Актуальность применения шинопроводов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность применения шинопроводов



Введение

Шинопровод представляет собой устройство из не изолированных или изолированных проводников, изоляторов и конструкций, которые служат для передачи и распределения электроэнергии в производственных помещениях, на территории промышленных предприятий. Шинопровод применяется для эффективного распределения сети освещения, питания между силовыми розетками, горизонтального и вертикального распределения электроэнергии малой и большой плотности различной мощности (от 40 до 5000 А), для передачи энергии и связи.

Для питания силовых электроприёмников в цехах промышленных предприятий при напряжении до 1000 В применяют следующие шинопроводы:

1. закрытые (шины располагаются в сплошных коробах);

2. защищённые (шины имеют ограждения из сеток или перфорированных коробов для защиты от возможного прикосновения);

3. открытые (шины не защищены от прикосновения и попадания случайных предметов).

Открытые шинопроводы представляют собой неизолированные шины, прокладываемые на изоляторах по опорным конструкциям на высоте не менее 3,5 м от пола и 2,5 м от настилов кранов. При этом должны быть выдержаны нормированные расстояния, как между шинами, так и до окружающих объектов.

Защищенные шинопроводы имеют по сравнению с открытыми имеют следующие преимущества: комплектную поставку, высокую заводскую готовность, небольшие габаритные размеры, ремонтопригодность, повышенную надёжность при эксплуатации, возможность многократного использования и т.д.

Шинопроводы бывают следующих видов:

1. Магистральные (типа ШМА59-Н, ШМА73)

2. Распределительные (типа ШРА-73, ШРА-75)

3. Осветительные (типа ШОС67, ШОС73)

4. Троллейные (типа ШТМ70, ШТМ72)

Шинопроводы комплектуются из отдельных секций различной конфигурации и назначения. Секции могут быть прямые, угловые, гибкие, вводные, ответвительные, компенсационные, переходные и подгоночные с унифицированной длинной, кратной 770 мм. Используя секции различных конфигураций и вида, можно получить практически любой шинопровод. Шинопроводы закрытого и защищенного исполнения подразделяются на магистральные и распределительные.

Электробезопасность шинопровода обеспечивается в полной мере, ведь, во-первых, все токоведущие части являются изолированными (защита от прямого контакта) и, во-вторых, предусмотрена так называемая «защита от дурака» при включении отводных блоков.

Уровень магнитного излучения шинопровода на порядок меньше кабельной установки. Максимальная магнитная индукция для шинопровода известна заранее: она задается при изготовлении и не зависит от конструкции и пути установки. Таким образом, при установке шинопровода в офисных зданиях не происходит наводок электромагнитного излучения, приводящих к искажению изображения на экранах мониторов, сбоям в работе офисной техники, вредному воздействию на здоровье людей, как в случае кабельной установки.

Рис. 1 Шинопроводы:

а - магистральный серии ШМА;

б - кабель, используемый в качестве шинопровода;

в - распределительный серии ШРА;

г - магистральный постоянного тока серии ШМАД;

д - осветительный серии ШОС;

е - троллейный серии ШТМ

Разновидностями магистральных шинопроводов являются открытые шинные магистрали из неизолированных шин, которые прокладываются на высоте 10-12 м по нижнему поясу ферм на изоляторах в цепях небольшой протяжённости. Открытые шинные магистрали достаточно дёшевы и надёжны. Стоимость их несколько увеличивается за счёт спусков и подъёмов питающих линий и ответвлений. Спуски и подъёмы выполняются изолированными проводами. Открытые шинные магистрали применяются цехах, где по условиям влажности и пыльности среды невозможно применение комплектных магистральных шинопроводов типа ШМА, предназначенных только для помещений с нормальной средой. Но в связи с тем, что открытые шинные магистрали имеют большую индуктивность по сравнению с комплектными шинопроводами, а, следовательно, и большие потери напряжения, их не следует применять в мощных протяжных сетях. Комплектные шинопроводы изготовляют на заводах электротехнической промышленности. Состоят они из отдельных секций, соединяемые между собой сваркой, болтовыми зажимами или штепсельными разъёмами. Шинопроводы имеют высокую надёжность, длительный срок службы, удобны при монтаже и эксплуатации благодаря жёсткости конструкции шин и коробов, являются самонесущими. Наличие стандартных готовых секций позволяет создать универсальную сеть, к которой можно дополнительно подключать ЭП при изменении технологии производства.

