дни в не полностью отработанных месяцах переводим в календарные при помощи коэффициента 1,4.

3. Рассчитываем сумму отпускных. Среднедневной заработок умножаем на количество дней отпуска:

 

Отпускные, как правило, выплачиваются в летнее время. Для равномерного включения этих сумм в издержки в течение года организация может создавать резервы.

Синтетический учёт резерва для отпускных ведётся на счете 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей».

 

№ 96 Резервы предстоящих расходов и платежей
Дебет Кредит
– Р Использование резерва (начисление отпускных):     Сн –  
+ Р Начисление резерва (ежемесячно, равными долями) с отнесением на счета затрат:

Рис.

 

Начисление резерва означает создание предварительного источника финансирования для отпускных: суммы резерва включаются в себестоимость продукции ежемесячно равными долями еще до фактического расхода средств на начисление отпускных.

 

Порядок расчёта больничных (пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам)

 

Основанием для расчёта больничных является табель учёта рабочего времени и листок о временной нетрудоспособности. С 2007 г. пособие выплачивается не только по месту основной работы, но и по совместительству.

Пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка за ________, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности.

 

Пример:

 

1. Определяем зарплату работника за ___________, предшествующих болезни:

 

2. Определяем среднедневной заработок:

 

3. Умножаем среднедневной заработок на поправочный коэффициент Кст в зависимости от страхового стажа (общего стажа работы):

· до 5 лет – 0,6

· до 8 лет – 0,8

· более 8 лет – 1,0

Независимо от стажа Кст = 1,0: при наличии 3-х детей, инвалидам ВОВ, при производственном увечье, для пособия по беременности и родам.

 

 

4. Определяем размер пособия, умножением среднедневного заработка на количество дней болезни:

 

5. Сравниваем с суммой максимального пособия, выбираем меньшую:

 

6. Определяем величину пособия, оплачиваемую работодателем:

 

Проводка:

 

7. Определяем величину пособия, оплачиваемую Фондом социального страхования:

 

Проводка:

 

Таблица 10

 

Удержания из заработной платы
обязательные добровольные
по законодательству по инициативе организации · товары в кредит · благотворительность · добровольные алименты · профсоюзные и партийные взносы
· налог на доходы физических лиц (НДФЛ) · по исполнительным листам   · за материальный ущерб · за брак · остаток подотчетных сумм

 

Налог на доходы физических лиц предусмотрен НК, гл. 23.

Пример расчета НДФЛ:

1) Определяем совокупный доход (СД) работника по все видам начислений:

 

2) Определяем налоговые вычеты: стандартные (СНВ), социальные, имущественные:

 

3) Исключаем налоговые вычеты из совокупного дохода:

 

4) Рассчитываем сумму налога на доходы физических лиц по ставке 13%:

 

НДФЛ =

 

 

На сумму начисленного налога составляем проводку _______________________

 

Удержания по исполнительным листам.

Исполнительный лист – это постановления судебных и административных органов по удержанию алиментов, штрафов и взысканий. Бухгалтерия регистрирует исполнительные листы и делает пометку в лицевом счете работника.

Алименты удерживаются с суммы зарплаты (после удержания налогов), больничных, а также с суммы пенсий, стипендий.

Проводка ________________

 

Выдача заработной платы

 

Для организации расчетов с каждым работником бухгалтер составляет специальный регистр – расчетную ведомость. Это регистр аналитического учета, так как ведут его по каждому табельному номеру.

Расчетная ведомость содержит 3 раздела: «Начислено», «Удержано», «К выдаче».

Возможны 2 варианта оформления расчетов:

1) расчетно-платежная ведомость – в одном документе производится и расчет, и выдача зарплаты под роспись;

2) расчетная ведомость + платежная ведомость + расчетный листок для каждого работника.

На работников, получающих заработную плату с применением платёжных карт, составляют только расчетную ведомость.

