Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы построения программы.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Пояснительная записка Педагогическая практика является неотъемлемой составной частью образовательного процесса, одной из форм учебной деятельности и средством формирования у студентов профессиональных умений и навыков, а также развития личностных качеств будущего специалиста. Содержание педагогической практики способствует становлению студента как личности, специалиста, гражданина, который должен быть готов к самостоятельным решениям, поиску и творческому решению фундаментальных и прикладных, жизненно важных проблем в педагогической науке и практике. Критическое осмысление педагогической деятельности позволит студентам ориентироваться в существующих оценках, методах, формах, подходах в обучении и воспитании учащихся, накапливать опыт в преодолении трудностей общения, осознанно выбирать способы взаимодействия в образовательных и воспитательных целях, жизненных ситуациях, быть готовым к образованию и воспитанию себя и своих детей.
Основная цель педпрактики – приобретение студентами опыта профессиональной педагогической деятельности на основе включения студента в целостный педагогический процесс образовательного учреждения как учителя-воспитателя. Задачи педагогической практики: - формирование профессионально – педагогических, профессионально-психологических умений учителя; - практическое и теоретическое применение знаний, полученных в процессе обучения; - завершение у студентов процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности; - совершенствование опыта самостоятельной педагогической деятельности; - совершенствование и развитие творческого подхода к выбранной профессии. - углубление навыков интроспекции и рефлексии; - совершенствование опыта психолого – педагогической аутодиагностики личностных особенностей;
Рабочая программа по педагогической практике составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Согласно ГОС студент должен быть готовым: - осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; - использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; - обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям ГОС; - осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка; должен знать: - основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; - педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподаваемого предмета и воспитательную работу; - основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; - приемы планирования всех видов деятельности, - функциональные обязанности специалистов и регламент работы, должен уметь: - организовывать внеучебную деятельность учащихся; - организовывать образовательный процесс в различных социокультурных условиях; - использовать знания о закономерностях и принципах образовательного процесса в своей профессиональной деятельности; - проектировать учебно-воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении на основе современных педагогических технологий; - интерпретировать и адаптировать информацию для адресата; - строить свои отношения с коллегами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности; - изучать, обобщать передовой педагогический опыт; - проводить анализ собственной деятельности (учебной, воспитательной, научно-исследовательской); - пересматривать собственные позиции, выбирать новые формы и методы работы в соответствии с меняющимися условиями работы. Должен владеть: - умениями психолого-педагогической диагностики; - умениями проектирования, конструирования, реализации, коррекции и оценивания образовательного процесса; - умениями педагогического общения; - умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности; Базы практики В качестве базы практики студентам предлагаются средние общеобразовательные школы. В г. Абакане: СШ № 1, СШ № 3, СШ № 10, СШ № 11, СШ № 14, СШ № 19, СШ № 22, СШ № 24, СШ № 25, СШ № 30, Республиканская национальная гимназия.
Организация практики Организация и проведение производственной практики обеспечивается деятельностью руководителя практики по специальности, группового руководителя по специальности, руководителей практики от учреждения-базы практики и взаимодействующими с ними студентами-практикантами. Все взаимодействия руководителей практики со студентом-практикантом фиксируются руководителями письменно в контрольно-зачетной книжке по педагогической практике.
. Групповой руководитель производственной практики по педагогике: · участвует в проведении установочной и итоговой конференций; · выдает студентам задания по педагогике; · согласует индивидуальные планы работы студентов на период практики в части воспитательной и исследовательской работы; · в течение практики проводит консультирование студентов по вопросам методики организации и проведения воспитательных мероприятий, их анализа и самоанализа; · руководит проведением студентами воспитательных мероприятий, и контролирует их выполнение студентом, выборочно посещая мероприятия; · проводит анализ воспитательных мероприятий, проведенных студентами; · проверяет отчётную документацию студентов-практикантов по педагогике, и выставляет дифференцированную оценку за выполнение заданий; · составляет отчёт о качестве выполнения студентами заданий по педагогике, включающий предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации практики и представляет его руководителю производственной практике по специальности в 6-дневный срок по окончании практики.
Классный руководитель: · организует совместно с вузовскими руководителями прохождение производственной практики закреплённых за ним студентов-практикантов на рабочем месте (помощник классного руководителя); · знакомит студентов с организацией работы на конкретном рабочем месте; · проводит инструктаж по охране труда на рабочем месте, обеспечивает соблюдение трудового законодательства и правил техники безопасности; · осуществляет постоянный контроль за производственной воспитательной работой студентов-практикантов, помогает им правильно выполнить работу, предусмотренную индивидуальным планом; · составляет производственную характеристику на воспитательную работу студента с указанием дифференцированной оценки; · вносит предложения руководству учреждения – базы практики и руководителю практики по специальности института (факультета) по совершенствованию организации производственной практики студентов.
