VIII. Зарубежная психология периода открытого кризиса. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Индивидуальная психология А. Адлера и аналитическая психология К. Юнга. Неофрейдизм. Гуманистическая психология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VIII. Зарубежная психология периода открытого кризиса. Бихевиоризм. Гештальтпсихология. Индивидуальная психология А. Адлера и аналитическая психология К. Юнга. Неофрейдизм. Гуманистическая психология



Причины кризиса в психологии. Возникновение направления, утвердившего в качестве предмета психологии поведение (англ. behaviour).

Джон Бродес Уотсон. “Психология с точки зрения бихевиориста” как манифест нового направления. Девиз бихевиоризма - понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

Условный рефлекс как главная единица анализа поведения. Реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Объяснение поведения из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его непосредственно наблюдаемых ответов. Формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: “стимул - реакция” (S - R). Возможность управлять внешними реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными.

Эдвард Торндайк. Изучение закономерностей адаптации организма к необычным условиям. “Проблемные ящики”. “Кривая научения” как основание для утверждения, что животное действует методом проб и ошибок, случайно находя верное решение. Законы научения: упражнение, закон эффекта, закон ассоциативного сдвига.

Когнитивный бихевиоризм. Эдвард Толмен. Положение о том, что исследование поведения должно вестись строго объективным методом, без произвольных допущений о внутреннем мире сознания. Открытие факторов, которые играют незаменимую роль в промежутке между стимулом и реакцией (“промежуточных переменных”). Познавательная “когнитивная” карта пути. Особый тип научения, названный латентным (скрытым).

Гипотетико-дедуктивный бихевиоризм. Кларк Халл. “Психологические теоремы”. Разделение первичного и вторичного подкрепления, возможность моделирования условно рефлекторной деятельности.

Оперативный бихевиоризм. Берхауз Фредерик Скиннер. Систематический подход к пониманию человеческого поведения. Требование исключить из психологии все фикции, к которым прибегают ученые для объяснения вещей, причин которых они не знают (психология свободы, творчества, личности). Оперантное поведение, предполагающее осуществление постоянного подкрепления каждой операции, совершаемой субъектом. “Суеверное” поведение. Программы по обучению и воспитанию умственно отсталых детей и малолетних преступников.

Гештальтпсихология. М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка Понятие о гештальте (динамической форме, структуре). Приоритет целостной структуры сознания, от общей организации которой зависят ее отдельные компоненты.

Опыты Вертгеймера. Исследование особенностей зрительного восприятия. Фи-феномен. “Экспериментальные исследования видимого движения”.

Проблема психического развития ребенка. Восприятие как ведущий процесс, который фактически определяет уровень развития психики ребенка. Деление процесса психического развития на 2 независимых и параллельных процесса - созревание и обучение.

Опыты Коффки. Образ (гештальт) человека у новорожденных детей. Восприятие цвета детьми. Наборы “фигура-фон”. Закон трансдукции.

Г. Фолькельт. Изучение детских рисунков. Исследование рисования геометрических фигур детьми разного возраста.

Опыты над животными. Феномен “транспозиции” - реакция на соотношение стимулов. Критика бихевиористской формулы “проб и ошибок”. “Инсайт”. Сознание как целостность, созидаемая динамикой познавательных структур, которые преобразуются по психологическим законам.

Теория “поля” К. Левина. Курт Левин. Биографические сведения. Книги “Динамическая теория личности”, “Теория поля и обучение”. Совместная работа с Коффкой, Келером, Вертгеймером. Общие с гештальтистами взгляды на природу психического.

Изучение личности человека. Проблемы социальной психологии. “Теория поля”. Развитие личности в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд. Потребности человека как энергетические заряды, вызывающие напряжение. Стремление к разрядке, к удовлетворению потребностей. Личность как “система напряжений”. Связь неврозов и особенности когнитивных процессов (сохранение, забывание, волевое поведение) с разрядкой или напряжением потребностей. “Волевое” и “полевое” поведение. Понятие уровня притязаний и “аффекта неадекватности”.

Глубинная психология. Психоанализ З. Фрейда Биографические сведения. Метод гипнотического катарсиса. Работа “Исследования истерии”. Книга “Толкование сновидений”, с важнейшими положениями новой концепции, дополненными в книге “Психопатология обыденной жизни”. Психоанализ. Метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества.

Структура психики. Сознательное, предсознательное и бессознательное. Содержание каждого слоя. Движущие силы в развитии личности. Врожденные инстинкты, которые находятся в антагонистических отношениях между собой. Психосексуальные этапы развития ребенка. Формирование комплексов у детей. Неустойчивое равновесие между структурами личности. Состояние внутреннего конфликта, в котором находится человек. Отсутствие четкой грани между нормой и патологией. Механизмы психологической защиты: вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Значение психоанализа для развития психологии и философии.

Индивидуальная психология А. Адлера. Альфред Адлер. Биографические сведения. Книга “Теория и практика индивидуальной психологии”.