 

Преимущества шинопроводов

Шинопроводные системы имеют компактную конструкцию и занимают меньше места, чем кабельные системы, которым присущи громоздкие соединительные и концевые элементы.

Уменьшение времени монтажа по сравнению с кабельными системами, что приводит к снижению стоимости монтажа шинопровода. Благодаря встроенным болтовым соединениям шинопроводные системы легко и в 2-3 раза быстрее монтируются из готовых заводских модулей.

С помощью шинопроводов просто проектировать: даже если еще не известно точное количество и расположение приборов, потребляющих электроэнергию возможно быстро и эффективно построить всю распределительную сеть, от внутренней трансформаторной подстанции и до распределения электроэнергии по розеткам и осветительным приборам. Позволяют производить перемещение электроприемников в цехе при безопасном отсоединении и присоединении их и без перерыва в электроснабжении других электроприемников.

Низкие значения сопротивлений в шинопроводных системах способствуют снижению потерь активной энергии и ограничивают рост реактивной энергии при эксплуатации. В результате достигается существенная экономия электроэнергии в процессе эксплуатации до 30%.

Гибкость в проектировании и в отношении возможности будущих модификаций. В отличие от кабельных систем, шинопроводные конструкции отличаются гибкостью и мобильностью: их можно легко разбирать, изменять, дополнять или переносить в другое здание и устанавливать заново без особых капитальных затрат.

Электробезопасность шинопровода обеспечивается в полной мере, ведь, во-первых, все токоведущие части являются изолированными (защита от прямого контакта) и, во-вторых, предусмотрена так называемая «защита от дурака» при включении отводных блоков.

Безопасность также обусловлена применением высококачественных материалов и комплектующих.

Шинопроводы также полностью пожаробезопасны: не горючи, не являются огнепроводными и не выделяют вредные газы при пожаре, а также не имеют эффекта образования тяги при возгораниях благодаря компактности конструкции и встроенным противопожарным перемычкам.

Уровень магнитного излучения шинопровода на порядок меньше кабельной установки. Таким образом, при установке шинопровода в офисных зданиях не происходит наводок электромагнитного излучения, приводящих к искажению изображения на экранах мониторов, сбоям в работе офисной техники, вредному воздействию на здоровье людей, как в случае кабельной установки.

Стандартное исполнение шинопровода без применения дополнительных приспособлений после сборки имеет степень защиты IP 55. Также возможно повышение степени защиты до IP 68.

Шинопроводные системы практически не требуют специального технического обслуживания в течение всего срока службы (25-30 лет).

Шинопроводные системы отличаются эстетичным внешним видом: возможность окраски в любой цвет и компактность позволяют органично вписать шинопровод в интерьер крупных магазинов, развлекательных центров и других гражданских объектов.

По сравнению с обычными видами электропроводок шинопроводы, обеспечивая высокую надежность электроснабжения.

Подготовка трассы к монтажу шинопроводов

Выполнение шинопроводов из типовых секций при наличии в номенклатуре заводских поставок всех соединительных и ответвительных элементов, крепёжных и опорных конструкций и деталей позволяет заблаговременно осуществлять комплектацию и сборку укрупнённых блоков и линий шинопроводов в мастерских независимо от строительной готовности здания.

При монтаже открытых или магистральных шинопроводов сначала в заготовительных мастерских готовят алюминиевые шины. Для этого их правят, сваривают между собой в рулоны по50-300м и наматывают на кассеты. Шинодержателями комплектуют крепёжные конструкции с изоляторами, подбирают изоляционные вставки, шинные распорки и натяжные устройства.

Строительные конструкции, на которых устанавливаются шинопроводы, должны быть из прочных, несгораемых материалов.

Таблица № 2

Способы соединения

фазовых и нулевых шин.