 

Зарплату наличными выдают в установленные дни кассир или раздатчики. По истечении пяти дней кассир построчно проверяет и суммирует выданную зарплату, а против фамилий не получивших ставит «депонировано».

«Депонировать» означает отдавать на хранение, сохранять. Неполученная зарплата должна быть сохранена в течение определенного времени. Кассир составляет реестр невыданной зарплаты и передает его в бухгалтерию вместе с платёжной ведомостью. Суммы невостребованной зарплаты кассир сдаёт в банк на расчётный счёт с указанием «депонированные суммы», чтобы банк хранил их отдельно и не мог использовать на прочие выплаты организации.

Суммы депонированной зарплаты организация обязана хранить в течение 3-х лет. Если за этот срок они не востребуется, то их следует отнести на прочие доходы.

Проводки:

 

 

Зарплата безналичными выплачивается в случае перечисления денежных средств на лицевые счета работников в банке, в том числе на карточные счета.

 

Оформление документов, учётных регистров и отчётов

Учётные регистры  
Карточка индивидуального учёта по страховым взносам  
Отчёты  
Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам Отчет по взносам в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования Форма 4-ФСС   Форма РСВ-1 ПФР
Бухгалтерский баланс:  

 

& ТЕМА 4. УЧЁТ МАТЕРИАЛОВ

Объект учёта  
Нормативная база ПБУ-5/01 «Учёт материально-производственных запасов». Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Минфин РФ от 28.12.01 № 119н (ред. от 23.04.02). ž МСФО (IAS) 2 Запасы
Синтетические счета 10 «Материалы», А, инвентарный 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» 16 «Отклонения в стоимости материалов», А-П, регулирующий
Субсчета 10-1 сырьё и материалы; 10-2 покупные полуфабрикаты; 10-3 топливо; 10-4 тара; 10-5 запасные части; 10-6 прочие материалы; 10-7 материалы, переданные в переработку на сторону; 10-8 строительные материалы; 10-9 инвентарь и хозяйственные принадлежности; (10-10 ТЗР).
Аналитический учёт по номенклатурным номерам, по партиям, по складам
Оценка при поступлении: • сразу по фактической себестоимости (С факт) • по учётным ценам (УЦ) с последующим расчётом отклонений от С факт при списании: • по себестоимости каждой единицы; • по средней взвешенной; • методом FIFO (по себестоимости первых закупок)

Согласно ПБУ 5/01 материалы принимаются к учёту по их фактической себестоимости.

Фактическая себестоимость покупных материалов – __________________________________

 

При этом в составе фактической себестоимости выделяют так называемые транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).

Транспортно-заготовительные расходы – ________________________________________

 

Приведём пример формирования фактической себестоимости материалов:

оптовая цена поставщика     С какой целью бухгалтер использует учётные цены на материалы? Дело в том, что документы, подтверждающие расходы на заготовление материалов (счета АТП, наряды на погрузку и выгрузку), поступают в бухгалтерию в разное время, часто к концу месяца. Оформлять же приход и расход материалов необходимо ежедневно. Поэтому при поступлении бухгалтер оценивает материалы условно – по учётным ценам (УЦ). В качестве УЦ можно использовать:  
наценка посредника    
транспортный тариф  
погрузка-разгрузка  
таможенные пошлины  
Итого фактическая себестоимость (С факт):  

1) оптовые цены поставщика (указанные в счетах-фактурах);

Тогда в конце месяца фактическая себестоимость заготовления материалов определится по формуле:

Сфакт = УЦ + S ТЗР Сфакт =

2) плановые цены;

В этом случае фактическая себестоимость определится по формуле:

Сфакт = УЦ ± S О

Если УЦ = 1200, то Сфакт =

Если УЦ = 1300, то Сфакт =

 

Синтетический учёт материалов можно организовать одним из двух способов: с участием счетов 15 и 16 или без участия данных счетов. Принятое решение должно быть закреплено в учётной политике.

