Вы раньше говорили, что индивидуальные игроки должны быть подчинены команде. Не возникает ли опасность стирания их индивидуальности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вы раньше говорили, что индивидуальные игроки должны быть подчинены команде. Не возникает ли опасность стирания их индивидуальности.



Эрикссон:

В качестве тренера я изменил свою точку зрения на эот вопрос. Раньше я был непреклонен в отношении тактической дисциплины. Теперь я сторонник "дисциплины со степенью свободы". На лучших игроков нельзя надевать смирительную рубашку, иначе несвобода не позволит им реализовать свои способности. Если я буду принуждать игрока выполнять какой-то прием именно так, а не иначе, он будет играть с принуждением, вместо полной свободы. В общем случае, чем больше Вы тренируете команду, тем большую свободу она со временем получает. Если бы был диктатором по отношению к Манчини, из него бы вырос плохой игрок. Он находил на поле такие решения, которых не встретишь ни в каком учебнике.

 

Райло:

Как говорилось раньше, результаты спортсмена зависят от его внутреннего чувства свободы. Но это не должно отражаться на дисциплине, в том что касается игровой системы или тактики. Мой опыт говорит о том, что должны быть жесткие границы, между которыми может быть очень много свободы. Игрок, который выходит за эти жесткие границы, естественно будет чувствовать себя свободным, но поставит под угрозу успех остальных членов команды. Там, где речь идет о системе игры, должна быть жесткая дисциплина, но определенная степень свободы должна присутствовать.

 

Как найти баланс между свободой и дисциплиной?

Эрикссон:

Я всегда стремлюсь "прочесть" разные личности, составляющие команду, с тем чтобы индивидуальные потребности каждого были удовлетворены - в рамках команды, разумеется. Нельзя рассчитывать на то, что люди будут вести себя все время одинаково. Важно, чтобы после коллективной тренировки было время индивидуальной подготовки.

Можно освободить некоторых игроков от определенных этапов коллективной тренировки, при условии, что партнеры по команде не воспринимают это как знак особого положения таких игроков в команде.

 

Что Вы думаете о дисциплине на поле?

Пунктуальность очень важна

Эрикссон:

Я жестко реагирую на общее поведение игроков по отношению к судьям, партнерам по команде и соперникам, и если они нарушают установленные правила, виновный наказывается. В отношении поведения вне поля, я установил всего лишь несколько правил, но их нарушение карается строго. Особенно важна пунктуальность. Необязательные игроки портят всю команду, и никаких извинений здесь быть не может. Я также строг по отношению к алкоголю и вечеринкам. В первый год моей работы в ИФК Гётеборг команду считали буйной, и мы сильно пострадали из-за желтых и красных карточек.

Но нам удалось избавиться от этого за счет напряженной работы и, в конце концов поведение игроков стало безупречным, и на поле и вне поля. У нас было много переездов в Кубке бассейнов (Tipscupen), потому что нам нужны были финансовые средства, но и эти переезды мы использовали для создания культуры победителей. Никто не жаловался на периоды ожидания, аэропортовскую угнетающую атмосферу и дешевые гостиницы.

 

Относиться к игрокам как к индивидуальным личностям

 

Райло:

Мы знаем, что люди реагируют по-разному, особенно под напряжением. Одному нужно выговориться, другому помолчать. Второй раздражается, потому что первый болтает, а первый расстроен тем, что второй не слушает.

 

Эрикссон:

Я знаю, о чем Вы говорите. Я пытаюсь найти индивидуальный ключ при любой возможности. Игроки получают несколько свободных часов, в течение которых они могут заниматься чем угодно - сходить в кино, например. Они сами могут выбрать себе соседа по комнате. Все люди разные.

 

Важную роль играет домашняя обстановка

Как отражается на игроках социальная среда вне дома?

Эрикссон:

Результаты игроков на поле тесно связаны с их домашней жизнью. Если они чувствуют себя неуверенно, это отражается на их игре. Переезд тоже переносится тяжело, особенно в другую страну. Клуб должен не просто обеспечить жилье - почему бы не провести курс обучения языку для всей семьи, чтобы в новой среде не чувствовать себя чужим? В таких ситуациях обычно против настроены жены и подруги, особенно с детьми. Для них нелегко ощущать изоляцию.

