Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания для выполнения курсовой работы

Поиск

 

Санкт-Петербург

Издательство Политехнического университета

Цель курсовой работы -идентификация вредных и опасных производственных факторов и классификация условий труда для заданной совокупности параметров производственной среды и трудового процесса.

 

 

Общие требования

Курсовая работа выполняется по индивидуальному заданию, в котором приводятся

параметры производственной среды и трудового процесса для рабочего места, характерного для специальностей факультета.

Курсовая работа должна содержать следующие основные разделы:

1. Идентификация заданных в варианте курсовой работы вредных и опасных производственных факторов.

2. Анализ электробезопасности должен включать следующие вопросы: классификация помещения по признакам опасности; нормативные требования к защитным мерам в электроустановках; требования к персоналу; анализ опасности поражения человека электрическим током в заданных аварийных ситуациях;

3. Определение категории помещения по взрывопожарной и пожарной опасности и класса зоны по заданной пожарной нагрузке.

4. Оценка заданных условий труда по гигиеническим критериям (класс и степень вредности);

5. Выводы;

 


Методические указания

 

Под идентификацией понимается процесс распознавания, включающий следующие вопросы для рассматриваемых вредных и опасных производственных факторов:

- основные физические понятия и определения факторов и пределы их изменений в производственных процессах;

- физиологические реакции человеческого организма на воздействие факторов и последствия (заболевания, травмы);

- нормативные требования;

- меры и способы защиты от воздействия факторов.

 

Аттестация рабочих мест по условиям труда и фактору травмоопасности производится с учетом обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Условия труда определяются с помощью гигиенических критериев по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.

Многообразие видов труда (целесообразной деятельности человека) условно делят на физический и умственный (интеллектуальный). При физическом труде (работе) у человека, как правило, происходят существенные энергетические затраты, усилия опорно-двигательного аппарата, систем дыхания и кровообращения. Физическая работа может быть динамической и статической.

Динамическая работа характеризуется перемещением грузов в различных направлениях и классифицируется по величине выполняемой механической работы, массе поднимаемого и перемещаемого вручную груза и стереотипным рабочим движениям.

Статическая работа – поддержание человеком усилий без перемещения тела, рук или ног в пространстве. Этот вид работы классифицируется по величине статической нагрузки за смену при удержании груза.

В основе умственного труда лежат восприятие, переработка информации и принятие решений. Особенностью данного вида труда является повышенное эмоциональное напряжение, напряжение слуха и зрения и в отдельных случаях – однообразие и простота выполняемых функций (монотония), а также пониженная мышечная активность (гипокинезия).

В современных условиях любой труд человека связан с производственным процессом или выполняется с применением техники. Производственные процессы характеризуются совокупностью факторов производственной среды и трудового процесса, которые называются условиями труда. Факторы, которые приводят к снижению работоспособности, появлению заболеваний или травм, относятся к вредным или опасным.

По природе действия вредные и опасные факторы подразделяются на следующие группы:

физические факторы - температура, влажность и подвижность воздуха, неионизирующие электромагнитные излучения (ультрафиолетовое, видимое, инфракрасное, лазерное, микроволновое, радиочастотное, низкочастотное), статическое, электрические и магнитные поля, ионизирующие излучения, производственный шум, вибрация (локальная, общая), ультразвук, аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (пыли), освещенность (отсутствие естественного освещения, недостаточная освещенность, повышенная ультрафиолетовая радиация);

химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты);

биологические факторы - патогенные микроорганизмы, микроорганизмы продуценты, препараты, содержащие живые клетки и споры микроорганизмов, белковые препараты;

факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда - физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочая поза, наклоны корпуса, перемещение в пространстве;

факторы трудового процесса, характеризующие напряженность труда - интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность нагрузок, режим работы.

Условия труда на рабочем месте в соответствии с гигиеническими критериями оценки подразделяются на четыре класса:

1-й класс - ОПТИМАЛЬНЫЕ условия труда - такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

2-й класс - ДОПУСТИМЫЕ условия труда - характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.

Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.

3-й класс - ВРЕДНЫЕ условия труда - характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомство.

Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на четыре степени вредности:

1-я степень 3-го класса (3.1) - условия труда, характеризующиеся такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболеваемости;

2-я степень 3-го класса (3.2) - условия труда с такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии;

3-я степень 3-го класса (3.3) - условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию, как правило, профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, росту хронической общесоматической патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-я степень 3-го класса (3.4) - условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

4-й класс – ОПАСНЫЕ (ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ) условия труда -характеризуются такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.171 (0.008 с.)