Диаграмма 1. Распределение ответов на Вопрос «укажите, пожалуйста, Ваш пол. ». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диаграмма 1. Распределение ответов на Вопрос «укажите, пожалуйста, Ваш пол. ».



Курсовая работа

Анкетный опрос как метод сбора первичной социологической информации на примере исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии».

 

 

Выполнил: Ким А.А.

3-й курс, 37 группа

Проверил:

Ст.преп. Монахова Ю.А.

 

Тверь 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………...…………………………………3

Глава 1. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации

1.1. Понятие анкетного опроса………………………………………6

1.2. Специфика разработки инструментария социологического исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии».………………..14

Глава 2. Технология проведения анкетного опроса (на примере исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии»

2.1. Идеальный образ семьи глазами студентов................................19

2.2. Каналы поиска брачного партнера…….…………………………35

Заключение…………………………………….………………………..43

Список литературы………………………………………………………49

Приложение 1……………………………………………………………51

Приложение 2…………………………………….……………………...54

 

 

Введение

Актуальность выбора метода опроса, обусловлена тем, что в настоящее время одним из самых распространенных методов сбора информации является опрос. Опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.[1] Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания и ценностей людей.

Анкетирование обладает множеством неоспоримых преимуществ: экономия средств; массовость (возможность опросить большие массы людей); экономия времени; анонимность (личность респондента не фиксируется); респонденты имеют возможность тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами анкету.

Степень разработанности темы:

В связи с распространенностью и широким практическим применение анкетного опроса в прикладной социологии данная тема в литературе разработана чрезвычайно хорошо.

В своих работах теоретические основы применения метода анкетирования описали В.А. Ядов[2], Г.В. Осипов[3], В. И. Добреньков и А.И. Кравченко[4], Л.Я. Аверьянов[5]. Главная ценность этих работ заключается в достаточно подробном описании, как процедуры разработки анкеты, так и ее структуры.

Работы И.А. Бутенко[6], Г.Х. Валеев[7], Е.И. Зритнева[8], А.Х. Кутлалиева[9], В. Шляпентох[10] посвящены разработки инструментария социологического исследования и проведению конкретного исследования. Кроме того, в их работах уделяется особое значение респонденту как источнику информации и правилам общения с ним.

Измерению данных в социологии и их последующему анализу посвящены работы Ю.Н. Толстовой[11], Г.Г. Татаровой[12], И.Ф. Девятко[13].

Объектом данной работы является опросная методика сбора информации ее применения к проведению конкретного социологического исследования.

Предмет данной работы – особенности разработки программы социологического исследования и специфика подготовки инструментария при анализе идеального образа семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

Целью данной работы является рассмотрение основных этапов проведения социологического исследования для исследования идеального образа семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.рассмотреть особенности разработки программы исследования по изучению идеального образа семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии; 2.рассмотреть особенности подготовки инструментария для проведения данного исследования; 3.проанализировать полученные данные с целью выявления специфики идеального образа семьи студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

В первом параграфе первой главы рассматривается анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Во втором параграфе рассматривается специфика составления инструментария для проведения вышеуказанного исследования.

В первом параграфе второй главы анализируются данные, полученные в ходе анкетирования студентов ТвГУ Факультета управления и социологии по вопросам, выявляющим идеальный образ семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

Во втором параграфе анализируются данные по вопросам, выявляющим каналы поиска брачного партнера студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

 

Глава 1. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации

1.1. Понятие анкетного опроса

В основе любого социологического исследования лежат эмпирические данные, а в настоящее время самым популярных из способов получения эмпирических данных является опрос. Г.В. Осипов дает следующее определение понятия «опроса», «в основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом варианте вопрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество полученных данных».[14] В.А. Ядов пишет: «Опросы — незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях».[15] В. И. Добреньков, А.И. Кравченко определяют опрос как «…социологический метод полу­чения информации, при котором людям (их называют респонден­тами) в письменной или устной форме задают специально подо­бранные вопросы и просят ответить на них».[16]

Нужные сведения социолог может добыть, бесед уя с индивидуумом (интервьюирование), либо предлагая ему вопросы, содержащиеся в анкете (анкетирование).

