№
| Тема урока
| Основное содержание по темам
| Планируемая деятельность
учащихся (на уровне учебных действий)
| Датапланируемая
| Дата
фактическая
| Домашнее задание
(инвариантная часть)
|
1.
| Введение
| Что изучает история. Кто изучает историю. Как изучают историю. История России – история всех населяющих ее народов.
Как работать с учебником.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Актуализировать знания по истории Древнего мира и Средних веков об исторических источниках, их видах;
Используя историческую карту, объяснять своеобразие геополитического положения России;
Называть и кратко характеризоватьисточники, рассказывающие об истории России;
Использовать информацию учителя для формирования первичных представлений об основных этапах истории России; Знакомиться с особенностями учебника;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| С. 3-9
|
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч.)
|
2.
| Древнейшие народы на территории Восточно-Европейской равнины.
| Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Актуализировать знания по истории Древнего мира об особенностях первобытного общества;
Реконструировать отдельные черты жизни первобытных людей по археологическим находкам, составлять рассказ об их жизни;
Раскрывать смысл понятияархеологическая культура
Выделять особенности жизни людей в периоды палеолита, мезолита и неолита (на основе работы с учебником); Характеризовать особенности неолитической революции и последствия овладения металлами;
Проводить первичный анализ находок со стоянки Сунгирь (по описанию и реконструкции);
Обоснованно отвечать на главный вопрос урока;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| §1
|
| История народов Восточной Европы в I тыс. до н.э. – середине VI в. н.э.
| Народы, проживавшие в Восточной Европе до середины I тыс. н. э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Великое переселение народов
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте расселение древнего человека по территории России;
Актуализировать знания по истории Древнего мира о греческих колониях на побережье Черного моря;
Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий народов;
Устанавливать причинно-следственные связи(на основе информации о быте и верованиях финно-угорских племен и природно-климатических условиях мест их обитания);
Характеризовать особенности жизни отдельных народов Восточной Европы в древности;
Систематизировать имеющиеся научные знания о ранней истории славян и источниках по этой истории.;
Называть изменения в Восточной Европе в результате Великого переселения народов (на основе работы с учебником); Анализироватьфрагменты рассказа Геродота о скифах.
|
|
| §2
|
| Первые государства Восточной Европы
| Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Страны и народы Восточной Европы. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте древние государства Поволжья;
Характеризовать территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия (используя историческую карту);
Описывать жизнь и быт, верования славян и их соседей (на основе работы с учебником);
Анализировать отрывки из арабских источников о славянах и руссах.Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| §3
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»
| Повторение, обобщение и контроль по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»
| Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Народы и государства на территории нашей страны в древности»;
Выполнять практические и проверочные задания(в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализработы икоррекциюошибок;
Подводить итоги проектной деятельности;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| повторить…
|
| Тема 2. Русь в IX-первой половине XII века (11 часов)
|
| Урок-практикум «Восточные славяне»[1]
| Восточные славяне: крупнейшие союзы, занятия, быт, верования, общественное устройство.
Орловский край в древности.
| Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: вече, вервь, дань, бортничество;
Показывать на карте крупнейшие племенные союзы восточных славян;
Рассказывать об условиях жизни и занятиях восточных славян, используя различные источники информации;
Сравнивать подсечно-огневую и переложную системы обработки земли, выдвигать гипотезы о причинах их распространения на тех или иных территориях;
Описывать жилище славян;
Высказывать мнение о связи о быта и верований восточных славян с природно-климатическими условиями мест их обитания, их занятиями);
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| Рабочий лист
|
| Образование Древнерусского государства: причины, предпосылки, начало объединения земель восточных славян[2]
| Причины и предпосылки образования Древнерусского государства. Первые древнерусские князья: Рюрик, Олег.
Начало объединения земель восточных славян. Дань и полюдье.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье;
Показывать на исторической карте главные торговые пути, крупные города, походы князей.
Формулироватьпричины и называть время образования Древнерусского государства (на основе работы с текстом учебника);
Объяснять, почему первые русские князья были иноплеменниками;
Высказывать мнение об этимологии слова «русь»(на основе работы с дополнительными источниками информации);
Систематизировать материал о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет» (начать составление схемы «Князья Древней Руси»);
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| с. 38-43, 47-48 (задание 1, документ)
|
| Образование Древнерусского государства: первые князья и их деятельность
| Первые древнерусские князья: Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святославич.
Первые законы Древнерусского государства.