1) без участия счетов 15, 16

В этом случае учёт ТЗР или отклонений ведётся на специальном субсчёте счёта 10. Счёт 10, таким образом, отражают фактическую себестоимость заготовления материалов:

 

№ 10 Материалы
Дебет Кредит
Сн – остаток материалов на складах организации по фактической себестоимости – - Расход материалов: Д20 К10 – на производство основной продукции Д23 К10 – на производство вспомогательной продукции Д25 К10 – на нужды цеха Д26 К10 – на нужды организации Д08 К10 – на строительство; Д 76 К 1 – на сторону;   Д 20-… К10т – списание ТЗР   Д94 К10 – недостача по данным инвентаризации
+ Приход материалов:
Дт10 Кт60 – от поставщика по УЦ Дт10т Кт60 – ТЗР (отклонения) Д10 К20 – возврат материалов из цеха ОП   Д10 К91-– ликвидные отходы при выбытии ОС   Д10 К71 – от подотчётного лица   Д10 К91 – излишки инвентаризации  

 

1) с участием счетов 15,16

Для учёта материалов по учётным ценам можно вместо субсчёта 10т использовать дополнительные счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

В этом случае на счёте 10 «Материалы» показывается стоимость материалов по учётным ценам.

На счёте 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» учёт ведётся в двух оценках: по дебету – на основе документов, формирующих фактическую себестоимость, по кредиту – в учётных ценах. Разница между оборотами счёта 15 представляет собой отклонение фактической себестоимости заготовления от учётной цены, которое в конце месяца бухгалтер списывает на счёт 16.

При списании отклонений необходимо принять во внимание:

ž Если Од15 > Ок15, то сальдо конечное Ск15 дебетовое, то есть фактическая себестоимость оказалась выше учётной цены.

Отклонение списываем проводкой ___________________.

 

ž Если Од15 < Ок15, то сальдо конечное Ск15 кредитовое, то есть фактическая себестоимость оказалась меньше учётной цены.

На сумму отклонения составляем сторнировочную запись __________________, (либо ____________________).

 

В течение месяца материалы отпускались со склада по учётным ценам. В конце месяца, когда стала известна фактическая себестоимость, необходимо скорректировать информацию о стоимости отпущенных материалов на сумму отклонений. Для этого:

1. Рассчитываем процент отклонений % О:

 

% О = (Онач + Оприх) х 100 %

(УЦ нач + УЦ прих)

 

2. Определяем сумму отклонений Орасх, относящуюся к материалам в учётных ценах УЦрасх, отпущенным со склада в течение месяца:

Орасх = УЦрасх х % О

100 %

3. Списываем отклонения на счета расхода материалов.

 

Проводки:

 

Первичные документы, учётные регистры

Первичные документы  
Приход: Доверенность на получение товара (М-2)  
Приходный ордер (М-4)  
Акт о приёмке материалов (М-7)  
Расход: Требование–накладная  
Лимитно-заборная карта  
Учётные регистры  
Карточка учёта материалов  
Бухгалтерский баланс:  

 

Введение

Бухгалтерский учёт как наука структурно включает в себя три раздела: 1) теорию бухгалтерского учёта, 2) финансовый учёт и 3) управленческий учёт.

Теория бухгалтерского учёта изучает основы организации учёта: объекты, методы, технику и формы счётного дела, его правовое регулирование.

Финансовый учёт (ФУ) исследует методологию ведения учёта для конкретных видов имущества и обязательств.

На его основе бухгалтер формирует финансовую отчётность, открытую для внешних пользователей ‒ акционеров, партнёров, банков, государственных органов.

Управленческий учёт развивает методы сбора информации о производственном процессе и сопровождающих его издержках.

