Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Выписка из гос впо по специальности 040. 100 - лечебное дело
Индекс
| Наименование дисциплины и ее основные разделы
| Всего часов
| ЕН.Ф.08
| Гистология, эмбриология, цитология Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов. Гистофункциональные особенности тканевых элементов. Методы их исследования
|
|
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины: обеспечение усвоения студентами системы знаний и представлений о структурно-функциональной организации клеток, тканей и органов человека на микроскопическом и ультраструктурном уровнях с учетом закономерностей их развития в эмбриональном периоде в соответствии с задачами высшего медицинского образования по специальности в объеме, определяемом программой Минздрава РФ (2002 г.).
Задачи дисциплины:
- Создание у студента представлений об иерархическом многоуровневом принципе строения тела человека и связях между различными уровнями организации живой материи.
- Создание у студента представлений о взаимосвязи структуры и функции на различных уровнях организации (клеточном, тканевом и органном)
- Обучение закономерностям клеточного уровня организации материи и конкретным особенностям клеток различных тканей
- Обучение закономерностям тканевого уровня организации материи
- Обучение микроскопическому строению органов человека
- Обучение закономерностям эмбрионального развития клеток, тканей и органов, особенностям гистогенеза и органогенеза и развития зародыша в целом у человека
- Обучение навыкам микроскопирования и "чтения" гистологических, гистохимических и эмбриологических препаратов
- Обучение навыкам "чтения" электронных микрофотографий
- Обучение навыкам зарисовки гистологических препаратов
- Обучение навыкам работы с основной и дополнительной учебной, а также научной литературой и написания рефератов.
1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
Изучаемая дисциплина - гистология, эмбриология и цитология - является фундаментальной медико-биологической дисциплиной, содержит базовые знания, необходимые для освоения смежных физиологических и биохимических дисциплин и лежит в основе клинических знаний. Особое внимание при изучении дисциплины уделено обсуждению структурных механизмов, обеспечивающих важнейшие процессы жизнедеятельности, и возможным клиническим последствиям их нарушения. Существенное значение придаётся рассмотрению вопросов регенерации и адаптации на клеточном, тканевом и органном уровне.
1.3. Связь с предшествующими дисциплинами
Основные дисциплины, усвоение которых необходимо студентам для изучения гистологии, цитологии и эмбриологии:
– медицинская биология,
– анатомия человека,
– нормальная физиология,
– физика,
– общая, органическая химия
– латинский язык (терминология)
1.4. Связь с последующими дисциплинами
Изучение предмета составляет основу, на которой на старших курсах создаётся возможность понимания сути происходящих патологических процессов и помогает на клинических кафедрах студентам правильно ориентироваться в изменениях тканей и органов при том или ином заболевании и правильно выбрать метод и способ лечения пациента..
Основные дисциплины, для успешного освоения которых необходимо изучение гистологии, цитологии и эмбриологии: патологическая анатомия, патологическая физиология, микробиология и иммунология, различные клинические дисциплины.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
В ходе изучения дисциплины студенты должны приобретать знания и практические навыки и умения, необходимые для успешного освоения клинических дисциплин на старших курсах, а также при последующем совершенствовании профессиональных знаний. Таким образом,
в результате изучения дисциплины:
- студент должен знать строение клетки на световом и субмикроскопическом уровне; источники развития тканей, их строение, возможности физиологической и репаративной регенерации, строение и функции органов, возможности их регенерации;
- студент должен уметь находить структурные элементы клетки под световым микроскопом и на электронно-микроскопических фотографиях, уметь под микроскопом находить и узнавать тканевые элементы в органах, уметь назвать и показать функционально ведущую ткань;
- студент должен приобрести навыки работы с микроскопом и с постоянными гистологическими препаратами, самостоятельной работы с отечественной и зарубежной специальной литературой, уметь использовать приобретённые знания для освоения медико-биологических и клинических дисциплин..
3. Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план дисциплины
.
