Раздел IV. Экономика фирмы, основы предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел IV. Экономика фирмы, основы предпринимательства



Общая характеристика фирмы

Фирма как основной субъект предпринимательской деятельности: цели, задачи, функции, Фирма и предприятие: понятие и характеристика. Принципы организации предприятия. Экономическое, организационное, производственно-техническое единство предприятия.

Порядок учреждения и прекращения деятельности предприятия (фирмы). Критерии и основные направления реформирования предприятий. Классификация предприятий и их объединений.

Внешняя среда фирмы. Модель функционирования фирмы в рыночной среде.

Структура предприятия

Внутренняя структура фирмы. Организационная структура фирмы и принципы управления. Производственная структура предприятия: понятие, факторы, влияющие на формирование. Основные типы структур, направления их совершенствования.

Ресурсное обеспечение фирмы

Ресурсы фирмы: состав и классификация. Способы формирования имущества предприятия. Инвестиционные ресурсы предприятия, его инновационная и инвестиционная деятельность. Понятие и виды инноваций. Организация и финансирование инновационной деятельности на предприятии. Инвестиции и их классификация. Инвестиционные проекты и их финансирование. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Экономическая сущность, состав и структура основных фондов (средств) предприятия. Виды оценки основных фондов. Виды износа и методы его определения. Амортизация основных фондов. Экономический механизм воспроизводства основных фондов. Показатели и пути улучшения использования основных средств предприятия.

Оборотные фонды (средства) предприятия: экономическое содержание, состав и структура. Планирование потребности предприятия в оборотных средствах. Показатели и пути улучшения использования оборотных фондов предприятия.

Трудовые ресурсы фирмы: понятие, характеристика, структура. Планирование потребности и управление персоналом. Производительность труда: понятие, показатели, методы измерения, факторы роста. Мотивация, нормирование и оплата труда.

Планирование деятельности фирмы (предприятия)

Организация планирования на предприятии, виды планов, принципы и методы планирования. Стратегическое, перспективное, текущее, оперативное планирование. Бизнес-план предприятия.

Стратегическое планирование на предприятии: понятие, основные элементы, этапы и их характеристика. Выбор и реализация проектов развития фирмы.

Производственная программа и производственная мощность

Производственная программа предприятия, ее содержание, порядок разработки, связь с другими разделами планов предприятия. Формирование "портфеля заказов".

Производственная мощность, понятие, виды и взаимосвязь с производственной программой. Методы расчета производственной мощности. Показатели и пути улучшения использования производственных мощностей на предприятии.

Издержки, анализ и планирование себестоимости продукции.

Издержки производства и себестоимость продукции. Понятие издержек фирмы. Бухгалтерские и экономические издержки. Постоянные и переменные, прямые и косвенные издержки.

Понятие и виды себестоимости продукции. Экономическое содержание и назначение классификации затрат на производство и реализацию, их группировка по элементам затрат и статьям калькуляции. Система показателей планирования себестоимости продукции. Калькулирование себестоимости. Методы планирования и анализа себестоимости продукции. Смета затрат на производство. Управление снижением затрат.

Сущность, состав и структура цены продукции предприятия. Ценовая политика предприятия.

Прибыль фирмы.

Анализ и оценка результатов деятельности предприятия (фирмы), его финансового состояния. Основные показатели деятельности предприятия. Экономический анализ деятельности предприятия: сущность, назначение, виды,этапы.

Финансовый анализ предприятия: понятие, источники, методы.

Диагностика и анализ финансового состояния предприятия: показатели платёжеспособности и финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности. Комплексный анализ финансовой деятельности предприятия.

Прибыль предприятия (фирмы) и факторы, оказывающие влияние на ее размер. Виды прибыли. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Методы планирования и анализа прибыли. Формирование, распределение и использование прибыли. Рентабельность продукции и производства, ее измерение.