 

Отличия финансового и управленческого учёта

 

Критерии деления Финансовый учёт Управленческий учёт
Обязательно ли вести учёт? обязательно на усмотрение менеджмента
Документами какого уровня регламентирован учёт? на законодательном и нормативном уровнях внутрифирменными документами
Какова степень открытости учёта? открыт для внешних заинтересованных пользователей конфиденциален, представляет собой коммерческую тайну
Насколько широка сфера учёта? предприятие в целом отдельные подразделения предприятия
Обязательна ли двойная запись? обязательна на усмотрение менеджмента
Какая группировка затрат является ведущей? по элементам по статьям калькуляций

 

Для лучшего понимания логики организации финансового учёта определённого вида имущества или обязательств предлагаем принять во внимание следующий спектр вопросов:

Памятка бухгалтеру

Организуя конкретный вид учёта на предприятии, я задам себе ряд вопросов:

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

& Тема 1. УЧЁТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Вопрос 1. Учёт операций по кассе

 

Объект учёта  
Нормативная база Положение ЦБ «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» N 373-П от 12.10.2011г.
Синтетический счёт  
Субсчета  
Аналитический учёт  
№ 50 Касса
Дебет Кредит
Сн – остаток наличных денег в кассе   Выдача ДС из кассы:
+ Поступление ДС в кассу:

Первичные документы, учётные регистры и отчёты

Первичные документы:    
Приходный кассовый ордер    
Расходный кассовый ордер    
Учётные регистры:    
Кассовая книга    
Книга учёта принятых и выданных денежных средств    
Отчёты    
Отчёт о движении денежных средств Бухгалтерский баланс:

Правила учёта кассы

Под кассой имеется в виду место для проведения кассовых операций (приёма, хранения и выдачи наличных денег), определённое руководителем.

Материальную ответственность за сохранность наличных денег несёт кассир. Если кассиров несколько, назначается старший. На малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или сам руководитель. Кассир должен иметь образцы подписей уполномоченных лиц.

a Лимит остатка наличных денег. На конец рабочего дня организация может иметь в своей кассе наличные деньги в пределах установленного лимита.

Лимит устанавливает сама организация, рассчитывая его по формуле одним из двух способов:

А) при расчётах с населением за наличный расчёт:

в зависимости от объёма выручки наличными V за расчётный период P (до 92-х дней) и периода сдачи наличности в банк Nc (не более 7-и дней): _____________.

Б) если нет продаж за наличные:

______________, где R – сумма выдачи наличными.

Сверх лимита деньги могут храниться в кассе только в течение 5-и дней, предусмотренных для выдачи зарплаты и в выходные (праздничные) дни.

a Лимит расчётов наличными. Организации могут рассчитываться между собой наличными, если сумма сделки не превышает ______________. Расчёты между организациями свыше этой суммы должны производиться только в безналичном порядке.

a Приём и выдача денег по кассовым ордерам производится в день их составления. Кассовые документы могут оформляться вручную или распечатываться на компьютере.

a Внесение исправлений в кассовые документы не допускается.

a Все кассовые ордера после их исполнения гасятся специальными штампами организации.

a Кассовую книгу (приход, расход, остаток) можно вести как в ручном, так и в электронном варианте. При учёте вручную листы кассовой книги брошюруют и нумеруют до начала ведения. Заверительную надпись о количестве листов кассовой книги подписывает руководитель и главный бухгалтер, скрепляя оттиском печати. В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги по приходу и расходу денег, выводит остаток и передаёт в бухгалтерию второй экземпляр вместе с кассовыми ордерами.

При электронном варианте лист кассовой книги кассир распечатывает в конце рабочего дня в двух экземплярах. Нумерация листов осуществляется автоматически. Распечатанные листы необходимо брошюровать по мере необходимости, но не реже одного раза в календарный год.

a Приём наличных денег организациями при расчётах с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ).

aПериодичность инвентаризация кассы устанавливает руководитель организации, закрепляя в учётной политике.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.116 с.)