Анаксимандр (610–547 гг. До Н. Э. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анаксимандр (610–547 гг. До Н. Э. )



Фалес

(624–547 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ и математик из Милета (Малая Азия). Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской (ионийской) школы, с которой начинается история европейской науки. Именем Фалеса названа геометрическая теорема. Имя Фалеса уже в V в. до н. э. стало нарицательным для мудреца. «Отцом философии» Фалеса называли уже в его время. Достоверно известно только то, что Фалес был знатного рода, и получил на родине хорошее образование.

«О поворотах солнца и равноденствии», свид. Диогена Лаэртского.

«Судоводная (морская) астрономия».

Полагал, что первоосновой мироздания является вода, так как именно из воды Бог сотворил мир. Фалес наделял душой все предметы, считая, что душа – это особое состояние воды. Фалес предполагал, что главной характеристикой души является её способность придавать движение телу. Милетский мудрец считал, что душевные способности обусловлены состоянием организма (здоровое тело обладает большими душевными возможностями).

Анаксимандр (610–547 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии, ученик Фалеса. Автор первого греческого научного сочинения, написанного прозой («О природе», 547 до н. э.). Ввёл термин «закон», применив понятие общественной практики к природе и науке. Анаксимандру приписывают одну из первых формулировок закона сохранения материи («из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению»).

«О природе»

Преодолел влияние идей своего учителя Фалеса и пришёл к выводу о том, что первоосновой мироздания является апейрон — особое состояние материи, не имеющее качественной определённости. По мнению Анаксимандра, душа является одним из состояний апейрона. Им были высказаны идеи эволюционного развития

Живых существ: из влаги под влиянием солнечного света появились растения, из растений животные, а человек произошёл от рыб.

Гераклит Эфесский (530–470 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ-досократик. Он родился и жил в малоазийском городе Эфесе. Гераклит отвергал традиционное неписанное право элиты, веря в устанавливаемый государством закон, за который должно сражаться как за родной город. По некоторым данным, принадлежал к роду басилевсов (царя-жреца), однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата. Гераклит является одним из основоположников диалектики.

«О природе»

«О Вселенной, о государстве, о богословии»

Первоосновой всех вещей считал огонь. Гераклит ввёл в научный обиход понятие атома – мельчайшей, невидимой глазом частицы. Душу он представлял как материальную субстанцию, со-

Стоящую из подвижных атомов огня, которые предают активность инертному телу. Гераклит считал, что во сне ослабевает связь с внешним миром, а в момент смерти эта связь рвётся. По мнению Гераклита, человек и все окружающие его

Предметы подвержены изменению. Главной задачей человека является познание самого себя, своей «психеи» (души), что позволяет человеку постигнуть «Логос» (закон), дарующий ходу вещей гармонию. Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. «Из Единого все происходит и из всего — Единое»

Эмпедокл

(ок. 490–430 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ и врач. Был также политическим деятелем и поэтом. Занимался врачеванием, жречеством. Деятельность его протекала в г. Агригенте в Сицилии. О нём ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания. Обладал всевозможными талантами и достоинствами. Владел искусством красноречия и даже основал школу ораторского искусства в Сицилии. Смерть его также окутана легендами. Рассказывают, что он бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога.

Поэма «О природе»

«Очищения»

Разработал оригинальное учение о «четырёх корнях», в рамках которого он развил идею о том, что первоосновой бытия являются четыре стихии природы: огонь, вода, воздух и земля, сочетание которых формирует мироздание. Немаловажную роль в процессе формирования мира играют, по мнению Эмпедокла, так называемые мирообразующие силы: Любовь и Вражда. Считал, что важную для психической жизни роль играет кровь, которая выступает в качестве носителя душевных функций. Центральным органом, ответственным за циркуляцию крови, является сердце. Особенности крови (температура, густота) связаны со спецификой деятельности человека (например, у мудреца наиболее продуктивно кровью снабжается мозг, у оратора — язык).

Гиппократ (460–377 гг. до н.э.)

Древнегреческий врач, «отец медицины», которая выделилась из философии в отдельную науку. Гиппократ жил во времена Перикла, современник Сократа и Платона, лечил от мнимого безумия «смеющегося философа» Демокрита. Первоначальное медицинское образование Гиппократ получил от отца — врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости Гиппократ много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по обетным таблицам, которые вывешивались в стенах храмов Асклепия. Умер Гиппократ около 370 года до н. э. в Лариссе, в Фессалии, где ему и поставлен памятник, но на тысячелетия для всех врачей стала кодексом профессиональной чести «Клятва Гиппократа».

