Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление, пытающегося скрыться или насильственно освободить осужденных и заключенных

Поиск

 

Оказание осужденным, заключенным или иным лицом вооруженно­го сопротивления сотрудникам уголовно-исполнительной системы представляет собой особую общественную опасность, поскольку в результате противоправных действий может быть причинен тяжкий вред не только сотрудникам уголовно-исполнительной системы, но и гражданам, случайно оказавшимся на месте происшествия.

Под вооруженным сопротивлением понимается применение пося­гающим огнестрельного или холодного оружия, а также топора, ло­ма, бритвы, заточки и других аналогичных предметов, противодейс­твие сотрудникам уголовно-исполнительной системы в осуществлении их служебных обязанностей, связанных с его задержанием. При этом не имеет значения, были ли оружие и предметы, используемые в ка­честве оружия, приготовлены заранее или взяты на месте оказания сопротивления.

Вооруженным следует считать и такое сопротивление, которое оказывается с применением заведомо негодного оружия или иммитатоpa оружия (например, игрушечного пистолета, макета оружия и т.п.), если в создавшейся обстановке сотрудник уголовно-исполни­тельной системы не мог и не должен был воспринимать его в ка­честве негодного или имитированного.

Чаще всего вооруженное сопротивление оказывается сотрудни­кам уголовно-исполнительной системы при пресечении грубых нару­шений режима, преступных проявлений со стороны осужденных, зак­люченных.

При пресечении вооруженного сопротивления сотрудники уго­ловно-исполнительной системы должны проявлять находчивость, сме­лость, быстро реагировать на те или иные действия посягающих, быть осмотрительными и осторожными, чтобы вовремя уклониться от удара или выстрела.

Возможность применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы огнестрельного оружия в отношении лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья граждан, собственности и пытающегося скрыться, закон обусловливает обя­зательным наличие трех обстоятельств.

Во-первых, сотрудник уголовно-исполнительной системы сам застал лицо при совершении преступления, т.е. оказался непос­редственным очевидцем этого преступления. Поэтому лицо, пресле­дуемое сотрудником уголовно-исполнительной системы на основании показаний потерпевшего и очевидцев преступления {даже, если они прямо указали на него, как на совершившего преступление), не мо­жет быть признано, с точки зрения Закона "Об учреждениях и орга­нах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", застигнутым при совершении преступления.

Во-вторых, лицо, совершившее тяжкое преступление против жизни, здоровья и собственности, на глазах сотрудника уголов­но-исполнительной системы пытается скрыться, т. е. покинуть место преступления.

В-третьих, обстоятельства происшедшего дают сотруднику уго­ловно-исполнительной системы достаточные основания тому, что данное лицо только что совершило, совершает или покушается на совершение тяжкого преступления (исчерпывающий перечень тяжких преступлений содержится в ст.15 УК РФ) и именно против жизни, здоровья и собственности.

Очевидно, что закон не требует от сотрудника уголовно-исполнительной системы, застигнувшего какое-либо лицо при соверше­нии тяжкого преступления, точной исчерпывающей юридической ква­лификации этого преступления. В ситуации, требующей мгновенного принятия решения, когда известны (да и то, возможно, далеко не все) обстоятельства, характеризующие лишь внешнюю, объективную сторону преступления, исчерпывающе решить подобный вопрос прак­тически невозможно. Однако в любом случае необходимо, чтобы сот­рудник уголовно-исполнительной системы, решаясь применить оружие в отношении лица, застигнутого им при совершении преступления и пытающегося скрыться, был в полной уверенности, основывающейся на объективных фактах, что в действиях задерживаемого имеются признаки хотя бы одного из составов тяжких преступлений против жизни, здоровья, собственности.

Самостоятельным основанием является применение сотрудником уголовно-исполнительной системы огнестрельного оружия для задер­жания лица, совершившего преступление, предусмотренное статьей 313 УК РФ (побег из мест заключения или из-под стражи).

Побегом заключенного (подследственного) из-под стражи счи­тается преодоление им различными способами линии охраны.

Оружие сотрудник уголовно-исполнительной системы вправе применять не только для пресечения побега, но и для пресечения попытки насильственного освобождения из-под стражи трех катего­рий лиц, а именно: задержанных по подозрению в совершении прес­тупления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано зак­лючение под стражу; лиц осужденных к лишению свободы.

Попытка насильственного освобождения из-под стражи указан­ных лиц может состоять в совершении действий, направленных на повреждение или разрушение мест их содержания (помещений, изоля­торов, транспортных средств и т.п.) для обеспечения побега и (или) воспрепятствования сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим функции охраны или конвоирования и пытаю­щимся предотвратить побег.

Попытка освобождения из-под стражи представляет собой напа­дение на конвой из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы, сопровождающееся причинением им тяжких телесных повреж­дений, ограничением их свободы (связывание, запирание в помеще­ние и т.п.), хищением их оружия или угрозой совершения таких действий. Если нападение на конвой из числа сотрудников уголов­но-исполнительной системы осуществляется самими лицами, находя­щимися под стражей, оружие применяется в соответствия с п.1 ч.2 ст. 31 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Сотрудником уголовно-исполнительной системы оружие может быть применено для задержания вооруженного лица, отказывающегося выполнять его законные требования о сдаче оружия, вооруженным считается лицо, не имеющее соответствующего разрешения на ноше­ние огнестрельного или холодного оружия. Преступники из числа осужденных, будут считаться вооруженными, если в качестве оружия они намереваются использовать лом, топор, заточку и т.п.