 

Марка Соединение фазовых шин Соединение нулевых шин и шин заземления.
ШМА Сварное или болтовое соединение (в местах, где сварка невозможна) Соединение нулевых шин шинопровода ШМА-68Н (опорные уголки) сварное и болтовое. ШМА-73 только болтовое.
ШМАД Сварное Опорные уголки используются в качестве нулевого провода.
ШРА Болтовое Нулевые шины присоединяют к верхней и нижней частям
ШОС Штепсельно-винтовое Короб каждой секции соединяется с нулевой шиной для заземления всей трассы шинопровода.
ШТМ Соединение зажимами Короба секций снабжают двумя планками с шинами, обеспечивая при соединении непрерывную электрическую цепь защитного заземления.

 

Примечание: 1) Для изоляции мест сварных и болтовых соединений фазовых шин, применяют изоляционные кожухи или комплект изоляционных материалов, который также используется для изоляции крайних секций шинопроводов. 2) Соединение секций между собой у шинопровода ШРМ-75 штепсельное. Штепсели и штепсельные коробки имеют 3 фазовых, 1 заземляющий и 1нулевой выводы.

Таблица № 3

Номенклатура шинопроводов

общепромышленного применения

Тип шинопровода Сила тока, на которую рассчитан шинопровод, А
Магистральные: ШМА59-Н ШМА68-Н ШМА73 ШМА79   2500; 4000 400; 1000; 1250; 1600; 2000; 3200
Распределительные: ШРА-73 ШРА-73В ШРМ-75   250; 400; 630; 250; 400; 630
Осветительные: ШОС67 ШОС73 ШОС73А  
Троллейные: ШТМ70 ШТМ72 ШТМ73 ШТА75 ШТМ76  

Рис. 3

Магистральные шинопроводы прокладывают по стойкам, фермам, стенам, колоннам, используя опорные конструкции, входящие в комплект шинопровода.

Для подготовки шинопровода к монтажу в МЭЗ или непосредственно на монтажном объекте (при небольшом объеме работ) из отдельных секций на специальных стендах собирают блоки длиной до 12 м. Закрепленные на стенде секции устанавливают таким образом, чтобы удобно было соединять шины (сваркой или болтовыми сжимами).

Сварка шин во многом напоминает сварку алюминиевых проводов больших сечений. Концы шин зачищают металлической щеткой, соединяют внахлестку и зажимают в таком положении в специальных зажимных устройствах — кондукторах. Электродом служит круглый угольный стержень диаметром 18 мм или угольный стержень прямоугольного сечения размером 18Х 18 мм. Прутки присадочного материала нарезают из алюминиевой проволоки диаметром 10 мм или применяют специальные прутки. Перед сваркой присадочные прутки покрывают флюсом ВАМИ. После сварки место соединения изолируют стеклотканью, лакотканью с использованием эпоксидного компаунда. В последнее время в опытном порядке устанавливают также специальные пластмассовые пеналы, которые надевают на шины вместе сварки.

Для разъемного соединения секций или блоков используют болтовые сжимы.

Болтовой сжим состоит из шпильки, которая проходит сквозь изолятор и имеет две гайки — большую и малую. Соединяемые шины фиксируют в нужном положении круглыми изоляторами и шайбами. Для изоляции опорной шайбы служит специальный изолятор на гетинаксовой прокладке. Тарельчатые пружины предотвращают ухудшение электрического контакта, вызванное текучестью алюминия.

После соединения шин сваривают опорные уголки и собирают кожухи. Собранный блок секций испытывают напряжением и доставляют к месту установки.

Для прокладки шинопроводов по стенам и потолкам применяют кронштейны, снабженные крепежными зажимами, с помощью которых шинопровод закрепляют за опорные уголки. На стенах кронштейны крепят дюбелями с распорной гайкой, а если шинопровод прокладывают по колоннам, то кронштейны устанавливают на хомутах, охватывающих колонну. Если расстояние между колоннами превышает 3 м, при монтаже шинопроводов используют подвесы, которые крепят к потолку или ферме с помощью вертикальных спусков или растяжек. Стойки позволяют проложить шинопровод в любом направлении на удобной для монтажных и ремонтных работ высоте. Их устанавливают на закладных болтах M 16, закладных рамах и т. д. После выверки опорных конструкций по струне и уровню смонтированные блоки шинопроводов осторожно поднимают автокранами, мостовыми кранами или лебедками. Блоки длиной до 7,5 м можно поднимать специальными стропами, а если блок имеет большую длину, его следует поднимать траверсами, состоящими из швеллера или стальных труб с постоянными тросами. После подъема блоки закрепляют на конструкциях, выполняют необходимые соединения, монтируют вводы в трансформаторные подстанции и шкафы, а также цепи заземления.

