IX. История становления и развития русской психологической школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX. История становления и развития русской психологической школы



Основы русской психологической школы. И.И. Мечников “Этюды о природе человека”, “Этюды о природе оптимизма”. Труды И.М. Сеченова “Рефлексы головного мозга”, “Кому и как разрабатывать психологию”. А. Галич “Картина человека”, Н.И. Пирогов “Вопросы жизни”, К.Д. Ушинский “Человек как предмет воспитания”. В.М. Бехтерев, Н.Н. Ланге, Н.Я. Грот, А.И. Введенский. Г.И. Челпанов. Первый в России психологический институт им. Л.Г. Щукиной. “Проблема восприятия пространства”, “Мозг и душа”, “Введение в экспериментальную психологию”. Г.Г. Шпет, С.Л. Франк, Н.О. Лосский, А.Ф. Лазурский, Г.И. Россолимо.

Педологическое движение. А.П. Нечаев, Л.С. Выготский, П.П. Блонский.

Развитие и деятельность - труды А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина.

Д.Н. Узнадзе и Грузинская психологическая школа.

а) основная литература:

1. Ждан, А. Н. История психологии от Античности до наших дней: учеб. для вузов / А. Н. Ждан. - 6-е изд. - М.: Фонд "Мир"; М.: Акад. проект, 2005. - 572, [1] с.

2. Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2006. – 544 с.

3. Саугстад, П. История психологии. От истоков до наших дней / П. Саугстад.- Самара: Изд-во Бахрах-М, 2008. – 544 с.

4. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в специальность» / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2008. – 685 с.

5. Якунин, В.А. История психологии / В.А. Якунин. - Спб.: Изд-во Михайлова, 2001. – 480 с.

6. Ярошевский, М.Г. История психологии: от античности до середины 20 века / М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1996. – 416 с.

 

б) дополнительная литература:

1. История психологии в лицах. Персоналии / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - Т. 6. - 784 с.

2. Марцинковская, Т.Д., Ярошевский, М.Г. 50 выдающихся психологов мира / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 193 с.

3. Степанов, С. С. Психология в лицах / С.С. Степанов. – М: ЭКСМО -Пресс.- 2001.–384 с.

 

X. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии

Возникновение когнитивной психологии, гуманистической психологии, логотерапии, исследований человеческого сознания в рамках наук о мозге - нейрофизиологии, нейроморфологии, психогенетики.

Когнитивная психология. Работы Д. Брунера, Г. Саймона, П. Линдсея, Д. Нормана, Д.Р. Андерсона, Л. Фестингера, Ф. Хайдера, У. Найссера, Д. Бродбента, А. Пайвио. Влияние информационного подхода на когнитивную психологию. Познавательные процессы как основная область исследований.

Логотерапия. В. Франкл. “Третья венская школа психотерапии”. Движущая сила развития человека - борьба за смысл жизни. Человеческое существование - самотрансценденция - выход в другое. Достижение логоса путем совершения деятельности.

Психогенетика. Наследственный фактор в развитии интеллектуальных способностей. “Гены интеллекта”.

Проблема психического развития. Работы Ж. Пиаже. Метод клинической беседы. Стадии развития интеллекта.

а) основная литература:

1. Ждан, А. Н. История психологии от Античности до наших дней: учеб. для вузов / А. Н. Ждан. - 6-е изд. - М.: Фонд "Мир"; М.: Акад. проект, 2005. - 572, [1] с.

2. Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2006. – 544 с.

3. Якунин, В.А. История психологии / В.А. Якунин. - Спб.: Изд-во Михайлова, 2001. – 480 с.

4. Ярошевский, М.Г. История психологии: от античности до середины 20 века / М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1996. – 416 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Гальперин, П.Я., Ждан, А.Н. История психологии XX в.: Хрестоматия для высшей школы / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Академический проект /Ек-бург: Деловая книга, 2005.- 832 с.

