Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российское общественное мнение как институт гражданского общества↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В условиях развитой демократии, при стабильной социально-политической ситуации роль и значение общественного мнения четко ограничены и сбалансированы сильной и авторитетной представительной властью. Общественное мнение выступает как институт гражданского общества, и его воздействие на государственную деятельность осуществляется не напрямую, а опосредовано формами представительной демократии.
В СССР, когда единовластие КПСС еще не было подорвано, представительные органы не были сформированы на основе достаточно свободного волеизъявления избирателей, общество относилось к ним с заметной долей недоверия, общественное мнение нередко пыталось выступать в роли института прямой демократии. Это происходило потому, что в тот период демократический потенциал общества был выше, чем у представительных структур, и общество стремилось выражать свое мнение напрямую, в митинговой форме, осуществляя таким образом давление на органы представительной власти.
Переломным моментом на пути становления и развития нашего общественного мнения стало введение в 1993 году новой избирательной системы, ориентированной на парламентский тип представительной власти. Формирование федерального законодательного органа на основе пропорционально-мажоритарной системы явилось мощным стимулом для развития политических партий и движений, в значительной мере взявших на себя функцию выражения общественного мнения и доведения позиции общества до органов государственной власти. С этого времени наблюдается заметное затухание политической активности самого общества и снижение роли общественного мнения как самостоятельного фактора политической жизни. Общественное мнение заняло подобающую его природе нишу в социальной жизни и уже не претендует на роль института прямой демократии.
Социология культуры как отрасль социологического знания
В социологии под культурой понимаются характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, определенная система ценностей и норм. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует социальный опыт: программы деятельности, поведения и общения людей.
Социология культуры – отрасль социологии, изучающая закономерности развития и функционирования культуры в обществе, взаимовлияние «культурного» и «социального» аспектов общественной жизни людей.
Теоретические подходы в исследовании культуры: 1) функционализм: каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения человеческих потребностей; 2) символизм: элементы культуры– прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром; 3) адаптивно-деятельностный подход: культура– система внебиологических механизмов, которые реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.
Социальные функции культуры: 1) адаптационная: способствует социализации индивидов; 2) смыслополагающая: придает смысл человеческому существованию; 3) функция легитимации: поддерживает социальный порядок; 4) интеграционная: объединяет людей, 5) функция идентификации: формирует представление человека о самом себе; 6) функция социального изменения: изобретения и новации; 7) регуляторная: регулирует поведение индивидов в обществе.
Элементы культуры: язык (средство коммуникации), ценности (значимые объекты и явления), нормы (средство регуляции поведения).
Соотношение культуры и социальной структуры. М. Вебер и Д. Белл рассматривали культуру и социальную структуру как автономные образования, имеющие различные принципы организации. Согласно Марксу, культура вторична по отношению к социальной структуре, ее существование невозможно без экономического базиса. С точки зрения Т. Парсонса, в отношении «культура – социальная структура» доминирует именно культура.
Понятие культуры в классических социологических теориях
Вильгельм Гумбольдт (1767–1835) проводил различия между понятиями культуры и цивилизации, понимая под цивилизацией степень развития личности и межчеловеческих отношений. По мнению Гумбольдта, историческая жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого.
Карл Маркс (1818–1883) видел сущность человека и культуры в их социальности («Индивид есть общественное существо»). По Марксу, существование культуры предполагает определенный экономический базис. «Способ производства обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание».
Макс Вебер (1863–1920), классик эмпирической социологии, утверждал, что «понятие культуры есть ценностное понятие. Эмпирическая реальность является для нас культурной потому, что мы соотносим ее с ценностными идеями (и в той мере, в какой мы это делаем); культура охватывает те и только те компоненты действительности, которые в силу отнесения к ценности становятся значимыми для нас».
Георг Зиммелъ (1858–1918) определял культуру как особую форму жизни, связанную с деятельностью человека, творческим разумом, духовностью и стремлением к идеалам. Ключевыми характеристиками культуры являются динамизм и противоречивость между принципами формы и творчества. Объективный аспект культуры – это все богатство и разнообразие культурных форм, которыми обладает общество. Субъективный аспект – это та часть культуры, которую осваивает индивид. Существует противоречие между индивидом и культурой, возникающее в результате их несоизмеримости. Созданные человеком культурные формы обретают собственную логику развития, непонятную индивиду. Отсюда – отчуждение индивида от культуры.
Исторический процесс. Теории линейно-стадиального и циклического развития общества и культуры
Теории линейного развития культуры (предполагают существование постоянно развивающейся общечеловеческой цивилизации)
О. Конт предложил «Позитивную теорию общественного прогресса», в соответствии с которой первичным фактором общественного прогресса является духовное, умственное развитие людей. Каждой из трех стадий развития человеческого разума (теологическая, метафизическая и позитивная) соответствуют определенные формы общественного устройства.
Ж. Кондорсе выделял десять этапов исторического процесса, или десять эпох «прогресса человеческого разума». Последняя эпоха открывается Французской революцией и должна характеризоваться ликвидацией социального неравенства, совершенствованием человека.
Теории циклического развития культуры (предполагают существование множества локальных культур, каждая из которых имеет свой собственный жизненный цикл).
Н. Я. Данилевский выделил десять культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический и германо-романский. По Данилевскому, начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизациям другого типа: каждый тип формируется самостоятельно.
О. Шпенглер выделил два этапа развития культуры: этап восхождения (собственно «культура» – органический тип эволюции) и этап нисхождения («цивилизация» – механический тип эволюции). Культура, по Шпенглеру, подчинена жесткому биологическому ритму: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и «закат».
В основе историософской концепции А. Тойнби лежит представление о цивилизациях как о самозамкнутых дискретных единицах, на которые распадается человечество. Согласно Тойнби, в своем развитии цивилизации проходят четыре этапа: генезис, рост, надлом и распад.
Социализация личности
Социализация личности – процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности.
Стадии социализации: 1) первичная социализация: некритическое усвоение социального опыта (детство, ранний подростковый период); 2) индивидуализация: формирование устойчивых свойств личности, критического отношения к общественным нормам поведения (подростковый и юношеский возраст); 3) интеграция: обретение определенного социального статуса; 4) трудовая стадия: усвоение и воспроизводство социального опыта посредством трудовой деятельности (период зрелости); 5) послетрудовая стадия: воспроизводство социального опыта, передача опыта новым поколениям (пожилой возраст).
Основные теории социализации: Теория «зеркального Я» Чарлза Кули: формирование человеческого Я связано с суммированием тех впечатлений, которые, по мнению индивида, он производит на окружающих; итогом социализации является формирование представлений, трансформирующих самоощущения индивида в «социальные чувства».
Теория социализацииПарсонса: индивид «вбирает» в себя общественные ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры.
Теория нравственного развития Колберга предполагает существование трех уровней нравственного развития: доконвенционный: безоговорочное принятие детьми авторитета и морального кодекса взрослых; 2) конвенционный: общественные правила и ожидания других людей определяют приемлемое или неприемлемое поведение; 3) постконвенционный: понятия о правильном и неправильном основаны на личном понимании этических принципов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.241.235 (0.01 с.) |