Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Северо-западный государственный заочный↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт управления производственными и инновационными программами Кафедра экономики и управления на предприятии УТВЕРЖДАЮ Проректор по научно-методической работе и информационным технологиям ________________ Г.П. Семенова «___» __________ 2009 г. Регистрационный № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Теория бухгалтерского учета»
шифр по ГОС ВПО (рабочему учебному плану) ОПД.Р.03
Специальности: 080502.65 – экономика и управление на предприятии
Санкт-Петербург Рабочая программа составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности 080502.65 № 238 эк/сп от «17» марта 2000 г. в соответствии с рабочими учебными планами специальности 080502.62, утвержденном ректором СЗТУ «04» сентября 2009 г.
.
СОСТАВИТЕЛЬ канд. эконом. наук, доцент Е.А.Буренина Научный редактор докт. эконом. наук, проф. И.И. Дрогомирецкий
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры экономики и управления на предприятии 31.08.2009г., протокол № 1.
ОДОБРЕНО
методической комиссией Института управления производственными и инновационными программами 17.09.2009 г., протокол № 1.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Дисциплина «Теория бухгалтерского учета» изучается студентами специальности 080502.65 очно-заочной и заочной форм обучения в одном семестре. Предметом изучения дисциплины являются: виды хозяйственного учета в системе управления, законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации, предмет и метод бухгалтерского учета, организацию бухгалтерского учета на предприятии, учетную политику организации, международные стандарты финансовой отчетности. Рабочая программа дисциплины построена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификации дипломированных специалистов (бакалавров), и направлена на обеспечение высокого уровня их профессиональной подготовки.
1.1. Основной целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов знаний об основных принципах бухгалтерского учета; научить идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать объекты бухгалтерского наблюдения; привить навыки применения принципов бухгалтерского учета и приемов обобщения учетной информации.
1.2.Основными задачами учебной дисциплины являются: - изучение принципов, целей, задач бухгалтерского учета и приемов ведения учета на предприятиях; - изучение основ нормативного регулирования учета в Российской Федерации; - изучение исторических аспектов возникновения и дальнейшего развития техники ведения учетных записей; - изучение теоретических аспектов основополагающих концепций бухгалтерского учета; - изучение современных тенденций оценки объектов бухгалтерского наблюдения; - изучение экономико-правовых аспектов и логики отражения фактов хозяйственной деятельности (ФХД) на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности; - изучение методики формирования учетных записей и форм документирования свершившихся фактов; - изучение классической процедуры бухгалтерского учета, ее учетно-технологических аспектов и контрольных моментов. Изучение дисциплины предполагает тесное взаимодействие следующих форм обучения: лекций, практических занятий и самостоятельной работы. Лекции раскрывают основные аспекты и теоретические основы правил, приемов идентификации, оценки, классификации и систематизации объектов бухгалтерского наблюдения; принципы бухгалтерского учета и приемы обобщения учетной информации. На практических занятиях закрепляются и расширяются полученные на лекциях теоретические знания. В ходе самостоятельной работы повторяется пройденный материал, а также изучаются вопросы, не вошедшие в материал лекционных и практических занятий. Дисциплина «Теория бухгалтерского учета» является важной дисциплиной в системе подготовки дипломированных специалистов по специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятии» (по отраслям). Рабочая программа дисциплины построена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к квалификации дипломированных специалистов (бакалавров), и направлена на обеспечение высокого уровня их профессиональной подготовки.
1.3. Место дисциплины в учебном процессе: при изучении дисциплиныиспользуются знания, полученные при изучении учебных дисциплин «Экономическая теория», «Финансы», «Мировая экономика», «Деньги, кредит, банки». Дисциплина «Теория бухгалтерского учета» является основой для изучения таких дисциплин, как «Бухгалтерский (финансовый) учет», «Налогообложение предприятий» и др.
2. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения дисциплины «Теория бухгалтерского учета» студент должен знать: - принципы, цели, задачи бухгалтерского учета и приемы ведения учета на предприятиях; - основы нормативного регулирования учета в Российской Федерации; - исторические аспекты возникновения и дальнейшего развития учетных записей; - теоретические аспекты основополагающих концепций бухгалтерского учета; - современные тенденции оценки объектов бухгалтерского наблюдения; - экономико-правовые аспекты и логику отражения фактов хозяйственной деятельности (ФХД) на счетах бухгалтерского учета и в финансовой отчетности; - методику формирования учетных записей и формы документирования свершившихся фактов; - классическую процедуру бухгалтерского учета, ее учетно-технологические аспекты и контрольные моменты; уметь: - самостоятельно применять теоретические основы и принципы бухгалтерского учета; - формировать учетные записи и составлять первичные документы; - осуществлять классическую процедуру бухгалтерского учета, ее учетно-технологические аспекты и контрольные моменты; иметь представление: - о взаимосвязи бухгалтерского учета с другими экономическими дисциплинами; - о структуре взаимосвязанных дисциплин и о роли курса «Теория бухгалтерского учета» в этой системе; - о связи и различиях между бухгалтерским учетом и налогообложением; - об основах системы нормативного регулирования учета; - о моделях и различиях в правилах ведения учета в некоторых странах; - о международных стандартах учета и отчетности и перспективах реформирования учета в РФ.
ОБЪЕМ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Дисциплина состоит из одной части, которая изучается в одном семестре. Семестр заканчивается зачетом. Для сдачи зачета студент должен набрать установленное по дисциплине количество баллов, ответив на вопросы тренировочных тестов (см.раздел «Рейтинговая система»). Согласно учебного плана студенты выполняют практические работы. Задачи для проведения практических занятий приведены в учебно-методическом комплексе по дисциплине. Таблица 1
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1. Государственный образовательный стандарт по дисциплине для данной специальности отсутствует.
4.2. Тематические планы по дисциплине
Тематический план дисциплины для студентов очно-заочной формы обучения Таблица 2
Тематический план дисциплины для студентов заочной формы обучения Таблица 3
Виды практических занятий и контроля (в соответствии с рабочей программой и тематическим планом): - тесты; - практические занятия; - зачет.
4.2. Содержание разделов и тем учебной дисциплины
Введение.Раздел 1. Бухгалтерский учет. Задачи и принципы бухгалтерского учета Место, роль и значение курса, предмет и метод, связь с другими дисциплинами. Введение. 1.1. Историческое развитие бухгалтерского учета (4 часа) [1], с.35-36; 2, с.8-10
Униграфический учет, этапы его развития. Возникновение «простой» бухгалтерии. Лука Пачоли и система двойной записи. Сравнительный анализ современного бухгалтерского учета и учета времен Луки Пачоли.
1.2. Хозяйственный учет в системе управления (4 часа) [1], с.10-12, 2, с.10-12; 26-27
Экономический субъект – сложная система управления. Хозяйственный учет, его виды и место в системе управления экономическими субъектами. Функции управления и их информационные потребности. Задачи бухгалтерского учета. Измерители, используемые в учете: натуральные, трудовые, стоимостные. Их преимущества и недостатки. Пользователи бухгалтерской информации.
1.3. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации ((8 часов) [1], с.222-228, 2, с.20-26
Модели мировых учетных систем. Характеристика российской учетной системы. Методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Органы, оказывающие влияние на регулирование бухгалтерского учета в РФ. Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Система российских стандартов по бухгалтерскому учету – ПБУ.
1.4. Принципы бухгалтерского учета (4 часа) [1], с.38-39; 241-245, 2, с.26-28 Критерии формирования и классификации учетных принципов. Основные правила и приемы ведения бухгалтерского учета. Действие принципов бухгалтерского учета при изменении экономической ситуации. Принципы, относящиеся к допущениям бухгалтерского учета. Принципы, образующие правила ведения бухгалтерского учета.
Заключение Основные выводы по пройденному материалу.