Таблица 4

Рис. 4 Пример сети, выполненной шинопроводом ШРА 73

Прямые секции входят в состав шинопровода ШРА73 и предназначены для выполнения прямых участков сети.

Таблица 5.

Тип Наименование
  Номинальный ток 250 А
У2020 Секция прямая 1000 мм (на 2 ответвления)
У2018 Секция прямая 3000 мм (на 2 ответвления)
У2022 Секция прямая 3000 мм (на 4 ответвления)
У2021 Секция прямая прогоночная 3000 мм
  Номинальный ток 400 А
У2040 Секция прямая 1000 мм (на 2 ответвления)
У2054 Секция прямая 3000 мм (на 2 ответвления)
У2042 Секция прямая 3000 мм (на 4 ответвления)
У2041 Секция прямая прогоночная 3000 мм
  Номинальный ток 630 А
У2060 Секция прямая 1000 мм (на 2 ответвления)
У2074 Секция прямая 3000 мм (на 2 ответвления)
У2062 Секция прямая 3000 мм (на 4 ответвления)
У2061 Секция прямая прогоночная 3000 мм

 

Прямые секции на 2 и 4 ответвления предназначены для выполнения участков сети с ответвлением к потребителю.

Прямая прогоночная секция предназначена для выполнения участков сети, где не требуется ответвления к потребителю.

Прямые секции конструктивно выполнены в виде кожуха, состоящего из 2-х половин, в котором на изоляторах закреплены 3 фазовые и 1 нулевая шины равного сечения.

Рис. 5. Секции прямые У2018, У2020, У2022, У2021 и У2040, У2054, У2042, У2041, У2060, У2074, У2062, У2061.

Ответвительные коробки предназначены для ответвления сети к потребителю.
Присоединение коробок к шинопроводу осуществляется захватами, расположенными в передней ее части и двумя крючками на противоположном конце.
Коробки могут укомплектовываться предохранителями, разъединителями или автоматическими выключателями.
Доступ к аппаратам, установленным в ответвительных коробках, благодаря специальным блокирующим устройствам возможен только при предварительном отключении штепсельных выводов коробки от токоведущих шин шинопровода. Как только происходит такое отключение, штепсельное окно шинопровода автоматически закрывается. Включение штепсельных выводов на шины возможно только при закрытых крышках коробок.

Включение штепсельных выводов на шины и отключение от них выполняется предусмотренными во всех коробках механизмами, управляемыми при помощи рукояток.

Таблица 6.

Осветительные шинопроводы

Рис. 6

Осветительные шинопроводы можно прокладывать на плоских поверхностях стен и потолков, на распределительных шинопроводах, специальных, стальных квадратных трубах, фермах, трубопроводах, тросах и т. д. Для этой цели промышленность выпускает различные скобы, хомуты, стойки, квадратные трубы с кронштейнами.

Светильники устанавливают непосредственно на шинопроводе или отдельно от него. Между точками крепления шинопровода допускается расстояние до 3 м при условии, что масса укрепленных на нем светильников не превышает 11,76 Н (12 кг) на

1 м его длины. Для сокращения затрат труда и времени отдельные секции шинопровода собирают на полу или на стенде в блоки длиной 6, 9 или 12 м. Перед соединением секций ослабляют четыре винта, скрепляющих полумуфты (между полумуфтами должен образоваться зазор 3...4 мм). Далее вывертывают на 1,5...2 витка два сжимных винта штепсельной розетки и при надетых полумуфтах вставляют вилку в розетку, надвигая примыкающую секцию. Полный заход вилки в розетку контролируют положением сжимных винтов розетки: при полном заходе вилки головки винтов должны находиться против овальных отверстий нижней полумуфты. После затяжки этих винтов зажимают винты крепления полумуфты. Таким образом, выполняют электрическое и механическое соединения секций любой конструкции (прямых, угловых, вводных и гибких).

После сборки секций в блоки к ним крепят светильники, а затем блоки с помощью траверс поднимают, устанавливают на опорные конструкции, стыкуют между собой и закрепляют.

