Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Социальные институты, их типология и эволюция ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Общество и социальные институты. Понятие социального института. Формирование социальных институтов и их институционализация. Признаки социального института. Социальный институт как относительно устойчивый тип деятельности и поведения людей. Типология социальных институтов. Основные и неосновные институты, социальные практики. Функции и дисфункции социальных институтов. Институт как нормативная система и социальная организация. Обычаи, нравы, условности, этикет, традиции, предписанные нормы в формировании и функционировании социальных институтов. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Роль социальных институтов в обществе. Динамика социальных институтов и их жизненный цикл. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Экономические институты, их типология и функции. Развитие и функции семьи в обществе. Государство и политическая система общества. Политические институты, агенты и группы. Религия как социокультурный институт. Образование как социальный институт общества, его эволюция и формы. ТЕМА 6. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Биологическое и социальное в развитии человека. Индивид, личность, индивидуальность. Социальный стандарт и проблема индивидуальности. Личность как социальная система, процесс ее развития и взаимодействия с различными общностями. Личность как социальный тип. Факторы, оказывающие влияние на формирование личности. Тенденции социализации, адаптации, интернализации, идентификации аномии, конформности и маргинальности. Социализация личности. Личность как деятельный субъект. Становление своего «Я». Индивидуальная социализация (семейное, дошкольное, школьное воспитание личности). Ценности и оценки. Самоуважение личности. Стадии социализации как процесса освоения ролей. Социализация в процессе развития общества. Потребности, интересы, ценностные ориентиры, социальные установки деятельности и поведения личности. Значение социальных статусов и ролей в развитии общества. Агенты и институты социализации. Досоциализация и ресоциализация.
Девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, выработанных в обществе. Соотношение девиантного и делинквентного поведения. Социальные нормы и ценности. Функции социальных норм. Социальная дезориентация, отклоняющееся поведение и преступность. Аномия и девиантность. Социальный контроль, его функции и структура. Механизм социального контроля. Формы девиантного поведения. Культурный релятивизм как характерная черта девиантного поведения. Преступность как социальная аномалия. Проблемы борьбы с преступностью в современном российском обществе. Социальный контроль и девиация. Основные способы социального контроля девиантного поведения. ТЕМА 7. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Сущность и содержание социального управления. Субъект и объект управления. Предмет социологии управления и ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Взаимосвязь социологии управления и менеджмента. Основные этапы формирования социологии управления. Школа научного управления. Доктрина «человеческих отношений». Научная организация труда в России. Анализ новых форм организации труда. Лидеры и лидерство в управлении. Процесс возникновения лидера. Функции лидерства. Классификация типов лидера. Конфликты в управлении и управление конфликтами. Причины возникновения конфликтов. Социальные, политические, национально-этнические, экономические, религиозные, культурные конфликты. Классификация конфликтов по масштабам, соотношению статусов конфликтующих, степени вовлечения в конфликт. Стадии протекания конфликта. Проблемы формирования культуры управления.
ТЕМА 8. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Понятие социологического исследования, его цели, этапы и задачи. Значение анализа в конкретно-социологическом познании. Методология, методика, техника и процедура как органические составные части социологического исследования. Место и роль методики в социологическом исследовании. Понятие процедуры. Типы процедур. Особенности техники социологического исследования. Методы сбора социологической информации: наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, метод экспертных оценок. Социальный эксперимент, социально-психологический тренинг, игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, инновационные игры).
Программа социологического исследования. Выборка в социологическом исследовании (генеральная и выборочная совокупность, объем выборки, репрезентативность). Сбор, обобщение, способы представления социологических данных (таблицы, графики). Виды многомерности статистического анализа – корреляционный, факторный, кластерный. Интерпретация результатов социологического исследования. Статистика, количественный и качественный анализ в современной социологии. Основные выводы по содержанию прочитанного материала. Практические рекомендации по самостоятельной работе и подготовке к экзамену. Рекомендуемая литература к экзамену.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ (очная форма обучения, срок обучения – 4 года)
IV. ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
У.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература Основная литература 1. Астафьев А.К., Маргулян Я.А. Социология. Учебно-методический комплекс. СПб.: СПбАУиЭ, 2008. 2. Волков Ю.Г., Социология: Изд.6-е. Учеб. Для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 3. Галактионов А.А. Русская социология Х1-ХХ веков: Учеб. – СПб.: Лань, 2009. 4. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2010. 5. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2012. 6. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2012. 7. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 8. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2010.
Дополнительная литература
1. Бразевич С.С.История социологии. Начальный этап развития социологии. История социальных учений: Учебное пособие.- СПб.: СПбГИЭУ, 2010.
2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 224 с. 3. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. – СПб.: Авалон. Азбука-классика, 2009. – 253 с. 4. Современная региональная социология. Методология и направления исследований магаданских социологов. – Магадан, Кордис, 2010. 5. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. – СПб.: ИУиЭ, 2010. – 285 с. 6. Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2009.