В реальной жизни рассмотренные выше пять оснований примене­ния сотрудниками уголовно-исполнительной системы огнестрельного оружия, предусмотренные ч.2 ст.31 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобо­ды", нередко возникают в совокупности, перерастают одно в дру­гое, будучи тесно взаимосвязаны.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы имеют право при­менять огнестрельное оружие без предупреждения в следующих слу­чаях:

- при отражении нападения с использованием оружия или транспортных средств;

- при побеге осужденных или заключенных из мест лишения свободы, предварительного заключения или из-под стражи с оружи­ем, при помощи транспортных средств либо из транспортного средс­тва во время движения.

Во всех остальных вышеуказанных случаях оружие применяется с предупреждением.

При применении огнестрельного оружия сотрудники уголов­но-исполнительной системы обязаны принять все возможное для обеспечения безопасности граждан, а также для оказания постра­давшим медицинской помощи.

В соответствии с ч. 7 ст. 31 вышеназванного закона запреща­ется применять огнестрельное оружие в отношении женщин с видимы­ми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, соверше­ния вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут постра­дать посторонние граждане.

О каждом случае применения огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы в течение 24 часов с момента его применения обязаны доложить непосредственному начальнику или на­чальнику органа внутренних дел по месту применения оружия.

Таким образом, своевременное и умелое отражение сотрудника­ми уголовно-исполнительной системы группового или вооруженного нападения на охраняемые объекты, помещения и сооружения, а также транспортные средства повышает эффективность организации и функ­ционирования мест лишения свободы.

Ответственность сотрудников УИС за незаконное применение физической силы, специальных средств и оружия.

Неправомерное применение сотрудниками уголовно-исполнитель­ной системы физической силы, специальных средств и оружия явля­ется одним из грубейших нарушений законности. Виновные в этом несут уголовную, или дисциплинарную ответственность в зависимости от того, насколько образуют совершенные неправомерные действия состав преступления либо дисциплинарного проступка.

Ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия может наступить в случаях превышения пределов необходи­мой обороны, а также когда эти меры непосредственного принужде­ния используются вследствие превышения власти или служебных пол­номочий.

Вместе с. тем законодатель указал, что ответственность за превышение пределов необходимой обороны может иметь место только при явном несоответствии защиты характеру и опасности посяга­тельства.

Законодательство предусматривает во всех случаях превышения пределов необходимой обороны значительно меньшую тяжесть наказа­ния за причинение телесных повреждений или смерти, чем за прес­тупления, совершенные умышленно. Здесь учитывается то обстоя­тельство, что виновные, хотя и с превышением пределов необходи­мой обороны, пресекают общественно опасное посягательство лица, пытающегося причинить ущерб правопорядку. Виновные в превышении пределов необходимой обороны несут ответственность лишь за то, что ими были избраны несоразмерные посягательствам способы и средства его пресечения либо защита осуществлялась несвоевремен­но, в результате посягающему необоснованно был причинен тот или иной ущерб.

Учитывается также, что обороняющийся часто находится в сос­тоянии сильного возбуждения, проявляет горячность и не контроли­рует своих действий в такой мере, в какой это можно сделать в обычной обстановке.

Поскольку превышение пределов необходимой обороны происхо­дит на основе правомерной необходимой обороны, то сотрудник уголовно-исполнительной системы несет ответственность по закону лишь за те действия, которые явно превышают допустимые ее преде­лы.

Ничего общего с состоянием необходимой обороны не имеет акт мести - самочинной расправы, что может проявляться, например, в причинении телесного повреждения или смерти застигнутому на мес­те преступления правонарушителю, не оказавшему сопротивления при задержании и не пытавшемуся скрыться. Уголовная ответственность за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия в таких случаях наступает на общих основаниях.

Следует подчеркнуть, что специальной статьи об ответствен­ности за незаконное применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы в УК РФ нет.

Сотрудник уголовно-исполнительной системы, незаконно, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностя­ми, использовавший против кого-либо вверенное ему оружие (мотивы могут быть различными - ревность, месть, хулиганские или корыст­ные побуждения и т.п.) несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст.105 (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах или без них), ст. 111 (умышленное тяжкое телесное повреждение), ст. 213 (хулиганство с применением ору­жия) УК РФ.

Незаконное применение специальных средств и огнестрельного оружия, если он находился в состоянии необходимой обороны, край­ней необходимости или принимая меры к задержанию преступника, влечет уголовную ответственность по ст.108 (убийство при превы­шении пределов необходимой обороны, до 3-х лет л\свободы), ст.109 (неосторожное убийство, до 5-ти лет л\свободы), ст. 114 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица совершившего преступление) УК РФ (до 2-х лет л\свободы).

Умышленное, в нарушение установленных законом оснований и порядка, применение сотрудником уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия в связи с возло­женными на него обязанностями влечет уголовную ответственность за превышение власти или служебных полномочий в соответствии со ст. 286 УК РФ (до 10-ти лет л\свободы).

Нарушение правил применения специальных средств и огнест­рельного оружия может быть связано с дисциплинарными проступка­ми, проявляющимися в халатности, грубых упущениях при исполнении своих служебных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность, а при наступлении тяжких последствий и уголовная ответственность сотрудников уголовно-ис­полнительной системы может наступить за нарушения правил обраще­ния со специальными средствами и (или) оружием, их ношения и хранения, в соответствии со ст.293 УК РФ (до 5-ти лет л\свободы).

ИНСТРУКЦИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.70.7 (0.008 с.)