2. История психологии в лицах. Персоналии / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - Т. 6. - 784 с.

3. Марцинковская, Т.Д., Ярошевский, М.Г. 50 выдающихся психологов мира / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 193 с.

 

Основные понятия (тезаурус)

Предмет, задачи и методы исследования истории психологии, «бритва Оккама», «животные духи», «ментальная механика», «ментальная химия», «ошибка стимула», акт психический, активность, анимизм первобытный, апперцепция, аристотель, архетипы, ассоциативная психология, бессознательное, бессознательные умозаключения, бихевиоризм, вера и знание, соотношение; влечения, внимание, воля, восприятие, вытеснение, гештальт-качество, гештальтпсихология, гипноз, гуманистическая психология, гуманитарная парадигма в психологии, детерминизм в психологии, деятельностный подход в психологии, душа, естественнонаучная парадигма в психологии, защита психологическая, механизмы, индивидуальная психология А. Адлера, индивидуация, инсайт, интроспективная психология, интроспекция, истерия, когнитивная карта, когнитивная психология, кризис в психологии, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, метод, методология, монадология, мотивация, мышление, навыки, формирование; необихевиоризм, неофрейдизм, номинализм и реализм, обусловливание, объективная психология, описательная психология, опыт, опытное происхождение содержаний сознания, ощущение, поведение как предмет психологии, психика, психоанализ, психофизика, психофизиологическая проблема, самонаблюдение, сознание, сократический диалог, структурализм, схема «стимул-реакция», французская социологическая школа, функционализм, экзистенциальная психология, экспериментальная психология, явление и бытие в сознании.

Организация самостоятельной работы студентов

Организация самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

1. Составление плана самостоятельной работы студента по дисциплине.

2. Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

3. Организаций консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).

4. Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы студента.

При выдаче заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к студентам. Перед выполнением студентами самостоятельной работы проводится инструктаж по выполнению заданий, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, проходит в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта творческой деятельности.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

1. Уровень освоения студентами учебного материала.

2.Умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

3. Обоснованность и четкость изложения ответа.

Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется через различные формы контроля и обучения:

- консультации (установочные, тематические), в ходе которых студенты должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь;

- следящий контроль осуществляется на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях. Он проводится в форме собеседования, устных ответов студентов, контрольных работ, тестов, организации дискуссий и диспутов, фронтальных опросов. Преподаватель фронтально просматривает наличие письменных работ, упражнений, задач, конспектов.

- текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характере;

- итоговый контроль осуществляется через зачет, предусмотренный учебным планом. Наряду с устными ответами по вопросам предполагается шире использовать письменные формы итогового контроля.

При организации самостоятельной работы студентов нами использовалась электронная версия учебных пособий и дополнительного материала по истории психологии (включая видеолекции доц. МГУ В.В. Петухова, аудиоматериалы и учебные и художественные видеофильмы по темам курса), обучающие тесты к темам, в т.ч. размещенные на сайте www.ido.edu.ru/psychology.

Для каждой изучаемой темы составлен блок контрольных вопросов, представленных в виде тестов. Во время изучения темы тестирование является тренинговым, что дает возможность студенту не только проверить свои знания, но и обнаружить ошибки. После завершения изучения темы доступным становится только итоговое тестирование, позволяющее объективно оценить знания студента, а его результаты служат одним из показателей освоенности учебного материала.
В целом самостоятельная работа по изучению курса «История психологии» включает следующие формы работы:

− составление «персонального» словаря историко-психологических терминов и выражений;

− творческое и репродуктивное конспектирование первоисточников;

− составление кроссвордов, включающих основные термины;

− заполнение сводных таблиц, раскрывающих деятельность и взгляды психологов;

− подготовка творческих рефератов;

− составление хронологической ленты, отображающей развитие психологической школы (направления);

− подготовка тестовых заданий по темам (или проблемам);

− составление аннотаций на учебные издания и монографии;

− составление библиографии периодических изданий по историко-психологической тематике;

− подготовка презентаций по раскрытию деятельности психологов или психологической теории (концепции, системы);

− подготовка и составление проблемных задач и ситуаций по историко-психологической тематике;

− составление интерактивных сценариев и партитур диалогов ученых-психологов (философов и др.).

