Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Транспортировка по фирну и по снегу↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Самый выгодный состав для транспортировки по фирну и снегу—6—8 человек. Для охранения употребляются альпенштоки, лыжные палки, на плотном фирне — ледорубы. При подъемах два человека выходят с нижним охранением на всю веревку, закрепляются, загоняя в снег лыжную палку или альпеншток. Остальные становятся по бокам салазок. По команде “подтягивай” верхние подтягивают, а нижние во избежание рывка приподымают салазки, проталкивая их вперед. Когда остается 2 или 3 м для сближения, сопровождающие встают, принимая охранение, затем верхние повторяют снова те же приемы. При спуске все это проделывается в обратном порядке. Во время всего процесса транспортировки по снежным склонам необходимо следить за состоянием снега на склоне, чтобы не попасть под лавину. Если нет возможности обойти лавинный склон, тогда вся работа производится с небольшим числом людей. Остальные следят за состоянием снега, выставляя специального сигнальщика. Транспортировка в долине Больной, доставленный в долину, может быть прикреплен на тех же носилках между двух лошадей. Лошади ставятся цугом на расстоянии, превышающем длину носилок или шеста по 50—80 см с каждой стороны. Носилки привязывают веревками, идущими от каждой стороны носилок к седлу или чрезседельнику. Уровень привязей должен быть одинаковым. Идущие сбоку товарищи удерживают носилки от боковой качки. При транспортировке на автомашине больного с серьезными повреждениями черепа или позвоночника, машину загружают песком на половину ее подъемной возможности. Загрузка несколько увеличивается над задними колесами. Больной укладывается поперек автомашины, ближе к кабине шофера. Перевозка пострадавших в пустой автомашине опасна. Темп движения автомашины зависит от состояния больного и при хорошей дороге составляет в среднем 15 км в час. Извлечение из трещин и лавин Извлечение провалившегося в трещину должно происходить очень быстро, в противном случае пострадавший может замерзнуть. Немедленно после аварии необходимо установить, в каком состоянии находится провалившийся. Если пострадавший имеет возможность передвигаться и помочь себе сам, ему спускают одну-две веревки, и он по способу Пруссика или на стременах подымается вверх. Если пострадавший находится в беспомощном состоянии, спустившийся к нему извлекает его с помощью товарищей. При лавинных катастрофах необходимо немедленно после аварии спуститься на место лавинного цирка (если есть возможность) и осмотреть поверхность в поисках выступающих частей одежды, снаряжения или тела. Обязательно выставлять сигнальщика, который находится на расстоянии видимости и слышимости и при повторной лавине предупреждает товарищей, имея возможность укрыться. Если по наружным признакам удалось обнаружить пострадавшего, надо немедленно откопать его, положить на теплые вещи, очистить от снега рот, нос, уши и приводить в сознание. Если по наружным признакам найти пострадавшего не удалось, вызывается спасательный отряд; место катастрофы маркируется. Когда нужно вызвать помощь в горах, прибегают к специальным тревожным сигналам. Сигналы подаются через каждые 10 секунд: 6 раз в минуту дается какой-либо сигнал. Днем выкладывается темная материя на снегу, на скалах размахивают белым платком, на леднике—красной тканью. Ночью применяется сигнальная ракета или фонарь, который выставляется и затем прячется. Если сигнал принят, немедленно дается ответный, который подается каждые 20 секунд, три раза в минуту, через равные промежутки времени. ТАКТИКА ВОСХОЖДЕНИЯ Составить маршрут восхождения — это значит наметить по картам и по описаниям путь до основного лагеря у вершины, выбранной для восхождения, и наметить затем примерную схему самого восхождения. При составлении маршрута исходные данные даются географией данного района (и его климатом): средней высотой хребта, высотой и категорией трудности намеченной вершины, временем года и месяца, выбранных для восхождения. География района дает сведения о характере горной цепи, ее рельефе, степени обледенения и высоте снежной линии, климате и направлении хребта. Средняя высота всего хребта указывает нам на определенные условия жизни в данном горном районе и на высоту вершин. Передвижение по высотному району (Памир или Тянь-Шань) сопряжено с целым рядом трудностей. Чтобы добраться только до подножья вершины, нередко нужно пройти большой путь по высокогорной местности и вместе с вьючным транспортом преодолевать на пути бурные горные потоки, высокие снежные перевалы, длинные ледники. Все это требует специальной подготовки, снаряжения, средств и времени. Высотные восхождения представляют собой большой раздел альпинистской техники. Восхождения на большие высоты связаны с работой при очень низкой температуре, с необходимостью