Тема 1. Этапы становления российской государственности и социально-экономическое развитие в 1х-хуп вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Этапы становления российской государственности и социально-экономическое развитие в 1х-хуп вв.



Факультет государственного управления

УТВЕРЖДАЮ

 

 

_______________________

 

"_____"__________________2000__ г.

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Отечественная история»

 

 

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Профиль подготовки

_____________________

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

 

 

Москва

 


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Отечественная история являются формирование гражданской активности и социальной ответственности студентов, знание базовых ценностей отечественной культуры и готовность опираться на них в профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии, умение анализировать и оценивать исторически значимые явления, и процессы в развитии Российского государства и общества, формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире.

Для этого необходимо:

- - показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий,

- дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

- - показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня дискуссии в российской и зарубежной историографии.

- - проанализировать изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в конце ХХ – начале ХХ1 вв.

- дать представления о значении истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости,

- способствовать созданию интеллектуальной основы для формирования управленческой культуры

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата _

Отечественная история включена в базовую (обязательную) часть «Гуманитарный, социальный и экономический цикла.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении дисциплины «Отечественная история» и приобретенным в результате освоения исторического цикла основной школы в соответствии с требованиями ФГОС:

- сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира

в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

- сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального

российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;

- сформированность умений сравнительного анализа исторических событий,

происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и

аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения

в дискуссии по исторической тематике.

- владение приёмами работы с историческими источниками, умениями

самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

- сформированность умений оценивать различные исторические версии.

Освоение курса Отечественной истории необходимо как предшествующее и имеющее демонстрационное значение для изучения Истории отечественного государственного управления, Культурологии, Политологии, Социологии, Экономической теории, Государственного управления.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Отечественная история.

В результате освоения дисциплины Отечественная история формируются следующие компетенции:ОК-1, ОК-3, ОК-7, ОК-8,ОК-9,ОК-10, ПК-16

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные этапы и содержание истории России с древнейших времен и до наших дней,

формирование и эволюцию исторических понятий и категорий,

понимать взаимосвязь российской и мировой истории, общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

знать дискуссионные проблемы отечественной истории в российской и зарубежной историографии;

осознавать место истории в обществе; иметь представления о значении истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

Уметь: применять исторические знания в образовательной, аналитической, организационно-управленческой деятельности;

применять современные компьютерные технологии и программное обеспечение в объеме, необходимом для практического использования в изучении Отечественной истории; использовать навыки работы в библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах

Владеть: практическими навыками применения знаний по Отечественной истории, способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию, навыками поиска и анализа исторической информации, необходимой для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

владеть исторической терминологией; приемами и навыками работы в коллективе в рамках образовательного процесса (в том числе работа малыми группами, подготовка проектов, презентаций);

владеть навыками практического использования информационно-коммуникационных технологий, сетевых ресурсов при изучении и практическом использовании информации по отечественной истории.

 

4. Структура и содержание дисциплины Отечественная история

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости по неделям семестра. Форма промежуточной аттестации по семестрам
  Введение       Лекция- 2 часа. Семинар - 2 часа Самост. работа – 2 часа Рейтинговая система
  Тема 1. Этапы становления российской государственности и социально-экономическое развитие в 1Х-ХУП вв.     2,3 Лекция – 4 часа Семинар – 4 часов Самост. работа -4 часа Тест, эссе
  Тема 2. XVIII век - новое время в истории России     4,5 Лекция – 4 часа. Семинар – 4 часа Самост. работа -4 часа Тест
  Тема 3. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в.   6,7 Лекция – 4 часа Семинар – 2 часа Самост. работа – 4 часа Тест
  Тема 4. Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX веке.       Лекция – 2 часа Семинар -2 часа Самост. работа- 4 часа Реферирование
6. Тема 5. Россия в начале XX веке.     7,8 Лекция – 2 часа Семинар – 2 часа Самост. работа -4 часа Эссе
7. Тема 6. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914 – 1920 гг.       Лекция - 2часа Семинар- 4 часа Самост. работа – 2 часа Тест, реферирование
8. Тема 7. Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг.     9,10 11 Лекция – 6 часов Семинар- 6 часов Самост. работа 6 часов Конференция, проверочная работа, научное реферирование
  Тема 8. Советский Союз в условиях холодной войны.     12,13,14 Лекция – 6 часов Семинар-6 часов Самост. работа – 4 часа Эссе
  Заключение   15,16 Лекция – 4 часа Семинар – 4 часа Самост. работа -2 часа Дискуссионный клуб

Отечественная история

Программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС с учетом рекомендаций по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Введение

Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком.