5.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
1.Место социологии в структуре современного научного знания. 2. Объект и предмет социологии. 3. Структура и функции социологии. 4. Понятийный аппарат и познавательные методы социологии. 5. Становление социологии как науки. 6. Основные этапы развития социологической мысли. 7. Основные направления развития социологии в Х1Х – ХХ в.в. 8. Классические социологические теории. 9. Развитие социологической мысли в России. 10. Современные социологические теории. 11. Понятие общества. Типы и структура общества. 12. Социальные законы развития общества, их сущность и классификация. 13. Социальная структура общества: типы и основные элементы. 14. Социально-классовая структура общества. 15. Социальное неравенство: сущность и виды. 16. Социальная система: понятие, сущность и структура. 17. Социальная структура современного российского общества, динамика его изменений. 18. Понятие и содержание социальной стратификации. 19. Типы и виды социальной мобильности, ее движущие силы. 20. Социальные организации и движения. 21. Социальный институт как относительно устойчивый тип деятельности и поведения людей. Типология социальных институтов. 22. Социальные институты: структура и основные функции. 23. Механизм образования и функционирования социальных институтов. 24. Понятие, классификация социальных групп и общностей. 25. Малая социальная группа: сущность и типология. 26. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни. 27. Проблема соотношения высшего, среднего и низшего классов в обществе. 28. Образование как социальный институт. 29. Культура как система ценностей. 30. Социокультурное взаимодействие: сущность и социальные последствия.
31. Современное состояние российского общества и проблемы его социокультурного развития. 32. Религия как социальный институт. 33. Гражданское общество и государство, социальный анализ их взаимодействия. 34. Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения. 35. Общественное мнение как институт гражданского общества. 36. Социальная деятельность: понятие и виды. 37. Семья как биосоциальная система, малая группа и социальный институт. 38.Социальная сущность, структура и функции семьи. 39.Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества. 40.Социальные процессы: сущность, методология анализа. 41.Место России в мировом сообществе. 42.Социально-этнические общности людей: содержание и общая характеристика. 43.Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза. 44.Понятие личности. Социологические концепции личности. 45.Личность как объект и субъект общественных отношений. 46.Социальная структура личности. 47.Социальные статусы и роли личности. 48.Понятие, формы и институты социализации личности. 49.Система социальных ценностей и норм, их роль в развитии общества. 50.Социальный контроль: формы и виды. 51.Причины и социальная сущность девиантного поведения. 52.Преступность: причины, социальные последствия и пути профилактики. 53.Социология управления, ее становление и взаимосвязь с другими дисциплинами. 54.Лидеры и лидерство в управлении. 55.Социальный конфликт и способы его разрешения. 56.Социальные конфликты в основных сферах жизни общества. 57.Возникновение и динамика социального конфликта. 58.Социологическое исследование: цели, этапы и виды. 59.Виды прикладных социологических исследований. 60.Программа социологического исследования: состав и методология разработки.
5.3. Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. 2. Предмет, структура и методы социологии. 3. Содержание социологии и ее взаимодействие с гуманитарными науками. 4. Значение социологии и ее роль в современных условиях. 5. Основные социологические парадигмы. 6. Огюст Конт и Герберт Спенсер – основоположники социологии. 7. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма. 8. Социология марксизма. 9. «Понимающая» социология Макса Вебера. 10. Формирование и развитие социологии в России. 11. Интегральная социология Питирима Сорокина. 12. Основные школы и направления современной социологии. 13. Общество как социальная реальность и социокультурная система. 14. Социальная структура общества. 15. Социальная стратификация и социальная мобильность. 16. Социальные институты: структура и основные функции. 1. Типология социальных институтов. 17. Образование как социальный институт. 18. Гражданское общество и государство, социальный анализ их взаимодействия. 19. Семья как социальный институт. 20. Современное состояние российского общества и проблемы его социокультурного развития. 21. Социальные процессы: сущность, методология анализа.
22. Социально-этнические общности людей: содержание и общая характеристика. 23. Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза. 24. Личность как объект и субъект общественных отношений. 25. Понятие, формы и институты социализации личности. 26. Причины и социальная сущность девиантного поведения. 27. Преступность в России: причины, социальные последствия и пути профилактики. 28. Лидеры и лидерство в управлении. 29. Социальный конфликт и способы его разрешения. 30. Социологическое исследование: цели, этапы и виды.
У1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ На 2013/2014 учебный год С 2013/2014 учебного года оценка успеваемости студентов 1-го курса очной формы обучения осуществляется с применением балльно-рейтинговой системы. Основание – приказ ректора от 21 мая 2008 г. № 433. Изменения рабочей программы обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Философии, социологии и психологии» «___» __________ 2013 г. п ротокол №. Заведующий кафедрой доцент Снисаренко С.О. ___________
Внесенные изменения согласованы: Заведующий кафедрой философии, социологии и психологии С.О.Снисаренко____________________ «___»_________________2013 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.069 с.) |