Основное (обязательное) обеспечение 34
4.2. Дополнительное обеспечение 34
4.3. Материально-техническое обеспечение, необходимое для реализации работы по дисциплине 35
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 36
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Выписка из федерального государственного образовательного стандарта по учебной дисциплине
Для направления «Менеджмент» данная дисциплина в федеральном государственном образовательном стандарте включена в Б2. «Математический и естественнонаучный цикл», в дисциплины по выбору.
После изучения дисциплины студент должен
знать:
- существующие способы моделирования, применяемые в управлении производственными, финансовыми, маркетинговыми и хозяйственными процессами.
уметь:
- разрабатывать и применять современные методы построения и анализа различных моделей с учетом специфики экономических процессов (большая размерность, вероятностный характер, иерархичность в управлении, многокритериальность функционирования и оптимизации и т.д.);
- использовать методы математического моделирования экономических систем как основу для прогнозирования развития и управления экономическими системами;
- осваивать имеющиеся, создавать и внедрять новые программные продукты, ориентированные на применение в реальных ситуациях рыночных отношений и соответствующие современному уровню информационных технологий;
- анализировать, планировать и принимать решения, опираясь на результаты, полученные, в основном путем математического моделирования.
1.2. Выписка из ООП по направлению подготовки, определяющая место дисциплины в учебном процессе.
Дисциплина «Моделирование процессов управления» изучается слушателями направления 080200.62 «Менеджмент» входит в учебный цикл Б2 «Математический и естественнонаучный цикл» в дисциплины по выбору и отвечает за формирование следующих компетенций:
- умением применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);
- способностью выбирать математические модели организационных систем, анализировать их адекватность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления (ПК-32);
- владеть средствами программного обеспечения анализа и количественного моделирования систем управления (ПК-33).
1.3. Цель и задача учебной дисциплины
Дисциплина «Моделирование процессов управления» имеет целью – выработку практических навыков анализа проблемных ситуаций, идентифи-кации класса проблем, выбора и применения соответствующего инструмен-тария для обоснованного принятия управленческих решений.
Задачами данного курса являются:
- формирование системного подхода к управлению организацией;
- умение моделировать деловые ситуации и принимать решения в условиях определенности, риска и неопределенности;
- применение соответствующего математического инструментария и современных информационно-коммуникационных технологий. 1.4. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Математические методы в управлении» для направления 080200.62 «Менеджмент» опирается на следующие элементы ООП:
Б2. Б1 Математика, Б2. В2 Информатика, Б3.Б.1Теория менеджмента.
Дисциплина выступает опорой для следующих элементов ООП: Б3. Б.3 Методы принятия управленческих решений, Б3. Б6 стратегический менед-жмент, Б3. В3 Исследование систем управления, Б3.В.ДВ.3 Экономическая стратегия.
1.5 Компетенции, формируемые при освоении дисциплины.
Компетенции, формируемые в результате изучения данной дисциплины для направления 080200.62 «Менеджмент» профилей «Менеджмент органи-зации», «Производственный менеджмент» даны в следующей таблице:
Коды компетен
ций
| Содержание компетенций
| Коды структур
ных элементов компетен
ций
| Содержание структурных элементов компетенций
| Пороговый уровень освоения структурных элементов компетенций
| | ПК-31
| - умение применять количественные и качественные мето-ды анализа при при-нятии управленчес-ких решений и стро-ить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели.
| Знать:
| | ПК-31-1-1
| Количественные и ка-чественные методы анализа процессов управления при при-нятии решений.
| Количественные методы анализа процессов управ-ления при приня-тии управлен-ческих решений.
| | ПК-31-1-2
| Экономические про-цессы, связанные с процессами управ-ления в организации.
| Базовые экономи-ческие факторы, которые имеются на промышленном предприятии.
| | | | | | Уметь:
| | ПК-31-2-1
| Выявлять и проверять количественные и качественные пока-затели, необходимые для моделирова-ния процессов управления.