Светильники доставляют на монтажный объект из МЭЗ, где их заряжают, снабжают штепсельными разъемами и испытывают. Подключают их к шинопроводу смонтированными в шинопроводе штепсельными розетками: из штепсельного гнезда вынимают заглушку и штепсель вставляют таким образом, чтобы его выступы совпали с прорезями в окне секции.

Осветительные шинопроводы можно прокладывать на плоских поверхностях стен и потолков, на распределительных шинопроводах, стальных специальных квадратных трубах, фермах, трубопроводах, тросах и т. д. Для этой цели промышленность выпускает различные скобы, хомуты, стойки, квадратные трубы с кронштейнами.

Светильники устанавливают непосредственно на шинопроводе или отдельно от него. Между точками крепления шинопровода допускается расстояние до 3 м при условии, что масса укрепленных на нем светильников не превышает 11,76 Н (12 кг) на 1 м его длины. Для сокращения затрат труда и времени отдельные секции шинопровода собирают на полу или на стенде в блоки длиной 6, 9 или 12 м. Перед соединением секций ослабляют четыре винта, скрепляющих полумуфты (между полумуфтами должен образоваться зазор 3...4 мм). Далее вывертывают на 1,5...2 витка два сжимных винта штепсельной розетки и при надетых полумуфтах вставляют вилку в розетку, надвигая примыкающую секцию. Полный заход вилки в розетку контролируют положением сжимных винтов розетки: при полном заходе вилки головки винтов должны находиться против овальных отверстий нижней полумуфты. После затяжки этих винтов зажимают винты крепления полумуфты. Таким образом выполняют электрическое и механическое соединения секций любой конструкции (прямых, угловых, вводных и гибких).

После сборки секций в блоки к ним крепят светильники, а затем блоки с помощью траверс поднимают, устанавливают на опорные конструкции, стыкуют между собой и закрепляют.

Светильники доставляют на монтажный объект из МЭЗ, где их заряжают, снабжают штепсельными разъемами и испытывают. Подключают их к шинопроводу смонтированными в шинопроводе штепсельными розетками: из штепсельного гнезда вынимают заглушку и штепсель вставляют таким образом, чтобы его выступы совпали с прорезями в окне секции.

Распределение энергии к электроприемникам, а также ее подача от трансформаторной подстанции в цеха промышленных предприятий могут выполняться неизолированными шинами, проложенными на изоляторах. Такие шинопроводы, называемые открытыми, по условиям техники безопасности монтируют на высоте не менее 3,5 м. В качестве шин используют алюминиевые полосы прямоугольного сечения размерами не менее 40X4 мм.

Для изоляции шин от опорных конструкций применяют фарфоровые опорные или специальные троллейбусные изоляторы серии К700, а также изоляционные клицы в виде двух пластин с вырезами для одной шины или целого пакета шин.

Для закрепления шины на изоляторе в ней высверливают отверстие под крепежный болт с пружинной шайбой. При своей простоте такой способ крепления имеет существенный недостаток, который заключается в том, что в месте, где высверлено отверстие, уменьшается площадь поперечного сечения шины. Наиболее совершенный метод крепления шины — это установка шинодержателей, удерживающих одну или несколько параллельно проложенных шин и не требующих дополнительных слесарных работ.

Если шинопровод с алюминиевыми шинами имеет длину более 15 м, то для компенсации температурных удлинений должны применяться шинные компенсаторы.

В шинопроводах, рассчитанных на большие токи, каждую фазу выполняют из двух, трех или четырех шин, собранных в пакет.

Шинопроводы прокладывают по стенам на кронштейнах, а по

потолкам — на подвесках или мостовых конструкциях. Для защиты шинопроводов от попадания посторонних предметов и для предупреждения прикосновения к ним применяют сетчатые ограждения, которые можно снимать при ремонтных работах.

Рис 7

Открытые шинопроводы монтируют в такой последовательности. В соответствии с разметкой устанавливают металлоконструкции с изоляторами, прокладывают и закрепляют на изоляторах шины, затем присоединяют шины к источникам тока и к электроприемникам.