 

Всегда меняй выигравший состав

 

Говорят, что выигравший состав не надо менять. Что Вы думаете?

Эрикссон

Наоборот, скажу так: всегда меняй выигравший состав. Как я говорил в начале, если игрок не находит требуемой психической энергии, его надо менять. Это может показаться преувеличением, но всегда надо думать об изменении состава. Это вовсе не означает, что надо устраивать в команде погром.

 

Как Вы изложите Ваше понимание футбола? Ваши десять важнейших принципов?

Эрикссон:

Мое кредо будет выглядеть таким образом:

● Играть наступательно (и психологически и физически)

● Передачу делать быстро

● Думать на шаг вперед

● Много бегать без мяча

● Закрывать все свободные проходы

● Организовать команду и управление командой

● Сохранять положительный настрой

● Защищать свою команду

● Быть верным команде

● Помнить, что люди разные.

 

Как Вы измените свою работу в будущем?

Эрикссон:

Я бы хотел установить принципы руководства и создать команду с определенным стилем. Игрокам, не соответствующим этому стилю, придется уйти. Я хотел бы строить на долгие годы. Большинство команд сейчас строится в спешке: им надо срочно выиграть во что бы то ни стало.

Я бы хотел быть больше директором, чем тренером. Я бы сидел на трибунах с рацией и смотрел матч. С этой точки зрения легче видеть игру, принимать правильные решения, делать нужные замены, давать советы помощникам. Футбол будет все больше специализироваться и потребует больше знаний, чем у нас есть на сегодняшний день.

 

Помните:

● Культуру победителей можно создать

● Культура победителей создается правильным образом мыслей в группе

● Важно чувствовать гордость, когда надеваешь майку команды

● Культура строится системой поощрений и наказаний

● Личность быстро усваивает нормы группы

● Отрицательные настроения распространяются быстрее положительных

● Бьёрн Борг стал хорошим примером, способствовавшим массовому прогрессу, но многие другие не стали таким примером

● Культуры победителей создаются активной рекламой "хороших примеров" и "активного руководства"

● Хорошая команда должна иметь общую перспективу, цель и дух коллективизма

● Тренер должен чувствовать границу между панибратством и близостью к игрокам

● Важно установить небольшой, но строго соблюдающийся набор правил

● Хороший тренер не на все соглашается. Но и не все запрещает

● Всегда меняйте выигравший состав

● Вырабатывайте собственные принципы своей команды

● Защищайте свою команду

● Помните, что у разных людей разные потребности

● Игра должна быть наступательной (психологически и физически)

● Думать нужно постоянно на шаг вперед.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА

-Как изменить отрицательное на положительное-

 

Бить или пасовать?

 

Я вхожу в штрафную и положение у меня хорошее, но и вратарь стоит удачно, а правый защитник соперника быстро приближается ко мне. Уголком глаза я вижу партнера, но его прикрывают. Возникает вопрос: бить или пасовать? Я принимаю решение сделать передачу, но партнер под такой опекой, что ничего путного из этого не выходит.

После матча я просматриваю видеозапись и вижу, что единственным правильным вариантом был бы удар, а не пас. Но у меня была психологическая блокировка и я заколебался.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИРОВКИ СЛУЧАЮТСЯ ЧАСТО

 

Эрикссон:

Я тысячи раз видел игроков с психологической блокировкой в критических ситуациях. Что при этом происходит?

 

Это будет трудно

 

Райло:

Объяснений может быть несколько. Может быть уровень психологического напряжения очень высок. Может быть игрок проявляет поведение, характерное для "бегства", или страдает от неуверенности в своих силах. Приобретенные в аналогичных ситуациях блокировки также могут отразиться на игроке. От этих барьеров можно избавиться за счет психологической тренировки.

Если игрок отдает пас вместо того, чтобы бить, это приобретенная блокировка. Этот игрок раньше в похожих ситуациях промахивался, поэтому он соединил ситуацию с беспокойством и плохой техникой. Его мозг запомнил, что эта ситуация трудная и связана с неуверенностью.

Если игроком овладевает такая блокировка, она быстро подтверждается и усиливается, и игрок фокусирует свои мысли на проблеме:

"Это будет трудно"

"Что если мне не удастся?"