Опрос как вид исследования разбивается на две большие раз­новидности — анкетирование и интервью.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым),причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически (на пленку).[17]

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Если речь идет об интервьюировании или анкетировании, в обоих случаях сбор информации осуществляется с помощью вопросника. Вопросник, выступает как инструмент, предназначенный для сбора первичных социологических данных. Вопросник — более широкий термин, чем ан­кета. В свою очередь, «анкета», в Социологическом энциклопедическом словаре, - (от фр. ЕNKЕТЕ - расследование) - инструмент сбора первичной информации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа.[18]

С социологической точки зрения, анкета - это объединенная единым исследова­тельским замыслом система вопросов, направленных на выявле­ние количественных и качественных характеристик объекта иссле­дования.

«В некоторых случаях с помощью анкеты собирается основная информация, в других ситуациях одна выступает дополнительным методом…Анкета по сравнению с интервью - более дешевый вид опроса… Предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость: моральные проблемы, мнение о руководителях и т.п.»[19]

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Очень редко проводится сплошное (охватывающее всех членов генеральной совокупности) анкетирование, чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит в первую очередь от репрезентативности выборки.

Анкетный опрос обладает следующими особенностями: 1) анкета по сравнению с интервью – более дешевый вид опроса; 2) массовость (возможность опросить большие массы людей); 3) с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок; 4) анонимность (личность респондента не фиксируется, а отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, что приводит к более независимым ответам); 5) респонденты имеют возможность тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами анкету; 6) анкетирование может быть проведено людьми, не обладающими высокой квалификацией.

Сначала разрабатывается программа исследования, а потом уже возможно создание анкеты, так как составление анкеты - это процесс перевода основных гипотез и задач исследования в вопросы анкеты.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок. Это может быть набор вопросов о фактах, знаниях, социальном положении, прошлом и настоящем, оценочные вопросы, вопросы о мотивах, вопросы о знаниях, вопросы об отношениях и т.д.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (закрытые, открытые, полузакрытые, вопросы-таблицы). Тип вопроса может влиять на правдивость и объективность ответа. Независимо от выбранного типа вопроса, фразы в вопросах должны быть максимально короткими, ясными по смыслу, однозначными, точными.

Третий этап в составлении анкеты связан с определением числа и порядка задаваемых вопросов.[20]

Как правило, анкета состоит из следующих частей: Введения, Реквизитной части, Информативной части, Классификационной части, Заключения.

1. Введениезнакомит опрашиваемого с целями научного исследо­вания, содержанием анкеты, дает ему необходимую информацию о правилах заполнения анкеты. Оно призвано показать, какую пользу получит респондент, приняв в нем участие. Главная задача Введения — убедить респондента принять участие в опросе. Во Введении к анкете обязательно надо указывать на анонимность и конфиденциальность, а также размещать правила заполнения. В случае анонимности рес­пондент должен быть уверен, что его имя и другие реквизиты не бу­дут известны исследователям. В случае конфиденциальности предпо­лагается, что имя респондента известно только исследователю, но от­нюдь не заказчику данного обследования.

2. Реквизитная часть. В реквизитной части приводится инфор­мация, касающаяся респондентов. Кроме того, здесь идентифи­цируется сам вопросник, т.е. ему дается название, указываются дата, время и место проведения опроса, фамилия интервьюера.

3. Информативная частьсостоит из содержательных вопросов (закрытых и открытых, вопросов-фильтров, вопросов-«меню» и т.д.), которые дают социологу всю необходимую информацию об объекте исследования. Вопросы следуют с нарастанием степени трудности.

4. Классификационная частьсодержит социально-демографи­ческие и профессионально-квалификационные сведения о респон­дентах. Иначе ее называют «паспортичкой». Как правило, «паспортичка» содержит вопросы, связанные с полом, возрастом, образованием, семейным положением, доходом опрашиваемого. «Паспортичка» — это фильтр для анкеты. Она показывает, тот ли опрошен социально-демографичес­кий и профессионально-квалификационный состав, который пре­дусмотрен в модели выборки, и позволяет выявить смещения относительно генеральной совокупности.[21]

5. Заключительная частьанкеты содержит благодарность от­вечающему за участие в исследовании.

Части 1, 2 и 5 представляют собой обслуживающий, вспомога­тельный аппарат анкеты, а части 3 и 4 — основную, базисную часть.[22]

Различают следующие виды анкетирования:

· по способу общения между анкетером и опрашиваемым

1) раздаточный - анкетер раздает анкеты группе респондентов

2) прессовый (анкета печатается в газете, журнале)

3) почтовый (рассылка анкет по почте)

4) он-лайн анкетирование (публикация анкет в интернете)

В случае прессового и почтового опроса имеет место так называемое заочное анкетирование, так как между анкетером и респондентом нет непосредственного контакта. В случае раздаточного анкетирования (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, но анкета заполняется респондентом самостоятельно.