Металлоконструкции для шинопроводов изготавливают в МЭЗ, устанавливают на них изоляторы, шинодержатели или клицы, доставляют на монтажные объекты и крепят пристреливанием, вмазыванием или приваркой к закладным деталям.

Шинные полосы заготавливают также индустриальным методом в МЭЗ, где их обрабатывают, изгибают и соединяют в плети. Неразъемное соединение шин выполняют сваркой, а разъемное — болтами. Концы их зачищают на шинофрезерных или заточных станках или применяя различные зачистные приспособления. При малом объеме работ шины можно зачищать драчевыми напильниками под слоем технического вазелина, который после зачистки удаляют и заменяют чистым вазелином. После этого шины предварительно окрашивают, маркируют, сворачивают в бухты или наматывают на инвентарные кассеты и доставляют на объект монтажа.

После выпрямления шины устанавливают в шинодержатели или непосредственно на изоляторы и предварительно затягивают болты крепления. В смонтированном шинопроводе шины должны быть прямыми и ровными, без местных сближений в пролете между точками крепления. С этой целью на одном из концов шинопровода монтируют натяжное устройство типа УН, с помощью которого шины натягивают и окончательно крепят в шинодержателях. Натяжное устройство используют в процессе последующей эксплуатации шинопровода для натягивания шин, удлиняющихся с течением времени вследствие текучести алюминия.

Спуски от шинопровода к электроприемникам выполняют кабелями или проводами, проложенными в трубах и металлорукавах. Сквозь стену и перекрытие шинопровод пропускают через разборную изоляционную плиту, закрывающую проем в стене.

После окончания монтажных работ шины и шинодержатели повторно окрашивают: фазу А — в желтый, фазу В — в зеленый и фазу С — в красный цвета. В шинопроводах постоянного тока положительную шину окрашивают в красный цвет, а отрицательную — и синий. Слой краски также защищает шины от коррозии и способствует их лучшему охлаждению (теплоотдача окрашенных шин значительно выше). Если фаза шинопровода состоит из одной шины, ее окрашивают со всех сторон, а в пакетах — только внешние поверхности шин. Не окрашивают болтовые соединения, а также участки, предусмотренные для наложения переносных заземлений (эти участки по краям окаймляют полосками, нанесенными черной краской). В шинопроводах, а также в распределительных устройствах красная шина находится ниже других и дальше от стены, зеленая — посередине.

Рис 8

Троллейные линии служат для питания подвижных подъемно-транспортных механизмов (кранов, кран-балок, электроталей и т. д.) и представляют собой трехфазные токопроводы, проложенные вдоль подкрановых путей. В качестве токопроводящих контактных проводников применяют стальные шины из угловой стали, установленные на специальных троллейных изоляторах.

Троллейные шинопроводы, применяются для установки всех типов оборудования, в том числе кранов, монорельсов, талей, инструментов, машин, автоматизированных систем хранения и поиска и многих других мобильных устройств.

Для монтажа открытых троллейных магистралей используют унифицированные кронштейны с установленными на них изоляторами и троллеедержателями. Кронштейны крепят непосредственно на стенах или на подкрановых балках болтами или приваркой к закладным деталям (в случае, если подкрановые балки стальные). Для компенсации температурных удлинений шин между отдельными секциями магистрали при монтаже длинных участков (30 м и более) применяют шинные компенсаторы. Наличие напряжения на троллейной линии определяют по троллейному светофору, который состоит из трех сигнальных ламп, смонтированных на стальной стойке и защищенных цветными стеклами. Для подключения светофора к троллеям служит соединительная коробка. От сигнальных ламп не требуется создания большой освещенности, поэтому для увеличения срока их службы последовательно с каждой лампой включен резистор сопротивлением 300 Ом.

Монтаж троллейных магистралей начинают после того, как строительная часть здания полностью закончена и смонтированы подкрановые балки и рельсы. Заготавливают троллейные блоки в МЭЗ по шаблонам или на кондукторах. Кондуктор для сборки троллеев состоит из стальной сварной рамы, которая опирается на приваренные к ней подрамники. На раме смонтированы струбцины для удержания элементов блока при его сборке. В промежуточных струбцинах зажимают шаблоны, по которым выполняют сборку блока, а с помощью средней и крайних струбцин закрепляют конструкции, служащие для монтажа блока троллеев и для закрепления блока на стене при установке магистрали. После закрепления элементов собирают блок и устанавливают троллеи.