Организация предпринимательской деятельности

Понятие и сущность предпринимательства. Основные признаки предпринимательства. Критерии отнесения к субъектам предпринимательской деятельности. Формы предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Права, обязанности и ответственность предпринимателей. Организационно-правовые формы предприятия. Хозяйственные товарищества и общества: различия, виды, порядок организации, особенности функционирования. Производственный кооператив: порядок организации, особенности, сферы применения. Обоснование выбора организационно-правовой формы предприятия для организации бизнеса. Этапы создания предприятия. Порядок государственной регистрации предприятия. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность малого предприятия. Роль и задачи малого бизнеса в рыночной экономике. Понятие малого предприятия. Достоинства и недостатки мелких фирм. Стратегии малого бизнеса. Взаимоотношения малых предприятий с крупным бизнесом. Дилерство, его сущность, значение. Сущность франчайзинга и франчайзинговых отношений. Виды франчайзинга, достоинства и недостатки. Формы взаимодействия предпринимателей с финансовыми структурами. Залоговые операции, их сущность и назначение. Понятие факторинга: цели, сферы применения. Порядок заключения договора факторинга. Учет конкуренции в предпринимательской деятельности. Сущность лизинга, его виды и роль в малом бизнесе. Механизм лизинговой сделки. Государственная поддержка малого предпринимательства. Федеральный закон от 21.07.2007 г. №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Государственная поддержка бизнеса в условиях глобального экономического кризиса. Сущность и виды льгот для малого бизнеса. Специальные налоговые режимы и их значение для бизнеса. Оценка эффективности использования различных налоговых режимов

Порядок ведения переговоров и заключения контрактов

Роль переговоров при заключении контрактов и порядок их проведения. Стадии переговорного процесса и их содержание. Методы, используемые на подготовительной стадии. Стили ведения переговоров. Методы ведения переговоров и формирования заинтересованности партнера в сделке. Договор и его роль в предпринимательской деятельности: функции, условия вступления в силу и расторжения. Требования к договору.

Бизнес-планироваиие в предпринимательстве

Сущность и назначение бизнес-планирования. Функции бизнес-плана. Задачи, решаемые при разработке бизнес-плана. Содержание бизнес-плана. Взаимосвязь разделов бизнес-плана. Порядок разработки отдельных разделов бизнес-плана: производственного, организационного, финансового планов, плана маркетинга. Исходная информация для разработки бизнес-плана.

Венчурное предпринимательство.

Венчурное предпринимательство его роль в экономике. Особенности венчурного бизнеса. Организационные формы венчурного предпринимательства. Факторы и критерии оценки венчурного проекта.

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: учебник.- М.: Дашков и Ко, 2005.

2. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова.- М.: Финансы и статистика, 2007.

3. Бухалков М.И.Планирование на предприятии:Уч-к, 4-е изд.,испр.- М.: ИНФРА-М,2011.

4. Валигурский Д. И. Организация предпринимательской деятельности. СПб.: Питер, 2005.

5. Васильчук Е.С. Организация предпринимательской деятельности Уч. пос. Изд-во ИвГУ.2011.

6. Коваленко П.П.Оценка экономической эффективности инвестиционных и инновационных проектов.- М.:Лаборатория книги,2011.

7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая – 2-е изд., перераб. и доп. Под ред.С.А.Степанова.- М.: Проспект, 2009.

  1. Лапуста М.Г. Предпринимательство.- М.: ИНФРА-М, 2008.
  2. Пирогов К.М., Темнова Н.К., Гуськова И.В. Основы организации бизнеса: учебник. – М.: КНОРУС, 2007.

10. Экономика предприятия (фирмы): Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля. - М.:проспект,2011.

11. Экономика предприятия (фирмы): Учеб. / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина.4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009.

Дополнительная

1. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебник- М.: КНОРУС, 2012.

2. Растова Ю.И., Малахов Р.Г.,Горянинская О.А.Экономика организации (предприятия) в схемах: Уч. пос.- М.:ЭКСМО,2009.

3. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 30.12.2008 № 209–ФЗ

4. Экономика предприятия (фирмы): Практикум / Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М.: ИНФРА-М, 2006.

РАЗДЕЛ V. МАРКЕТИНГ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.141 (0.013 с.)