Трактаты:

«О ветрах»,

«О воздухах, водах и местностях»,

«Прогностика»,

«О диете при острых болезнях»,

Первая и третья книги «Эпидемий»,

«Афоризмы» (первые четыре раздела),

хирургические трактаты:

«О суставах» и «О переломах», являющиеся шедеврами «Сборника».

Сочинений этического направления:

«Клятва»,

«Закон»,

«О враче»,

«О благоприличном поведении»,

«Наставления»,

Пришёл к выводу о том, что причиной болезни и здоровья человека является пропорция, в которой смешаны в организме различные «соки»: кровь, слизь, жёлтая желчь и чёрная желчь. Вышеупомянутая пропорция получила название темперамента. Названия темпераментов прочно вошли в употребление и используются по настоящее время: сангвинический тип темперамента – преобладает кровь, флегматический тип темперамента – преобладает слизь, холерический – преобладает жёлтая желчь, меланхолический – чёрная желчь. Гиппократом была высказана идея о существовании связи между состоянием здоровья человека и спецификой политической системы. Гиппократ

Вошёл в историю психологической науки как разработчик одной из первых научных типологий.

Демокрит

(ок. 460–370 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ, ученик Левкиппа, один из основателей атомистики. Родился в городе Абдеры во Фракии. За время своей жизни много путешествовал, изучая философские воззрения различных народов (Древний Египет, Вавилон, Персия, Индия, Эфиопия). Слушал в Афинах пифагорейца Филолая и Сократа, был знаком с Анаксагором. браз жизни Демокрита, однако, казался абдеритам непонятным: он постоянно уходил из города, скрывался на кладбищах, где вдали от городской суеты предавался размышлениям; иногда Демокрит без видимой причины разражался смехом, настолько смешными казались ему людские дела на фоне великого мирового порядка (отсюда его прозвище «Смеющийся Философ»). Сограждане сочли Демокрита умалишенным, и даже пригласили для его освидетельствования знаменитого врача Гиппократа. Тот действительно встретился с философом, но постановил, что Демокрит абсолютно здоров как физически, так и психически, и помимо этого утвердил, что Демокрит один из умнейших людей, с которыми ему приходилось общаться.Труды не сохронились присваивается авторство:

«О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.

Демокрит считал, что целью жизни человека является спокойное расположение духа и гармония с природой. Демокрит считал, что основой мироздания являются не стихии, а микроскопические образования – атомы. Из атомов состоят предметы, тела и души, причём души состоят из круглых, наиболее подвижных атомов, которые придают активность инертному телу. Высказав идею о том, что после смерти тела атомы души рассеиваются в воздухе, Демокрит сделал вывод, что смертно не только тело, но и душа. В организме человека атомы души локализуются в области головы, печени и сердца. Движение атомов души в области головы обусловливает протекание познавательных процессов. Движение атомов души в области сердца обеспечивает соответствующий эмоциональный фон, а перемещение атомов души в область печени детерминирует потребности человека. Демокрит, разработав теорию познания, предположил, что познавательный процесс состоит из двух компонентов – ощущения и мышления. Процесс познания окружающего мира организован следующим образом: атомы души, локализующиеся в органах чувств, соприкасаются с микроскопическими копиями (эйдолами) всех окружающих предметов – происходит ощущение, а с помощью мышления человек способен понять сущность вещей. Демокрит полагал, что все поступки человека причинно обусловлены.

Сократ

(469–399 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.

Сократ был сыном каменотёса (скульптора) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Был женат на женщине по имени Ксантиппа. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд.

Аристофана, так как Сократ не записывал свои рассуждения. По мнению великого афинянина, любое знание относительно («Я знаю, что я ничего не знаю»). Сократ стремился осмыслить истинное предназначение философии, каковым, по его

мнению, является самопознание как путь к постижению истинного блага и счастья. По мнению Сократа, у человека есть три основные добродетели, главной из которых является умеренность — способность обуздывать страсти. Только обуздав свои страсти, человек способен подняться над природой. Две другие добродетели – это храбрость и справедливость. Под храбростью Сократ понимал знания, необходимые для преодоления опасностей, а под справедливостью – знания, с помощью которых человек научается соблюдать законы. Сократ считал, что люди, не умеющие управлять собой, не способны управлять другими людьми. Сократ был мастером устного общения, в ходе которого он стремился помочь своим собеседникам найти «самих себя» посредством метода «сократической» беседы. При беседе с очередным своим оппонентом Сократ подбирал вопросы, с помощью которых стремился обнажить скрытое под покровами сознания. Сначала собеседнику задавались вопросы, с помощью которых Сократ вызывал у оппонента сомнения в истинности его суждений, а затем, демонстрируя очевидность вскрытых противоречий, Сократ помогал собеседнику найти

Мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.

