Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Информация к размышлению (III)↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги Поиск на нашем сайте
В статье "Механизмы перестройки изобретательского дела" В.Г.Лебедева, д-ра экон. наук, проф. Академии общественных наук при ЦК КПСС, и Г.К.Леванова ("Вопросы изобретательства" N 12-1987 г, с. 3) отмечено: "Эра поиска рациональных технических решений методом проб и ошибок себя исчерпала, нужны методы и методики оптимизации выбора окончательных вариантов технических решений. В нашей стране уже для этого немало сделано, причем на уровне, опережающем зарубежные страны. Стоит хотя бы напомнить о вкладе в разработку теории изобретательства таких авторов, как Г.С.Альтшуллер... Однако ни алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), ни теория решения изобретательских задач, разработанные Г.С.Альтшуллером... пока еще не получили заметного, а тем более массового использования, несмотря на все их достоинства и преимущества". Еще одна выдержка - из книги В. А. Сидорова "Прорыв в будущее" (изд. "Молодая гвардия", М, с. 209-210): "Созданная в нашей стране ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - общепризнана уникальной, наиболее эффективной из существующих в мире. Как и многое новое, методология изобретательства рождалась в схватках с консервативными взглядами. Конечно, ушли в прошлое дискуссии о том, что склонность к изобретательству - это природный дар, "божья искра", удел немногих. Но и дальше отрицания этой теории во многих местах не ушли". Год за годом, преодолевая недоверие скептиков, организовывались новые школы ТРИЗ, готовились преподаватели, накапливался опыт обучения, составлялись наглядные и учебные пособия. Эта колоссальная работа позволяет теперь в течение короткого времени развернуть массовую и практически эффективную систему обучения ТРИЗ. Вопрос стоит так: либо использовать огромный потенциал системы обучения ТРИЗ, либо игнорировать ТРИЗ и работать предельно неэффективным методом проб и ошибок. Книги и статьи по ТРИЗ мгновенно и регулярно переводятся за рубежом. Пройдет 5-7 лет и ТРИЗ получит широкое распространение во многих дружественных и не очень дружественных странах. Необходимо не потерять время! Не утратить авангардное положение, которое занимает пока Советский Союз в этой области. Новая технология творчества - самая важная из технологий, национальное богатство страны.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ТРИЗ
КАК ОБУЧАЮТ ТРИЗ?
ТРИЗ - новая отрасль знания, быстро формирующаяся в отдельную науку. У ТРИЗ своя область изучения (законы развития технических систем, законы развития творческой личности), свой метод (анализ больших массивов патентной, историко-технической и историко-биографической информации), свой язык (вепольный анализ: технические "реакции" можно записывать так, как реакции химические) свой информационный фонд (принципы, методы и приемы разрешения противоречий, указатели применения эффектов). По идее, обучать ТРИЗ надо с детства. С 1976 года в "Пионерской правде" начат эксперимент: отрабатывается методика обучения детей. Оформлено это в виде страницы "Изобретать? Это так просто! Это так сложно!" Вышло более 50-ти страниц. Первые давали мало откликов - 300-500 писем. Теперь на каждую страницу приходит около 10.000 писем. Постепенно мы учимся работать с детьми: излагаем "кусочки" теории, подбираем интересные задачи и т.д. По материалам "Пионерской правды" написана книга: Г.Альтов "И тут появился изобретатель". Аналогичная работа ведется сейчас на страницах кишиневских газет "Юный ленинец" и "Молодежь Молдавии" преподавателями и разработчиками ТРИЗ Б.Злотиным и А.Зусман. По материалам этих выпусков и очных занятий со школьниками ими подготовлена книга "Месяц под звездами фантазии". Подобные материалы публикуются и в ленинградской газете "Ленинские искры" преподавателем и разработчиком ТРИЗ И.