Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт гуманитарных и социальных наук

Поиск

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

Кафедра «Философии, социологии и психологии»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________Е.С. Ивлева

«____» _____________ 2013 г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

 

СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Для направления 101100.62 «Гостиничное дело»

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр
II
Общая трудоемкость дисциплины    
Аудиторные занятия    
Лекции    
Практические занятия    
Самостоятельная работа    
Отчетность зачет зачет

 

 

 

Санкт-Петербург

ЛИСТ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ

 

Рабочая учебная программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по направлению подготовки 101100.62 «Гостиничное дело»

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

А.Г.Абызов кандидат философских наук, доцент //

(инициалы и фамилия, ученая степень и ученое звание) (подпись)

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

«Философии, социологии и психологии» «» 2013 г., протокол № 2___

(наименование кафедры)

Заведующий кафедрой С.О. Снисаренко / ___________ /

(инициалы и фамилия) (подпись)

Рабочая учебная программа одобрена методическим советом

Института гуманитарных и социальных наук «» 2013 г., протокол № 2____

(наименование факультета)

Председатель методического совета:

С.О.Снисаренко / /

(инициалы и фамилия) (подпись)

СОГЛАСОВАНО:

Зам проректора по вузовскому образованию Смешко О.Г. / /

(инициалы и фамилия) (подпись)

«» 2013 г.

Начальник методического отдела Е.В. Новик / /

(инициалы и фамилия) (подпись)

«» 2013 г.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цели и задачи обучения по дисциплине

Преподавание дисциплины «Социология» имеет целью: рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с широкой картиной исторического развития; показать структуру и содержание предмета социологии, особенности современного теоретического, эмпирического и прикладного социологического знания, специфику социологической теории и определить возможные перспективы научного поиска.

Задачи обучения:

· проанализировать основные этапы развития социологической науки, показать отличие (специфику) социологии от других гуманитарных дисциплин: экономической теории, истории, политологии, философии и т.д.;

· раскрыть специфику объекта и предмета социологии, ее методологии и методики, место и роль социальных отношений в обществе;

· провести анализ общества как социокультурной системы, его структуры и функций, статусных и ролевых отношений;

· изучить механизмы взаимосвязи и взаимодействия между социальными институтами, разнообразными социальными общностями и группами;

· сосредоточить внимание на проблеме соотношения личности (человека) и общества, ценностных и нормативных аспектов социальных структур, явлений и процессов.

В результате обучения обучаемые должны:

Знать:

· основные этапы развития социологической мысли и современные направления социологической теории;

· типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социального взаимодействия и факторы социального развития;

· типы и структуры социальных институтов и организаций;

· культурно-исторические типы социального неравенства и стратификации;

· особенности формальных и неформальных отношений, природу лидерства и функциональной ответственности.

Уметь:

· анализировать основные проблемы стратификации российского общества, возникновение и развитие классов, социальных групп и слоев общества, причины бедности и неравенства, взаимоотношения социальных групп, общностей, этносов;

· применять полученные социологические знания для анализа социально-политических и социально-экономических процессов в России и мире;

· пользоваться методами и методиками социального исследования, применимыми в изучении персонала, в системе социального управления и менеджмента;

· использовать навыки и социальные технологии в процессе социального взаимодействия и общения с людьми.

Иметь представление:

· об основных направлениях социологических воззрений на общество, его социальные институты и процессы;

· о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения;

· природе возникновения социальных общностей и групп, видах и характере социальных процессов;

· об основных социальных институтах, обеспечивающих воспроизводство социальных отношений;

· о процессе и методах конкретных социологических исследований.

Владеть навыками:

· проведения конкретных социологических исследований;

· анализа социальных процессов, происходящих в обществе, его социальных институтах и общностях.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Преподавание дисциплины “Социология” является важной частью гуманитарной подготовки, определяющей становление личности будущего специалиста.

Изучение дисциплины предполагает тесное взаимодействие трех форм обучения: лекций, семинаров, самостоятельной работы. Преподавание строится на основе достижений отечественной и зарубежной социально-политической мысли, передовой вузовской педагогики, анализа социально-политических событий и процессов. Взаимосвязь с другими дисциплинами основывается на знаниях, полученных в средних, средних специальных и высших учебных заведениях по таким дисциплинам как история отечества, обществоведение, философия, политология, культурология.

