Тема 5. Социальные институты, их типология и эволюция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Социальные институты, их типология и эволюция



Общество и социальные институты. Понятие социального института. Формирование социальных институтов и их институционализация. Признаки социального института. Социальный институт как относительно устойчивый тип деятельности и поведения людей.

Типология социальных институтов. Основные и неосновные институты, социальные практики. Функции и дисфункции социальных институтов. Институт как нормативная система и социальная организация. Обычаи, нравы, условности, этикет, традиции, предписанные нормы в формировании и функционировании социальных институтов.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Роль социальных институтов в обществе. Динамика социальных институтов и их жизненный цикл.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Экономические институты, их типология и функции. Развитие и функции семьи в обществе. Государство и политическая система общества. Политические институты, агенты и группы. Религия как социокультурный институт. Образование как социальный институт общества, его эволюция и формы.

ТЕМА 6. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Биологическое и социальное в развитии человека. Индивид, личность, индивидуальность. Социальный стандарт и проблема индивидуальности. Личность как социальная система, процесс ее развития и взаимодействия с различными общностями. Личность как социальный тип.

Факторы, оказывающие влияние на формирование личности. Тенденции социализации, адаптации, интернализации, идентификации аномии, конформности и маргинальности.

Социализация личности. Личность как деятельный субъект. Становление своего «Я». Индивидуальная социализация (семейное, дошкольное, школьное воспитание личности). Ценности и оценки. Самоуважение личности. Стадии социализации как процесса освоения ролей.

Социализация в процессе развития общества. Потребности, интересы, ценностные ориентиры, социальные установки деятельности и поведения личности. Значение социальных статусов и ролей в развитии общества. Агенты и институты социализации. Досоциализация и ресоциализация.

Девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, выработанных в обществе. Соотношение девиантного и делинквентного поведения.

Социальные нормы и ценности. Функции социальных норм. Социальная дезориентация, отклоняющееся поведение и преступность. Аномия и девиантность. Социальный контроль, его функции и структура. Механизм социального контроля.

Формы девиантного поведения. Культурный релятивизм как характерная черта девиантного поведения. Преступность как социальная аномалия. Проблемы борьбы с преступностью в современном российском обществе.

Социальный контроль и девиация. Основные способы социального контроля девиантного поведения.

ТЕМА 7. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Сущность и содержание социального управления. Субъект и объект управления. Предмет социологии управления и ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Взаимосвязь социологии управления и менеджмента.

Основные этапы формирования социологии управления. Школа научного управления. Доктрина «человеческих отношений». Научная организация труда в России. Анализ новых форм организации труда.

Лидеры и лидерство в управлении. Процесс возникновения лидера. Функции лидерства. Классификация типов лидера.

Конфликты в управлении и управление конфликтами. Причины возникновения конфликтов. Социальные, политические, национально-этнические, экономические, религиозные, культурные конфликты. Классификация конфликтов по масштабам, соотношению статусов конфликтующих, степени вовлечения в конфликт. Стадии протекания конфликта. Проблемы формирования культуры управления.

 

ТЕМА 8. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие социологического исследования, его цели, этапы и задачи. Значение анализа в конкретно-социологическом познании. Методология, методика, техника и процедура как органические составные части социологического исследования.

Место и роль методики в социологическом исследовании. Понятие процедуры. Типы процедур. Особенности техники социологического исследования.

Методы сбора социологической информации: наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование, анализ документов, метод экспертных оценок. Социальный эксперимент, социально-психологический тренинг, игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, инновационные игры).

Программа социологического исследования. Выборка в социологическом исследовании (генеральная и выборочная совокупность, объем выборки, репрезентативность). Сбор, обобщение, способы представления социологических данных (таблицы, графики). Виды многомерности статистического анализа – корреляционный, факторный, кластерный.

Интерпретация результатов социологического исследования. Статистика, количественный и качественный анализ в современной социологии.