Викентьевым. Им вместе с соавтором составлено пособие для "детских" преподавателей ТРИЗ. Успешно идут занятия с детьми и в других городах: Риге, Норильске, Одессе и др. С 1988 года начата работа по ТРИЗ со старшеклассниками и учащимися ПТУ на страницах журнала "Парус". Занятия по ТРИЗ идут и в ряде вузов. И все же основной контингент наших слушателей - инженеры от 30 до 50 лет. Для них разработана и испытана гамма учебных программ: 1) До 40 учебных часов. Такой краткий курс имеет ознакомительно-информационный характер. Цель курса - показать круг вопросов, которыми занимается современная ТРИЗ, и привлечь слушателей к дальнейшей систематической серьезной учебе. Занятия обычно проходят с частичным отрывом от работы по 4-8 часов в неделю. Практикуются и недельные семинары с полным отрывом от работы. Организаторам семинара необходимо размножить до 100 страниц раздаточных учебных материалов (здесь и далее - из расчета на каждого слушателя). Желательно снабдить каждого слушателя одной книгой по ТРИЗ. 2) 60-90 учебных часов. Полгода при занятиях раз в неделю или двухнедельный семинар с отрывом от работы. Цель - освоение главных рабочих инструментов ТРИЗ. Введение в ТРТЛ. Раздаточные материалы - об'емом до 200 страниц. Кроме того - 1-2 книги по ТРИЗ. 3) 120-150 учебных часов. Год при занятиях раз в неделю или месячный семинар с отрывом от работы. В последнее время такие программы осуществляют в два этапа: Организуют двухнедельный семинар, преподаватели оставляют слушателям задание на период самоподготовки, а через несколько месяцев с той же аудиторией проводят семинар второго цикла. Завершаются занятия выпускной работой - решение производственной задачи. Цель - прочное освоение основных рабочих инструментов ТРИЗ и решение с их помощью хотя бы одной практической задачи (с последующим оформлением заявки). Выработка навыков творческого мышления, начальная подготовка к преподавательской деятельности в ТРИЗ, практика применения элементов ТРТЛ. К занятиям необходимо размножить раздаточные материалы об'емом до 400 страниц. Плюс две-три книги по ТРИЗ. 4) 220-280 учебных часов. Два года занятий раз в неделю или два месячных семинара с отрывом от производства. Цель углубленное освоение современной ТРИЗ и решение нескольких производственных задач (с обязательным оформлением заявок), приобретение навыков системного творческого мышления, подготовка преподавателей и разработчиков ТРИЗ и ТРТЛ, минимальная преподавательская и исследовательская практика по ТРИЗ и ТРТЛ. Об'ем раздаточных материалов - около 500 машинописных страниц. Плюс три-четыре книги по ТРИЗ. Какова отдача от обучения ТРИЗ? Если вынести за скобки повышение интереса к жизни, расцвет творческой активности, "омоложение" человека и подсчитать только экономическую эффективность, то получится примерно следующее. Опыт свидетельствует, что можно гарантировать - при обучении группы в 30 человек по программе об'емом 150 часов - как минимум: Сразу по окончании обучения - 20 технических решений на уровне предполагаемых изобре тений. Через год после обучения - 15 заявок на изобретения. Через два года - 30 заявок, 5 авт. свид, одно внедренное изобретение. Через три года - 40 заявок, 12 авт. свид, 3 внедренных изобретения. Подчеркнем еще раз: подсчет эффективности ведется по гарантированному минимуму. В стране создана развитая единая общественная система обучения и разработки ТРИЗ и ТРТЛ: курсы, семинары, народные университеты, общественные институты, заводские, городские и областные школы. Намечается переход этой общественной структуры в государственную, причем на основе полного хозрасчета, самоокупаемости. На таких принципах уже работают школы в ряде городов страны: в Ангарске, Владивостоке, Кишиневе и др. ГДЕ ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ?