· По количеству респондентов

1) Индивидуальное - вопросники раздаются на рабочих местах, в учебных заведениях, по месту жительства отдельным респондентам.

2) Групповое - широко применяется по месту работы, учебы. Обычно анкетер работает с группой из 15-20 человек. При этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетер может проконтролировать качество заполнения анкет.[23]

3) Аудиторное - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры

4) Массовое анкетирование – опрашивается от сотни до тысяч респондентов

· по типу исследовательских задач

1) глубинные (нацелены на получение поисковой информации)

2) фокусированные (собираются данные по конкретной ситуации)

3) стандартизированные (нацелены на получение статистической информации)

4) социометрические (нацелены на получение информации о взаимоотношениях в малых группах)

· по месту проведения

1) анкетирование по месту жительства

2) анкетирование по месту работы или учебы

· по уровню стандартизации

1) полностью стандартизированное

2) частично стандартизированное

Анкетные опросы классифицируют прежде всего по содержанию конструкции задаваемых вопросов. Выделяют:

· открытые вопросы - респонденты отвечает на поставленный вопрос в свободной форме.

«Ваш возраст (полных лет)?», «Ваша специальность?», «Как Вы думаете, во сколько лет следует заводить семью?».

· закрытые вопросы – вопрос с подсказками. Отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа.[24]

«Для Вас имеет значение место знакомства с противоположным полом?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить»,

«Кто на Ваш взгляд должен быть главой семьи?

А) мужчина

Б) женщина

Г) семья должна быть основана на равноправии».

· полузакрытые вопросы – комбинируют обе процедуры, т.е. предполагают ряд определенных вариантов ответа, а также возможность самостоятельной формулировки ответа респондентом.

«Где Вы надеетесь встретить будущего супруга (у)?

А) ближайшее окружение, с которым Вы контактируете ежедневно;

Б) социальная среда (улица, общественный транспорт, магазины и двор);

В) места проведения досуга (рестораны, кафе, ночные клубы, спортивные залы);

Г) интерактивные знакомства (через Интернет и SMS-сообщения);

Д) брачное агентство.

Е) другое_____________».

Таким образом, при использовании метода опроса источником социологической информации является респондент. Опросы позволяют провести измерения и фиксацию информации для последующей обработки и анализа.Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение ан­кеты респондентами. Интервьюирование представляет собой личное общение соци­олога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает от­веты респондента. Причины выбора анкетного опроса следующие: анкета по сравнению с интервью – более дешевый вид опроса; массовость (возможность опросить большие массы людей); с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок. Эти 3 критерия являются наиболее важными.

1.2. Специфика разработки инструментария социологического исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии».

 

Для получения достоверных данных необходимо разработать качественный инструментарий. Значительное влияние на получение надежной информации оказывает репрезентативность выборки.

Ввиду неполного отображения выборкой статистических харак­теристик (параметров) генеральной совокупности перед исследо­вателем возникает важная задача: во-первых, учитывать и соблю­дать те условия, при которых выборка наилучшим образом реп­резентирует генеральную совокупность, а во-вторых, в каждом конкретном случае устанавливать, с какой уверенностью можно перенести результаты выборочного наблюдения на всю генераль­ную совокупность, из которой выборка взята.[25]

Размер выборки находится в зависимости от размера генеральной совокупности, подлежащей изучению, а также цели исследования. Объекты измерения (студенты ТвГУ Факультета управления и социологии) должны быть максимально вариативны по состоянию измеряемого признака; выводы, полученные на основе изучения репрезентативной выборки, можно распространить на учащихся, не включенных в выборку, если они принадлежат к той же совокупности, из которой сделана выборка.[26]

В любом слу­чае выборка должна быть типичной и вполне объективной. Прежде чем обрабатывать выборочный материал, его нужно тщательно прове­рить и освободить выборку от всего лишнего, что нарушает усло­вия репрезентативности. В то же время при образовании выбор­ки нельзя поступать по произволу, включать в ее состав только те варианты, которые кажутся типичными, а все остальные брако­вать.[27]

Ф. Ильясов определяет репрезентативность выборки как: «свойство правильно отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности».[28]

Следовательно, репрезентативность определяет, насколько возможно обобщать результаты исследования с привлечением определённой выборки на всю генеральную совокупность, из которой она была собрана. В проведенном мною исследовании в выборочной совокупности респондентов по полу приближено к процентному соотношению мужчин и женщин в генеральной совокупности. В трех возрастных группах распределение мужчин и женщин было приближено к общему процентному распределению по полу. Также большое значение в определении системы ценности для человека играет самооценка респондентом его уровня жизни, распределение в этом вопросе было соблюдено.