"Это типично для меня"

"Теперь я не должен промахнуться".

 

Блокировка такого типа может длиться долго и развиваться в негативную спираль, как интеллектуально, так и эмоционально.

 

Эрикссон:

Может ли мысль прямо воздействовать на наши эмоции?

 

Райло:

Да, наши мысли управляют нашими чувствами и психическими образами, которые в свою очередь отражаются на наших результатах. Как следствие, многие спортсмены даже "надумывают" себе ненужных проблем и барьеров, и задерживают свое развитие. С другой стороны, мы можем превратить отрицательное в положительное посредством психологической тренировки и свежих мыслей. Если правильно к этому подойти, новый взгляд на вещи может расчистить укоренившиеся барьеры и создать предосылки для новых достижений.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ПОЗВОЛЯЕТ БЫСТРЕЕ УСВОИТЬ ТАКТИКУ И ТЕХНИКУ

 

Эрикссон:

Что такое психологическая тренировка?

 

Сделать положительный образ мыслей и чувств автоматическим

 

Райло:

Психологическая тренировка - это всего лишь автоматизация положительных мыслей, чувств и образов, связанных с определенными ситуациями. Это означает, что мы даем мозгу новые, положительные программы. С помощью мыслей мы переучиваем то, что раньше было усвоено отрицательно, с тем чтобы оно стало положительным и беспроблемным.

 

Эрикссон:

Вы говорите о том, что мы можем фактически избавиться от отрицательного чувства в определенной ситуации, после чего эта ситуация вызывает положительные чувства. Я видел, как Вы это делаете на практике. Можем ли мы таким образом использовать мысли и этот тип психологической тренировки для управления техникой и различными ситуациями в футболе?

 

Мозг учится независимо от места, где мы можем находиться

 

Райло:

Это определенно возможно. Мозг имеет выраженную "слабость". Ему трудно различать между фактическим опытом и простой мыслью. Он все записывает и хранит одинаково. Эта слабость дает нам уникальную возможность тренировать себя психологически.

Мозг является в этом отношении действительно замечательным органом. Он хранит наши мысли и чувства, управляет нашими реакциями и нашими телами, сознательно и подсознательно. Кроме того, исследования и практический опыт показывают, что мозг обучается, независимо от нашего окружения.

В результате мы можем осваивать технику и тактику, вырабатывая психические образы хороших технических и тактических решений. Мы можем просто сесть дома на диван, закрыть глаза и продумывать технические и тактические решения, которые укрепляют и ускоряют наши практические достижения на поле.

Преимущество психологического тренинга состоит в том, что в течение нескольких минут мы можем совершить несколько повторений, тогда как на футбольном поле мы в течение матча или тренировки не окажемся так часто в одной и той же ситуации.

Наилучший эффект достигается сочетанием практической тренировки и психологического тренинга. (Эффект усиливается, если мы тренируемся в расслабленном состоянии).

 

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

 

Эрикссон:

Для чего еще можно использовать психологическую тренировку?

 

Райло:

Я использовал психологическую тренировку для постановки прорывных целей с целью:

● Установить мировые рекорды

● Стать номером один в чемпионате

● Стать профессональным футболистом

● Войти в сборную команду

● Попасть на чемпионат мира

 

Я еще применял психологическую тренировку для устранения беспокойства и блокировок, такик как:

● Страх промахнуться

● Страх определенных соперников

● Отношение типа "Поле в гостях плохое", "Надеюсь мы не попадем на Манчестер Юнайтед", "Бразилия непобедима".

Третья область - это исправление собственного образа и ролевого восприятия типа "Я хуже, чем он", "Наше место в третьем дивизионе", "У нас нет шансов в кубке", "Мы всегда проигрываем в решающих матчах".

 

Гигантский Кевин Киган

 

Возьмем к примеру игрока, с которым я работал и который стал одним из лучших футболистов Европы. Перед началом тренинга я проанализировал ситуацию. Я попросил его закрыть глаза, расслабиться и представить как он приближается к Кевину Кигану, который тогда был одним из сильнейших в Европе футболистов.