Отношения с соседними государствами, племенами;
Русь в международной торговле. Язычество и князья.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: уроки, погосты;
Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, походы князей;
Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами;
Работать с лентой времени (с. 39);
Готовить сообщение/презентацию об одном из правителей Древней Руси (возможно использование миниатюр из Радзивилловской летописи, помещенных на сайте http://radzivilovskayaletopis.ru/ и других изображений);
Продолжить составление схемы «Князья Древней Руси»;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| с. 34-50, сообщение (презентация)
|
9.
| Русь в конце Х-начале XI века. Принятие христианства[3].
| Принятие христианства: причины, предпосылки, значение.
Владимир Святославович.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Выступать с сообщением (презентацией) об одном из правителей Древней Руси;
Раскрывать смысл понятий: митрополит, епископ;
Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах; Объяснять причины отказа от язычества и выбора христианской религии восточного образца;
Давать оценку значению принятия христианства на Руси;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| с. 50-54
|
10.
| Русь в первой половине XI века. Становление государства. Ярослав Мудрый и его деятельность
| Новая система управления Русской землей. Волости. Князь и вече.
Расцвет Древней Руси при Ярославе Мудром.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: вече, наместник, дружина;
Рассказыватьо системе управления Русской землей, о взаимоотношениях князей и вече (на основе работы с учебником);
Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику; Работать с документом (с. 59-60), отвечать на вопросы;
Продолжить составление схемы «Князья Древней Руси»;
Осуществлять поиск информации в различных источниках (включая сеть Интернет) для подготовки сообщения/ презентации о сыновьях или дочерях Ярослава Мудрого;
Работать в парах и (или) группах;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| с. 54- 60
|
| Русь во второй половине XI века
| Княжеские усобицы. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Русь при Ярославичах. Народные восстания и половецкая угроза. Княжеские съезды.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: усобица;
Высказывать мнение о причинах и последствиях княжеских усобиц;
Строить рассказ по схеме (с. 62) о наследниках Ярослава Мудрого, их взаимоотношениях;
Характеризовать роль княжеских съездов в древнерусской истории
Описывать взаимоотношения русских княжеств с половцами и объяснять эволюцию этих отношений;
Характеризовать причины народных восстаний на Руси в XI – начале XII в.;
Анализировать информацию о народных выступлениях в «Повести временных лет»;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| с. 61-66
|
| Русь в конце XI – начале XII в. Владимир Мономах
| «Русская Правда». Владимир Мономах.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на исторической карте направления походов Владимира Мономаха против половцев;
Высказывать мнение о причинах появления «Русской правды», называть ее структурные элементы;
Работать с иллюстрацией учебника «Святые Борис и Глеб» (задание 2 на с. 68);
Выполнять задания по ленте времени на с. 61 (задание 3 на с. 68);
Объяснять причины временного объединения древнерусских земель при Владимире Мономахе;
Составлять характеристику Владимира Мономаха;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| с. 66- 70
|
| Общественный строй Древней Руси
| Древнерусские города. Городское население.
Крестьянские общины. Княжеское хозяйство.
Категории зависимого населения.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: боярин, вотчина, вервь, холоп, челядь, закуп, рядович, тиун, смерд;
Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси (используя информацию учебника и отрывки из «Русской Правды» на с. 78-79);
Работать с учебником (с информацией о жизни древнерусского города, села);
Работать в группе:
Вариант 1: Составить и представить классу персонификацию (сценку)«В древнерусском городе» или «В древнерусском селе»;
Вариант 2:Используя стилистику Русской правды, написать свод правил поведения в классе, осуществлять презентациюрезультата групповой работы;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| §10
|
| Древнерусская культура: влияние христианства на культуру. Литература.
| Двоеверие.
Христианство и славянская письменность.
Литература.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Актуализировать информацию из всеобщей истории о рукописной книге, ее особенностях и элементах;
Раскрывать смысл понятий: двоеверие, летопись, миниатюра;
Объяснять причины сохранения двоеверия на Руси;
Высказывать и аргументировать суждение о влиянии христианства на древнерусскую культуру;
Выполнять задания к тексту параграфа (задания 1 на с. 85);
Работать с отрывком из «Слова о Законе и Благодати» (с. 86-87), отвечать на вопросы;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| с. 79-83, с. 86-87
|
| Древнерусская культура: изобразительное искусство и зодчество
| Изобразительное искусство.