Важную роль в согласии или отказе респондента от участия в опросе играет оформление анкеты.

Первый блок анкеты представлен как введение, где кратко изложены: тема и цель исследования, а так же отмечено, что ответы будут использованы в общем виде, чем подчеркнута анонимность каждого ответа респондента. И предложена краткая инструкция по заполнению анкеты.

Далее, после получения согласия на участие в опросе, определяющее влияние на ответы или пропуски ответов респондента оказывает конструкция анкеты и самих вопросов.

Анкетирование предполагает, что респондент будет самостоятельно заполнять анкету, без участия интервьюера. А так как участие в опросе представляет собой для респондента достаточно необычный вид деятельности необходимо выработать у респондента уверенность в своей способности выступать в такой роли. Для данной цели к анкете было применим эффект излучения, то есть подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи нарастания вопросов по мере сложности. В начало анкеты были поставлены наиболее простые вопросы, которые постепенно усложняются. А так как анкета состоит из достаточно большого количества объемных вопросов, которые предполагают максимум концентрации, можно предположить об усталости респондента и возможности спада интереса, поэтому в начало анкеты поставлены наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания.

Для получения качественной информации необходимо правильно сформулировать вопрос, а именно:

1) Вопрос должен быть ясным и недвусмысленным.

2) Вопрос должен быть задан только об одном предмете.

3) Вопрос должен быть коротким и неусложненным. Длинные, «навороченные» вопросы приводят к тому, что респондент не улавливает сути вопроса.

4) Следует избегать использование специальных научных терминов.

5) Без крайней необходимости не следует использовать выражения, содержащие в себе отрицание.

6) Следует избегать любых многозначных или двусмысленных слов и фраз.

7) Не нужно стремиться к излишней детализации вопросов.

8) В анкете необходим правильный порядок размещения вопросов.

9) Анкета должна быть организована так, чтобы с ней удобной было работать.

10)Всегда необходимо осуществлять пилотаж анкет, прежде чем будет начато основное исследование.[29]

Составляя анкету, я постаралась соблюсти все указанные выше требования. Анкета состоит из 28 вопросов, которые я постаралась составить достаточно кратко (не более 11 слов, т.к. большее их количество затрудняет для респондента восприятие вопроса [30],однако в двух вопросах, где потребовалась преамбула для снижения тенденциозности вопроса количество слов было немного превышено, но скорректировано знаками препинания) и конкретно. Были соблюдены соотношения в подсказках к вопросам, исключением стали лишь несколько вопросов в полузакрытой форме, где требовались уточнения.

Наибольшие затруднения вызвал вопрос 2:

«Что из нижеперечисленного является для Вас наиболее приоритетным на ближайшее будущее?

А) Материальное благосостояние

Б) Семья

В) Общение с друзьями

Г) Образование

Д) Другое__________________».

Это могло быть вызвано с тем, что не было пояснения сколько вариантов ответа нужно дать, т.к. некоторая часть респондентов отметили несколько вариантов ответа.

В основном затруднения возникли в ходе непосредственного проведения исследования, так как не всегда удавалось следовать обязанностям анкетера:

1) отбор необходимых лиц в соответствии с выборкой;

2) сообщение респондентам о целях исследования и правилах работы с анкетой;

3) контроль за процессом заполнения анкеты;

4) приемка анкет.

Первый пункт было сложно соблюсти. Это обусловилось, прежде всего тем, что молодых людей на нашем факультете не так уж и много. Гораздо неохотнее соглашались принять участие в опросе, чем девушки.

Кроме того на этапе приема анкет несколько штук не вернулось обратно, это было связано с тем, что анкеты оставляла группам, а на перемене забирала.

В целом же при всех вышеизложенных недочетах в проведении исследования значительного смещения в выборке не произошло.

 

 

Глава 2. Технология проведения анкетного опроса (на примере исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии»

2.1. Идеальный образ семьи глазами студентов

В период с 14.05.2012 по 18.05.2011 в рамках курсовой работы было проведено социологическое исследование, целью которого служит выявить специфику идеального образа семьи студентов ТвГУ Факультета управления и социологии».

После получения всех необходимых данных, а именно сбора всех анкет, согласно Г. В. Осипову, выделяют следующие этапы обработки: редактирование данных, кодирование данных, контроль данных и исправление ошибок, построение переменных (индексов), анализ данных[31].

