Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Передача существующих знаний из одной части организации в другую↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Однако это не означает, что проблема повторного использования уже существующих знаний потеряла свою актуальность. Совсем напротив, в современных условиях она только возросла. Правда, теперь решение ищется не в технологической сфере (информационные технологии), а в сфере оригинальных организационных решений, в которых информационным технологиям отводится вспомогательная роль. Заметным событием, охватывающим этот вопрос, стал выход книги [38]. Автор этой работы затрагивает организационные аспекты эффективной передачи существующих знаний внутри одной компании. Утверждается, что в зависимости от ряда факторов, в любой компании имеют место пять видов передачи (трансферта) знаний: (1) последовательный трансферт (Serial Transfer), (2) ближний трансферт (Near Transfer), (3) дальний трансферт (Far Transfer), (4) стратегический трансферт (Strategic Transfer) и (5) экспертный трансферт (Expert Transfer). Каждый из видов трансферта имеет свои закономерности и правила осуществления, придерживаться которых надо обязательно, если компания хочет обеспечить эффективность этих процессов. Проблема передачи знаний имеет самое непосредственное отношение к проблеме трансферта технологий. Как известно, сегодняшняя ситуация на рынках высокотехнологичной продукции характеризуется интенсивным ростом лицензионной торговли. При этом большая часть этой торговли приходится на сделки между подразделениями внутри транснациональных компаний. Меньшая часть лицензионных соглашений приходится на передачу результатов интеллектуальной деятельности между независимыми организациями. Например, между научно-исследовательскими организациями, включая учебные заведения, и коммерческими фирмами. Формально лицензионные соглашения подразумевают передачу таких объектов интеллектуальной собственности как изобретения, промышленные образцы, ноу-хау и другие. Однако в большинстве случаев за формальными юридическими обязательствами передать нечто должна стоять передача реальных знаний, что, как уже отмечалось, весьма не простая задача, если, кончено, мы хотим приобрести не пустышку в красивой обертке, а реальную ценность, на которой в последствии хотим заработать сами. Обсуждая ту же проблему передачи знаний, авторы книги [39] ставят вопрос более широко. Они справедливо отмечают, что прежде чем передавать знания внутри организации, надо знать, что же эта организация знает. Как показывает опыт, это – отнюдь не тривиальная проблема. Авторы указывают, что для передачи знаний существует, по крайней мере, четыре препятствия. Главнейшее из них – незнание того, что же действительно фирма знает. Три других – абсорбционная способность компании по отношению к знаниям, недостаток отношений в организации, а также скорость передачи – также вносят свой негативный вклад в снижение качества познавательной деятельности в компании. В качестве решения проблемы авторы предлагают концепцию "внутреннего бенчмаркинга", который представляет собой процесс выявления, обмена и использования знаний и практических навыков внутри собственной организации. 8. Измерение ценности интеллектуальных активов или/и влияния "управления знаниями" на результаты бизнеса
Так в книге [40], констатируется ставшая в последние годы еще более очевидная истина: финансовая отчетность не отражает всю рыночную стоимость компаний. Значительная часть ценности компании приходится на так называемый "интеллектуальный капитал", существование которого, с одной стороны, признается фондовым рынком, а с другой – "не признается" бухгалтерской отчетностью. В связи с таким положением вещей ряд фирм предпринимают попытки учесть и представить в публичной отчетности свою интеллектуальную составляющую. В частности, авторы рассматриваемой книги описывают так называемую "модель "Скандии"" - шведской страховой фирмы, которая стала одним из пионеров оценки своих интеллектуальных активов. "Скандия" разбивает свою рыночную стоимость (суммарную стоимость своих акций) на две составляющих – финансовый капитал и интеллектуальный капитал. Интеллектуальный капитал разбивается на (1) "человеческий капитал" и (2) "структурный капитал". "Человеческий капитал" представляет собой знания, навыки, инновационность и способность индивидуальных сотрудников компании решать возникающие задачи. Сюда также включаются ценности, культура и философия компании. "Человеческий капитал" - это не собственность компании. "Структурный капитал" представляет собой торговые марки, документированные бизнес-процессы и все то, что обеспечивает производительность персонала. Другими словами, "структурный капитал" – это то, что останется в офисе, после того, как все сотрудники уйдут домой. "Структурный капитал" состоит из (а) "капитала потребителя" (customer capital) и (б) "организационного капитала". "Капитал потребителя" охватывает ценность, которой обладают установленные с потребителями отношения. "Организационный капитал" также делится на (а) "инновационный капитал" (innovation capital) и (б) "процессный капитал" (process capital). "Инновационный капитал" включает все то, что создает основу для успеха в будущем, включая интеллектуальные активы (объекты интеллектуальной собственности). "Процессный капитал" включает формализованные внутри компании процедуры обмена опытом, использования информационных технологий, печатных материалов и т.