Таблица 3
Для студентов заочной формы обучения
Таблица 4
Подготовка к аудиторным занятиям Индивидуальная работа для студентов в процессе подготовки к аудиторным занятиям по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» проводится под руководством преподавателя в форме: - изучение литературных источников, рекомендованных для изучения различных тем и проблем дисциплины; - изучение законодательных и нормативных материалов по теории бухгалтерского учета, рекомендованных для изучения различных тем дисциплины; - решение конкретных ситуационных задачи и практических упражнений по различным темам дисциплины; Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в формах: -собеседования с преподавателем по изученному материалу, -проверка решений письменных упражнений. Задания для самостоятельной работы могут быть использованы для подготовки к практическим занятиям, зачету. В целях самопроверки полученных знаний студентам рекомендуется самостоятельно ответить на предлагаемые контрольные вопросы по темам дисциплины. 4.5.2 Перечень тем курсовых работ (проектов) Выполнение курсовых работ (проектов) по дисциплине «Теория бухгалтерского учета» рабочим учебным планом не предусмотрено.
Тема 2.3. Инвентаризация 1. Сущность инвентаризации. 2. Этапы проведения инвентаризации. 3. Документальное оформление инвентаризации.
Тема 2.7. Классификация и План счетов бухгалтерского учета 1. Цели и особенности классификации счетов. 2. Классификация счетов по экономическому содержанию, по структуре и назначению. 3. Принципы построения Плана счетов. ВИДЫ КОНТРОЛЯ Тренировочные тесты Тест № 1 В активе баланса отражаются а) долги покупателей за продукцию; б) долги поставщикам за товары и услуги; в) уставный капитал.
Двойная запись – способ а) группировки объектов учета; б) отражения хозяйственных операций; в) обобщения данных бухгалтерского учета.
Субсчет – это а) способ группировки данных аналитических счетов; б) счет синтетического учета; в) счет аналитического учета; г) забалансовый счет.
План счетов бухгалтерского учета – это а) классификатор общей номенклатуры синтетических показателей бухгалтерского учета; б) перечень аналитических счетов, используемых в учете; в) совокупность синтетических и аналитических счетов; г) совокупность синтетических, аналитических счетов и субсчетов.
Инвентаризация – это а) сверка учетных записей с фактическим наличием имущества; б) проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств; в) проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств, расчетов, источников образования имущества и определение правильности учетных записей; г) проверка наличия имущества с целью выявления хищений.
Тест № 3 Первичное наблюдение – это а) информационное обеспечение системы бухгалтерского учета; б) оценка и отбор данных о фактах хозяйственных операций; в) описание отобранных для учета свойств объектов и фактов; г) передача данных для дальнейшей обработки
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература 1. Воронина, Л.И. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / Л.И. Воронина – М.: ИНФРА-М: ЭКСМО, 2006 – 480 с. 2. Нечитайло, А.И. Теория бухгалтерского учета: учебник / А.И. Нечитайло – С-Пб.: Питер, 2005 – 304 с.
Дополнительная литература
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I, II. 5. Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-Ф3 «О бухгалтерском учете» (с изм. и доп.). 6. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 «Об утверждении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности». 7. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (приказ Минфина от 01.07.2004 № 180). 8. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина от 29.07.1998 № 34-н с изм. и доп.). 9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) (приказ Минфина РФ от 9.12.1998 г. № 60-н). 10. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/99) (приказ Минфина РФ от 06.06.1999 г. № 43-н). 11. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32-н). 12. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (приказ Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33-н). 13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94-н с изм. и доп.). 14. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (приказ Минфина СССР от 29.07.1983 № 105). 15. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 с изм. и доп.) 16. Вещунова, Н.Л. Бухгалтерский учет: учебник / Н.Л. Вещунова, Л.Д. Фомина. – М.: Проспект, 2005. – 672 с. 17. Власова, В.М. Первичные документы – основа бухгалтерской отчетности. /В.М. Власова. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2003.– 400 с. 18. Соколов, Я.В. История бухгалтерского учета: учебник. /Я.В.Соколов, 19. Теория бухгалтерского учета: учебно-методический комплекс / Е.А.Буренина. – СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008.