Платон

(427–347 гг. до н.э.)

Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл. Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».Родился в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение. Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. После смерти Сократа в 399 до н. э. уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399—389 годов. В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами. В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу — Платоновскую Академию. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.

«Апология Сократа»

«Критон»

«Евтифрон»

«Лахет»

«Лисид»

«Хармид»

«Протагор»

Я книга «Государства»

«Горгий»

«Менон»

«Эвтидем»

«Кратил»

«Гиппий меньший»

«Федон»

«Пир»

«Федр»

Платон высказал идею о том, что подлинным бытием является мир идей, а не материальный мир. Материальный мир – это небытие, проходящее и смертное. Материальный мир сотворен Богом из четырёх стихий: огня, земли, воздуха и воды. Существует также и мир чувственных вещей, который является результатом проникновения бытия в небытие. Тело человека смертно, а душа, являясь бессмертной, пребывает в нём временно. Для доказательства бессмертия

Души Платон использовал следующие аргументы: во-первых, трансформация живого в неживое и обратно возможно только при наличии душ, которые вселяются в рождающееся тело, то есть душа вечно существует до рождения и после смерти; во-вторых, знания человека есть результат припоминания душой того, что она знала в своих предыдущих рождениях, а если душа существует до рождения, значит, она должна существовать и после смерти; в-третьих,

Вне тела душа пребывает в божественном мире идей, то есть душа богоподобна и подчиняет себе всё телесное, а будучи божественной, душа вечна и бессмертна; в-четвертых, в любое тело душа привносит жизнь, а привносящее жизнь не приемлет смерти. Платон, разрабатывая проблему души, обратил внимание на конфликтную сущность функционирования человека, о чём красноречиво свидетельствует миф Платона о вознице, который управляет колесницей, запряжённой двумя конями: чёрным, символизирующим вожделеющую часть души, непокорным и нуждающимся в постоянном контроле, и белым, символизирующим страстную часть души, благородным и послушным. Сам возница символизирует разумную часть души, он управляет колесницей, ищет правильный путь. Разумная часть души локализуется в голове, страстная – в груди, а вожделеющая – в брюшной полости.

Древнегреческий философ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (Лицей, или перипатетическую школу). Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившей все сферы человеческого развития социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Физика

О небе

О душе

О памяти и воспоминании

О сне и бодрствовании

О сновидении

О толковании сновидений

О долготе и краткости жизни

История животных

О частях животных

О движении животных

О разделении животных

О возникновении животных

Впервые систематизировал все знания о природе человека от истории вопроса до анализа мнений предшественников и построения на этой основе своей теории. Главная функция души - это реализация биологического существования организма, в котором телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа - это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. После смерти душа возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения. Способности души рассматриваются

Через ее уровни.

Мышление как составление суждений, протекает в понятиях и постигает общее. Есть мышление низшее, которое не исследует и не утверждает, это мнение или предположение; и мышление высшее, которое познает основы вещей и может быть рассуждающим (логическим), интуитивным, через которое можно находить посылки, и мышлением-мудростью, которое является высшим видом мышления.

Аврелий Августин

(354–430)

Епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского.

Сделал попытку интегрировать идеи Платона в христианскую доктрину. Аврелий Августин считал, что душа – это самостоятельная, бессмертная субстанция, не

Являющаяся материальным телесным свойством. Душа бессмертна, так как бессмертны идеи, рождённые ей. Душа содержит такие функции, как воля, мышление и память, имея превосходство над телесной сущностью. Тело должно подавлять плотские устремления, не способствующие познанию,

Которое в свою очередь осуществляется душой. Аврелий Августин выдвинул идею примата воли над разумом, так как действие человека прямо обусловлено его волей, являющейся основой духовной жизни человека. Душа человека содержит идеи с рождения, а извлечь идеи можно с помощью воли. Причиной познания является Бог, а познать божественную истину можно только с помощью воли, а не разума.

Бэкон Фрэнсис

(1561–1626)

Английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 привлечён к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от всех должностей. В дальнейшем был помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние годы жизни посвятил научной и литературной работе. Также внёс большой вклад в рассмотрение античной философии, в это время он написал труды: «Всё или ничего», «Total debosch». Бэкон начал свою профессиональную деятельность как юрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. В контексте своего времени, такие методы использовались алхимиками. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году. Создал двухбуквенный шифр, называемый теперь шифр Бекона.