Целью кодирования является преобразование собранной информации в числовую форму, которая в свою очередь предназначена для запоминания в специальных компьютерных программах, таких как Microsoft Excel и SPSS Statistics. Часто процесс кодирования совмещается с редактированием.

На данном этапе, анкеты были подсчитаны, отбракованы испорченные (такие анкеты тоже присутствовали: предварительно мной было сделано немного более 125 анкет именно для таких случаев), а полученные данные отредактированы без изменений ответов респондентов с целью не получить ошибку репрезентативности. После этого все анкеты были пронумерованы и разложены для более удобного ввода данных в компьютер.

Для ввода данных была использована программа Microsoft Excel, создана «шапка», в которой были отражены все вопросы инструментария. Альтернативные закрытые вопросы и шкальные вопросы кодировались от номера первого (например, 1) до номера последнего варианта ответа (например, 8). Закрытые вопросы-меню (выбор нескольких ответов) кодировались следующим образом: 1 - выбор, 0 - не выбор варианта. Вопросы в табличной форме кодировались по каждой строке так же, как и закрытые вопросы.

Для открытых вопросов использовались отдельные ячейки, где было отведено специальное место для ввода качественного ответа и/или личного мнения респондента.

Объектом данного исследования явились студенты ТвГУ Факультета Управления и Социологии.

Диаграмма 19. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете надо ли до вступления в брак все знать о своем избраннике(нице): о его родственниках, о состоянии здоровья, условиях жизни его семьи и т.д.?».

Абсолютное большинство респондентов считают, что нужно до вступления в брак все знать о своем избраннике(нице): о его родственниках, о состоянии здоровья, условиях жизни его семьи и т.д.

Курсовая работа

Анкетный опрос как метод сбора первичной социологической информации на примере исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии».

 

 

Выполнил: Ким А.А.

3-й курс, 37 группа

Проверил:

Ст.преп. Монахова Ю.А.

 

Тверь 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………...…………………………………3

Глава 1. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации

1.1. Понятие анкетного опроса………………………………………6

1.2. Специфика разработки инструментария социологического исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии».………………..14

Глава 2. Технология проведения анкетного опроса (на примере исследования «Идеальный образ семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии»

2.1. Идеальный образ семьи глазами студентов................................19

2.2. Каналы поиска брачного партнера…….…………………………35

Заключение…………………………………….………………………..43

Список литературы………………………………………………………49

Приложение 1……………………………………………………………51

Приложение 2…………………………………….……………………...54

 

 

Введение

Актуальность выбора метода опроса, обусловлена тем, что в настоящее время одним из самых распространенных методов сбора информации является опрос. Опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.[1] Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. По подсчетам некоторых ученых, с его помощью собирается практически 90 % всей эмпирической информации. Опрос является ведущим методом при изучении сферы сознания и ценностей людей.

Анкетирование обладает множеством неоспоримых преимуществ: экономия средств; массовость (возможность опросить большие массы людей); экономия времени; анонимность (личность респондента не фиксируется); респонденты имеют возможность тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами анкету.

Степень разработанности темы:

В связи с распространенностью и широким практическим применение анкетного опроса в прикладной социологии данная тема в литературе разработана чрезвычайно хорошо.

В своих работах теоретические основы применения метода анкетирования описали В.А. Ядов[2], Г.В. Осипов[3], В. И. Добреньков и А.И. Кравченко[4], Л.Я. Аверьянов[5]. Главная ценность этих работ заключается в достаточно подробном описании, как процедуры разработки анкеты, так и ее структуры.

Работы И.А. Бутенко[6], Г.Х. Валеев[7], Е.И. Зритнева[8], А.Х. Кутлалиева[9], В. Шляпентох[10] посвящены разработки инструментария социологического исследования и проведению конкретного исследования. Кроме того, в их работах уделяется особое значение респонденту как источнику информации и правилам общения с ним.

Измерению данных в социологии и их последующему анализу посвящены работы Ю.Н. Толстовой[11], Г.Г. Татаровой[12], И.Ф. Девятко[13].

Объектом данной работы является опросная методика сбора информации ее применения к проведению конкретного социологического исследования.