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины ДИСЦИПЛИНЫ
Приложение 1 Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую программу дисциплины
Приложение 2 Виды учебных занятий и учебной работы студента
Лекция - форма учебного занятия, цель которого состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически-выдержанной форме. Лабораторная работа – форма учебного занятия, ведущей дидактической целью которого является экспериментальное подтверждение и проверка существующих теоретических положений (законов, зависимостей), формирование учебных и профессиональных практических умений и навыков. Практическое занятие – одна из форм учебного занятия, целью которого является формирование у студента практических навыков и умений. Семинар – составная часть учебного процесса, представляющая групповую форму занятий при активном участии студентов. Курсовой проект (работа) – является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов, выполняемая в течение курса (семестра) под руководством преподавателя, и представляет собой самостоятельное исследование избранной темы, которая должна быть актуальной, и соответствовать состоянию и перспективам развития науки. В течение семестра студент выполняет один курсовой проект (работу) по данной дисциплине. Курсовой проект (КП) состоит из графической части и расчетно-пояснительной записки. КП позволяет закреплять теоретические знания студентов, формировать у них умения, применять знания при решении прикладных задач, подготавливает к выполнению дипломного проекта и к самостоятельной работе по избранной специальности, способствует развитию творческих способностей. Курсовая работа (КР) имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, углубленного изучения какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины. Курсовой проект (работа) защищается на кафедре. Эссе – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики в непринужденной форме, излагающей личное соображение автора по какому – либо вопросу. Реферат – краткий обзор основного содержания нескольких источников по проблеме исследования. Контрольная работа – определение степени усвоения материала по различным уровням познавательной деятельности. Контрольная работа может быть реализована в виде самостоятельной или аудиторной работы. В контрольной работе студент отвечает на поставленные вопросы или решает задачи. Ответ на поставленные вопросы предполагает знание теории, понимание механизма действия данного явления или предмета, практики его применения. Расчетно-графическая работа (РГР) является разновидностью контрольной работы. Основной акцент в этом виде работ делается на решение задач с использованием графического изображения и комментариев. Коллоквиум - в переводе с латинского - собеседование, опрос с целью определения уровня знаний. Зачет - форма проверки выполнения студентами лабораторных и РГР, курсовых проектов (работ), а также знаний и навыков, полученных на практических и семинарских занятиях, в процессе учебной и производственной практики. Зачеты с дифференцированными оценками ставятся за курсовые проекты (работы), производственную практику, по дисциплинам, перечень которых устанавливается советом вуза (института). Экзамен - форма итоговой проверки знаний студентов, результат экзамена как устного, так и письменного всегда оценивается отметками. Содержание
1. Цель и задачи дисциплины, ее роль в учебном процессе 4 2. Квалификационные требования к уровню освоения содержания дисциплины 3. Объем дисциплины и виды учебной работы 4. Содержание дисциплины 4.1. Обязательный минимум содержания дисциплины 4.2. Разделы, темы и виды занятий (тематический план) 4.3. Содержание разделов учебной дисциплины 4.4. Перечень тем практических занятий (семинаров) 4.5. Перечень тем лабораторных работ 4.6. Виды самостоятельной работы студентов Виды контроля 5.1. Формы текущего контроля по дисциплине 5.2. Формы промежуточной аттестации по дисциплине 5.3. Рейтинговая система оценки знаний студентов 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература 6.2. Методы и средства обучения 6.3. Использование информационных технологий и активных методов обучения 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины 7.1. Специализированная учебная лаборатория (класс) 7.2. Основное учебное оборудование Приложение 1. Лист регистрации изменений Приложение 2. Виды учебных занятий и учебной работы студента
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт управления производственными и инновационными программами
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.87.145 (0.011 с.) |