Заключение

Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. "Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х годов. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Чеченская война. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Внешняя политика Российской федерации в 1991–1999 г. Политические партии и общественные движения России на современном этапе.

Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

 

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. В лекционном курсе используются компьютерные презентации, позволяющие структурировать и формализовать изучаемый материал, работа «малыми группами» и анализ проблемных ситуаций ориентирующие обучаемых не на пассивное восприятие, а на интеллектуальный поиск..

На семинарах используются такие формы образовательных технологий как представление индивидуальных и групповых проектов-презентаций по определенным рабочим планом темам; ролевые симулятивные игры по наиболее значимым историческим проблемам и сюжетам. Участие в групповой исследовательской работе («малые группы», обсуждение презентации), помогает определять ключевые моменты для дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения, интегрировать идеи, организовывать работу группы;

Эффективной представляется организация индивидуальной самостоятельной проектно-исследовательской деятельности студентов в рамках деятельностного подхода по освоению курса и навыков коммуникативного взаимодействия в процессе подготовки научно-исследовательской работы «Изломы ХХ века в жизни моей семьи».

Студенты имеют возможность продемонстрировать рефлексию приобретаемых компетенций в процессе научного реферирования дискуссионных публикаций отечественных и зарубежных авторов.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Планы семинарских занятий, методические рекомендации и контрольные задания

(включающие как обязательные задания, так и по выбору обучающегося)

 

Семинар 1

Семинар 2

Вопросы для самоконтроля

1. Объективные и субъективные предпосылки раздробленности на Руси

2. Этапы объединения русских земель в единое государство. В чем состоит отличие процесса образования Русского централизованного государства от процесса образования централизованных государств в Европе?

3. Следствием каких причин стал раскол древнерусской народности на три части – великороссов, украинцев и белорусов

4. Проверьте знание исторической хронологии эпохи: 1132 г., 1136 г., 1147 г., 1185 г., 1223 г., 1237 г.,1240 г., 1237 г., 1240 г., 1242 г., 1243 г., 1276 г., 1327 г., 1378 г., 1380 г., 1382 г., 1439 г., 1453 г., 1462-1505 гг., 1497 г..

Формы контроля

1. Проверочный тест на семинаре.

2. Презентация по теме «Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII в.: общее и особенное».


 

 

Семинар 3

Семинар 4

Семинар 5

1. Декабризм и его место в российской истории (вопрос рассматривается в форме обсуждения студентами презентации).

Семинар 6

Семинар 9

Семинар 10

Семинар 12

Семинар 13

Факультет государственного управления

УТВЕРЖДАЮ

 

 

_______________________

 

"_____"__________________2000__ г.

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Отечественная история»

 

 

Направление подготовки

Государственное и муниципальное управление

Профиль подготовки

_____________________

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

 

 

Москва

 


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Отечественная история являются формирование гражданской активности и социальной ответственности студентов, знание базовых ценностей отечественной культуры и готовность опираться на них в профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии, умение анализировать и оценивать исторически значимые явления, и процессы в развитии Российского государства и общества, формирование толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире.

Для этого необходимо:

- - показать место истории в обществе; формирование и эволюцию исторических понятий и категорий,

- дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории, проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

- - показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня дискуссии в российской и зарубежной историографии.

- - проанализировать изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в конце ХХ – начале ХХ1 вв.

- дать представления о значении истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости,

- способствовать созданию интеллектуальной основы для формирования управленческой культуры

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата _

Отечественная история включена в базовую (обязательную) часть «Гуманитарный, социальный и экономический цикла.

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении дисциплины «Отечественная история» и приобретенным в результате освоения исторического цикла основной школы в соответствии с требованиями ФГОС:

- сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира

в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

- сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального

российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире;

- сформированность умений сравнительного анализа исторических событий,

происходивших в один исторический период в разных социокультурных общностях, и

аналогичных исторических процессов, протекавших в различные хронологические периоды;

- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения

в дискуссии по исторической тематике.

- владение приёмами работы с историческими источниками, умениями

самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;

- сформированность умений оценивать различные исторические версии.

Освоение курса Отечественной истории необходимо как предшествующее и имеющее демонстрационное значение для изучения Истории отечественного государственного управления, Культурологии, Политологии, Социологии, Экономической теории, Государственного управления.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Отечественная история.

В результате освоения дисциплины Отечественная история формируются следующие компетенции:ОК-1, ОК-3, ОК-7, ОК-8,ОК-9,ОК-10, ПК-16

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: основные этапы и содержание истории России с древнейших времен и до наших дней,

формирование и эволюцию исторических понятий и категорий,

понимать взаимосвязь российской и мировой истории, общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

знать дискуссионные проблемы отечественной истории в российской и зарубежной историографии;

осознавать место истории в обществе; иметь представления о значении истории для раскрытия истории культуры, науки и техники, для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости.