Предмет данной работы – особенности разработки программы социологического исследования и специфика подготовки инструментария при анализе идеального образа семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

Целью данной работы является рассмотрение основных этапов проведения социологического исследования для исследования идеального образа семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

Для выполнения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.рассмотреть особенности разработки программы исследования по изучению идеального образа семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии; 2.рассмотреть особенности подготовки инструментария для проведения данного исследования; 3.проанализировать полученные данные с целью выявления специфики идеального образа семьи студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

В первом параграфе первой главы рассматривается анкетный опрос как метод сбора социологической информации. Во втором параграфе рассматривается специфика составления инструментария для проведения вышеуказанного исследования.

В первом параграфе второй главы анализируются данные, полученные в ходе анкетирования студентов ТвГУ Факультета управления и социологии по вопросам, выявляющим идеальный образ семьи глазами студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

Во втором параграфе анализируются данные по вопросам, выявляющим каналы поиска брачного партнера студентов ТвГУ Факультета управления и социологии.

 

Глава 1. Анкетный опрос как метод сбора социологической информации

1.1. Понятие анкетного опроса

В основе любого социологического исследования лежат эмпирические данные, а в настоящее время самым популярных из способов получения эмпирических данных является опрос. Г.В. Осипов дает следующее определение понятия «опроса», «в основе метода опроса лежит совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому (респонденту), ответы которого и образуют необходимую исследователю информацию. В любом варианте вопрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Связь между главными его участниками – исследователем и респондентом – обеспечивается с помощью различных «промежуточных звеньев», влияющих на качество полученных данных».[14] В.А. Ядов пишет: «Опросы — незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях».[15] В. И. Добреньков, А.И. Кравченко определяют опрос как «…социологический метод полу­чения информации, при котором людям (их называют респонден­тами) в письменной или устной форме задают специально подо­бранные вопросы и просят ответить на них».[16]

Нужные сведения социолог может добыть, бесед уя с индивидуумом (интервьюирование), либо предлагая ему вопросы, содержащиеся в анкете (анкетирование).

Опрос как вид исследования разбивается на две большие раз­новидности — анкетирование и интервью.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым),причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически (на пленку).[17]

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Если речь идет об интервьюировании или анкетировании, в обоих случаях сбор информации осуществляется с помощью вопросника. Вопросник, выступает как инструмент, предназначенный для сбора первичных социологических данных. Вопросник — более широкий термин, чем ан­кета. В свою очередь, «анкета», в Социологическом энциклопедическом словаре, - (от фр. ЕNKЕТЕ - расследование) - инструмент сбора первичной информации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа.[18]

С социологической точки зрения, анкета - это объединенная единым исследова­тельским замыслом система вопросов, направленных на выявле­ние количественных и качественных характеристик объекта иссле­дования.

«В некоторых случаях с помощью анкеты собирается основная информация, в других ситуациях одна выступает дополнительным методом…Анкета по сравнению с интервью - более дешевый вид опроса… Предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость: моральные проблемы, мнение о руководителях и т.п.»[19]

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Очень редко проводится сплошное (охватывающее всех членов генеральной совокупности) анкетирование, чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит в первую очередь от репрезентативности выборки.

Анкетный опрос обладает следующими особенностями: 1) анкета по сравнению с интервью – более дешевый вид опроса; 2) массовость (возможность опросить большие массы людей); 3) с помощью анкетирования можно собрать информацию за более короткий срок; 4) анонимность (личность респондента не фиксируется, а отсутствие интервьюера формирует у опрашиваемого ощущение большей анонимности, что приводит к более независимым ответам); 5) респонденты имеют возможность тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами анкету; 6) анкетирование может быть проведено людьми, не обладающими высокой квалификацией.

Сначала разрабатывается программа исследования, а потом уже возможно создание анкеты, так как составление анкеты - это процесс перевода основных гипотез и задач исследования в вопросы анкеты.

Первый этап в разработке анкеты – определение ее содержания. Составление анкеты заключается в переводе основных гипотез исследования на язык вопросов. Если помимо самого мнения необходимо знать и его интенсивность, то в формулировку вопроса включают соответствующую шкалу оценок. Это может быть набор вопросов о фактах, знаниях, социальном положении, прошлом и настоящем, оценочные вопросы, вопросы о мотивах, вопросы о знаниях, вопросы об отношениях и т.д.

Второй этап заключается в выборе нужного типа вопросов (закрытые, открытые, полузакрытые, вопросы-таблицы). Тип вопроса может влиять на правдивость и объективность ответа. Независимо от выбранного типа вопроса, фразы в вопросах должны быть максимально короткими, ясными по смыслу, однозначными, точными.

Третий этап в составлении



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2062; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.114 с.)