Макиавелли, Н. Государь. Рассуждения о первой декаде тита ливия. О военном искусстве. – М. , 1996 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Макиавелли, Н. Государь. Рассуждения о первой декаде тита ливия. О военном искусстве. – М. , 1996



10 Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений. – М., 1996

Утопический социализм. Хрестоматия. – М., 1982

Юсим, М.А. Этика Макиавелли. – М., 1990

Занятие 7

Политико-правовая мысль 17 века

 

1. Политико-правовое учение Г. Гроция

2. Политико-правовое учение Т. Гоббса

3. Политическое учение Б. Спинозы

4. Политическое учение Дж. Локка

 

Литература:

1 Антология мировой философии в 4-х томах. - М., 1971

2 Гоббс, Т. О гражданине. – Сочинения. Т.1. – М., 1989

3 Гоббс, Т. Левиафан. – Сочинения. Т.2. - М., 1991

4 Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта. – СПб., 2001

5 Лейст, О. Э. История политических и правовых учений. – М., 2001

6 Кравцов Н.А. Лекции по истории политических и правовых учений. Том I. – Ростов-на-Дону, 2011

7 Лейст, О.Э. Учение Спинозы о государстве и праве. – М., 1960

8 Локк, Дж. Два трактата о правлении. – Сочинения. Т.3. – М., 1988

9 Локк,Дж. Опыты о законе природы \\ Сочинения. Т.3. - М.: Мысль,1988.

10 Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений. – М., 1996

11 Соколов, В.В. Спиноза. – М., 1973

 

 

Занятие 8

Политико-правовая мысль 18 века

 

1. Учение о государстве, концепция разделения властей и учение о Духе законов Шарля Луи де Монтескье

2. Политическое учение и концепция законодательства Ж.-Ж. Руссо

3. Французский утопизм 18 века

4. Немецкие просветители (Пуфендорф, Томазий, Вольф)

 

 

Литература:

1 Антология мировой философии в 4-х томах. - М., 1971

2 Волгин В.П. Очерки истории социалистических учений с древности да конца 18 века. – М., 1975

3 Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта. – СПб., 2001

4 Лейст, О. Э. История политических и правовых учений. – М., 2001

5 Монтескье, Ш.-Л. Избранные произведения. – М., 1955

6 Монтескье, Ш.-Л. Персидские письма. – М., 1956

7 Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений. – М., 1996

8 Руссо,Ж.-Ж. Рассуждение о причинах и основаниях неравенства между людьми. Трактаты. - М.: Наука, 1969

9 Руссо,Ж-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права. Трактаты. - М.: Наука, 1969.

10 Философия в энциклопедии Дидро и Даламбера. - М.: Наука, 1994

 

Занятие 9

Политико правовая мысль 19 века

 

1. Политико-правовое учение И. Канта

2. Политико-правовое учение Г. Гегеля

3. Утилитаризм И. Бентама

4. Французский либерализм

5. Историческая школа права

6. Юридический позитивизм

 

 

Литература:

1 Антология мировой философии в 4-х томах. - М., 1971

2 Классический французский либерализм. – М., 2000

3 Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта. – СПб., 2001

4 Лейст, О. Э. История политических и правовых учений. – М., 2001

5 Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений. – М., 1996

6 Нерсесянц, В.С. Философия права. – М., 1997

7 Новгородцев, П. И. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба. – М., 1986

 

 

Занятие 10

Политико-правовая мысль 20 века

 

1. Чистая теория права Ганса Кельзена

2. Концепция солидаризма (синдикалистского федерализма) Леона Дюги

3. Психологическая теория права Л.Петражицкого

4. Теории возрожденного естественного права

5. Теория элит и теория технократии

 

Литература:

1. История теоретической социологии в четырех томах – М., 1997

2. Лейст, О. Э. История политических и правовых учений. – М., 2001

3. Нерсесянц, В.С. История политических и правовых учений. – М., 1996

4. Нерсесянц, В.С. Философия права. – М., 1997

5. Тейар де Шарден, П. Божественная среда. – М., 1992

6. Туманов, В.А. Буржуазная правовая идеология. – М., 1971

 

Образовательные технологии

Использвание электронных презентаций на лекционных и семинарских занятиях.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины «История политических и правовых учений» и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

А) Контрольные задания для проведения текущего контроля:

 

А. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство»

2. «Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов»

3. «В древности тот, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».

4 «Закон разума делает оленя собственностью того индейца, который его убил; разрешается, чтобы вещи принадлежали тому, кто затратил на них свой труд, хотя до этого все обладали на них правом собственности».

5 «Римская республика никогда не была республикой, ибо там никогда не было справедливости». «Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, Основатель и Правитель которой – Христос, так как нельзя отрицать, что она – народное дело».