По какой бы программе ни велись занятия, необходимо - прежде всего - обеспечить качественный уровень семинара. Сегодня преподавание методологии технического творчества становится материально прибыльным. Это привлекает к преподаванию немало случайных для ТРИЗ людей. Спекулируя на возросшем интересе к техническому творчеству, эти люди лишь создают у слушателей искаженное представление о предмете, фальсифицируя учебу. Понятно, что ТРИЗ не несет ответственность за результаты обучения, если преподавателями оказываются случайные люди. Во избежание некачественного обучения рекомендуем обращаться в консультационные центры ТРИЗ по следующим адресам: 1) 370119 Баку, пр. Нефтепереработчиков, 108, бл. 4, кв. 57 Альтшуллер Генрих Саулович 2) 226057 Рига, ул. Локомотивес, 46, кв. 113 Бухман Исак Бейнцевич 3) 370010 Баку, ул. 28 апреля, 13, кв. 48 Верткин Игорь Михайлович 4) 107497 Москва, Новосибирская, 1, корп. 2, кв. 4 Гасанов Александр Искандерович 5) 277060 Кишинев-60, а. я. 3468 Злотин Борис Львович 6) 665825 Ангарск, квартал 94, дом 3-а/3-б, кв. 72 Иванов Геннадий Иванович 7) 454000 Челябинск, пр. Ленина, 60, ЧОУНБ, Отдел технической литературы, Кожевникова Любовь Анатольевна 8) 630027 Новосибирск-27, а. я. 308 Ладошкин Виктор Селиверстович 9) 198147 Ленинград, М. Детскосельский пр, 38, кв. 81 Литвин Семен Соломонович 10) 194021 Ленинград, пр. Шверника, 30, кв. 43 Митрофанов Волюслав Владимирович 11) 428015 Чебоксары-15, а. я. 16 Михайлов Валерий Алексеевич 12) 620055 Свердловск, ул. С. Морозовой, 175, кв. 46 Певзнер Лев Хатевич 13) 195269 Ленинград К-269, Светлановский пр, 101, кв. 308 Петров Владимир Михайлович 14) 660028 Красноярск, ул. Толстого, 49, кв. 6 Саламатов Юрий Петрович 15) 185000 Петрозаводск, ул. Энгельса, 13, кв. 36 Селюцкий Александр Борисович 16) 320108 Днепропетровск, а. я. 1050 Ступникер Юрий Иосифович 17) 220020 Минск, ул. Радужная, 6, кв. 218 Хоменко Николай Николаевич 18) 630129 Новосибирск, ул. Рассветная, 10, кв. 122 Цапко Сергей Михайлович 19) 220119 Минск, ул. Тикоцкого, 24, кв. 79 Цуриков Валерий Михайлович Все вопросы, связанные с семинарами, надо решать заранее. С просьбой о проведении занятий необходимо обращаться не позднее, чем за полгода до предполагаемого срока. Организаторам приходится вести большую подготовительную работу. У опытных преподавателей, как правило, программа семинаров расписана на полгода-год вперед. ЛИТЕРАТУРА
Диалектический материализм - основа ТРИЗ 1. Материалистическая диалектика. В 5-ти томах. Под общей редакцией Ф.В.Константинова и В.Г.Махарова. Изд. "Мысль", т. 1 (1981), т. 3 (1983) 2. В. И. Ленин. Об изобретательстве и внедрении научно-технических достижений в производство. Политиздат, 1973. 3. Институт истории, филологии и философии СО АН СССР. Философское отделение СССР. Методология и методы технического творчества. Тезисы докладов и сообщений к научно-практической конференции 30 июня - 2 июля 1984 года. Изд. СО АН СССР. Новосибирск, 1984 г. 4. П. С. Дышлевый, Л. В. Яценко. Пути сближения научного и технического творчества. - В сборнике "Фундаментальные исследования и технический прогресс", Сиб. отд. изд. "Наука", Новосибирск, 1985 г, с. 93-98. К истории развития ТРИЗ 5. Журнал "Парус" N 1 - 1988, с. 16-21 (В. Цуриков. Дорога во вселенную идей. А.Росин. Как изобрести... себя). 6. Д.Биленкин. Путь "через невозможное", Тамбовское книжное изд, 1964. 7. Г.С.Альтшуллер, Р.Б.Шапиро. О психологии изобретательского творчества. "Вопросы психологии" N 6 - 1956 г, с. 37-49. 8. Г.С.Альтшуллер. Как научиться изобретать. Тамбовское книжное изд, 1961 г. 9. Г.С.Альтшуллер. Основы изобретательства. Центрально-Черноземное книжное изд, 1964 г. 10. Г.С.Альтшуллер. Алгоритм изобретений. Изд. "Московский рабочий". 1-е издание - 1969 г, 2-е издание - 1973 г. Основы современной ТРИЗ 11. Г.С.Альтшуллер. Творчество как точная наука. Изд. "Советское радио", Москва, 1979 г. 12. Г.С.Альтшуллер, А.Б.