Организация самостоятельной работы студентов имеет свои особенности, так как она ориентирована на различные уровни освоения учебного материала, включающие как начальный, так и продвинутый этапы, и сочетает в себе традиционные методы, а также формы работы с применением информационных технологий.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Тематика рефератов, курсовых работ:

1. Периодизация развития психологической науки.

2. Значение античной психологии для дальнейшего развития психологической мысли.

3. Психологические идеи средневековой Европы.

4. История становления психологии как экспериментальной науки.

5. Открытый кризис в психологии первой трети ХХ века.

6. Значение работ К. Левина для понимания социальных явлений.

7. Периодизация личностного развития по З. Фрейду.

8. Неофрейдизм. Основные механизмы развития личности

9. Учение А. Адлера о компенсации и его развитие в трудах Л.С. Выготского.

10. Типология личности К. Юнга.

11. Значение гуманистической психологии для реализации личностно-ориентированного подхода в педагогике.

12. Периодизация развития личности Э. Эриксона.

13. Сравнительный анализ современных тенденций в зарубежной психологии.

14. Вклад отечественных психологов в развитие психологии.

15. Эволюция взглядов Л.С. Выготского на отклоняющееся развитие.

16. Положение инвалида в современном обществе.

17. Специальная психология в структуре современного человекознания.

18. История становления специальной психологии в Росси.

19. История становления специальной психологии за рубежом.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

 

а) основная литература:

1. Ждан, А. Н. История психологии от Античности до наших дней: учеб. для вузов / А. Н. Ждан. - 6-е изд. - М.: Фонд "Мир"; М.: Акад. проект, 2005. - 572, [1] с.

2. Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2006. – 544 с.

3. Саугстад, П. История психологии. От истоков до наших дней / П. Саугстад.- Самара: Изд-во Бахрах-М, 2008 – 544 с.

4. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в специальность» / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2008. – 685 с.

5. Якунин, В.А. История психологии / В.А. Якунин. - Спб.: Изд-во Михайлова, 2001. – 480 с.

6. Ярошевский, М.Г. История психологии: от античности до середины 20 века / М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1996. – 416 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Гальперин, П.Я., Ждан, А.Н. История психологии XX в.: Хрестоматия для высшей школы / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Академический проект /Ек-бург: Деловая книга, 2005.- 832 с.

2. История психологии (10-е -30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- 364 с.

3. История психологии в лицах. Персоналии / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - Т. 6. - 784 с.

4. Марцинковская, Т.Д., Ярошевский, М.Г. 50 выдающихся психологов мира / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 193 с.

5. Михалева, А.Б. История психологии / А.Б. Михалева. - М.: Вузовская книга, 2008. – 88 с.

6. Мышкина, М.С. История психологии. Комплект контрольных тестовых заданий (для самостоятельной работы студентов) / М.С. Мышкина. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. – 96 с.

7. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 416 с.

8. Предмет и метод психологии: Антология / Под ред. Е.Б. Старовойтенко. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2005. – 512 с.

9. Робинсон, Д.Н. Интеллектуальная история психологии / Д. H. Робинсон. - М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005. – 568 с.

10. Степанов, С. С. Психология в лицах / С.С. Степанов. – М: ЭКСМО –Пресс, 2001.–384 с.

11. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан: Уч. пос. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 296 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

· http: //www.ido.edu.ru/psychology

· http://www.glohol.com/web.htrn

· http://www.yahoo.com/Science/Psychology/

· http://sosig.esrc.bris.ac.uk

· http://psychistory.ru/book/9-istoriya-psihologii-marcinkovskaya-td.html



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.048 с.)