Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Античная философия: Платон, Аристотель и философия эллинистическо-римского периода

Поиск

 

Зарождение христианской философии. Патристика

 

Схоластика как тип мышления и этап развития западноевропейской философии и теологии. Противостояние реализма и номинализма в схоластике

 

Характерные черты философии эпохи Возрождения

 

Философия XVII – XVIII веков: эмпиризм, сенсуализм и рационализм. Социальная философия этого периода

 

И. Кант: теория познания и моральная философия

 

Основные положения философии Г.В.Ф. Гегеля

 

Философские взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные положения диалектического материализма

 

Сущность марксистского понимания истории

 

Иррационализм в западно-европейской философии XIX века

 

Возникновение и эволюция позитивизма. Программа логического позитивизма. Постпозитивизм

 

Экзистенциализм

 

Характерные черты русской философии. Славянофильство и западничество как течения русской общественной мысли XIX века

 

Основные идеи философии В.С. Соловьева

 

Философия как особая форма сознания. Зарождение философской мысли

 

Специфика философского знания. Основные проблемы философии и основные разделы философского знания

 

Мировоззрение. Основные типы мировоззрения

 

Взаимоотношение философии с другими формами сознания. Место и роль философии в системе культуры.

 

Проблема бытия в философии. Трактовка бытия религиозной философией

 

Решения проблемы бытия рационализмом и иррационализмом, материализмом и идеализмом, монизмом и дуализмом

 

Движение и его отношение к проблеме бытия. Движение и развитие

 

Представления о материи в истории философии

 

Философия о природе пространства и времени. Физические представления о пространстве и времени

 

Проблема сознания, важнейшие ее решения в философии

 

Сознание и психика, сознание и бессознательное, самосознание

 

Социальная обусловленность сознания

 

Отличительные черты научного познания. Возникновение науки и основные этапы ее развития

 

Чувственные компоненты познания и формы мышления. Познание как единство чувственного и рационального

 

Эмпирический и теоретический уровни познания. Научное знание как единство эмпирического и теоретического

 

Основные общенаучные методы познания. Специфика познания общества

 

Рост научного знания. Эволюция и революции в науке. Смена типов рациональности в науке

 

Представления об истине и ее критерии

 

Ценности и их роль в жизни человека и общества

 

Моральные ценности. Концепции происхождения и сущности морали

 

Религиозные ценности и их влияние на жизнь человека и общества. Свобода совести

 

Природа эстетических ценностей

 

Человек как важнейшая философская проблема. Материалистические концепции человека

 

Учение о человеке в экзистенциализме

 

Философская антропология» о сущности человека

 

Философия о свободе человека

 

Человек и природа. Изменения отношения общества и природной среды в ходе истории

 

Понятие личности. Личность и общество

 

Структура общества. Взаимосвязь различных сторон общественной жизни

 

Историческая роль и функции государства. Гражданское общество и государство

 

Источники и движущие силы развития общества

 

Содержание понятия «прогресс». Идея общественного прогресса

 

Две модели мышления истории: стадиальная и цивилизационная

 

Глобальные проблемы современности

 

Будущее человечества

 

 

Вопросы для промежуточного контроля преподавателем результативности изучения дисциплины и самоконтроля студентов

 

1 В чем заключается особенность философии как формы знания?

2 Каково происхождение термина «философия»?

3 Когда и где возникла философия?

4 В чем заключаются особенности мифологического отношения человека к миру?

5 Каким было отношение возникающей философии к мифологии?

6 Как философия относится к религии? каковы варианты этого отношения?

7 Как философия относится к науке? каковы варианты этого отношения?

8 Является ли философия видом научного знания?

9 Каково значение для философии истории философии?

10 Каково происхождение и значения термина «метафизика»?

11 Оцените позицию позитивизма в решении вопроса об отношении науки и философии

12 Какие существовали и существуют типы мировоззрения?

13 Докажите, что философия действительно играет мировоззренческую роль

14 В чем состоит отличие материализма и идеализма?

15 В чем состоит отличие субъективного и объективного идеализма?

16 В чем состоит отличие философского рационализма и иррационализма?

17 Кого из выдающихся представителей философского рационализма и иррационализма вы можете назвать?

18 В чем состоит отличие монизма и дуализма в философии?

19 В чем заключается религиозное решение проблемы бытия?

20 Что такое пантеизм?

21 В чем состоит отличие теизма и пантеизма?

22 Кого из выдающихся европейских философов, выражавших пантеистическую тенденцию, вы можете назвать?

23 Каково содержание понятия «субстанция»?

24 Каково отношение движения к проблеме бытия?

25 Какие интерпретации развития возможны в плане количественных и качественных изменений?

26 В чем состоит материалистическое решение вопроса о природе пространства и времени?

27 Как решал вопрос о природе пространства и времени Иммануил Кант?

28 В чем заключается отличие ньютоновского и эйнштейновского представлений о пространстве и времени?

29 Какова роль сознания в жизни человека?

30 В чем состоит сущность психофизиологической проблемы?

31 Что есть самосознание?

32 Каково содержание философского понятия «рефлексия»?

33 Каково отношение сознания и психики?

34 Тождественно ли сознание мышлению?

35 Каковы проявления бессознательного в жизнедеятельности человека?

36 В чем проявляется социальная обусловленность сознания?

37 Покажите связь сознания и языка

38 В каком смысле можно проводить различие между индивидуальным и общественным сознанием?

39 Чем отличается восприятие от ощущения? представление – от восприятия?

40 Чем отличается понятие от восприятия и представления?