акклиматизации и длительностью самого восхождения. Время года — зима или лето — во многом определяют характер и условия восхождения. Низкая температура, частые бури, лавины могут сделать восхождение зимой невозможным. Но можно выбрать для каждого района месяц, когда все эти препятствия становятся преодолимыми. Летние восхождения также имеют свои специфические особенности, в каждом районе есть свои месяцы сравнительно устойчивой погоды. Только во время устойчивой погоды можно прожить длительный срок в зоне выше 3500 м, успешно совершив несколько восхождений из одного лагеря. Выбор вершины для восхождения начинающего альпиниста определяется знанием горного района, данными о характере вершины и ее технической трудности и соответственно подобранной группой. Мы особенно подчеркиваем всю важность последовательного повышения трудности восхождений на вершины. Только в этом случае начинающий альпинист постигнет те особенности горовосхождений, которые, суммируясь с годами, и складываются в комплекс знаний, объединяемый понятием опыта. Начав с легких вершин и овладев ими, можно переходить к средним, затем к трудным. Нужно сурово бороться со всякими проявлениями лихачества и авантюризма в альпинизме — они ведут к жертвам. Восхождение на всякую вершину можно разбить на два основные этапа: путь до места основного лагеря и путь от основного лагеря до вершины. Второй этап в свою очередь делится на выход на гребень и путь по нему. Каждый из этих этапов пути характеризуется своими особенностями, своим темпом подъема, своими трудностями и опасностями. Прохождение перевалов часто входит как составная часть восхождения до выхода на гребень. Сведения по избранной вершине складываются как из личных наблюдений, так и из описаний. Надо ознакомиться с фотоснимками. Сопоставление различных фотографий поможет выбрать пути к вершине и составить схему восхождения, а несколько хороших фотографий предыдущих восхождений с подступов к вершине позволят предвидеть те трудности, с которыми придется встретиться. Понятно, что все это почти не относится к первовосхождениям. Схемы восхождения могут быть однодневными или с одним промежуточным лагерем для ночевки, или же многодневными, когда устраивается несколько промежуточных лагерей. По характеру подготовки промежуточных лагерей эта схема делится на промежуточные лагери, организованные во время движения к вершине, и промежуточные лагери, подготовленные заранее путем предварительной заброски продуктов и снаряжения. Таким путем обычно подымаются на вершины высших категорий трудности и вершины, находящиеся на большой высоте, где требуется акклиматизация. Все собранные данные дополняются разведкой пути, которая в конечном счете нередко решает успех восхождения, поскольку разработка окончательной схемы и плана восхождения составляется на основании разведки. На первом этапе разведки окончательно выясняется место основного лагеря, определяется географически начало восхождения. Основным лагерем называется тот лагерь, из которого выходят на восхождение. Все лагери, организованные в процессе восхождения между основным лагерем и вершиной, называются промежуточными. До основного лагеря могут быть разбиты и другие лагери по пути движения к основному. В дальних и больших экспедициях в зоне лугов обычно разбивается базовый лагерь, где останавливается караван, поджидающий штурмовую группу. В условиях Кавказа базовыми лагерями являются те хижины, приюты и учебные лагери, из которых альпинисты отправляются к вершине. В основном лагере сосредоточивается все питание и снаряжение, необходимые для восхождения и для обратного пути до базового лагеря. Насколько близко надо забросить основной лагерь к подножию вершины или выше, зависит от расчета времени восхождения. Для того чтобы сократить время восхождения, желательно забросить основной лагерь возможно выше. Но сама организация лагеря требует немало сил и времени, поэтому для него выбирают такой пункт, из которого удобно начать восхождение, а в случае непогоды нетрудно и сравнительно неопасно вернуться в лагерь. Все это относится к тем восхождениям, когда спуск идет по тому же пути, что и подъем. Второй этап разведки намечает путь к самой вершине, дает схему восхождения. Каждая вершина лежит в каком-то хребте, иногда это узел — стык хребтов. От каждой вершины отходят ребра. Путь к вершине проходит по гребням этих хребтов и по ребрам. Такая ориентировка наиболее проста, и к тому же путь по гребню безопаснее всякого другого пути. Разведка решает, как и где выходить на гребень. При подъеме на гребень, в зависимости от характера склона—снег, лед, скалы,—выбирают путь с учетом всех опасностей (лавины, камнепады, непогода). Точно определив путь, приступают к расчету времени. Расчет времени для восхождения зависит от высоты вершины над уровнем моря, времени года, времени дня, степени тренированности и выносливости