Таблица 1
Распределение видов и часов занятий по семестрам
Виды учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
|
|
| Общая трудоемкость дисциплины
|
|
|
| Аудиторские занятия:
|
|
|
| - лекции
|
|
|
| - лабораторные (практические) занятия
|
|
|
| Самостоятельная работа:
|
|
|
| Вид итогового контроля (зачет, экзамен)
| экзамен
|
| экзамен
|
Таблица 2
Тематический план изучения дисциплины
№
п/п
| Разделы (темы) дисциплины
| Количество часов
| Всего
| Лекции
| (ПЗ)
ЛЗ
| Самостоятельная работа (СРС)
| 1.
| Введение в предмет. Методы морфологических исследований.
|
|
|
|
| 2.
| Цитология: плазмолемма, оганеллы, включения.
|
|
| 1,5
| 6,5
| 3.
| Цитология: ядро, клеточный цикл, апоптоз.
|
|
| 1,5
| 6,5
| 4.
| Основные этапы эмбрионального развития. Источники развития тканей.
|
|
|
|
| 5.
| Общие принципы организации тканей.
|
|
| 3+4 КЗ
|
| 6.
| Эпителиальные ткани.
|
|
| 7.
| Эпителиальные ткани. Железы.
|
|
| 8.
| Ткани внутренней среды. Кровь.
|
|
|
|
| 9.
| Кроветворные ткани.
|
|
| 10.
| Клеточные основы иммунных реакций.
|
|
| 11.
| Волокнистые соединительные ткани.
|
|
|
|
| 12.
| Скелетные ткани.
|
|
|
|
| 13.
| Мышечные ткани.
|
|
|
|
| 14.
| Нервная ткань.
|
|
| 3+4 КЗ
|
| 15.
| Органы нервной системы.
|
|
|
|
| 16.
| Органы чувств.
|
|
| 3+4 КЗ
|
| 17.
| Органы сердечно-сосудистой системы.
|
|
|
|
| 18.
| Органы кроветворения и иммуногенеза.
|
|
|
|
| 19.
| Органы эндокринной системы.
|
|
|
|
| 20.
| Органы эндокринной системы.
|
|
| 21.
| Кожа.
|
|
| 2+4 КЗ
|
| 22.
| Производные кожи.
|
|
| 23.
| Слизистые оболочки.
|
|
| 24.
| Органы дыхательной системы.
|
|
|
|
| 25.
| Пищеварительная система: органы ротовой полости.
|
|
| 4+3 КЗ
|
| 26.
| Пищеварительная система: пищевод, желудок, кишечник.
|
|
| 27.
| Пищеварительная система: крупные железы.
|
|
| 28.
| Органы выделительной системы.
|
|
|
|
| 29.
| Принципы развития и строения половых систем.
|
|
|
|
| 30.
| Органы мужской половой системы.
|
|
| 31.
| Органы мужской половой системы.
|
|
| 32.
| Органы женской половой системы.
|
|
|
|
| 33.
| Органы женской половой системы.
|
|
| 34.
| Эмбриогенез человека.
|
|
| 3+14 КЗ
|
| 35.
| Эмбриогенез человека.
|
|
| 36.
| Эмбриогенез человека.
|
|
| 37.
| Заключительная лекция.
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
| 4. Содержание дисциплины
Содержание дисциплины соответствует современному уровню науки и клинической практики и отражает дальнейшие перспективы ее развития. При составлении этого раздела рабочей программы руководствовались действующими учебными планами ГОС ВПО по специальности.
Теоретический курс
Программа лекционного курса отражена в табл. 3.
Таблица 3
Теоретический курс
Раздел, тема учебной дисциплины,
содержание темы (тематический план)
| Номер
лекции
| Количество часов
| лекции
| СРС
| 2 семестр
| Раздел 1.
| Тема 1.1 Введение в предмет. Методы морфологических исследований.
1.1.1 Предмет и объекты изучения цитологии, гистологии и эмбриологии.
1.1.2 Развитие цитологии, гистологии и эмбриологии.
1.1.3 Роль и место современных цитологии, гистологии и эмбриологии в системе медицинского образования и медицинской практике.
1.1.4 Методы цито-гистологических исследований.
1.1.5 Принципы использования цито-гистохимических методов в клинической диагностике.
|
|
|
| Раздел 2.
| Тема 2.1 Цитология: плазмолемма, оганеллы, включения.