«Новый Органон»

«Все или ничего»

Несмотря на активное участие в политической деятельности, главным для себя он считал занятие наукой. Фрэнсис Бэкон полагал, что источник знания необходимо искать в эмпирическом исследовании. В качестве инструмента научного исследования он предложил «новый органон» как инструмент мышления, благодаря которому можно построить фундамент достоверного научного знания. В 1620 году был опубликован труд Фрэнсиса Бэкона «Новый Органон», в котором он изложил своё видение состояния современного научного знания, описав новый метод получения знания и представив свою философскую концепцию. По Ф. Бэкону, для наук, данные которых базируются на чувственном опыте, методом доказательства является эксперимент, а для теоретических наук методом доказательства является индуктивная логика. Фрэнсис Бэкон предполагал, что существует четыре вида так называемых «идолов», искажающих объективную реальность: 1) идолы рода – ошибки, которые делает человек в силу своей природы; 2) идолы пещеры – ошибки, обусловленные предрассудками отдельного человека; 3) идолы площади – ошибки, возникающие в общении, в основе которых лежат неточности в использовании языка; 4) идолы театра – ошибки, совершаемые вследствие принятия неверных философских систем. Идеи Фрэнсиса Бэкона ознаменовали переход к новому этапу в развитии психологического знания в Европе Нового времени.

Декарт Рене (1596–1650)

Французский математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. Декарт происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был младшим (третьим) сыном в семье. В 1612 году Декарт закончил коллеж, некоторое время изучал право в Пуатье, затем уехал в Париж, где несколько лет чередовал рассеянную жизнь с математическими исследованиями. Затем он поступил на военную службу (1617) — сначала в революционную Голландию, затем в Германию, где участвовал в недолгой битве за Прагу (Тридцатилетняя война). Несколько лет Декарт провёл в Париже, предаваясь научной работе. Помимо прочего, он открыл принцип виртуальных скоростей, который в то время никто ещё не был готов оценить по достоинству. Затем — ещё несколько лет участия в войне (осада Ларошели). По возвращении во Францию оказалось, что свободомыслие Декарта стало известно иезуитам, и те обвинили его в ереси. Поэтому Декарт переезжает в Голландию (1628), где провёл 20 лет.

Он ведёт обширную переписку с лучшими учёными Европы (через верного Мерсенна), изучает самые различные науки — от медицины до метеорологии. Наконец, в 1634 г. он закончил свою первую, программную книгу под названием «Мир». Но момент для издания был неудачным — годом ранее инквизиция чуть не замучила Галилея. Теория Коперника, принятая и в книге Декарта, была официально запрещена. Поэтому Декарт решил при жизни не печатать этот труд.

«Рассуждение о методе»

«Размышления о первой философии...»

«Начала философии» «Рассуждение о методе…»

Рене Декарт полагал, что человеческий организм осуществляет свою работу подобно «нервной машине» (механической системе). Так, внешние импульсы воздействуют на окончания нервных нитей, находящиеся внутри нервных трубок нити натягиваются, открывают клапаны, соединяющие мозг с нервами, через клапаны из мозга к мышцам поступают «животные духи», представляющие собой воздухообразные частицы, и вызывают реакцию мышц. Сам по себе человек, по мнению Рене Декарта, представляет собой связь бездушного механизма тела с душой, которая обладает мышлением и волей. Взаимодействие между телом и душой совершается с помощью шишковидной железы (гипофиза). Наиболее важными способностями человеческой души являются мышление и воля. По Декарту,существуют активные и страдательные состояния (страсти) души. Главное действие страстей состоит в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело. Рене Декарт считал, что душа и тело подчинены разным законам, но при этом душа и тело оказывают влияние друг на друга, являясь самостоятельными субстанциями. Принципом работы тела является принцип рефлекса, а принципом работы души – рефлексия. Столкнувшись с необходимостью объяснения того, как тело и душа сосуществуют в целостном человеке, Рене Декарт предложил решение, получившее название «психофизическое взаимодействие»: тело свободно отдуши, а душа свободна от тела. Рене Декарт выдвинул тезис о том, что животные не обладают душой, являясь бездушными автоматами, не умеющими думать.