Основные выводы по содержанию прочитанного материала. Практические рекомендации по самостоятельной работе и подготовке к экзамену. Рекомендуемая литература к экзамену.

 

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ, РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

(очная форма обучения, срок обучения – 4 года)

 

Номера тем Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия Самост. работа
Лекции Семинары Практ. занятия
2 семестр – 72 часа
1. Введение. Социология как наука об обществе         -  
2. История зарубежной и отечественной социологии       -  
3. Общество как целостная социокультурная система       -  
4. Социальная структура общества и его эволюция в России       -  
5. Социальные институты, их типология и эволюция       -  
6. Личность как субъект социальной жизни. Социология личности       -  
7. Социология управления как отрасль социологического знания       -  
8. Методология и методика социологического исследования       -  
  Зачет   +        
  Итого по дисциплине       -  

 

 

IV. ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Номера тем дисциплины Тема семинара Количество часов
1. Предмет социологии, ее эволюция и роль в жизни общества  
2. История становления и развития социологии  
3. Общество как система  
4. Социальная структура общества  
5. Социальные институты общества  
6. Социология личности  
7. Социология управления  
8. Методология и методика социологического исследования  

 

У.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Литература

Основная литература

1. Астафьев А.К., Маргулян Я.А. Социология. Учебно-методический комплекс. СПб.: СПбАУиЭ, 2008.

2. Волков Ю.Г., Социология: Изд.6-е. Учеб. Для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

3. Галактионов А.А. Русская социология Х1-ХХ веков: Учеб. – СПб.: Лань, 2009.

4. Исаев Б.А. Социология. Краткий курс. СПб: Питер, 2010.

5. Кравченко А.И. Социология: Учеб. для вузов. СПб: Питер, 2012.

6. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учеб. Для вузов. – 4-е изд. – М.: Акад. Проект, 2012.

7. Новикова С.С. Социология: История. Основы. Институционализация в России. - М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010.

8. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2010.

 

Дополнительная литература

 

1. Бразевич С.С.История социологии. Начальный этап развития социологии. История социальных учений: Учебное пособие.- СПб.: СПбГИЭУ, 2010.

2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 224 с.

3. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. Учебное пособие. – СПб.: Авалон. Азбука-классика, 2009. – 253 с.

4. Современная региональная социология. Методология и направления исследований магаданских социологов. – Магадан, Кордис, 2010.

5. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы. – СПб.: ИУиЭ, 2010. – 285 с.

6. Управление качеством жизни /Под ред.В.В.Окрепилова.-СПб.: СПбАУиЭ., 2009.

 

5.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

 

1.Место социологии в структуре современного научного знания.

2. Объект и предмет социологии.

3. Структура и функции социологии.

4. Понятийный аппарат и познавательные методы социологии.

5. Становление социологии как науки.

6. Основные этапы развития социологической мысли.

7. Основные направления развития социологии в Х1Х – ХХ в.в.

8. Классические социологические теории.

9. Развитие социологической мысли в России.

10. Современные социологические теории.

11. Понятие общества. Типы и структура общества.

12. Социальные законы развития общества, их сущность и классификация.

13. Социальная структура общества: типы и основные элементы.

14. Социально-классовая структура общества.

15. Социальное неравенство: сущность и виды.

16. Социальная система: понятие, сущность и структура.

17. Социальная структура современного российского общества, динамика его изменений.

18. Понятие и содержание социальной стратификации.

19. Типы и виды социальной мобильности, ее движущие силы.

20. Социальные организации и движения.

21. Социальный институт как относительно устойчивый тип деятельности и поведения людей. Типология социальных институтов.

22. Социальные институты: структура и основные функции.

23. Механизм образования и функционирования социальных институтов.

24. Понятие, классификация социальных групп и общностей.

25. Малая социальная группа: сущность и типология.

26. Политическая система как субъект регулирования социальной жизни.

27. Проблема соотношения высшего, среднего и низшего классов в обществе.

28. Образование как социальный институт.

29. Культура как система ценностей.