п. "Структурный капитал" в отличие от "человеческого капитала" составляет собственность компании. Отличительной особенностью "интеллектуального капитала" служит то, что для его измерения используются нестоимостные показатели. В частности, "Скандия" использует и постоянно замеряет примерно тридцать показателей, характеризующих состояние ее "интеллектуального" капитала. Большинство из них имеет неденежное измерение. Опыт "Скании" подробно описан в работе [41]. В другой работе [42] предлагается концепция "нового баланса" (New Balance Sheet). Автор считает, что реальный баланс любой компании состоит из двух составляющих: "видимой" и "невидимой". Фондовый рынок оценивает компанию по сумме двух частей. "Видимая" часть баланса – это то, что мы увидим, если посмотрим в финансовую отчетность фирмы. Однако рыночная капитализация здоровой фирмы будет существенно превышать данные финансовой отчетности. Разность будет составлять ценность "невидимой" части. У "невидимой" части баланса есть свой актив и пассив. Актив имеет структуру, очень похожую на то, что авторы предыдущей книги назвали "интеллектуальным капиталом". Актив "невидимой" части уравновешивается пассивом, который состоит из двух частей: (а) "невидимых" обязательств (например, обязательства пожизненного найма в японских компаниях) и (б) "невидимого" капитала акционеров. Таким образом, собственность акционеров состоит из чистых активов "видимой" (финансовой) части и "невидимого" капитала. Как и предыдущие авторы, автор этой книги считает, что все попытки использовать стоимостные показатели для "невидимой" части баланса – от лукавого. Похожие идеи высказываются автором книги [43]. Говоря о проблеме измерений в бизнесе, безусловно, следует упомянуть так называемую "сбалансированную систему показателей" - ССП (The Balanced Scorecard), которая была разработана в 90-ые годы и продолжает развиваться поныне широко известными теперь американскими специалистами Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном [44,45]. Сами авторы позиционируют свой инструмент в качестве средства успешной реализации стратегии бизнеса, заблаговременно сформулированной вне их системы. В формулировании стратегии, считают авторы, всегда присутствует элемент искусства, интуиции, озарений и т.п. Однако как только стратегия сформулирована, все "искусство" на этом заканчивается, "гармония" уступает место "алгебре". Начинается кропотливая ежедневная работа по претворению принятых стратегических решений в жизнь. Именно здесь "сбалансированная система показателей" дает превосходные результаты. В рассматриваемом нами контексте "управления знаниями" ССП играет двоякую роль. (1) На первоначальном этапе, когда посредством составления "карты стратегии" заблаговременно сформулированная стратегия бизнеса переводится на язык оперативных мероприятий, появляется возможность более тщательно проверить эту стратегию на предмет ее непротиворечивости и согласованности ее различных составляющих частей. Если в результате этого процесса противоречия в самом деле обнаруживаются, менеджеры получают возможность вернуться к повторному рассмотрению своих основополагающих идей. Кроме того, (2) "сбалансированная система показателей", охватывая практически все ключевые аспекты бизнеса компании, обеспечивает превосходную обратную связь. Получение и использование в анализе численных значений сбалансированных показателей предоставляет отличную возможность все вновь и вновь перепроверять исходные предположения, на которых построен данный бизнес. Если у фирмы по какой-то причине возникают проблемы, показатели, безусловно, дадут об этом знать, причем сигнал может прийти откуда угодно. Например, показатели могут проинформировать, что у фирмы имеются проблемы во взаимоотношениях с потребителями, либо тот или иной процесс бизнеса дает сбой, или имеются проблемы в работе персонала. Практическое освоение этого инструмента началось на Западе совсем недавно. Думается, что настал момент широкого распространения его и у нас в стране. Особенно актуальным применение этого инструмента выглядит для компаний, работающих или планирующих работать на западном рынке. С нарастанием конкуренции на внутреннем рынке ССП будет становиться все более актуальной и для компаний, целиком ориентированных на отечественный рынок. В контексте же предстоящего вступления России во ВТО, применение этого инструмента становится чрезвычайно важным для всякой серьезной компании. Подводя итог нашему краткому обзору литературы по новой дисциплине "управления знаниями" отметим еще раз нижеследующие моменты. Основная проблема "управления знаниями" - это организационные аспекты "жизни" знаний. Жизнь знаний поддерживается информационными технологиями, но основные знания существуют "неявно". Познавательная деятельность должна быть эффективной. Компания, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность, должна познавать быстрее и качественнее своих конкурентов. Если это обеспечено, компания раньше других сможет увидеть постоянно возникающие в условиях высокой неопределенности новые благоприятные возможности. Если свое новое знание она быстро сможет подкрепить реальными действиями – успех гарантирован. По отношению к "управлению знаниями" существует "неоднозначное" отношение. Есть скептики, которые считают, что это – очередная попытка консультантов еще раз заработать на давно известных вещах. Однако знакомство с литературой по "управлению знаниями" оставляет впечатление, что по крайне мере две идеи кажутся заслуживающими самого серьезного внимания: · знания и информация – это не одно и то же; · познавательная деятельность внутри организации может протекать более или менее эффективно в зависимости от конкретных организационных и информационно-технологических решений. Обе идеи имеют значительные практические последствия. Литература:
Адлер Юрий Павлович - Вице-президент Российской Академии проблем качества, профессор Московского института стали и сплавов (Технологический университет), д.т.н., член Американского общества качества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.78 (0.009 с.) |