Из общего бюджета времени на лекции приходится более 60% учебного времени.

Лекции проводятся по узловым вопросам курса, носят проблемный, методологический характер и знакомят слушателей с основными этапами и направлениями развития социологической мысли, социальной структурой и организацией российского и современного западного общества, социальными институтами и процессами, проблемами социологии управления.

В ходе подготовки и проведения семинарских занятий углубляются и закрепляются знания студентов по основным проблемам дисциплины. На семинарах студенты демонстрируют понимание социально-правовых норм социальной политики государства, учатся анализировать конкретные социальные явления в терминах социальной политики, осваивают технологии, методы и приемы обеспечения социальной безопасности личности.

Особое внимание при этом уделяется развитию у студентов умений и навыков, необходимых для постоянной практической деятельности в различных сферах жизнедеятельности, потребности творчески применять полученные знания при организации работы с различными категориями людей. На занятиях применяются активные формы и методы обучения, проводится опрос, тестирование, по итогам которых выставляются оценки, что помогает контролировать качество знаний.

Во время самостоятельной работы студенты знакомятся с социологическими концепциями российских и зарубежных ученых, изучают тенденции развития современного российского общества, его социальных институтов и процессов, получают представление о методах эмпирических социологических исследований, исследуют специальные документы и дополнительную литературу по учебным темам, готовятся к докладам и ответам на вопросы для семинарских занятий.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль осуществляется устным опросом и письменным тестированием в ходе семинарских занятий. Итоговый контроль проводится в виде экзамена. К экзамену допускаются студенты, выполнившие требования учебной программы.

 

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости

Балльная структура оценки

Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:

1. Посещение лекционных занятий –2 балла за одно занятие, максимально 18 баллов из расчета 18 часов лекций.

2. Посещение практических занятий –2 балла за одно занятие, максимально 18 балла из расчета 18 часов практических занятий.

3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) – до 2 балла за одно занятие, максимально 18 баллов.

4. Выполнение домашних заданий до 1 балла за одно занятие, максимально 8 баллов из расчета 8 заданий.

5. Прохождение рубежного контроля проводится в форме тестирования – до 8 баллов.

Ц. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

У.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Литература

Основная литература

1. Астафьев А.К., Маргулян Я.А. Социология. Учебно-методический комплекс. СПб.: СПбАУиЭ, 2008.

2. Волков Ю.Г., Социология: Изд.6-е. Учеб. Для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

3. Галактионов А.А. Русская социология Х1-ХХ веков: Учеб. – СПб.: Лань, 2009.

4. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2010.

5. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2012.

6. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2012.

7. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

8. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2010.

 

Дополнительная литература

 

1. Бразевич С.С.История социологии. Начальный этап развития социологии. История социальных учений: Учебное пособие.- СПб.: СПбГИЭУ, 2010.

2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 224 с.

3. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. – СПб.: Авалон. Азбука-классика, 2009. – 253 с.

4. Современная региональная социология. Методология и направления исследований магаданских социологов. – Магадан, Кордис, 2010.

5. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. – СПб.: ИУиЭ, 2010. – 285 с.

6. Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2009.

 

5.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

1.Место социологии в структуре современного научного знания.

2. Объект и предмет социологии.

3. Структура и функции социологии.

4. Понятийный аппарат и познавательные методы социологии.

5. Становление социологии как науки.

6. Основные этапы развития социологической мысли.

7. Основные направления развития социологии в Х1Х – ХХ в.в.

8. Классические социологические теории.

9. Развитие социологической мысли в России.

10. Современные социологические теории.

11. Понятие общества. Типы и структура общества.

12. Социальные законы развития общества, их сущность и классификация.

13. Социальная структура общества: типы и основные элементы.

14. Социально-классовая структура общества.

15. Социальное неравенство: сущность и виды.

16. Социальная система: понятие, сущность и структура.

17. Социальная структура современного российского общества, динамика его изменений.

18. Понятие и содержание социальной стратификации.