Селюцкий. Крылья для Икара. Изд. "Карелия", Петрозаводск, 1980 г. 13. С 1979 по 1983 г. материалы по ТРИЗ регулярно публиковались в журнале "Техника и наука": а) Изложение и обсуждение основ ТРИЗ: NN 3-6 и 9-10 за 1979 год, NN 10 и 12 за 1980 год. б) Развитие фантазии при обучении ТРИЗ: NN 5-7 за 1980 год. в) Примеры использования ТРИЗ при решении конкретных задач: N 10 за 1979 г. NN 4 и 9 за 1980 г.; NN 2 и 10 за 1980 г. г) "Практикум по ТРИЗ": начиная с N 1 за 1980 г. д) Фрагменты указателя применения физэффектов: NN 1-9 за 1981 г.; NN 3-5 за 1982 г. е) Применение химэффектов: N 6 за 1982 г. ж) Применение геомэффектов: N 7 за 1982 г. 14. Г.С.Альтшуллер. Найти идею. Сиб. отд. изд. "Наука", Новосибирск, 1986. 15. Сборник "Дерзкие формулы творчества", изд. "Карелия", Петрозаводск, 1987 г. 16. Сборник "Нить в лабиринте". Изд. "Карелия", Петрозаводск, 1988 г. 17. Г.И.Иванов...И начинайте изобретать! Восточно-Сибирское книжное изд, Иркутск, 1987 г. 18. Н.Т.Петрович, В.М.Цуриков. Путь к изобретению. Изд. "Молодая гвардия", Москва, 1986 г. ТРИЗ и ФСА 19. Г.С.Альтшуллер, Б.Л.Злотин, В.И.Филатов. Профессия - поиск нового. Изд. "Картя Молдовеняскэ", Кишинев, 1985 г. 20. В.М.Герасимов, С.С.Литвин. Учет закономерностей развития техники при проведении функционально-стоимостного анализа технологических процессов. - В сборнике "Практика проведения функционально-стоимостного анализа в электротехнической промышленности". Энергоатомиздат, Москва, 1987 г, с. 193-210. Приложение ТРИЗ к решению правовых и научных задач 21. Р.Б.Шапиро, Г.С.Альтшуллер. О некоторых вопросах советского изобретательского права. "Советское государство и право", N 2, 1958 г, с. 35-44. 22. Г.Альтов, В.Журавлева. Путешествие к эпицентру полемики. "Звезда", N 2 - 1964 г, с. 130-138. 23. И.М.Кондраков. Алгоритм открытий? - "Техника и наука", N 11 - 1979 г. 24. Г. Г. Головченко. О ветроэнергетике растений. "Физиология растений", 1974 г, т. 21, вып.4. c.861-863. 25. В.В.Митрофанов, В.И.Соколов. О природе эффекта Рассела. "Физика твердого тела", 1974 г, т. 16, N 8, с. 24-35. Развитие творческих способностей учащихся 26. Г.Альтов. И тут появился изобретатель. Изд. "Детская литература". М, 1984. Второе издание - 1987. 27. Б.Злотин, А.Зусман. Месяц под звездами фантазии. Изд. "Лумина", Кишинев, 1988 г. Развитие творческого воображения 28. Г. Альтов. Фантастика и читатель. Сборник "Проблемы социологии печати". Выпуск 2. 1970 г, Сиб. отдел. изд. "Наука" Новосибирск. 29. Б.Шевченко. Развитие творческого воображения. Методическое руководство. Фрунзенский политехнический институт. 1987 г. 30. П.Амнуэль. Звездные корабли воображения. Изд. "Знание", М, 1988 г. ФОНД МАТЕРИАЛОВ ПО ТРИЗ
В 1987 году Г.Альтшуллером и Л.Кожевниковой в Челябинской областной универсальной научной библиотеке (ЧОУНБ) основан фонд материалов по ТРИЗ. Создание фонда вызвано несколькими причинами. Во-первых, начинается массовое применение ТРИЗ. В стране действует около трехсот школ ТРИЗ (курсов, семинаров, институтов, групп по изучению ТРИЗ и т.д.). Число новых школ и преподавателей быстро растет. Конечно, в своих местных библиотеках преподаватели смогут проработать несколько книг по теории решения изобретательских задач, но современные знания не исчерпываются этим. Есть ряд материалов, неизданных большими тиражами: методические пособия, программы занятий, задачники, сводные картотеки технических решений, картотеки биографий, исследования по законам развития технических систем и их механизмам, фотографии с занятий, учебные и информационные плакаты и т.п. Квалифицированному преподавателю необходимо знать и использовать эти материалы, собранные в ЧОУНБ, они становятся общедоступными. Вторая важная причина - сбор всех разработанных ранее (и создаваемых сейчас) материалов по ТРИЗ. За долгие годы работы накопился большой массив печатных и рукописных работ, разрозненных по школам и личным фондам преподавателей и исследователей. Для учета и классификации материала их следовало собрать в одном центре. Это позволяет эффективнее идти вперед и в обучении ТРИЗ, и в развитии теории. И третье: единый, зарегистрированный фонд необходим для сохранения национального приоритета и гарантии авторских прав исследователей ТРИЗ. Более подробную информацию о фонде и правилах работы с его материалами можно узнать у Л.Кожевниковой (адрес см. в разделе 5.2).
6. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: УЧИТЬ ВСЕХ? ДА!
ТРИЗ предназначена для решения конкретных технических задач, но не менее важна другая функция ТРИЗ: обеспечение такой технологии мышления, которую в старых терминах мы называем талантом. Сегодня, когда накопился опыт работ многих школ ТРИЗ, можно уверенно сказать: каждый инженер способен и должен "по науке" (по ТРИЗ) решать задачи, которые принято считать творческими. Реально ли каждого научить бегать со скоростью 50 км/час? Да, если "бег" заменить ездой на автомобиле. Можно ли каждого научить работать быстрее самого талантливого землекопа? Да, если заменить лопату экскаватором. ТРИЗ дает инженеру экскаватор - в этом смысл ТРИЗ, нового инструмента творческой деятельности. Неразумно и расточительно решать творческие задачи методом "осенения" в то время, когда создана научная технология, как неразумно и расточительно перетаскивать на себе грузы, когда есть поезда, автомобили, самолеты. Сегодня против ТРИЗ возражают лишь люди, плохо знакомые с современной ТРИЗ. Эти возражения чаще всего строятся по формуле: "Я ничего не читал про вашу ТРИЗ, но думаю, что..." и далее следуют "мысли", суть которых сводится к тому, что надо пользоваться здравым смыслом, смекалкой, народными поговорками, пословицами, анекдотами... Что же касается ТРИЗ, то изучать ее не следует, считают "мыслители". Во-первых, говорят они, потому, что ТРИЗ слишком сложна. Следуя этой логике, не надо заниматься физикой, химией, математикой, биологией и т.д. (не надо даже учиться разговаривать: по утверждению иностранцев, русский язык очень сложен в изучении). Если бы человечество слушалось таких советов, оно бы до сих пор сидело на деревьях, придерживаясь хвостами за ветви. Второй аргумент выглядит так: "А кто будет выполнять черновую, нетворческую работу? Зачем миру столько людей, занимающихся творчеством? Достаточно и тех, что талантливы от рождения". Как многое в истории повторяется! Когда-то точно так же возражали против обучения грамоте: считалось, что быть грамотным удел избранных, сегодня у нас в стране всех учат читать и писать: разве это привело к катастрофе, к перепроизводству грамотных? ТРИЗ - азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным. "Вы утверждаете, - говорят скептики, - что каждого можно научить изобретать? Но этого не может быть! А врожденные способности? А гении: ведь они - от рождения гении, разве не так?" Эта позиция обусловлена простыми причинами: а) С древнейших времен изменилось все, кроме технологии решения творческих задач. К методу проб и ошибок настолько привыкли, что само творчество стало отождествляться с решением задач путем перебора вариантов. б) ТРИЗ отрицает монополию на творчество, якобы обеспечиваемую прирожденными способностями. А за такие монополии и привилегии (родовые, имущественные, расовые и т.п.) держатся крепко, отстаивая их всеми средствами, включая силу. В бурях великих революций рухнули предрассудки о превосходстве родовитых людей, об особых способностях людей богатых, но устояло и, пожалуй, даже стало прочнее представление об исключительности людей, наделенных творческими способностями. Уже не говорят: он лучше, потому, что богаче. Теперь говорят иначе: он лучше, потому что у него творческие способности. Только это не причина неравенства, а следствие. Миф, обосновывающий неравенство ссылкой на способности, исключительно крепок, но и он неизбежно рухнет. Люди имеют одинаковое право на счастье, а право это включает, прежде всего, возможность творчества, развитие - для творчества, - соответствующих способностей. г. Баку апрель, 1988 г.
Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru Оставить отзыв о книге Все книги автора
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.212 (0.015 с.) |