Зодчество.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: икона, мозаика, фреска;
Описыватьпамятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), сравнивать их с Софийским собором в Константинополе, объяснятьпричины сходства и различия – с. 86-87;
Описыватьпроизведения древнерусского изобразительного искусства (фрески, иконы, мозаика);
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| с. 83-88
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в IX-первой половине XII века»
| Повторение, обобщение и контроль по теме «Древняя Русь в IX - первой половине XII вв.»
| Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Древняя Русь в IX - первой половине XII вв.»;
Называть общие черты и особенности раннесредневекового периода истории Руси и Западной Европы;
Выполнять практические и проверочные задания(в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализработы икоррекциюошибок;
Высказывать суждение о значении наследия Древней Руси для современного общества;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку;
Подводить итоги проектной деятельности.
|
|
| с. 88-89, повторить…
|
| Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII века (6 часов)
|
| Начало удельного периода. Княжества Южной Руси.
| Причины распада Древней Руси. Три типа государственности в удельный период. Южнорусские княжества. Отношения с половцами.
Орловский край в период раздробленности
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: политическая раздробленность, уделы;
Показывать на карте территорию Киевского, Галицко-Волынского княжеств;
Называть хронологические рамкипериода раздробленности;
Раскрывать причины упадка Киева в изучаемый период;
Называть и раскрыватьпричины и последствия раздробленности (на основе работы с текстом учебника);
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Киевского, Галицко-Волынского княжеств;
Продолжать описание эволюции взаимоотношений русских земель с половцами;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| §13
|
| Княжества Северо-Восточной Руси
| Обособление Ростово-Суздальской земли.
Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и его политика.
Всеволод Большое Гнездо.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества;
Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества;
Составлять характеристику Андрея Боголюбского и объяснять причины его убийства;
Выделять причины и последствия усиления княжеской власти во Владимиро-Суздальской Руси;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| §14
|
| Боярские республики Северо-Западной Руси
| Возвышение Новгорода.
Установление республиканских порядков в Новгороде. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли, Новгород;
Объяснять причины установления
в Новгороде республиканских порядков;
Характеризовать особенностиполитической жизни Новгородской республики;
Характеризовать берестяные грамоты как источник по истории Новгородской и других земель (возможно использование материалов интернет-сайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4948 и сайта«Древнерусские берестяные грамоты»: http://gramoty.ru/);
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| §15
|
| Культура Руси в домонгольский период
| Начало формирования общерусской культуры. Картина мира. Смысл древнерусских изображений и текстов.
Православный храм как образ мира древнерусского человека
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период;
Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель;
Высказывать мнение о символизме древнерусских произведений (на основе работы с информацией учебника и дополнительных источников); Характеризовать православный храм как образ мира древнерусского человека;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| §16-17
|
| Урок-практикум «Культура Руси в домонгольский период»
| Выдающиеся иконы и храмы XII – начала XIII в.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Вариант 1. Защита подготовленных дома индивидуальных проектов, посвященных иконам и храмам XII – начала XIII в.;
Вариант 2. Работа в группах: собирать информацию и готовить групповые проекты об иконах и храмах XII – начала XIII в. (используя интернет-ресурсы и другие источники информации), защищать их;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| с. 123-124
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»
| Повторение, обобщение и контроль по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»
| Актуализировать и систематизировать информацию по теме«Русь в середине XII – начале XIII века»;
Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы;
Выполнять практические и проверочные задания(в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализработы икоррекциюошибок;
Подводить итоги проектной деятельности;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| с. 124-125
|
| Тема 4. Русские земли в середине XIII–XIV веке (6 часов)
|
| Походы Батыя на Русь
| Создание державы Чингисхана. Сражение на реке Калке.
Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества.
Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте направления походов монгольских завоевателей;
Изучатьматериалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (исторические карты, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы), сопоставлять и обобщать содержащуюся в них информацию;
Объяснятьпричины успехов монголов;
Характеризовать значение противостояния Руси монгольскому завоеванию;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| §18
|
| Борьба Руси с западными завоевателями
| Завоевание крестоносцами Прибалтики. Русь и Орден крестоносцев. Походы шведов на Русь. Князь Александр Ярославич.
Невская битва. Ледовое побоище. Раковорская битва.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Рассказыватьна основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище;
Характеризоватьзначение данных сражений для дальнейшей истории русских земель;
Объяснять причины успеха русских в данных сражениях.