слабейшего участника группы, крутизны и характера склонов. Имеется немало попыток объективного определения скорости продвижения по различным склонам. При продвижении по нетрудным склонам (при минимуме технических трудностей) с нагрузкой, уменьшающейся по мере подъема от 16 до 10 кг при восьмичасовой работе, скорость движения будет изменяться примерно следующим образом: от 2500 до 3500 м—220—230 м в час, от 3500 до 4500 м—175—180 м в час, от 5000 до 6000 м—50—70 м в час. На склонах без особых технических трудностей (в число трудностей входит и большая крутизна) спуск требует 55—65% времени подъема, но это все-таки лишь приближенная цифра. На очень трудных скалах спуск (без свободного спуска) нередко занимает не меньше времени, чем подъем. Промежуточный бивуак (один или несколько) при однодневном восхождении создается для отдыха, приема пищи, оставления тяжелых вещей и палатки. Если на дальнейшем пути нет скал, будут не нужны скальные крючья, если впереди остались сплошные скалы — не нужны кошки. Не никогда не спешите оставить “лишние” вещи до тех пор, пока не будет ясен весь путь до вершины и не вызывает никаких сомнений погода. На однодневное восхождение берется лишь легкая палатка—на случай неожиданной бури, несчастного случая. Нет надобности создавать заранее специальное укрытие от непогоды, если все восхождение занимает один день. При первых признаках наступающей непогоды нужно своевременно прекратить восхождение и спуститься в основной лагерь. Более безопасно повторить еще раз попытку восхождения, чем отсиживаться в верхних холодных лагерях, подвергая опасности свою жизнь. Достигнув вершины, сделайте снимки, снимите копию записки предыдущих восходителей, оставьте свою записку и, отдохнув, начинайте спуск. Восхождение не заканчивается только подъемом на вершину, впереди еще спуск в основной лагерь. Спуск не менее труден и важен, чем подъем, но об этом нередко забывают. Бывают случаи, что победа кружит голову, бдительность ослабевает, и альпинисты спускаются без учета пройденных трудностей. Значительная часть несчастных случаев в горах происходит при спуске. Разберем обычную схему восхождения на нетрудную вершину Кавказского хребта, наиболее доступный горный район страны. Для восхождения выбрана вершина Цихварга, 2-й категории трудности. Вершина находится в восточной части Кавказа, в Караугомском районе, в ущелье, ведущем к перевалу Гурдзи-вцек. Восхождение совершается летом. Высота вершины—4138 м. Близость моря обусловливает большое количество осадков. Ветры и бури в этом районе летом редки, но часты грозы и снегопады выше 3000 м. В районе хорошая устойчивая погода длится со второй половины июля и до конца августа. Цихварга в основном—снежная вершина. Участок скал очень невелик. К концу августа снег оседает и превращается в лед. Поэтому легче всего совершать восхождение до 15 августа. Путь к подножью вершины облегчается тем, что он совпадает с направлением тропы, идущей к перевалу Гурдзи-вцек. По этой тропе доходят до конца морены на леднике Фастаг (3100 м), здесь разбивается основной лагерь, из которого ведут восхождение. Нет смысла забрасывать лагерь выше. Разведка показывает, что выше до начала самого восхождения опасных мест нет и в случае непогоды или тумана можно безопасно спуститься в лагерь. По расчету времени восхождение (подъем и спуск) совершается за один день. Для подготовленной группы, имеющей опыт восхождений на вершины 1-й или 2-й категории трудности, нужно 10—11 часов работы. Тратить силы на заброску лагеря выше нет надобности, ставить же лагерь ниже конца морены нецелесообразно, при этом слишком удлиняется путь до вершины. Разведка показала, что собранные до поездки сведения верны. К скалам ведет снежный кулуар, судя по всем данным, нелавиноопасный—снег старый, плотный, основание не ледяное, крутизна небольшая, следов лавин нет. Выход из основного лагеря намечен на 4—5 часов утра, в это время безопаснее всего пройти кулуар, а скалы к тому времени, когда подойдут к ним, будут достаточно нагреты солнцем. Промежуточный бивуак нужно разбить за скалами. Предугадать заранее все трудности нельзя, но поскольку известно, что после скал начинается снежный склон, это значит, что придется преодолевать ледяные купола или бергшрунды. Могут понадобиться кошки и ледовые крючья. При восхождении на Цихваргу из 10 часов работы 6 часов занимает подъем и 4 часа спуск. К этому надо прибавить время отдыха. Спуск проходит по пути подъема. Вернувшись в основной лагерь, альпинисты отдыхают в нем 1—2 дня перед новым восхождением. Если все восхождения из этого лагеря закончены, группа спускается в базовый лагерь. Схема восхождения на вершину большей трудности включает в себя особенности восхождения на легкую вершину и добавляет к этому специфические особенности данной вершины.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.36 (0.009 с.) |