Лейбниц Готфрид

(1646–1716)

Немецкий философ, математик, юрист, дипломат. Изучал философию и юриспруденцию в Лейпцигском и Йенском университетах. Находился на службе у курфюрста Майнца и ганноверских герцогов. В 1700 году стал первым президентом созданного по его инициативе Берлинского научного общества. Неоднократно встречался с Петром I. Готфриду Лейбницу принадлежит

Проект организации в Санкт - Петербурге Академии наук, а

Готфрид Лейбниц вошел в историю науки как разработчик важных методологических принципов: 1) тождества неразличимых вещей и 2) всеобщих различий. Из принципа тождества неразличимых вещей следует, что не нужно различать вещи, если они на самом деле являются одной и той же вещью, и напротив, отождествлять вещи, различные по своим качествам. Из принципа всеобщих различий следует, что не существует абсолютного сходства вещей и состояний во времени. Г. Лейбницем были выделены следующие «априорные» принципы бытия: 1) непротиворечивость всякого возможного

Бытия (закон противоречия); 2) логический примат возможного перед действительным (существующим); 3) возможность бесчисленного множества непротиворечивых «миров»; 4) достаточную обоснованность того факта, что существует именно данный мир, а не какой-либо другой из возможных, что происходит именно данное событие, а не другое (закон достаточного основания); 5) оптимальность (совершенство) данного мира

как достаточное основание его существования. По мнению Г. Лейбница, душа человека представляет собой экран из полотна со складками, и содержит в себе начала понятий и теорий, которые пробуждаются внешними объектами. Г. __

Лейбниц в своих теоретических построениях использовал понятия перцепции и апперцепции. Под перцепцией подразумевал пассивное отражение окружающего мира, а под апперцепцией активное отражение окружающего мира. В душе человека постоянно происходит деятельность «малых перцепций», то есть неосознаваемых восприятий. Г. Лейбниц считал, что Вселенная состоит из неделимых первоэлементов бытия, которые он называл «монадами». Каждая монада способна воспринимать всё, что происходит во Вселенной. По Г. Лейбницу, душа и тело действуют самостоятельно по своим законам, а гармония между ними предопределена Богом. Объяснение Г. Лейбница того, как соотносятся душа и тело, получило название психофизического параллелизма.

Вебер Эрнст Генрих

(1795–1878)

Немецкий физиолог, профессор анатомии и физиологии. В 1861 он поступил в Йенский университет, где Эрнст Аббе стал первым из двух физиков оказавших определённое влияние на его карьеру. Вскоре, однако, Вебер обнаружил в себе недостаточную математическую одарённость и навсегда перестал заниматься математикой. С 1869 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук. Эрнст Вебер изобрел специальный прибор – циркуль Вебера, с помощью которого можно было оценить степень кожной чувствительности в различных участках кожного покрова.

Эрнст Вебер изобрел специальный прибор - циркуль Вебера, с помощью которого можно было оценить степень кожной чувствительности в различных участках кожного покрова, описав существование закономерных связей между интенсивностью воздействия внешних раздражителей и ответными реакциями (ощущениями). Циркуль Вебера позволил исследовать пространственные пороги кожной чувствительности, установив участки кожного покрова человека, обладающие максимальной и минимальной чувствительностью. Эрнст Вебер впервые экспериментально исследовал эффект температурной адаптации. Опираясь на результаты своей экспериментальной работы, Эрнст Вебер предложил подразделить все ощущения на: 1) ощущения давления, 2) ощущения температуры, 3) ощущения локализации.

И. П. Павлов, последовательно развивая идеи И. М. Сеченова, пришел к выводу о том, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в центрах больших полушарий головного мозга. По мнению И. П. Павлова, основным актом поведения субъекта является условный рефлекс, который позволяет организму адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Наряду с условным рефлексом И. П. Павловым были исследованы и другие категории рефлексов: 1) ориентировочный; 2) цели; 3) свободы.

Фрейд Зигмунд (1856–1939),

Австрийский психолог, психиатр, основоположник психоанализа. Получил медицинское образование в Венском университете. В 1881 году З. Фрейд получил докторскую степень по медицине. В 1885 году З. Фрейд получил исследовательскую стипендию, благодаря которой он поехал в Париж на стажировку к Ж.-М. Шарко, добившемуся к тому времени определенных успехов в лечении истерии. В 80-е годы XIX века З.Фрейд в сотрудничестве с И. Брейером, используя метод свободных рассказов, достигают успеха в лечении истерии. В 1885 году в соавторстве с И. Брейером была опубликована книга «Исследования истерии». В период с 1900 по 1905 год З. Фрейд публикует несколько книг, вызвавших заметный резонанс в научном сообществе: 1900 год – «Толкование сновидений», 1901 год – «Психопатология обыденной жизни», 1905 год – «Три эссе о сексуальности» и «Юмор и его отношение к бессознательному». В период с 1900 по 1905 год З. Фрейд публикует несколько книг, вызвавших заметный резонанс в научном сообществе: 1900 год – «Толкование сновидений», 1901 г - «Психопатология обыденной жизни», 1905 год – «Три эссе о сексуальности» и «Юмор и его отношение к бессознательному».