Начать составление характеристики Александра Невского, используя материалы интернет-сайта: http://www.a-nevsky.ru/ и другие источники информации;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| §19
|
| Русь и Золотая Орда
| Последствия монгольского нашествия. Борьба за первенство на Руси. Зависимость русских земель от Золотой Орды. Борьба против ордынского владычества.
Последствия ордынского владычества
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: баскак, ярлык, «ордынский выход»;
Объяснять,в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды;
Называть и характеризовать повинности населения русских земель;
Рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| § 20-21
|
| Урок-практикум «Русь и Золотая Орда»
|
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Выполнять задания к параграфу (с. 149-150);
Работать с текстом исторических документов и иллюстрациями (с. 150-151), отвечать на вопросы по их содержанию;
Выполнять проблемные задания;
Завершить составление характеристики Александра Невского;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| с. 149-151
|
| Москва и Тверь
| Начало соперничества Москвы и Твери. Борьба за великое княжение. Начало правления Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель;
Раскрывать причины победы Москвы в соперничестве с Тверью;
Выполнять задания к параграфу (с. 158);
Работать с текстом исторических документов(с. 158-160), отвечать на вопросы по их содержанию;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| § 22
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в середине XII – начале XIII века»
| Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в середине XIII–XIV веке»
| Вариант 1. Актуализировать и систематизировать информацию по теме«Русские земли в середине XIII–XIV веке»;
Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы;
Выполнять практические и проверочные задания(в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализработы икоррекциюошибок;
Подводить итоги проектной деятельности;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
Вариант 2.Данный урок также может проходить в форме игры-викторины и др.
|
|
| с. 160-161
|
| Тема 5. Русские земли в XIII– первой половине XV века (4 часа)
|
| Начало объединения русских земель вокруг Москвы
| Деятельность Ивана Калиты. Удельно-вотчинная система. Наследники Ивана Калиты. Куликовская битва и ее историческое значение.
Поход на Русь хана Тохтамыша
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на карте территориальный рост Московского княжества в XIV веке;
Выделять и называтьпричиныи следствия объединения земель вокруг Москвы;
Начать составление схемы «Династия Московских князей»;
Высказывать и аргументировать оценочное мнение одеятельности Ивана Калиты;
Рассказывать о Куликовской битве (на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты);
Раскрывать значение Куликовской битвы;
Оценивать историческую роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексия;
Называть дату, высказывать мнение о причинах и последствиях набега Тохтамыша;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| § 23
|
| Московское княжество в конце XIV– середине XV в.
| Правление Василия I. Феодальная война второй четверти XV в., ее значение для процесса объединения русских земель. Поместная система и служилые люди. Юрьев день
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на исторической карте расширение территории Московской Руси; Раскрывать смысл понятий: пожилое, поместье, Юрьев день;
Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»;
Характеризовать политику Василия I;
Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Темного;
Работать с отрывками из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения для рассказа о положении крестьян;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| § 24
|
| Соперники Москвы
| Формирование Литовско-Русского государства. Гедимин. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Тверь и Великий Новгород в XV в.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского;
Характеризовать политику литовских князей;
Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет русских земель;
Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы;
Высказывать мнение об особенностях положения Твери и Великого Новгорода, о том, как оно влияло на политику данных земель;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| § 25
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в XIII– первой половине XV века»
| Повторение, обобщение и контроль по теме «Русские земли в XIII– первой половине XV века»
| Актуализировать и систематизировать информацию по теме«Русские земли в XIII– первой половине XV века»;
Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы;
Выполнять практические и проверочные задания(в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализработы икоррекциюошибок;
Подводить итоги проектной деятельности;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| с. 190-191
|
| Тема 6. Формирование единого Русского государства в XV веке (6 часов)
|
| Объединение русских земель вокруг Москвы
| Иван III. Завершение политического объединения русских земель.
Ликвидация ордынского владычества.
Войны с Литвой.
Историческое значение возникновения единого Русского государства
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Показывать на исторической карте и комментировать росттерритории России при ИванеIII (превращение Московского великого княжества в Русское государство);
Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства;
Высказывать мнение о причинах победы Москвы над Великим Новгородом и Тверью.
Объяснять значениесоздания единого Русского государства;
Продолжить составление схемы «Династия Московских князей»;
Начать составление характеристикиИвана III;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| § 26
|
| Русское государство во второй половине XV – начале XVI в.
| Усиление великокняжеской власти. Органы управления государством.
Боярство и местничество.