2.1.1 Структурные элементы клетки.
2.1.2 Плазмолемма, органеллы и включения.
2.1.3 Функциональные аппараты клетки.
|
|
|
| Тема 2.2 Цитология: ядро, клеточный цикл, апоптоз.
2.2.1 Клеточный цикл, механизмы его регуляции.
2.2.2 Ядро - строение интерфазного ядра и его особенности в связи с функцией клетки.
2.2.3 Репродукция клеток и клеточных структур.
2.2.4 Старение и гибель клеток.
|
|
|
| Раздел 3.
| Тема 3.1 Основные этапы эмбрионального развития. Источники развития тканей.
3.1.1 Половые клетки.
3.1.2 Прогенез.
3.1.3 Ранние этапы эмбрионального развития.
|
|
|
| Раздел 4.
| Тема 4.1 Общие принципы организации тканей.
4.1.1 Ткани как системы клеток и их производных.
4.1.2 Типы тканевых структур.
4.1.3 Стволовые клетки и их характеристика: детерминация и дифференциация клеток.
4.1.4 Классификация тканей.
|
|
|
| Тема 4.2 Эпителиальные ткани.
4.2.1 Общая морфофункциональная и гистогенетическая характеристика эпителиальных тканей.
4.2.2 Структурно-функциональная характеристика эпителиоцитов.
4.2.3 Межклеточные связи в эпителиальных тканях.
|
|
|
| Тема 4.3 Эпителиальные ткани. Железы.
4.3.1 Физиологическая и репаративная регенерация эпителиев.
4.3.2 Железы, их строение и принципы классификации.
4.3.3 Гистофизиология секреторного процесса.
4.3.4 Типы секреции.
|
|
|
| Тема 4.4 Ткани внутренней среды. Кровь.
4.4.1 Общая морфофункциональная характеристика. Источник развития. Классификация.
4.4.2 Форменные элементы крови.
4.4.3 Морфологическая классификация лейкоцитов.
4.4.4 Гемограмма и лейкоцитарная формула.
4.4.5 Физиологическая и репаративная регенерация крови и лимфы.
|
|
|
| Тема 4.5 Кроветворные ткани.
4.5.1 Унитарная теория кроветворения.
4.5.2 Характеристика стволовых клеток крови.
4.5.3 Лимфоцитопоэз и миеломоноцитопоэз.
|
|
|
| Тема 4.6 Клеточные основы иммунных реакций.
4.6.1 Субпопуляции лимфоцитов и их участие в иммунных реакциях.
4.6.2 Антигенпредставляющие клетки.
4.6.3 Т- и В-лимфоциты, естественные киллеры, клетки-эффекторы, клетки-регуляторы, клетки памяти
|
|
|
| Тема 4.7 Волокнистые соединительные ткани.
4.7.1 Рыхлая волокнистая соединительная ткань.
4.7.2 Клетки, их виды, особенности строения в связи с функцией, межклеточное вещество.
4.7.3 Единая мононуклеарная макрофагальная система.
4.7.4 Плотная волокнистая соединительная ткань, ее виды, строение и функции. Регенерация.
4.7.5 Соединительные ткани со специальными свойствами.
|
|
|
| Тема 4.8 Скелетные ткани.
4.8.1 Общая морфофункциональная характеристика.
4.8.2 Виды хрящевых тканей. Хрящ как орган. Развитие. Регенерация.
4.8.3 Костные ткани. Морфофункциональная характеристика, классификация. Развитие.
4.8.4 Кость как орган. Регенерация.
|
|
|
| Тема 4.9 Мышечные ткани.
4.9.1 Общая морфофункциональная характеристика. Классификация.
4.9.2 Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань.
4.9.3 Гистогенез. Строение мышечного волокна. Механизм мышечного сокращения.
4.9.4 Поперечнополосатая сердечная мышечная ткань.
4.9.5 Гладкая мышечная ткань мезенхимного типа.
|
|
|
| Тема 4.10 Нервная ткань.
4.10.1 Морфофункциональная характеристика. Источники развития. Гистогенез. Классификация.
4.10.2 Нейроны. Нейроглия.
4.10.3 Нервные волокна, их виды, регенерация.