«Следования истерии»

«Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Три эссе о сексуальности» и «Юмор и его отношение к бессознательному».

В 1885 году в соавторстве с И. Брейером была опубликована книга «Исследования истерии», на страницах которой была высказана идея о том, что причина истерии кроется в вытесненных воспоминаниях о травматическом опыте пациента. По мнению З. Фрейда, реализация психической жизни человека осуществляется с помощью динамического функционирования трёх структур: 1) Ид (Оно) – уровень бессознательного, в котором содержатся инстинктивные побуждения и вытесненные травматические переживания, оказывающие существенное, но не осознаваемое влияние на поведение человека. Ид выполняет роль посредника между психическими и соматическими процессами в организме человека. 2) Эго (Я) – компонент личности, отвечающий за принятие решений. В Эго реализуются осознаваемые переживания и ощущения. Эго отвечает за достижение безопасности и засамосохранение индивида с учётом ограничений, накладываемых окружающей действительностью. 3) Супер - Эго (Сверх-Я) – компонент личности, содержащий усвоенные индивидом нормы поведения, формирующийся в процессе воспитания ребёнка родителями. З. Фрейд считал, что каждый человек является энергетической системой, в основе функционирования которой лежит энергия либидо. Количественные характеристики либидо обладают относительным постоянством. Сущностью поведения человека является уменьшение напряжения, которое вызывает избыток либидо в организме, генерируемый инстинктивными импульсами. По мнению З. Фрейда, существуют две группы инстинктов:

Инстинкты жизни и инстинкты смерти. Инстинкты жизни содержат силы, ориентированные на поддержание жизненно важных процессов и обеспечивающие сохранность вида посредством сексуальных инстинктов. Инстинкты смерти, лежат в основе деструктивных проявлений индивида (агрессия, самоубийства, убийства и т.д.), так как вместе со стремлением к жизни, к продолжению рода, у человека существует и стремление к саморазрушению, к смерти.

З. Фрейдом была разработана психоаналитическая концепция развития человека, в соответствии с которой наиболее важное значение в развитии личности играет опыт раннего детства. З. Фрейд полагал, что каждый человек от рождения имеет определенное количество энергии либидо, которая в процессе развития человека концентрируется в определенных участках организма. З. Фрейдом были выделены стадии развития: оральная, анальная, фаллическая, генитальная и латентный период.

По мнению З. Фрейда, идеальным типом в психоаналитической теории является генитальный тип личности, характеризующийся зрелостью, ответственностью отношениях с окружающими людьми. З. Фрейд считал, что для поддержания гомеостатического равновесия в личности эго человека использует специальные защитные механизмы, благодаря которым личность защищается от прямого выражения импульсов ид и давления со стороны супер-эго. Защитные механизмы функционируют на неосознаваемом уровне. Для реализации защитных механизмов необходимо использование психической энергии, что в свою очередь ведет к искажению восприятия реальности. З. Фрейдом и его последователями было описано множество защитных механизмов эго, среди которых:

Вытеснение

Проекция

Замещение

Рационализация

Регрессия

Сублимация

Юнг Карл Густав (1875–1961)

Швейцарский психолог. Получил образование в университете Базеля. Занимался медицинской практикой в психиатрической клинике Бургхельцли в Цюрихе. Профессор университетов Базеля и Цюриха. В 1907 году К. Г. Юнг познакомился с З. Фрейдом. В 1911 году был избран первым президентом Международной

психоаналитической ассоциации. В 1913 году К. Г. Юнг, разорвав отношения с З. Фрейдом, сосредоточился на создании собственной теории. В 1948 году К. Г. Юнг инициирует открытие в Цюрихе Института аналитической психологии (Институт Юнга).

К. Г. Юнг считал, что развитие личности является динамическим процессом, развивающимся на протяжении всей жизни человека. По мнению К. Г. Юнга, структуру личности составляют три взаимодействующих компонента: 1) эго, 2)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.103 с.)