41 В чем заключается противоположность сенсуализма и рационализма в философии?

42 Кого из европейских философов Нового времени можно отнести к сенсуалистам и кого – к рационалистам?

43 Назовите отличительные признаки научного познания

44 Какие существуют периодизации развития науки?

45 Всегда ли существовала современная связь научного и технического развития?

46 Какова роль теории в науке?

47 Какова логическая структура научной теории?

48 Каким образом наука осуществляет предсказание?

49 Каковы возможности и границы рационального и эмпирического в познании?

50 Что такое эмпиризм? в чем его несостоятельность?

51 В чем выражается связь эмпирического и теоретического в науке?

52 Что предполагает принцип детерминизма и каково его значение в науке?

53 Что отличает законы динамического и статистического типов?

54 Какие общенаучные методы научного познания вам известны?

55 В чем проявляется нерациональное в научном познании?

56 Какой смысл имеет различение эволюционного и революционного периодов в развитии той или иной науки?

57 Каков смысл понятия «нормальная наука» в концепции роста научного знания Т. Куна?

58 В чем состоят особенности познания общества?

59 В чем суть классической концепции истины?

60 В чем заключается когерентная концепция истины?

61 Как решается вопрос о природе истины прагматизмом?

62 В чем суть конвенционалистской трактовки истины?

63 Как решается проблема истины марксистской эпистемологией?

64 Докажите, что противоположность истины и заблуждения в науке не является абсолютной

65 Чем отличается ценностное отношение человека к действительности от научно-познавательного?

66 Какова роль ценностей в человеческом бытии?

67 Покажите роль ценностей в решении проблемы смысла жизни человека

68 Как формируются ценностные ориентации личности?

69 Назовите основные понятия, которыми оперирует моральное сознание

70 Определите, что есть совесть

71 В чем состоит отличие морального регулирования и правового регулирования?

72 Что такое «гедонизм»?

73 Как обосновывает мораль утилитаризм?

74 Как трактовал природу и действие морали И. Кант?

75 Как решает вопрос о происхождении и сущности морали марксистская этика?

76 Раскройте, что есть религиозная вера?

77 Как проявляется религиозное отношение человека к миру?

78 Назовите ценности христианской религии

79 Что понимается под свободой совести?

80 Совпадают ли эстетическое отношение человека к действительности и искусство?

81 Сравните понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»

82 В чем состоит отличие человека от животных?

83 Интерпретируйте положение Фр. Ницше о человеке как больном животном

84 Является ли человек завершенным существом?

85 Почему собственное существование предстает для человека проблемой?

86 Какие концепции возникновения человека вам известны?

87 Интерпретируйте тезис о социально-исторической обусловленности человека

88 Что есть «личность»?

89 В каком смысле личность является критерием и мерой социума?

90 Как вы понимаете свободное развитие личности?

91 Оцените явления массовизации в современном обществе

92 Очертите грани человеческой свободы

93 Что есть культура для человека и общества?

94 Что связывает человека с природой?

95 Зависит ли отношение человека к природе от ценностей определенной культуры?

96 Каковы важнейшие переломные моменты в истории, менявшие характер взаимодействия человека с природой?

97 Каковы причины экологической проблемы, с которой сегодня столкнулось человечество?

98 Какие сферы общественной жизни могут быть выделены?

99 В чем состоит материальная жизнь общества?

100 Каковы возможные решения вопроса об отношении материального и духовного в жизни общества?

101 Как реализуются и существуют общественные отношения?

102 Какие социальные общности вам известны?

103 Какие существуют этнические общности?

104 В чем суть теорий социальной стратификации?

105 Какой смысл вкладывается в понятие «класса» в марксистской теории?

106 Что характерно для сословного деления общества?

107 Каково социально-культурное предназначение интеллигенции?

108 Какова роль сознания в формировании социальной общности?

109 Как осуществляется интеграция индивида в общество?

110 Покажите взаимное влияние экономики и политики

111 Какими рычагами влияния на общественную жизнь располагает политическая власть?

112 Какие задачи решает современное государство?

113 Дайте определение правовому государству

114 Каковы этапы эволюции средств коммуникации в истории человечества?

115 Соотнесите понятия «движение» и «развитие», «развитие» и «прогресс»

116 Какой смысл имеет различение функционирования и развития общества?

117 Каковы главные виды человеческой деятельности?

118 Как понимает источник общественного развития религиозная мысль?

119 Как мыслили движущую силу истории просветители?

120 Каково содержание теорий элиты?

121 Какие решения существуют в философии относительно роли великих людей в истории?

122 Как вы оцениваете роль в истории выдающихся личностей?

123 Покажите влияние идей на общественное развитие

124 Как решает вопрос о движущих силах истории марксистская философия истории?

125 Каким образом современная наука влияет на исторический процесс?

126 Когда вошло в сознание европейца и стало определять его мировоззрение представление о поступательном восходящем движении общества (прогрессе)?

127 Применимо ли понятие прогресса к природе?

128 Раскройте ценностное содержание представления об общественном прогрессе

129 Какие решения существуют относительно критерия прогресса?

130 В чем заключается отличие стадиальной и цивилизационной моделей исторического процесса?

131 Назовите мыслителей, придерживавшихся цивилизационной модели мышления исторического процесса?

132 Назовите глобальные проблемы современности

133 В чем заключается сегодня демографическая проблема?

134 К какому прогнозу относительно будущего, ожидающего человечество, вы склоняетесь?

135 Возможен ли конец истории?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.007 с.)