4.10.4 Нервные окончания.
|
|
|
| Раздел 5.
Тема 5.1 Органы нервной системы.
5.1.1 Источники развития. Функции.
5.1.2 Нерв: строение, регенерация.
5.1.3 Типы нервных узлов. Тканевой состав. Строение.
5.1.4 Органы центральной нервной системы: морфофункциональная характеристика, развитие, специфика организации нейронов.
5.1.5 Понятие о ядерных и экранных нервных центрах.
|
|
|
| Тема 5.2 Органы чувств.
5.2.1 Типы рецепторных клеток и механизмы рецепции.
5.2.2 Орган зрения: морфофункциональная характеристика, развитие; оболочки и их производные в переднем отделе глазного яблока.
5.2.3 Сетчатка глаза - нервный центр экранного типа.
5.2.4 Орган вкуса, орган слуха и равновесия: морфофункциональная характеристика, развитие.
|
|
|
| Тема 5.3 Органы сердечно-сосудистой системы.
5.3.1 Морфофункциональная характеристика, развитие.
5.3.2 Кровеносные сосуды: общий принцип строения, тканевой состав, перестройка и регенерация сосудов.
5.3.3 Особенности строения артерий различного типа в связи с их функцией. Вены.
5.3.4 Сосуды микроциркуляторного русла.
5.3.5 Лимфатические сосуды.
|
|
|
| Тема 5.4 Органы кроветворения и иммуногенеза.
5.4.1 Морфофункциональная характеристика, развитие. Центральные органы кроветворения и иммуногенеза.
5.4.2 Периферические органы кроветворения и иммуногенеза - строение в связи с выполняемой функцией, Т - и В-зависимые зоны.
5.4.3 Понятие об иммунных структурах слизистых оболочек.
|
|
|
| 3 семестр
| Тема 5.5 Органы эндокринной системы.
5.5.1 Морфофункциональная характеристика, развитие; понятие о гормонах, клетках и органах-мишенях.
5.5.2 Классификация эндокринных желез.
5.5.3 Взаимосвязь эндокринной, нервной и иммунной систем.
|
|
|
| Тема 5.6 Органы эндокринной системы.
5.6.1 Центральные органы эндокринной системы: гипоталамус, гипофиз, промежуточная доля гипофиза, нейрогипофиз и гипоталамо-гипофизарная нейросекреторная система.
5.6.2 Периферические органы эндокринной системы - развитие, особенности строения, секреции, регенерация.
5.6.3 Диффузная эндокринная система.
|
|
|
| Тема 5.7 Кожа.
5.7.1 Морфофункциональная характеристика, развитие, тканевой состав.
5.7.2 Эпидермис: гистофизиология, клеточный состав, защитные элементы; особенности в различных участках тела.
5.7.3 Дерма: тканевой состав и особенности в различных участках тела.
|
|
|
| Тема 5.8 Производные кожи.
5.8.1 Железы кожи - сальные и потовые.
5.8.2 Волосы; ногти.
5.8.3 Физиологическая и репаративная регенерация кожи, возможности ее трансплантации и культивирования.
|
|
|
| Тема 5.9 Слизистые оболочки.
5.9.1 Общий план строения стенки полых органов, выстланных слизистой оболочкой; особенность расположения тканей.
5.9.2 План строения слизистой оболочки и её специфика в разных органах в зависимости от функций.
5.9.3 Защитные свойства слизистых оболочек.
|
|
|
| Тема 5.10 Органы дыхательной системы.
5.10.1 Общая морфофункциональная характеристика, развитие.
5.10.2 Полость носа, придаточные пазухи, гортань, трахея.
5.10.3 Внутрилегочные воздухоносные пути, их гистофизиология и защитные механизмы.
5.10.4 Респираторный отдел легкого, аэрогематический барьер, иммунная система легкого.
|
|
|
| Тема 5.11 Пищеварительная система: органы ротовой полости.
5.11.1 Общая морфофункциональная характеристика пищеварительной трубки, тканевой состав слоёв оболочек.
5.11.2 Развитие органов пищеварения: гистогенез различных отделов эмбриональной кишечной трубки.