Через пять минут концентрации, я попросил его рассказать о его мыслях, чувствах и зрительных образах. Он сказал, что испытывал беспокойство и думал оборонительно. Он чувствовал, что у него недостает смелости и представлял себе следующую картину: он видел себя маленьким, гораздо меньше Кевина Кигана, хотя чисто физически был намного больше.

Мы начали психологический тренинг для того, чтобы его мозг принял зрительный образ, в котором он сам столь же велик, силен и эффективен, как и английский нападающий.

Я включил это в персональные программы психологического тренинга, которые записал для него на кассеты. Через несколько месяцев психологических тренировок, он избавился от этой проблемы и стал играть на уровне своих способностей в крупнейших европейских соревнованиях.

Еще один пример: у европейского форварда возникла проблема с реализацией голевых моментов, особенно в чемпионате. У него возникала такая картина: "Я вхожу в штрафную и остаюсь один на один с вратарем. С каждым метром приближения к воротам, ворота становятся все меньше, а вратарь все больше и больше. И я бью мимо или над перекладиной."

Это типичный пример того, как мозг может стать отрицательно запрограммированным, не позволяя игроку использовать свои способности.

 

Эрикссон:

Вы устранили много барьеров в разных видах спорта. Как Вы это делаете?

 

Райло:

Раньше я говорил о влиянии, которое наши мысли могут оказать на нашу жизнь, как в положительном, так и в отрицательном направлении. При психологическом тренинге я ищменяю старое негативное мышление на новое позитивное. Психологический тренинг представляет собой изгнание усвоенных отрицательных импульсов и их замену новыми положительными. Это и есть основа моей методики.

 

Заменять отрицательные усвоенные импульсы новыми, положительными

 

Эрикссон:

Много лет назад я был поражен, когда Вы мне рассказали о влиянии мыслей человека на его жизнь. Можете объяснить, как можно проще, как это действует?

 

Райло:

Сформулируем это так: мысль, появившаяся в обстановке надежности, принимается мозгом и оказывает положительное воздействие.

И наоборот, мысль, возникшая в атмосфере неуверенности, становится психологическим барьером. Она нажимает на тормоз.

 

Эрикссон:

Вы считаете, что люди могут "надумать" себе проблемы?

 

Райло:

Определенно. Вы помните, что я говорил об этом ранее? Если смотреть на все с точки зрения проблем и трудностей, то развиваются блокировки и барьеры.

 

Эрикссон:

Тогда считаете ли Вы, что люди могут и "надумать" возможности и решения проблем?

 

Райло:

Ответ: да, но здесь нужна систематическая и длительная работа. Просто вспомните о том, что мы разговариваем с собой - это делают все. Этот "внутренний диалог" чрезвычайно важен для достижения результатов, поскольку управляет нашим телом.

Это подтверждено экспериментально. Группе людей велели отжаться - столько раз, сколько смогут. До начала, они должны были в течение трех минут поговорить с собой с закрытыми глазами по следующей схеме:

"Мои руки слабые"

"Мое тело тяжелое"

"Я в плохой форме"

Через три минуты такого внутреннего диалога я разрешил им отжаться - и посчитал, сколько раз они отжались. На следующий день я велел той же группе сесть, расслабиться и закрыть глаза. Теперь их внутренний диалог шел в другом направлении:

"Мои руки сильные"

"Мое тело легкое"

"Я в отличной форме".

Я разрешил им отжаться и снова подсчитал. Во всех опытах во второй раз отжиманий было намного больше, чем в первый. И это всего лишь после трехминутного внутреннего диалога.

 

Внутренний диалог чрезвычайно важен, поскольку он управляет вашим телом

Эрикссон:

Таким образом, систематически изменяя содержание внутреннего диалога мы можем улучшить или ухудшить наши результаты?

 

Райло:

Совершенно верно. Систематический позитивный внутренний диалог постепенно вытеснит негативный и приведет к положительным результатам.

 

Эрикссон:

Вы можете привести еще примеры положительных и отрицательных внутренних диалогов?

 

Райло:

Негативный внутренний диалог может выглядеть следующим образом:

"Я снова сделаю ошибку"

"Другие лучше меня"

"Мне никогда не сыграть удачно против этой команды"

"Почему только мне не везет?"

"В госятх поле жесткое".