6 «Отсутствие судьи, обладающего властью, ставит всех людей в естественное состояние; сила без права, обращенная против личности человека, создает состояние войны…».

7 «Государство – правовое управление множеством семей и тем, что у них общее под суверенной властью».

8 «Все обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелела исполнять величайшую нелепость»

9 «Всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущества не войне»

10 «Право есть низший предел, или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный»

 

Б. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состоянию»

2. «Мы отказываемся от позиции, по которой основой правовой системы является привычка повиновения юридически неограниченному суверену, и заменяем ее концепцией высшего правила признания, дающего системе правил критерий действительности»

3. «Мир с твердо установленными разграничениями между ариями, при установлении каст и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает и не гибнет»

4 «Ни один человек, облеченный верховной властью, не может быть по праву казнен или как нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных. Ибо каждый подданный, как мы видели, является ответственным за действия своего суверена. Следовательно, наказывая суверена, подданный наказывает другого за действия, совершенные им самим».

5 «Желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению народа»

6 «Человек, руководствующийся разумом, является более свободным в государстве, где он живет сообразно с общими постановлениями, чем в одиночестве, где он повинуется только самому себе».

7 «Принцип, в соответствии с которым естественные науки описывают свой объект, - это причинность; принцип, в соответствии с которым наука права описывает свой объект – это нормативность»

8 «Собственно договор (pactum) означает соединение людей в устойчивое целое. Постановление (decretum) люди выносят о приемлемой для них форме правления».

9 «Во всяком случае необходима обязанность, ибо советы и какие бы то ни было иные наставления не заслуживают названия закона или права»

10 «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

 

В. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Государство есть зло, но зло исторически необходимое, так же необходимое в прошлом, как рано или поздно будет необходимым его полное исчезновение»

2. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

3. «Государство более всего стремится к тому, чтобы в нем все были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

4. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться, и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и исправится»

5. «Следует различать… право и закон… Право состоит в свободе делать, или не делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы, следовательно, закон и право различаются между собой, так же как обязательство и свобода, которые несовместимы в отношении одной и той же вещи».

6. «Когда государь говорит \гражданину\: «Государству необходимо, чтобы ты умер», - то он должен умереть, потому что только при этом условии он жил до сих пор в безопасности и потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от Государства. Смертная казнь, применяемая к преступникам, может рассматриваться приблизительно с той же точки зрения: человек, чтобы не стать жертвой убийцы, соглашается умереть в том случае, если сам станет убийцей».

7. «Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе».

8. «Справедливость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право»

9. «Действуй так, чтобы максима твоих действий могла стать всеобщим законом»

10. «Тот факт, что содержание действенного принудительного порядка может быть расценено как несправедливое, еще вовсе не основание для того, чтобы не признавать этот принудительный порядок правопорядком»

 

Г. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс…».

2. «Никто никогда не должен оставаться без начальника – ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению; нет, всегда – и на войне, и в мирное время надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям».

3. «При совершенной организации государства все дело только в наличии вершины формального решения; монарх должен быть лишь человеком, который говорит «да» и ставит точку над i, ибо вершина должна быть такова, чтобы особенность характера не имела значения»

4. «При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют… всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами».

5. «В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть… Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, у него бы не было свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

6. «Основной идеей государства представляется обеспечение общих всем интересов, то есть интересов общества против угрожающего им частного интереса. Это охраняемые таким образом интересы мы называем правом»

7. «Вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы же представляются как некоторый атрибут порядка».

8. «Именно потому что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его»

9. «Закономерность социальной жизни людей есть закономерность ее юридической формы»

10. «С сотворения мира мудрый князь – птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо величайшие злодеи на земле».

 

Д. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства»

2. «Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех».

3. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общности пользы».

4. «Природа не признает политических границ. Она дает жизнь человеческим существам на нашей планете, а затем спокойно наблюдает за свободной игрой сил. У кого окажется больше мужества и прилежания тот и будет ее самым любимым дитятей и за тем она признает право господства на земле».

5. «Право есть совокупность условий, при которых произвол каждого совместим с произволом всех с точки зрения универсального закона свободы»

6. «Лишь общая воля может руководить силами государства сообразно цели его основания, а именно для общего блага»

7. «Только согласие свободных людей, родившихся под властью какого либо правительства, делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей…».

8. «Декларация прав Бога и декларация прав человека есть одна и та же декларация»

9. «Всегда, когда приходится обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться не перед каким соображением справедливости и несправедливости…»

«Любовь – как принцип; порядок – как основание; прогресс – как цель!»