Уметь: применять исторические знания в образовательной, аналитической, организационно-управленческой деятельности;

применять современные компьютерные технологии и программное обеспечение в объеме, необходимом для практического использования в изучении Отечественной истории; использовать навыки работы в библиотеках; поиск необходимой информации в библиотечных и электронных каталогах, в сетевых ресурсах

Владеть: практическими навыками применения знаний по Отечественной истории, способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию, навыками поиска и анализа исторической информации, необходимой для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;

владеть исторической терминологией; приемами и навыками работы в коллективе в рамках образовательного процесса (в том числе работа малыми группами, подготовка проектов, презентаций);

владеть навыками практического использования информационно-коммуникационных технологий, сетевых ресурсов при изучении и практическом использовании информации по отечественной истории.

 

4. Структура и содержание дисциплины Отечественная история

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости по неделям семестра. Форма промежуточной аттестации по семестрам
  Введение       Лекция- 2 часа. Семинар - 2 часа Самост. работа – 2 часа Рейтинговая система
  Тема 1. Этапы становления российской государственности и социально-экономическое развитие в 1Х-ХУП вв.     2,3 Лекция – 4 часа Семинар – 4 часов Самост. работа -4 часа Тест, эссе
  Тема 2. XVIII век - новое время в истории России     4,5 Лекция – 4 часа. Семинар – 4 часа Самост. работа -4 часа Тест
  Тема 3. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в.   6,7 Лекция – 4 часа Семинар – 2 часа Самост. работа – 4 часа Тест
  Тема 4. Альтернативы российским реформам «сверху» в XIX веке.       Лекция – 2 часа Семинар -2 часа Самост. работа- 4 часа Реферирование
6. Тема 5. Россия в начале XX веке.     7,8 Лекция – 2 часа Семинар – 2 часа Самост. работа -4 часа Эссе
7. Тема 6. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. 1914 – 1920 гг.       Лекция - 2часа Семинар- 4 часа Самост. работа – 2 часа Тест, реферирование
8. Тема 7. Формирование и сущность советского строя. 1921-1945 гг.     9,10 11 Лекция – 6 часов Семинар- 6 часов Самост. работа 6 часов Конференция, проверочная работа, научное реферирование
  Тема 8. Советский Союз в условиях холодной войны.     12,13,14 Лекция – 6 часов Семинар-6 часов Самост. работа – 4 часа Эссе
  Заключение   15,16 Лекция – 4 часа Семинар – 4 часа Самост. работа -2 часа Дискуссионный клуб

Отечественная история

Программа учебного курса составлена в соответствии с требованиями ФГОС с учетом рекомендаций по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»

Введение

Место истории в системе наук. Предмет исторической науки. Теория и методология исторической науки. Сущность, формы, функции исторического знания. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. Российская цивилизация между Западом и Востоком.

Тема 1. Этапы становления российской государственности и социально-экономическое развитие в 1Х-ХУП вв.

Особенности политического и социального строя Российского государства IX–XVII вв. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Социально-экономические и политические изменения в недрах славянского общества на рубеже VIII–IX вв. Причины появления государственной, княжеской власти и ее функции. Особенности социально-политического развития Киевской Руси. Дружинные связи. Вечевой строй. Города в системе социально-политических отношений. Отличие этой системы от западноевропейского вассалитета. Древнерусское государство в оценках современных историков.

Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных социокультурных моделей развития: Великий Новгород, Галицко-Волынская Русь, Владимиро-Суздальское княжество.

Монголо-татарское нашествие на Русь. Экспансия в западную и северо-западную Русь. Великое княжество литовское и Русское государство. Социально-политические изменения в русских землях в период монголо-татарского господства. Проблема Золотой Орды в современной отечественной историографии.

Россия в XV – XVII вв. Специфика становления единого русского государства. Возникновение сословной системы организации общества. Местничество. Предпосылки складывания самодержавных черт государственной власти. Народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири.

Иван Грозный: от реформ к опричнине. Становление самодержавной власти. Личность и деятельность Ивана 1У в оценках отечественных историков.

"Смутное время": ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных норм отношений между властью и обществом. Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский как персонифицированное отражение борьбы различных путей развития страны.. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Развитие русской культуры.

Закономерности и специфика роста отечественной экономической системы. Структура феодального землевладения. Формы собственности. Категории российского крестьянства. Крестьянская община. Колонизация окраин. Этапы закрепощения крестьянства. Крестьянские движения и городские восстания в 17 веке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.085 с.)