 

Позитивный внутренний диалог может выглядеть следующим образом:

"Каждый совершает ошибки, я не буду расстраиваться"

"Я не буду уступать никому, независимо от ситуации"

"Я не боюсь этого парня, я буду делать свое дело"

"С каждым может случиться неудача, но я все равно попробую".

 

Наше подсознание мешает нам проявить свои возможности

 

Райло:

Сквозная тема этой книги - это как наше подсознание мешает нам в полной мере использовать наши возможности.

● У нас укоренившиеся роли и шаблоны поведения

● Мы думаем отрицательно и ограничиваем себя

● Мы настроены оборонительно и слишком часто ищем обходные пути

● Мы действуем по принуждению вместо свободы действий

● Мы страдаем от блокировок и психологических барьеров, котоые запирают нас в клетку

Все это можно изменить за счет психологической тренировки. Как мы говорили, психологическая тренировка - это использование нашей психики, концентрации и зрительных образов для достижения позитивных реакций. В результате нам не нужно физически переживать ситуацию для изменения наших реакций. Однако прорыв через подсознательный барьер является процессом, требующим времени.

Это как тренировка мышцы: если повторять упражнение достаточное число раз, мышца разовьется и станет сильнее. Если повторять мысль достаточное количество раз, разовьется мозг и мысль укоренится в нем.

 

Психика подобна мышце - ее тоже надо тренировать.

 

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПСИХИКУ

 

Начнем с небольшого самоанализа. Сядьте и полностью расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя в ситуации, которая для Вас является проблемной. Пусть в процессе этого Ваша психика работает совершенно свободно, без сознательного управления. Единственное, что Вам нужно делать - отмечайте возникающие негативные мысли и чувства. Запишите их.

 

Следующий этап состоит в том, чтобы превратить отрицательные реакции в положительные.

Попытайтесь определить желательные реакции: как бы Вы хотели реагировать в тех же ситуациях. Запишите и это.

 

Теперь мне нельзя пропускать

 

Я покажу Вам разные образы мышления и реагирования на одну и ту же ситуацию. До начала моего плана, расскажу о вратаре и нападающем и их образе мыслей до и после психологического тренинга. Вратарь страдал от отрицательной реакции, когда пропускал мячи. Он чувствовал напряжение, которое ложилось на партнеров и становился чрезмерно острожным и опасливым.

Его отрицательные реакции можно описать следующим образом:

"Я боюсь мяча"

"Я беспокоюсь о том, что подумают другие"

"Я не должен больше пропускать"

"Я начинаю злиться на самого себя"

"Я недоволен собой".

 

При психологическом тренинге вратарь должен был повторять себе:

"Я чувствую себя спокойным"

"Я настроен наступательно"

"Я доволен собой"

"Я не боюсь идти на мяч"

"Мне все равно, что другие подумают".

 

У нападающего возникали негативные мысли и чувства, когда у него за спиной возникал соперник. Его реакция:

"Я чувствую себя тревожно"

"Я чувствую себя неуверенно"

"Я защищаюсь"

"Я не могу принять на себя ответственность"

"Я теряю контроль"

"У меня слабая техника".

 

Реакции, которые мы вырабатывали:

"Я отлично себя чувствую, когда соперник за спиной"

"Я уверен и спокоен, когда соперник за спиной"

"Я чувствую себя сильным, когда соперник за спиной"

"Я вижу приемы, которыми я избавлюсь от соперника за спиной".

На практике я включаю мой метод в план тренировок. Ниже изложены примеры работы с некоторыми футболистами. Как я уже говорил, мой план психологического тренинга состоит в замене отрицательных реакций, усвоенных раньше, положительными. Я добиваюсь этого контролем образа мыслей.