Студент-практикант: · участвует в работе установочной конференции; · соблюдает правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, требования по охране труда; · выполняет распоряжения руководителей практики, администрации учреждения базы-практики; · по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращается к руководителям практики; · находится в школе ежедневно в течение не менее 4 часов и своевременно выполняет все виды работы, предусмотренные программой практики; · имеет право посещать все уроки и все виды внеклассных мероприятий в закрепленном классе (по предварительному согласованию с учителем) и все массовые воспитательные мероприятия в учреждении; · пользуется библиотекой, кабинетами, учебно-методическими пособиями учреждения-базы практики; · осуществляет учебно-воспитательный процесс (в соответствии с планом-заданием практики) в различных формах, использует педагогические технологии или их отдельные элементы; · присутствует на заседаниях педагогического совета, методического объединения, на собраниях родителей и учащихся, вносит свои предложения об улучшении учебно-воспитательной работы учреждения; · занимается самовоспитанием; · развивает культуру общения и культуру речи; · соблюдает требования, предъявляемые к внешнему виду учителя; · своевременно готовит требуемую отчетную документацию по всем видам заданий и представляет ее надлежащим руководителям не позднее дня окончания практики; · защищает свой отчет по педагогической практике на итоговой конференции. Задания по педагогике Содержание практической деятельности студентов
За время практики студент должен провести 5 зачетныхмероприятий, разных по форме, в том числе, обязательно – работа с родителями (форма по выбору студента или по рекомендации классного руководителя: родительское собрание, беседа с родителями, индивидуальная работа, выступление по результатам диагностики и т.п.), а также работа по профориентации учащихся (беседа, классный час, ктд и др.).
Отчетная документация:
5. Лист самооценки профессионально-педагогических умений студента (схема 5) Примечание: По итогам практики классный руководитель дает письменную характеристику деятельности студента с рекомендуемой оценкой за проведенную воспитательную работу в классе (в аттестационной книжке). В случае, если студент не выполнил всю программу практики, или по неуважительной причине не уложился в сроки практики, преподаватель кафедры педагогики имеет право снизить отметку за воспитательную работу. Общая итоговая оценка за воспитательную работу выставляется с учетом оценки классного руководителя и представленной в срок отчетной документации.
Список литературы 1 Битинас Б.И., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика, сущность, функции, перспектива // Педагогика -1993, №2. 2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. Серия: Учебник нового века,- Санкт-Петербург, 2000. 3. Голубев Н.К., Битинас Б.И. Введение в диагностику воспитания. - М, Педагогика, 1989. 4. Кан К.X. Педагогический эксперимент в школе.- Абакан, «Роса», 2002. 5. Кобзарь Б.С, Макарова Л М Обучение студентов диагностике воспитательной работы //Педагогика. -1993, №1. 6. Кочетов АИ Педагогическая диагностика в школе - Минск, 1987. 7. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М., «Ноосфера», 1999. 8. Настольная книга классного руководителя. - М., Центр «Педагогический поиск», 2000. 9. Проблемы формирования личности школьника. Сборник научно-практической конференции школы-лаборатории №20. - Абакан «Роса», 2000. 10. Психолого-педагогическая диагностика в школьном эксперименте. Методические рекомендации. Абакан, изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2002. 11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1995. 12. Сергеев К.К. Школьная психодиагностика. Методические рекомендации для учителя. - Херсон, 1988. 13.Сергеева В.И. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие 4-е изд., дополн. -МЦГЛ, 2002. 14. Справочник заместителя директора по воспитательной работе. Методическое пособие. - М., 1999. 15.Спутник классного руководителя. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2002. 16. Шилова М.И.Мониторинг процесса воспитания школьников // Педагогика. - 2001, №5. 17. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1987. Примечание. Студентам рекомендуется работать с журналами «Классный руководитель», «Воспитание школьников» и др.
Приложение Схема 1. Анализ воспитательной работы в классе.
1) ориентация целей на результаты в воспитании учащихся; 2) соответствие целей, задач и основных направлений деятельности особенностям классного коллектива и необходимости решения имеющихся проблем воспитания в конкретном классе; 3) соотносятся цели, задачи и основные направления деятельности классного руководителя с целями и задачами воспитательной работы школы.
1) связь с социальной средой (учреждениями дополнительного и профессионального образования, неформальными детскими объединениями, клубами по интересам) 2) уровень сформированности детского коллектива. 3) имеющиеся проблемы в воспитательной работе с учащимися и способы их решения.
Схема 2. План воспитательной работы студента на период практики. Образец
Примечание: 1) выбирается не менее 2-х направлений в работе с данным классом. Направления должны соответствовать проблемам, выявленным в результате анализа состояния воспитательной работы в классе; 2) определяются формы, адекватные поставленным задачам. Воспитательная работа должна включать разнообразные формы (классный час, устный журнал, проведение конкурсов и т.д.); 3) Обязательно должно быть отражено участие учащихся.