Готовый блок помещают в специальную кассету, доставляют к месту установки, лебедками поднимают на нужную высоту и монтируют с автовышек, монтажных тележек, автогидроподъемников. При монтаже троллеев с помощью монтажной тележки тележку с ящиком для хранения инструмента закрепляют на металлоконструкциях мостового крана. Над ней на кронштейне устанавливают электролебедку для подъема блоков и сварочный трансформатор.

Троллейные шинопроводы серии ШТМ предназначены для питания подъемно-транспортных механизмов (однобалочных подъемных кранов, электроталей, подвесных кран-балок и передаточных тележек) и применяются в производственных помещениях с нормальной средой. Их также можно использовать для питания электрифицированного инструмента при напряжении 220/380 В. В комплект шинопроводов входят прямые (длиной 750, 1000, 1500 и 3000 мм), угловые и концевые секции. Прямая секция троллейного шинопровода представляет собой стальной короб со сплошной щелью внизу для прохода токосъемной каретки, которая перемещается вдоль шинопровода при движении подъемного механизма. Внутри короба через каждые 300 мм длины закреплены изоляторы, удерживающие четыре (три фазных и нулевой) медных троллея. Для соединения секций шинопровода и ввода в них токосъемных кареток служат соединительные муфты.

Угловые секции устроены так же, как и прямые, но короб у них изогнут под углом 45 или 90° с радиусом закругления 800, 1200 и 1400 мм. Они позволяют собрать шинопровод с самой разнообразной формой трассы (с поворотом на 45 или 90°).

Токосъемные каретки устанавливают на электротали или кран-балке на специальной ведущей скобе. Каретка представляет собой металлическую тележку с четырьмя направляющими роликами. На ней смонтированы четыре блока токосъемных контактов, каждый из которых включает в себя две медно-графитные щетки. Тележка может быть укомплектована автоматами, предохранителями или клеммником.

Применение троллейных шинопроводов вместо открытых троллеев значительно снижает расход металла и трудовых затрат при монтажных работах.

ВВОДНЫЕ СЕКЦИИ

Вводные секции входят в состав шинопровода и предназначены для присоединения питающих проводов или кабелей.

Вводные секции можно устанавливать как в середине, так и на конце линии. В последнем случае открытый торец секции закрывается торцовой заглушкой. Провода или кабели подводятся сверху или снизу секции и присоединяются к зажимам, рассчитанным на двойной номинальный ток.

В зависимости от направления ввода кабеля (сверху или снизу) контактные зажимы соответственно переставляются. Вводная секция представляет собой прямую секцию, снабженную вводной коробкой, которую можно размещать с обеих сторон секций. Присоединение питающих проводов к шинам производится с помощью контактных уголков.

Таблица 7.

ТОРЦОВЫЕ ЗАГЛУШКИ

Торцовые заглушки предназначены для оконцевания линии шинопровода.
Конструктивно заглушка выполнена в виде кожуха, состоящего из 2-х половин и закрытого с одного торца заглушкой. Присоединение к секции - болтовое.

Таблица 8. Торцовые заглушки

Тип Номинальный ток, А Н, мм Масса, кг
У2028     2,01
У2050     2,67
У2070     3,02
Рис. 10. Заглушка торцовая У2028 Рис. 11. Заглушки торцовые У2050, У2070
             

 

 

Список используемой литературы

1. Баклашов Н.И. Охрана труда на предприятиях связи / Н.И.Баклашов, Н.Ж. Китаева – М., Радио и связь, 1985.–280 с.: ил.

2. Бороздин И.И. Электроснабжение предприятий – Мн., Дизайн ПРО, 2000.–224с.: ил.

3. Гусев Н.Н. Устройство и монтаж электрооборудования / Н.Н. Гусев, Б.Н. Мельцер – Мн., Высшая школа, 1979г. – 188с.: ил.

4. Куценко Г.Ф. Монтаж, эксплуатация и ремонт электроустановок – Мн., Дизайн ПРО, 2003.–272 с.: ил.

5. Трунковский Л.Е. Обслуживание электрооборудования промышленных предприятий – М., Высшая школа, 1979.–272 с.: ил.