 

Чувствую себя способным, сильным и уверенным

 

ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

 

ВРАТАРЬ ИЗ МИЛАНА
Трудная ситуация Нежелательные реакции Желательные реакции
1. Сильный соперник Чувство слабости Чувство бессилия Чувство неуверенности Чувство пассивности Чувство ухода в оборону Чувство силы Чувство хорошей формы Чувство уверенности Чувство активности Чувство готовности к атаке
2. Я пропускаю мячи Нервное состояние Злость на самого себя Неприятие самого себя Потеря уверенности Беспокойство о следующем ударе Спокойствие Положительное отношение к себе Согласие с самим собой Отсутствие реакции на то, что могут подумать другие

 

ИГРОК ИЗ МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД
Трудная ситуация Нежелательные реакции Желательные реакции
Удар левой ногой Чувство неспособности ударить Вратарь легко возьмет удар Нервное состояние   У меня сильнейший удар Я забиваю прекрасные голы Я отлично бью по мячу Мяч от моей ноги летит как из пушки Я не боюсь бить
   
НАПАДАЮЩИЙ ИЗ ЮВЕНТУСА
Трудная ситуация Нежелательные реакции Желательные реакции
Реализация голевых моментов Удары Игра головой Не могу забить Наверное промахнусь Хочу избавиться от мяча Боюсь идти к воротам Я вижу, куда движется вратарь Я вижу незащищенные места Я хочу получить мяч Я иду прямо на ворота Я весь отдаюсь игре

 

 

ИГРОК ИЗ ЛАЦИО
Трудная ситуация Нежелательные реакции Желательные реакции
1. Страх игры головой Боюсь что будет сильный удар по голове Боюсь что не попаду Я слабо играю в воздухе Я в отличной форме Я силен и тело у меня крепкое Я выпрыгну и выиграю дуэль
2. Подачи Угловые Свободные удары   Боюсь что подам слишком высоко Мяч полетит прямо во вратаря Не хочу рисковать Я отлично подаю Мои подачи идут по крутой дуге Мои подачи приводят к голам Я не боюсь подавать

 

 

ИГРОК ИЗ ИФК ГЁТЕБОРГ
Трудная ситуация Нежелательные реакции Желательные реакции
1. Нет видения поля Боюсь что не увижу игру Слишком поздно поднимаю глаза Не знаю где партнеры и где соперники Я испытываю стресс Не получается следить за игрой Спокойствие Я знаю что произойдет Я вижу игру Я всегда контролирую игру Я нахожу творческие решения
ИГРОК ИЗ РЕАЛА (МАДРИД)
Трудная ситуация Нежелательные реакции Желательные реакции
1. Пенальти Вратарь возьмет Не попаду Мы проиграем Не могу забивать пенальти Я спокоен Я контролирую ситуацию Я обману вратаря Я забью гол
2. Левая нога Я попаду в землю Я ударю мимо Я не попал -и неудивительно Левой у меня не получается Неуверенность Хорошая получится передача Я могу бить с обеих ног У меня хорошая левая Я уверен Я забью гол

При психологической тренировке, игроки сначала продумывают несколько трудных ситуаций - затем пытаются соединить их с желательными реакциями. Вначале им нужно сесть, закрыть глаза, затем - через минуту-две - начать думать о желательных реакциях, которые они определили ранее в своем анализе. Это должно занять от трех до пяти минут. Мозг постепенно свяжет прежнюю проблему с новыми положительными реакциями - это всего лишь вопрос тренировки.

 

В примере с нападающим, как только он "почувствовал" что сзади появился игрок, мы подставили желательные реакции. После тренировки он стал в состоянии самостоятельно создавать зрительные образы того, как он элегантно и раскованно оставлял соперника в дураках - и в конце концов стал делать то же самое в реальных матчах.

 

Психологическая тренировка может происходить на двух уровнях:

1. Мы сознательно изменяем свой образ мыслей на повседневной основе в соответствии с вышеописанными принципами. Это можно делать дома, сидя на диване, в автобусе и, в неменьшей мере, на тренировочном поле.

2. Мы обучаемся технике глубокой релаксации и работаем в этом состоянии над проблемами длительное время, обычно от 10 до 15 минут каждый сеанс, три - четыре сеанса в неделю.

 

Помните, что психологическая тренировка может использоваться как для улучшения техники и тактики, так и для ускоренного обучения им. В принципе тренировка протекает как описано выше: мы создаем зрительный образ желательной ситуации - например отработку определенного приема - и тренируем его психически. Мы "видим", что выполняем прием так, как нам хотелось бы, одновременно вытесняя психологическую картину неправильного его выполнения. Дело в том, что мозг должен иметь четкие картины, для того чтобы управлять нашим новым поведением, технически, тактически и психологически.