| Определять коли-чественные и ка-чественные пока-затели процессов управления в организации.
| | ПК-31-2-2
| Выявлять и анализи-ровать основные эко-номические процессы, проходящие на предприятии.
| Определять основные экономические про-цессы, проходящие на предприятии.
| | | | | | Владеть:
| | ПК-31-3-1
| Навыками получения информации, необхо-димой для моделиро-вания процессов управления на предприятиях.
| Составом и струк-турой информации, необходимой для моделирования процессов управления на предприятиях.
| | | |
|
| ПК-31-3-2
| Навыками постро-ения основных эко-номических моде-лей. Формировать информационную базу для расчетов моделей.
| Навыками постро-ения основных эко-номических моде-лей. Формировать информационную базу для расчетов моделей.
| | ПК-32
| - способность выби-рать математические модели организацио-нных систем, анали-зировать их адекват-ность, проводить адаптацию моделей к конкретным задачам управления.
| Знать:
|
|
| | | | ПК-32-1-1
| Способы выбора базовых математи-ческих моделей для управления отдель-ными сферами деятельности про-мышленных предприятий.
| Основные характе-ристики математи-ческих моделей, предназначенных для управления на предприятиях.
| | ПК-32-1-2
| Методы адаптации базовых математи-ческих моделей к конкретным задачам управления отдель-ными процессами на предприятии.
| Методы адаптации базовых математи-ческих моделей по основным параметрам.
| | Уметь:
|
|
| | ПК-32-2-1
| Выявлять и прове-рять методы выбора базовых математи-ческих моделей для управления на промышленных предприятиях.
| Определять методы выбора базовых математических моделей для управления на промышленных предприятиях.
| | ПК-32-2-2
| Выявлять и прове-рять способы адап-тации базовых мате-матических моделей управления к конк-ретным условиям, существующим на предприятии.
| Определять спосо-бы адаптации базо-вых математичес-ких моделей управ-ления к конкрет-ным условиям предприятий.
| |
|
| Владеть:
|
|
| | ПК-32-3-1
| Навыками выбора базовых математи-ческих моделей для управления на промышленных предприятиях.
| Методами выбора базовых матема-тических моделей для управления на промышленных предприятиях.
| |
ПК-32-3-2
|
Навыками выбора способов адаптации базовых математи-ческих моделей управления к конк-ретным условиям, существующим на предприятии.
|
Способами адап-тации базовых математических моделей управ-ления к конкрет-ным условиям предприятий.
| | ПК-33
| - владеть средствами программного обес-печения анализа и количественного мо-делирования систем управления.
| Знать:
|
| | | ПК-33-1-1
| Базовые средства программного обес-печения анализа и количественного мо-делирования про-цессов управления.
| Основные средства программного обеспечения для анализа и коли-чественного мо-делирования про-цессов управления.
| | Уметь:
|
| | | ПК-33-2-1
| Выбирать и приме-нять соответству-ющее программное обеспечение для анализа и количест-венного моделиро-вания процессов управления на промышленных предприятиях.
| Использовать прог-раммное обеспече-ние для анализа и количественного моделирования процессов управ-ления на промыш-ленных предприятиях.
| |
|
| Владеть:
| | | | ПК-33-3-1
| Средствами прог-раммного обеспе-чения для анализа и количественного моделирования про-цессов управления на промышленных
предприятиях.
| Средствами прог-раммного обеспе-чения для анализа и количественного моделирования про-цессов управления на промышленных
предприятиях.
| | Овладение студентом элементами компетенций «знать» соответствует удовлетворительной оценке по дисциплине (т.е. пороговому уровню), «знать» и «уметь» соответствует оценке «хорошо» (повышенному уровню), «знать», «уметь» и «владеть» - оценке «отлично» (продвинутому уровню освоения компетенции).