Схема 3. Разработка внеклассного мероприятия 1. Тема внеклассного воспитательного мероприятия. 2. Форма проведения мероприятия. 3. Воспитательно-образовательные задачи. 4. Характеристика подготовительной работы, участие учащихся, уровень активности и самостоятельности, характер педагогического руководства при подготовке мероприятия. 5. Содержание и ход мероприятия (сценарий). 6. Используемая наглядность и ТСО. 7. Список используемой литературы. Схема 4. Примерная схема психолого-педагогического самоанализа воспитательного мероприятия.
o почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы; o соответствие его задачам воспитательной работы в данном классе; o отвечает ли реальным потребностям и интересам учащихся данного класса; o соответствие возрастным особенностям.
- Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения подобных мероприятий
Схема 4. Анализ результатов педагогической практики.
Схема 5. Лист самооценки профессионально-педагогических умений студента (необходимо поставить знак «+» в соответствующую колонку)
Приложение 2 Задания по психологии
Основные виды деятельности студента: - оформление дневника психологических наблюдений; - применение интроспективного метода; - применение на практике эмпирических методов исследования психологической аутодиагностики; - документальное оформление результатов психологического исследования. Отчетная документация
Способностей учителя (себя)
Цель: определение особенностей развития психолого-педагогических способностей учителя. Инструкция: Определите объект исследования, понаблюдайте за деятельностью и дайте оценку психолого-педагогическим способностям по трехбалльной системе, исходя из типологических особенностей и возможностей объекта. Возможна ли корректировка?
Вывод:
Текст опросника
а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д. б) говорить вам только то, что сам захочет в) оставлять свои мысли и переживания при себе
а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
а) похвалите его и всем детям покажите его работу б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался!»
а) заставите его громко при всех поздороваться с вами б) не обратите на это внимание в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упомянув о его промахе.
а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как она работают и общаются б) кому-то поможете, сделаете замечание в) займетесь своими делами
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящих и на них не стоит обращать внимания б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать в) чувства ребенка удивительны, переживая его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый может и должен научить и воспитывать его б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину
А) положительно – без нее невозможно полноценное развитие Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание В) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом
А) сказали бы: «Ну и не надо!» Б) заставили бы выполнять работу В) предложили бы другое задание
А) ребенок должен был благодарен взрослым за заботу о нем Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь Обработка результатов. К аждый ответ оценивается следующим образом: Общая сумма, характеризуется стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов: 25-30 – предпочтение демократического стиля 20-24 – склонность к авторитарному стилю 10-19 – выраженность либерального стиля общения Сделайте выводы, сравнив со среднестатистическими показателями. Среднестатистические показатели: 1) восприятие отношения ребенка к учителю – 2,71 балла 2) 2) выбор профессионального воздействия – 2,14 3) Реакция на удачное, успешное действие ребенка – 2,07 4) Реакция на ошибку – 2,57 5) Включенность в деятельность детей -2,36 6) Отношение к чувствам детей – 2,57 7) Отношение к сотрудничеству с детьми – 2,79 8) Восприятие активности детей -2,5 9) Учет потребностей детей – 3 10) Отношение к детям в целом – 2,14
Вывод: Текст опросника 1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих? а) да, б) нет. 2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы? а) да, б) нет. 3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо? а) да, б) нет. 4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников? а) да, б) нет. 5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то? а) да, б) нет. 6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком? а) да, б) нет. 7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»? а) да, б) нет. 8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность? а) да, б) нет. 9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми? а) да, б) нет. 10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас? а) да, б) нет. 11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию? а) да, б) нет. 12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление? а) да, б) нет. 13. Считаете ли вы себя мечтателем? а) да, б) нет. 14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами? а) да, б) нет. 15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов? а) да, б) нет. 16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы: а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца. 17. Какое из этих двух мнений вам ближе: а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам. 18. С кем вы предпочитаете работать? а) с покорными людьми, б) с независимыми и самостоятельными людьми. 19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий? а) да, б) нет. 20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца? а) да, б) нет. 21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен? а) да, б) нет. 22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите? а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас; б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других. 23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она? а) да, б) нет. 24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других? а) да, б) нет. 25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать? а) да, б) нет. 26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер? а) самый компетентный человек; б) тот, у кого самый сильный характер. 27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей? а) да, б) нет. 28. Уважаете ли вы дисциплину? а) да, б) нет. 29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее? а) тот, который все решает сам; б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других. 30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете? а) коллегиальный, б) авторитарный. 31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами? а)да, б) нет. 32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас? а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет; б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый. 33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете, ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны? а) промолчу, б) буду отстаи
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.41.179 (0.019 с.) |