 

ПЕЛЕ, ЗИДАН, ФИГУ И БЕКХАМ - БЫСТРАЯ ИГРА, НО ВНУТРЕННЕЕ СПОКОЙСТВИЕ

 

Когда мы занимаемся психологическим тренингом, мы должны установить определенные принципы:

ДУМАТЬ, БЫСТРО ИСПОЛНЯТЬ, СОХРАНЯТЬ ВНУТРЕННЕЕ СПОКОЙСТВИЕ

Футбол - быстрая игра, а это приводит к ускоренной внутренней психической деятельности. Это в свою очередь приводит к тому, что игроки в критических ситуациях недостаточно спокойны для правильных действий. Они бьют выше или далеко мимо ворот из-за отсутствия внутреннего спокойствия и контроля. Некоторым игрокам удается сохранять высокий внешний ритм и одновременно поддерживать внутреннее спокойствие в сложных, критических ситуациях. Это обеспечивает им хороший технический и психологический контроль и способность оценивать игру.

У некоторых спортсменов есть для этого природные задатки. В футболе сразу вспоминаются такие имена, как Пеле, Зидан, Фигу и Бекхам. Однако большинство игроков сбивает с толку высокий темп игры и они делают массу ошибок. Мы видели много примеров тому на чемпионате Европы 2000 года во Франции - например когда Голландия проиграла по пенальти.

Заслуживает упоминания Сильвен Вильтор, запасной французов в финале между Италией и Францией. Когда уже истекли три минуты из добавленных четырех, он получил мяч далеко на левом краю в трудном положении. Напряжение французских игроков было велико: еще 50 секунд и у итальянцев был бы титул чемпионов.

Вильтор сохранил свое внутреннее спокойствие и пробил сильно и точно мимо Тольдо в ворота. Большинство игроков в такой ситуации промахнулось бы. После этого Давид Трезеге в дополнительное время забил победный для французов мяч.

Этот пример показывает также, что никогда нельзя терять внутреннее спокойствие - старая, но верная истина. Внутреннее спокойствие можно тренировать. Таким образом стремиться надо к внешней скорости и внутреннему спокойствию.

 

Снаружи я быстр - но внутри спокоен

 

СМОТРЕТЬ ВПЕРЕД - НЕ НАЗАД

 

В общем случае концентрироваться следует на том, что впереди, а не сзади. В гонке не лучше ли следить за тем, кто идет впереди, вместо того, чтобы оглядываться назад? Если впереди нет никого, мы может определить ориентиры на местности или на дорожке и сверять свое время по ним, вырабатывая у себя ощущение того, что эти ориентиры нас "притягивают".

В теннисе можно думать о том, как устранить отставание или - если мы лидируем - увеличить отрыв. Самое важное то, что наша концентрация должна быть направлена вперед, наступательно, и чтобы наш внутренний диалог звучал примерно как "Давай вперед!", а не как "Что я буду делать, если...".

 

СМОТРЕТЬ НАРУЖУ - НЕ ВНУТРЬ

 

Многие люди обостренно реагируют на сигналы своего тела - усталость, уровень молочной кислоты - и возводят их в культ. Их концентрация направлена вовнутрь к своему телу. Опыт говорит о том, лучше направлять концентрацию наружу, от своего тела. В противном случае существует опасность того, что концентрируясь на нашей усталости, мы почувствуем себя еще более уставшими.

 

ДУМАТЬ ИЛИ НЕ ДУМАТЬ О ТЕХНИКЕ

 

В технических видах спорта тренироваться и соревноваться нужно разными методами, во всяком случае психологическими. Когда мы тренируем и отрабатываем технический прием, наша конценгтрация должна быть направлена на технику. Таким образом мы быстрее усваиваем детали и устанавливаем эмоциональную связь с фактом владения приемом.

Однако на соревнованиях мы должны, вместо этого, направить концентрацию от техники, которая должна быть настолько слитой с телом, что тело выполняет технический прием само по себе. Это как вождение автомобиля: техника воздения должна стать второй натурой, с тем чтобы мы могли сконцентрироваться на дорожном движении.