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Трудоемкость дисциплины составляет:
Направление подготовки
| Профили подготовки
| Срок обучения
| Общая (зачетных единиц)
|
Общая (часов)
| в том числе (часов)
| аудиторных
| самостоятельная работа
| подготовка к зачету
| всего
| лекционных занятий
| практических (семинарских) занятий
| лабораторных занятий
| Направление 080200.62 «Менеджмент»
| Профиль «Менеджмет организации»
| 3 года
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 года
|
|
|
|
|
|
|
|
| Профиль «Производст-венный менеджмент»
| 4 года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Трудоемкость дисциплины по заочной форме обучения составляет:
Направление подготовки
| Профили подготовки
| Срок обуче-ния
| Общая (зачетных единиц)
|
Общая (часов)
| в том числе (часов)
| аудиторных
| самостоятельная работа
| подготовка к экзамену, зачету, диф. зачету
| консультации
| всего
| лекционных занятий
| практических (семинар.) занятий
| лабораторных занятий
| Направление 080200.62 «Менеджмент»
| Профиль «Менеджмент организации»
| 3,5 года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 лет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины «Моделирование процессов управле-ния» используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
· лекции;
· практические (семинарские) занятия;
· письменные домашние работы;
· самостоятельная работа студентов;
· консультации преподавателей.
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
· беседа;
· дискуссия;
· анализ ситуаций профессиональной деятельности;
· кейс-метод.
2.3 Тематический план дисциплины «Моделирование процессов управления»
Трудоемкость дисциплины по очной форме обучения составляет:
|
| Направление 080200.62 «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации» очная форма обучения, 4 года
| Направление 080200.62 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент» очная форма обучения, 4 года
| Лекции
| Практические
занятия
| Лабораторные занятия
| Интерактивные формы обучения
| Обязательная самостоятельная
работа
| Форма
текущего контроля
| Форма
промежуточной
аттестации
| Лекции
| Практические
занятия
| Интерактивные формы обучения
| Обязательная самостоятельная
работа
| Форма
текущего контроля
| Форма промежуточной
аттестации
|
| Количество часов
| Количество часов
| Тема 1. Методы моделирования менеджмента
|
|
|
|
|
| опрос
|
|
|
|
|
| опрос
|
| Тема 2. Микроэкономические модели
|
|
| | |
| домашнее задание
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема 3. Элементы теории игр
|
|
|
|
|
| домашнее задание
|
|
|
|
|
| домашнее задание
|
| Тема 4. Теория очередей
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема 5. Модели маркетинга
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема 6. Модели антикризисного управления
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема7. Модели управления запасами
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема 8. Модели производственного менеджмента.
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема 9. Макроэкономические модели
|
|
|
| |
| домашнее задание
| |
|
| |
| домашнее задание
| | Всего
|
|
|
| |
|
| Зачет
|
|
| |
| | Зачет
|
Наименование
тем
| | |
| Направление 080200.62 «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации» очная форма обучения, 3 года
| Лекции
| Практические
занятия
| Лабораторные занятия
| Интерактивные формы обучения
| Обязательная самостоятельная
работа
| Форма
текущего контроля
| Форма
промежуточной
аттестации
|
| Количество часов
| Тема 1. Методы моделирования менеджмента
|
|
|
|
|
| опрос
|
| Тема 2. Микроэкономические модели
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема 3. Элементы теория игр
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема 4. Теория очередей
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема 5. 5. Модели маркетинга
|
|
|
|
|
| домашнее задание
|
| Тема 6. Модели антикризисного управления
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема 7. Модели управления запасами
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Тема 8. Модели производственного менеджмента.