19. Типы и виды социальной мобильности, ее движущие силы.

20. Социальные организации и движения.

21. Социальный институт как относительно устойчивый тип деятельности и поведения людей. Типология социальных институтов.

22. Социальные институты: структура и основные функции.

23. Механизм образования и функционирования социальных институтов.

24. Понятие, классификация социальных групп и общностей.

25. Малая социальная группа: сущность и типология.

26. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.

27. Проблема соотношения высшего, среднего и низшего классов в обществе.

28. Образование как социальный институт.

29. Культура как система ценностей.

30. Социокультурное взаимодействие: сущность и социальные последствия.

31. Современное состояние российского общества и проблемы его социокультурного развития.

32. Религия как социальный институт.

33. Гражданское общество и государство, социальный анализ их взаимодействия.

34. Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

35. Общественное мнение как институт гражданского общества.

36. Социальная деятельность: понятие и виды.

37. Семья как биосоциальная система, малая группа и социальный институт.

38.Социальная сущность, структура и функции семьи.

39.Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества.

40.Социальные процессы: сущность, методология анализа.

41.Место России в мировом сообществе.

42.Социально-этнические общности людей: содержание и общая характеристика.

43.Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза.

44.Понятие личности. Социологические концепции личности.

45.Личность как объект и субъект общественных отношений.

46.Социальная структура личности.

47.Социальные статусы и роли личности.

48.Понятие, формы и институты социализации личности.

49.Система социальных ценностей и норм, их роль в развитии общества.

50.Социальный контроль: формы и виды.

51.Причины и социальная сущность девиантного поведения.

52.Преступность: причины, социальные последствия и пути профилактики.

53.Социология управления, ее становление и взаимосвязь с другими дисциплинами.

54.Лидеры и лидерство в управлении.

55.Социальный конфликт и способы его разрешения.

56.Социальные конфликты в основных сферах жизни общества.

57.Возникновение и динамика социального конфликта.

58.Социологическое исследование: цели, этапы и виды.

59.Виды прикладных социологических исследований.

60.Программа социологического исследования: состав и методология разработки.

 

5.3. Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

2. Предмет, структура и методы социологии.

3. Содержание социологии и ее взаимодействие с гуманитарными науками.

4. Значение социологии и ее роль в современных условиях.

5. Основные социологические парадигмы.

6. Огюст Конт и Герберт Спенсер – основоположники социологии.

7. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.

8. Социология марксизма.

9. «Понимающая» социология Макса Вебера.

10. Формирование и развитие социологии в России.

11. Интегральная социология Питирима Сорокина.

12. Основные школы и направления современной социологии.

13. Общество как социальная реальность и социокультурная система.

14. Социальная структура общества.

15. Социальная стратификация и социальная мобильность.

16. Социальные институты: структура и основные функции.

1. Типология социальных институтов.

17. Образование как социальный институт.

18. Гражданское общество и государство, социальный анализ их взаимодействия.

19. Семья как социальный институт.

20. Современное состояние российского общества и проблемы его социокультурного развития.

21. Социальные процессы: сущность, методология анализа.

22. Социально-этнические общности людей: содержание и общая характеристика.

23. Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза.

24. Личность как объект и субъект общественных отношений.

25. Понятие, формы и институты социализации личности.

26. Причины и социальная сущность девиантного поведения.

27. Преступность в России: причины, социальные последствия и пути профилактики.

28. Лидеры и лидерство в управлении.

29. Социальный конфликт и способы его разрешения.

30. Социологическое исследование: цели, этапы и виды.

 

У1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ

На 2013/2014 учебный год

С 2013/2014 учебного года оценка успеваемости студентов 1-го курса очной формы обучения осуществляется с применением балльно-рейтинговой системы. Основание – приказ ректора от 21 мая 2008 г. № 433.

Изменения рабочей программы обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Философии, социологии и психологии» «___» __________ 2013 г. п ротокол №.

Заведующий кафедрой доцент Снисаренко С.О. ___________

 

Внесенные изменения согласованы:

Заведующий кафедрой философии, социологии и психологии С.О.Снисаренко____________________

«___»_________________2013 г.

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.126.169 (0.01 с.)