 

Б) Контрольные (экзаменационные) вопросы

5. Политическая мысль Древней Индии. Чанакья (Каутилья)

6. Политико-правовые взгляды школы жуцзя: Кун-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы

7. Политико-правовые взгляды школы моцзя

8. Политико-правовые взгляды школы фацзя: Шан Ян, Хань Фей

9. Политико-правовые взгляды школы даосов: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы

10. Политические воззрения древнегреческих софистов

11. Политический идеал Платона в диалоге «Государство»

12. Учение о законодательстве и модель государственного устройства в диалоге Платона «Законы»

13. Политическое учение Аристотеля в трактате «Политика»

14. Учение Аристотеля о праве в трактате «Никомахова Этика»

15. Политическое учение Полибия

16. Учение Цицерона о государстве и праве

17. Концепция двух градов и правовое учение Августина Аврелия

18. Политико-правовое учение Фомы Аквинского

19. Политико-правовые взгляды Марсилия Падуанского

20. Концепция вселенской монархии Данте Алигьери

21. Политическое учение Николло Макиавелли. «Рассуждение о первой Декаде Тита Ливия», «Государь»

22. Политическое учение Эразма Роттердамского

23. Учение о государстве и праве Жана Бодена.

24. Европейский утопизм 16-17 вв. Томас Мор.

25. Европейский утопизм 16-17 вв. Т. Кампанелла

26. Европейский утопизм 16-17 вв. Д.Верас

27. Учение Гуго Гроция о праве и государстве

28. Политико-правовое учение Баруха Спинозы.

29. Политико-правовое учение Томаса Гоббса

30. Учение о государстве и праве Джона Локка

31. Учение о государстве, концепция разделения властей и учение о Духе законов Шарля Луи де Монтескье

32. Политическое учение и концепция законодательства Ж.-Ж. Руссо

33. Французский утопизм XVIII века. Жан Мелье

34. Французский утопизм XVIII века. Габриэль Бонно де Мабли. Леже-Мари Дешан

35. Французский утопизм XVIII века. Морелли.

36. Французский утопизм XVIII века. Гракх Бабеф

37. Учение о праве Христиана Вольфа

38. Учение об обществе и государстве Христиана Вольфа

39. Учение Иммануила Канта о праве в работе «Метафизика нравов»

40. Политическое учение Иммануила Канта в работах «Метафизика нравов» и «К вечному миру»

41. Историческая школа права

42. Философия права Г. Гегеля. Предмет философии права. Система понятий абстрактного права. Мораль

43. Философия права Г. Гегель. Понятие нравственности. Семья, Гражданское общество, Государство

44. Утилитаристская концепция Иеремии Бентама

45. Французские либералы XIX в. Бенджамен Констан и Алексис де Токвиль

46. Социалисты-утописты первой половины XIX в.

47. Философский позитивизм. Учение о государстве и праве Огюста Конта

48. Политические взгляды Р. Вагнера

49. Теория насилия Людвига Гумпловича

50. Учение Рудольфа Штаммлера о естественном праве с меняющимся содержанием

51. Юридический позитивизм. Джон Остин, Герберт Харт

52. Государственно-правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса

53. Русский либерализм. 19 века

54. Чистая теория права Ганса Кельзена

55. Концепция солидаризма (синдикалистского федерализма) Леона Дюги

56. Психологическая теория права Л.Петражицкого

57. Теории возрожденного естественного права

58. Теория элит и теория технократии

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Основы истории политических и правовых учений»

А) Основная литература:

1. Антология мировой философии в 4-х томах. - М., 1971

2. Августин. О граде Божьем. – Творения. Тома 3-4 - М., 1998

3. Августин. Исповедь. – М., 1991

4. Аристотель. Большая этика \\ Сочинения. Т.4. – М.: Мысль, 1983

5. Аристотель. Никомахова Этика. Кн. 5. – Сочинения в 4-х томах. Том 4 – М., 1983

6. Аристотель. Политика. – Сочинения в 4-х томах. Том 4 – М., 1983

7. Асмус. В Ф. Комментарии к «Государству» Платона \\ Платон. Сочинения. Том 3. – М., 1994, с. 529-566

8. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1989

9. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973

10. Бабеф Г. Сочинения в четырех томах. – М., 1975

11. Баргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1986

12. Баскин М.П. Философия немецкого просвещения. – М., 1954

13. Батиев Л.В. Концепция смешанной формы государства Полибия \\ Северо-Кавказский юридический вестник. 1997. – N1

14. Батиев Л.В. Философия права Гуго Гроция \\ Северо-Кавказский юридический вестник. 1998. N2

 

Б) Дополнительная литература

7. и праве. – М., 1960

8. Локк Дж. Два трактата о правлении. – Сочинения. Т.3. – М., 1988

9. ЛоккДж. Опыты о законе природы \\ Сочинения. Т.3. - М.: Мысль,1988.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.091 с.)