5.11.3 Органы ротовой полости: общая характеристика слизистой оболочки.
5.11.4 Слюнные железы. Небные миндалины.
|
|
|
| Тема 5.12 Пищеварительная система: пищевод, желудок, кишечник.
5.12.1 Пищевод: развитие, особенности строения различных отделов; железы пищевода; регенерация, возрастные изменения.
5.12.2 Желудок: развитие, морфофункциональная характеристика; особенности строения слизистой оболочки в разных отделах; железы - строение и функции, цитофизиология секреторных клеток. Регенерация.
5.12.3 Тонкая кишка: развитие, особенности слизистой оболочки в различных отделах кишки; строение ворсинки и крипты; источники регенерации эпителия.
5.12.4 Толстая кишка: особенности строения слизистой оболочки в связи с функцией. червеобразный отросток; прямая кишка.
5.12.5 Иммунные структуры в слизистой оболочке органов пищеварительного тракта.
|
|
|
| Тема 5.13 Пищеварительная система: крупные железы.
5.13.1 Поджелудочная железа, морфофункциональная характеристика, развитие, регенерация, экзокринный и эндокринный отделы.
5.13.2 Печень: морфофункциональная характеристика, развитие, особенности кровоснабжения; долька - морфофункциональная единица; внутридольковые гемокапилляры; цитофизиология гепатоцитов; физиологическая и репаративная регенерация.
|
|
|
| Тема 5.14 Органы выделительной системы.
5.14.1 Почка: морфофункциональная характеристика, развитие.
5.14.2 Нефрон - морфофункциональная единица; гистофизиология нефрона; типы нефронов; собирательные трубочки.
5.14.3 Мочеотводящие пути: морфофункциональная характеристика. Мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
|
|
|
| Тема 5.15 Принципы развития и строения половых систем.
5.15.1 Развитие гонад и их половая дифференцировка.
5.15.2 Основные закономерности развития органов половой системы.
|
|
|
| Тема 5.16 Органы мужской половой системы.
5.16.1 Органы мужской половой системы: яичко - строение.
5.16.2 Генеративная и эндокринная функции, их регуляция.
|
|
|
| Тема 5.17 Органы мужской половой системы.
5.17.1 Общая характеристика семявыносящих путей. 5.17.2 Придаток яичка, семявыносящий проток.
5.17.3 Добавочные железы мужской половой системы.
5.17.4 Предстательная железа, семенные пузырьки, бульбоуретральные железы, половой член.
|
|
|
| Тема 5.18. Органы женской половой системы.
5.18.1 Органы женской половой системы: яичник - строение, развитие.
5.18.2 Генеративная и эндокринная функции, их регуляция.
|
|
|
| Тема 5.19 Органы женской половой системы.
5.19.1 Матка - строение в различные возрастные периоды и разных функциональных состояниях.
5.19.2 Овариально-менструальный цикл, его регуляция. Морфофункциональные изменения эндометрия в менструальном цикле.
5.19.3 Маточные трубы и влагалище, цитологические изменения в ходе менструального цикла.
|
|
|
| Тема 6.1 Эмбриогенез человека.
6.1.1 Половые клетки. Прогенез.
6.1.2 Оплодотворение. Зигота; дробление, гаструляция, дифференцировка зачатков органов и тканей; гистогенез и органогенез.
6.1.3 Основные характеристики внутриутробного развития человека.
|
|
|
| Тема 6.2 Эмбриогенез человека.
6.2.1 Имплантация. Внезародышевые органы.
6.2.2. Плацента, плацентарный барьер.
|
|
|
| Тема 6.3 Эмбриогенез человека.
6.3.1 Современные сведения о воздействии на процессы репродукции человека
6.3.2 Важнейшие направления искусственной регуляции рождаемости
6.3.3 Биологические основы лечения бесплодия и ЭКО.
6.3.4 Биологические основы контрацепции.
|
|
|
| Тема 7. Заключительная лекция.
7.1 Современные направления развития гистологии, цитологии и эмбриологии
7.2. Роль гистологических и цитологических методов в диагностике заболеваний
7.3 Тканевая и клеточная инженерия
|
|
|
| Итого:
|
|
|
| | | | | |
|