Пример из боулинга: два игрока были одинаково хороши и подготовлены. Во время перерыва опытный боулер подошел к молодому и сказал "Ты здорово пользуешься своим большим пальцем. Как это у тебя получается?".

Молодой боулер сразу стал думать, как же он это делает. Его концентрация на игре была перенаправлена на технику, автоматизм реакций пропал - и он проиграл.

 

Освоить и забыть

 

НЕ ДУМАТЬ НЕГАТИВНО

Мы часто направляем концентрацию на то, что у нас в данный момент не очень получается. Спортсмен может начать концентрироваться на том, чтобы не сделать что-то неправильно - вместо того, чтобы делать все правильно. Эта разница может показаться неуловимой, но она играет определяющую роль.

Например, во время сорвенования гольфист начал закручивать мячи вправо от лунки. Перед следующим ударом он подумал: "Сейчас опять уйдет слишком вправо!" И действительно мяч ушел еще больше вправо. Есть множество примеров того, как концентрация на том, чтобы не сделать ошибки, приводит к повторению ошибки - снова и снова.

 

ДУМАТЬ ПРОЩЕ

Технические приемы, способствующие хорошим результатам, часто трудны. С другой стороны, техника часто отвлекает нашу концентрацию на саму себя. Мы должны тренироваться так, чтобы воспринимать технический прием как нечто очень простое. После его освоения способность тела к автоматизму убедит нас в том, что технический прием действительно несложен. Сколько Вы знаете обученных водителей, которые считают, что водить машину сложно?

 

ДУМАТЬ О ПРЕДМЕТЕ - НЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Мы не играем против личности. Мы играем против другого игрока. Таким образом, нам нужно победить игру человека, а не его самого.

Есть определенная опасность того, что наша собственная игра начнет страдать, если мы будем слишком концентрироваться на человеческих характеристиках соперника.

Наши мысли должны быть направлены на стиль игры, технику, тактику и стратегию, и мы должны отстраняться от нашей эмоциональной реакции на нашего соперника как человека. Думайте:"Не против тебя я играю - а против твоей техники!".

 

СОБСТВЕННЫЙ ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ

Чрезвычайно важно контролировать, а не поддаваться контролю со стороны публики, средств массовой информации, соперников и ситуаций.

Если мы позволим им стать факторами нашей игры, то мы возможно будем неплохо себя чувствовать, пока дела идут хорошо, но очень плохо, когда положение испортится. Смысл в том, чтобы быть себе хозяином и не полагаться на ситуацию и окружение. Мы можем построить себе мысленный центр управления, и управлять оттуда, как из бронированного бункера, ситуацией - полностью самостоятельно. В нашем центре мы можем думать следующим образом:

"Здесь я отдаю команды"

"Я хозяин в моем центре"

"Я силен в моем центре"

"Я надежно себя чувствую в моем центре"

"Мне все равно, что делает соперник"

"Я иду своим путем"

"Я контролирую свою технику".

 

Постройте себе свой собственный командный центр

 

Помните:

● Психологическая тренировка заставляет мозг обучаться быстрее, за счет управления нашими мыслительными процессами.

● Психологическая тренировка дает внутреннее спокойствие, даже при высоком темпе игры.

 

Психологическая тренировка может использоваться для следующего:

● Повысить нашу способность концентрироваться

● Устранить блокировки, связанные с беспокойством

● Создать уверенность в себе

● Перепрограммировать мозг, если он неудачно запрограммирован

● Снять стрессовые реакции

● Усилить эффект отдыха

● Прорвать барьер

● Быстрее освоить технику

● Быстрее обучиться различным тактикам команды

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

- Начало пути-

 

Эрикссон:

Сила психики действительно невероятна.

 

Райло:

Да. Не думаю, что будет преувеличением сказать, как мы провокационно намекнули в начале книги, что психологическая разница играет решающую роль в современном спорте и будет определять, кто станет номером один, а кто вторым, третьим, четвертым. Когда все натренированы до предела, исход соревнований и матчей будет определяться тем, кто наилучшим образом использует свои ресурсы - а это, в свою очередь, часто зависит от того, как работает мозг в различных ситуациях.

 

Эрикссон:

Конечно, не все выступают на высшем уровне и имеют возможность выиграть чемпионат мира или Италии.

 

Райло:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.242 с.)