6. Нестеренко В.М. Технология электромонтажных работ: учебное пособие для нач. проф. Образования / А.М.Мысьянов – 6-е изд., стер. – М.

7. Сибикин Ю.Д., Сибикин М. Ю. Технология электромонтажных работ: учебное пособие для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк.; Изд. центр «Академия», 2000. – 301 с.: ил.

8. Сибикин Ю. Д., Сибикин М. Ю. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.; ПрофОбрИздат, 2001. – 432 с.

9. Журавлёва Л. В., Электроматериаловедение: Учеб. для нач. проф. образования. – М.:

Изд. центр «Академия»; ИРПО, 2000. - 312 с.

10. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю., Электробезопасность при эксплуатации электроустановок промышленных предприятий: Учеб. для нач. проф. образования. – М.: ИРПО; ПрофОбрИздат, 2002. – 240 с.

11. Атабеков В. Б. – Монтаж электрических сетей и силового электрооборудования: учеб. для сред. проф. - техн. училищ – 4-е изд., 1985

12. Фёдоров А.А. Справочник по электроснабжению и электрооборудованию. Москва. Энергоатомиздат, 1986

 

 

Введение

Шинопровод представляет собой устройство из не изолированных или изолированных проводников, изоляторов и конструкций, которые служат для передачи и распределения электроэнергии в производственных помещениях, на территории промышленных предприятий. Шинопровод применяется для эффективного распределения сети освещения, питания между силовыми розетками, горизонтального и вертикального распределения электроэнергии малой и большой плотности различной мощности (от 40 до 5000 А), для передачи энергии и связи.

Для питания силовых электроприёмников в цехах промышленных предприятий при напряжении до 1000 В применяют следующие шинопроводы:

1. закрытые (шины располагаются в сплошных коробах);

2. защищённые (шины имеют ограждения из сеток или перфорированных коробов для защиты от возможного прикосновения);

3. открытые (шины не защищены от прикосновения и попадания случайных предметов).

Открытые шинопроводы представляют собой неизолированные шины, прокладываемые на изоляторах по опорным конструкциям на высоте не менее 3,5 м от пола и 2,5 м от настилов кранов. При этом должны быть выдержаны нормированные расстояния, как между шинами, так и до окружающих объектов.

Защищенные шинопроводы имеют по сравнению с открытыми имеют следующие преимущества: комплектную поставку, высокую заводскую готовность, небольшие габаритные размеры, ремонтопригодность, повышенную надёжность при эксплуатации, возможность многократного использования и т.д.

Шинопроводы бывают следующих видов:

1. Магистральные (типа ШМА59-Н, ШМА73)

2. Распределительные (типа ШРА-73, ШРА-75)

3. Осветительные (типа ШОС67, ШОС73)

4. Троллейные (типа ШТМ70, ШТМ72)

Шинопроводы комплектуются из отдельных секций различной конфигурации и назначения. Секции могут быть прямые, угловые, гибкие, вводные, ответвительные, компенсационные, переходные и подгоночные с унифицированной длинной, кратной 770 мм. Используя секции различных конфигураций и вида, можно получить практически любой шинопровод. Шинопроводы закрытого и защищенного исполнения подразделяются на магистральные и распределительные.

Электробезопасность шинопровода обеспечивается в полной мере, ведь, во-первых, все токоведущие части являются изолированными (защита от прямого контакта) и, во-вторых, предусмотрена так называемая «защита от дурака» при включении отводных блоков.

Уровень магнитного излучения шинопровода на порядок меньше кабельной установки. Максимальная магнитная индукция для шинопровода известна заранее: она задается при изготовлении и не зависит от конструкции и пути установки. Таким образом, при установке шинопровода в офисных зданиях не происходит наводок электромагнитного излучения, приводящих к искажению изображения на экранах мониторов, сбоям в работе офисной техники, вредному воздействию на здоровье людей, как в случае кабельной установки.

Рис. 1 Шинопроводы:

а - магистральный серии ШМА;

б - кабель, используемый в качестве шинопровода;

в - распределительный серии ШРА;

г - магистральный постоянного тока серии ШМАД;

д - осветительный серии ШОС;

е - троллейный серии ШТМ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 1583; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.114 с.)