|
|
|
|
|
| домашнее задание
|
| Тема 9. Макроэкономические модели
|
|
|
| |
| домашнее задание
|
| Всего
|
|
| | |
| | Зачет
| 2.4 Тематический план дисциплины «Моделирование процессов управления»
для заочной формы обучения составляет:
Наименование
тем
| | Направление 080200.62 «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации» заочная форма обучения, 5 лет
| Направление 080200.62 «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации» заочная форма обучения, 4 года
| Лекции
| Практические
занятия
| Интерактивные формы обучения
| Обязательная самостоятельная
работа
| Форма
текущего контроля
| Форма
промежуточной
аттестации
| Лекции
| Практические
занятия
| Интерактивные формы обучения
| Обязательная самостоятельная
работа
| Форма
текущего контроля
| Форма промежуточной
аттестации
| Количество часов
| Количество часов
| Тема 1. Методы моделирования менеджмента
|
|
|
|
| опрос
|
|
|
|
|
| опрос
|
| Тема 2. Микроэкономические модели
| |
| |
| |
| | | |
| |
| Тема 3. Элементы теории игр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Теория очередей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5. Модели маркетинга
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| Тема 6. Модели антикризисного управления
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| Тема7. Модели управления запасами
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
| Тема 8. Модели производственного менеджмента.
|
|
| |
| |
|
|
| |
| |
| Тема 9. Макроэкономические модели
|
| | |
| |
|
| | |
| |
| Всего
|
|
|
|
| | Диф.зач., конт.раб.
|
|
|
|
| | Диф.зач., конт.раб.
|
Наименование
тем
| | | | | Направление 080200.62 «Менеджмент», профиль «Менеджмент организации» заочная форма обучения, 3,5 года
| | Лекции
| Практические
занятия
| Интерактивные формы обучения
| Обязательная самостоятельная
работа
| Форма
текущего контроля
| Форма промежуточной
аттестации
| | Количество часов
| | Тема 1. Методы моделирования менеджмента
|
|
|
|
| опрос
|
| | Тема 2. Микроэкономические модели
| | | |
| |
| | Тема 3. Элементы теории игр
|
|
|
|
|
|
| | Тема 4. Теория очередей
|
|
|
|
|
|
| | Тема 5. Модели маркетинга
|
|
|
|
|
|
| | Тема 6. Модели антикризисного управления
|
|
|
|
|
|
| | Тема 7. Модели управления запасами
|
|
|
|
|
|
| | Тема 8. Модели производственного менеджмента.
|
|
|
|
|
|
| | Тема 9. Макроэкономические модели
|
| | |
| |
| | Всего
|
|
|
|
| | Диф.зач., конт.раб.
| | 2.4. Программа самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов по дисциплине реализуется в следующих формах:
Направление подготовки
| Профиль подготовки
| Форма обучения
| Срок обучения
| № семестра
| Формы СРС
| Количество часов
| Направление 080200.62 «Менеджмент»
| Профиль «Менеджмент организации»
| очная
| 3 года
|
| 1. Подготовка к практическим занятиям
|
| 2.Эссе – 3 шт.
|
| Всего:
|
|
| 4 года
|
| 1. Подготовка к практическим занятиям
|
| 2.Эссе – 3 шт.
|
| Всего:
|
|
| заочная
| 3,5 года
|
| 1. Подготовка к практическим занятиям
|
| 2.Индивидуальные консультации с преподавателем
|
| Всего:
| |
| 4 года
|
| 1. Подготовка к практическим занятиям
|
| 2.Индивидуальные консультации с преподавателем
|
| Всего:
| |
| 5 лет
|
| 1. Подготовка к практическим занятиям
|
| 2.Индивидуальные консультации с преподавателем
|
| Всего:
| |
|
Направление подготовки
| Профиль подготовки
| Форма обучения
| Срок обучения
| № семестра
| Формы СРС
| Количество часов
| Направление 080200.62 «Менеджмент»
| «Производственный менеджмент»,
| очная
| 4 года
|
| 1. Подготовка к практическим занятиям
|
| 2.Эссе – 3 шт.
|
| Всего:
|
|
|
Содержание тем
|