Государство и Церковь
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Раскрывать смысл понятий: местничество, кормление, пожилое, поместье, Боярская дума;
Выделятьв тексте учебникаизменения в политическом строе Руси, системе управления страной;
Завершить составление характеристикиИвана III;
Сравнивать вотчинное и поместное землевладение, боярство и дворянство;
Раскрывать роль Православной церкви в становлении российской государственности.
Характеризовать взаимоотношения Церкви с великокняжеской властью; Объяснять суть разногласий между нестяжателями и иосифлянами, причины победы иосифлян;
Осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке.
|
|
| § 27
|
| Культура Руси XIV – начала XVI в.: летописании и литература
| Летописание. Литература.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Называть характерные черты культуры в указанный период (на основе информации учебника);
Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV–XV вв.;
Работать с текстами документов(с.222-223), отвечать на вопросы по текстам;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| с. 212-216
|
| Культура Руси XIV – начала XVI в.: зодчество и изобразительное искусство
| Зодчество.
Изобразительное искусство.
| Участвовать в определениипроблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Описыватьпамятники культуры, предметы быта (на основе иллюстраций, помещенных в учебнике, др. источников информации);
Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений/ презентаций об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях (на выбор);
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| с. 216-221
|
| Урок-практикум «Быт и нравы XV- XVI веков»[4]
| Город и село. Русская изба. Одежда. Еда.
| Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока;
Планировать свою работу на уроке;
Рассказывать о нравах и быте русского общества данного периода, использую информацию из исторических источников;
Участвовать в работе группы (работая с информацией об отдельных аспектах быта русского общества: жилье, одежда, пища, др.), оформлять и презентовать результаты работы группы;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| Рабочий лист
|
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Формирование единого Русского государства в XV веке»
| Повторение, обобщение и контроль по теме «Формирование единого Русского государства в XV веке»
| Актуализировать и систематизировать информацию по теме«Формирование единого Русского государства в XV веке»;
Называть общие черты и особенности данного периода в истории Руси и Западной Европы;
Выполнять практические и проверочные задания(в т.ч. тестового характера по образцу ОГЭ);
Осуществлять анализработы икоррекциюошибок;
Подводить итоги проектной деятельности;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| повторить…
|
| Итоговые уроки (2 часа)
|
|
| Итоговое повторение и обобщение
| Повторение, обобщение и контроль по теме «История России с древнейших времен до начала XVI в»
| Актуализировать и систематизировать информацию по теме«История России с древнейших времен до начала XVI в.»;
Выполнять итоговую контрольную работу по теме «Русь с древнейших времен до начала XVI в.»;
Осуществлять анализработы икоррекциюошибок;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
| проекты
|
40.
| Итоговый урок. Защищаем проекты[5]
| Защита проектов по теме «История России с древнейших времен до начала XVI в.»
| Защищать проекты по теме «История России с древнейших времен до начала XVI в.»;
Осуществлятьсамооценку и взаимооценку.
|
|
|
|
| | | | | | | |
1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
2. Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
3. Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
4. История России. 6-10 классы: рабочая программа/И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа, 2016. — 124 с.
- «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова – М.: Дрофа, 2016
· Учебник. «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова – М.: Дрофа, 2016
· История России. 6-10 классы: рабочая программа/И.Л. Андреев, О.В. Волобуев, Л.М. Ляшенко и др. - М.: Дрофа, 2016. — 124 с.
· Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» (file:///C:/Users/qq/Downloads/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%206%20(6).pdf)
· Хрестоматия. История России с древнейших времён до конца XVI в. – М.: Дрофа, 2016
· Клоков В. А., Симонова Е. В. Рабочая тетрадь к учебнику «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» – М.: Дрофа, 2016
· Атлас «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» – М.: Дрофа, 2016
· Контурные карты «История России с древнейших времён до конца XVI в. 6 класс» – М.: Дрофа, 2016
3.Экран.
· Альманах «Одиссей. Человек в истории»: http://www.odysseus.msk.ru/ Один из самых интересных исторических проектов.
· Электронный журнал «Мир истории»: http://www.historia.ru/ Публикует новые статьи историков, но навигация неудобная.
· Сайт исторического иллюстрированного журнала «Родина»: http://www.istrodina.com/
· Исторический раздел журнала «Скепсис»: http://www.scepsis.ru/library/history/page1/
· Журнал «Новый исторический вестник»: http://www.nivestnik.ru/ Посвящен в основном российской истории XIX–XX вв.
· Научно-популярный просветительский журнал «Историк»: http://www.historicus.ru/ Много самых разных исторических материалов.