Единство структуры личности. Стремление к превосходству - движущая сила в развитии личности. Чувство неполноценности, возникающее из-за телесного или психического дефекта. Преодоление чувства неполноценности - различные виды компенсации: 1) успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом; 2) сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности; 3) уход в болезнь. Понятия творческой силы, социального интереса и фиктивных целей. Типы личности, установки и стиль жизни. Отрицание фатальной связи психического развития личности с органическим субстратом.

Аналитическая психология К. Юнга. Карл Юнг. Биографическая справка.

Три уровня психики человека: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Определяющая роль коллективного бессознательного. Уровни коллективного бессознательного: следы до человеческого прошлого, национальное, расовое и общечеловеческое наследование. Архетипы коллективного бессознательного.

Личное бессознательное - забытые переживания. Комплексы. Понятие “self - Я”. Невроз как регресс на более низкий уровень.

Типология личности. Направленность человека на себя или на объект как основа классификации. Работа “Психологические типы”. Врожденность типов.

Неофрейдизм. Социокультурная теория личности К.Хорни и Г.С.Салливена. Карен Хорни. Биографические сведения. Доминирующее влияние общества на развитие личности человека. Книга “Невротическая личность нашего времени”. Бессознательное чувство тревоги, беспокойства как движущая сила в развитии личности человека. Причины развития тревоги. Физиологическая и психологическая тревога. Избавление от физиологической тревоги. Избавление от психологической тревоги - психологическая защита. Невротические потребности. Три вида психологической защиты: 1) стремление к людям - “уступчивый тип”; 2) стремление от людей - “устраненный тип” и 3) стремление против людей - “агрессивный” тип.

Гарри Стэк Салливен. Книга “Межличностная теория в психиатрии”. Личность как продукт совместной деятельности субъектов, относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь.

Основные механизмы развития личности: 1) потребность в нежности, ласке и 2) стремление избежать тревогу. “Я-система” как ядро личности. Понятие “избирательного внимания”.

Объяснение неврозов, их генезиса и механизмов не из бессознательных побуждений самого человека, а из социального контекста, из состояния общества. Ориентация на социокультурные факторы взамен биологических.

А. Маслоу. Биографические сведения. Появление контр культуры. Возникновение гуманистической психологии. Взгляд на индивида как высшую ценность. Влияние экзистенциализма на гуманистическую психологию. Предмет исследования - понимание здоровой творческой личности. Цель личности - самоосуществление, само исполнение, само актуализация. Обращение к понятиям любовь, творчество, самость, высшие ценности, становление, спонтанность, игра, юмор, честность и т.д.

К. Роджерс. Биографические сведения. Феноменологическая концепция. Теория полноценно функционирующей творческой личности. “Клиент центрированная терапия”.

Г. Олпорт. Биографические сведения. Диспозициональная теория личности.

Работы Г.А. Мюррея, Г. Мерфи, Ш. Бюлера, Р. Мэя в русле гуманистической психологии. Стремление исправить перекосы бихевиоризма и психоанализа в трактовке человека. Развитие полезной для жизни психологической теории.

Практическое применение гуманистической психологии - психотерапия, групповая терапия.

а) основная литература:

1. Ждан, А. Н. История психологии от Античности до наших дней: учеб. для вузов / А. Н. Ждан. - 6-е изд. - М.: Фонд "Мир"; М.: Акад. проект, 2005. - 572, [1] с.

2. Марцинковская, Т.Д. История психологии / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2006. – 544 с.

3. Саугстад, П. История психологии. От истоков до наших дней / П. Саугстад.- Самара: Изд-во Бахрах-М, 2008. – 544 с.

4. Соколова, Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в специальность» / Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2008. – 685 с.

5. Якунин, В.А. История психологии / В.А. Якунин. - Спб.: Изд-во Михайлова, 2001. – 480 с.

6. Ярошевский, М.Г. История психологии: от античности до середины 20 века / М.Г. Ярошевский. - М.: Академия, 1996. – 416 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Гальперин, П.Я., Ждан, А.Н. История психологии XX в.: Хрестоматия для высшей школы / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан – М.: Академический проект /Ек-бург: Деловая книга, 2005.- 832 с.

2. История психологии (10-е -30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- 364 с.

3. История психологии в лицах. Персоналии / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - Т. 6. - 784 с.

4. Марцинковская, Т.Д., Ярошевский, М.Г. 50 выдающихся психологов мира / Т.Д. Марцинковская, М.Г. Ярошевский. - М.: Междунар. пед. акад., 1995. - 193 с.

5. Михалева, А.Б. История психологии / А.Б. Михалева. - М.: Вузовская книга, 2008 – 88 с.

6. Мышкина, М.С. История психологии. Комплект контрольных тестовых заданий (для самостоятельной работы студентов) / М.С. Мышкина. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. – 96 с.

7. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 416 с.

8. Робинсон, Д.Н. Интеллектуальная история психологии / Д. H. Робинсон. - М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы, 2005. – 568 с.

9. Степанов, С. С. Психология в лицах / С.С. Степанов. – М: ЭКСМО -Пресс.- 2001.–384 с.

10. Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан: Уч. пос. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. – 296 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.079 с.)