30. Социокультурное взаимодействие: сущность и социальные последствия.

31. Современное состояние российского общества и проблемы его социокультурного развития.

32. Религия как социальный институт.

33. Гражданское общество и государство, социальный анализ их взаимодействия.

34. Массовое сознание и массовое действие. Формы массового поведения.

35. Общественное мнение как институт гражданского общества.

36. Социальная деятельность: понятие и виды.

37. Семья как биосоциальная система, малая группа и социальный институт.

38.Социальная сущность, структура и функции семьи.

39.Социальные нормы, их место в социальной системе и структуре общества.

40.Социальные процессы: сущность, методология анализа.

41.Место России в мировом сообществе.

42.Социально-этнические общности людей: содержание и общая характеристика.

43.Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза.

44.Понятие личности. Социологические концепции личности.

45.Личность как объект и субъект общественных отношений.

46.Социальная структура личности.

47.Социальные статусы и роли личности.

48.Понятие, формы и институты социализации личности.

49.Система социальных ценностей и норм, их роль в развитии общества.

50.Социальный контроль: формы и виды.

51.Причины и социальная сущность девиантного поведения.

52.Преступность: причины, социальные последствия и пути профилактики.

53.Социология управления, ее становление и взаимосвязь с другими дисциплинами.

54.Лидеры и лидерство в управлении.

55.Социальный конфликт и способы его разрешения.

56.Социальные конфликты в основных сферах жизни общества.

57.Возникновение и динамика социального конфликта.

58.Социологическое исследование: цели, этапы и виды.

59.Виды прикладных социологических исследований.

60.Программа социологического исследования: состав и методология разработки.

 

5.3. Тематика контрольных работ для студентов заочной формы обучения

1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

2. Предмет, структура и методы социологии.

3. Содержание социологии и ее взаимодействие с гуманитарными науками.

4. Значение социологии и ее роль в современных условиях.

5. Основные социологические парадигмы.

6. Огюст Конт и Герберт Спенсер – основоположники социологии.

7. «Социологизм» Эмиля Дюркгейма.

8. Социология марксизма.

9. «Понимающая» социология Макса Вебера.

10. Формирование и развитие социологии в России.

11. Интегральная социология Питирима Сорокина.

12. Основные школы и направления современной социологии.

13. Общество как социальная реальность и социокультурная система.

14. Социальная структура общества.

15. Социальная стратификация и социальная мобильность.

16. Социальные институты: структура и основные функции.

1. Типология социальных институтов.

17. Образование как социальный институт.

18. Гражданское общество и государство, социальный анализ их взаимодействия.

19. Семья как социальный институт.

20. Современное состояние российского общества и проблемы его социокультурного развития.

21. Социальные процессы: сущность, методология анализа.

22. Социально-этнические общности людей: содержание и общая характеристика.

23. Эволюция социальных общностей и концепция этногенеза.

24. Личность как объект и субъект общественных отношений.

25. Понятие, формы и институты социализации личности.

26. Причины и социальная сущность девиантного поведения.

27. Преступность в России: причины, социальные последствия и пути профилактики.

28. Лидеры и лидерство в управлении.

29. Социальный конфликт и способы его разрешения.

30. Социологическое исследование: цели, этапы и виды.

 

У1. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ, ВНОСИМЫХ В РАБОЧУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ

На 2013/2014 учебный год

С 2013/2014 учебного года оценка успеваемости студентов 1-го курса очной формы обучения осуществляется с применением балльно-рейтинговой системы. Основание – приказ ректора от 21 мая 2008 г. № 433.

Изменения рабочей программы обсуждены и одобрены на заседании кафедры «Философии, социологии и психологии» «___» __________ 2013 г. п ротокол №.

Заведующий кафедрой доцент Снисаренко С.О. ___________

 

Внесенные изменения согласованы:

Заведующий кафедрой философии, социологии и психологии С.О.Снисаренко____________________

«___»_________________2013 г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.4.206 (0.069 с.)