Тема 5. Институциональная структура современной 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Институциональная структура современной



кредитной системы (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Структура современной кредитной системы.

2. Место и роль Центрального банка в кредитной системе.

3. Место и роль коммерческих банков в кредитной системе.

4. Виды банковских кредитов: кредитование бизнеса и населения.

5. Понятие и виды небанковских кредитных организаций.

Учебная литература по теме

Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина, - М., 2008, гл. 16.

 

Задание для самостоятельной работы:

5.1. Проанализируйте динамику кредитных организаций в России, в т.ч. небанковских кредитных организаций..

Источник: Статистика ЦБ РФ. http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=pdko

5.2. Раскройте особенности небанковских кредитных организаций и их роль как финансовых посредников. Источники:

Таранкова Л. «Небанковские кредитные организации». – Банковская газета «Бизнес и банки», 2000, № 11.

Медведев П.А. Небанки в системе финансового посредничества. - Деньги и кредит, 2008, № 6.

 

Тема 6. Этапы развития кредитной системы Российской Федерации

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Становление кредитной системы России в 18-19 веках.

2. Государственный банк Российской Империи и основные направления его деятельности.

3. Акционерные коммерческие банки в дореволюционной России.

4. Формирование централизованной кредитной системы в период плановой экономики.

5. Кредитная реформа 1930-1932 гг.

6. Перестройка кредитной системы в 1990-е годы.

 

Учебная литература по теме

Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина, - М., 2008.

 

Задание для самостоятельной работы:

6.1. Охарактеризуйте основные этапы кредитной реформы 1930 -1932 гг.

Источники: Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина, - М., 2008

Тема 7. Формирование современной банковской системы Российской Федерации (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Формирование банковской системы рыночного типа в России в 90-е годы.

2. Виды банков и их функции.

3. Правовые основы функционирования коммерческих банков в РФ. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности».

4. Структура банковских вложений и ресурсов.

Учебная литература по теме

Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина, - М., 2008, гл. 22.

 

Задание для самостоятельной работы:

 

7.1. Раскройте правовые основы функционирования коммерческих банков и их функции. Объясните порядок создания банка. Источник: ФЗ «О банках и банковской деятельности»: http://www.consultant.ru/popular/bank/

7.2. Охарактеризуйте стратегические направления совершенствования банковского сектора экономики на современном этапе.

Источники:

1) Федеральный закон от 27 октября 2008 года. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» - Деньги и кредит, 2008, № 11; http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=81033

2) Ананьев Д.Н. Банковский сектор России: итоги и перспективы развития. - Деньги и кредит, 2009, № 3;

6. Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов

Для усвоения учебного материала по программе курса важную роль играет, кроме лекций и семинаров, самостоятельная (внеаудиторная) работа студента.

Основными формами самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов по дисциплине «Денежно-кредитная система Российской Федерации» являются следующие:

А) обязательные домашние задания по темам семинаровОДЗ.

Эти задания включают работу с учебной, научной и справочной литературой, составление аналитических и обобщающих таблиц. Они помогают студенту подготовиться к семинарскому занятию.

Б) индивидуальные творческие заданияИТЗ.

Эти задания выполняются по выбору студента в соответствии с его интересами и носят исследовательский характер. Они включают подготовку докладов, написание эссе и рефератов проблемного характера.

Эти задания служат основой для дальнейшего участия студентов в НИРС.

В) ведение рабочей тетрадиРТ.

Все задания студент должен выполнять в отдельной тетради для самостоятельной работы – рабочей тетради. Ведение рабочей тетради помогает студенту систематизировать весь пройденный материал и использовать для подготовки к зачету. Преподавателю рабочая тетрадь помогает объективно оценить самостоятельную работу студента, выполненную в течение семестра, и узнать круг его интересов по данной дисциплине.

Г) решение кейса.

При изучении раздела 2 «Кредитная система Российской федерации» студенты выполняют кейс, содержание которого позволяет студентам более глубоко изучить структуру и особенности развития кредитной системы России.

Д) проведение научной студенческой конференции на потокеНСК.

В конце семестра по дисциплине планируется проведение научной студенческой конференции на потоке с обсуждением студенческих творческих заданий (докладов, рефератов, эссе). Участие в конференции имеет важное значение для формирования у студентов навыков публичного выступления и участия в дискуссии.

Таблица 3

Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам дисциплины

№ п/п   Наименование тем Содержание самостоятельной работы Формы контроля
1 2 3 4
Раздел 2. Денежная система Российской Федерации
  Денежная система - понятие, структура и типы: А) система денежных отношений Б) эволюция форм денег и типы денежных систем Работа с учебной и справочной литературой.   Выполнение домашних заданий по теме. Устный опрос.   Проверка домашних заданий  
  Институциональная структура современной денежной системы: А) Центральный банк и его роль в организации денежного оборота, Б) коммерческие банки и их роль в кругообороте денег Работа с учебной и справочной литературой.   Выполнение домашних заданий по теме.   Работа с источниками в Интернете Устный опрос.   Проверка домашних заданий
  Организация денежного оборота: А) наличного Б) безналичного Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение домашних заданий по теме.   Устный опрос. Проверка домашних заданий
Раздел 2. Кредитная система Российской Федерации
  Понятие кредитной системы и кредитного рынка: А) система кредитных отношений Б) типы кредитных систем Работа с учебной и справочной литературой.   Выполнение домашних заданий по теме. Решение кейса. Устный опрос.   Проверка домашних заданий
  Институциональная структура современной кредитной системы А) Центральный банк, его место и роль в кредитной системе Б) Виды кредитных организаций Работа с учебной и справочной литературой.   Выполнение домашних заданий по теме. Работа с источниками в Интернете Устный опрос.   Проверка домашних заданий
  Центральный банк Российской Федерации А) правовой статус Б) основные направления деятельности Работа с учебной и справочной литературой. Выполнение домашних заданий по теме. Устный опрос. Проверка домашних заданий
  Современная банковская система Российской Федерации: А) виды банков и их функции Б) операции коммерческих банков Работа с учебной и справочной литературой.   Выполнение домашних заданий по теме. Устный опрос.   Научная конференция на потоке

6.1.Тематика эссе

1) Деньги – цель или средство?

Источник: Шептун А.А. Философия денег. Журнал «Вопросы философии», 1999, № 7, с.180-183.

http://www.banking.fa.ru/prof/sheptun/pub_articles.html

2) Роль государства в развитии форм денег.

Источник: Хикс Дж. Теория экономической истории. Пер. с англ./ Общ.ред. и вступ. ст. Р.М Нуреева – М.: НП «Журнал Вопросы экономики», 2003, с.85-99.

3)Экономические и правовые проблемы использования кредита.

Источник: Банковская газета «Бизнес и банки» 2000, № 1-2;

4) Наличные деньги в эпоху электронных технологий.

Источники:

Ионов В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития. - Деньги и кредит, - 2007, № 4.

Юров А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив. - Деньги и кредит, 2007, № 7.

Юров А.В. Пути развития наличного денежного обращения в Российской Федерации, 2008, № 7.

5) Электронные платежи и электронная коммерция.

Источник:

Генкин А.С. Планета Web-денег. – М.: Альпина Паблишер, 2003.

 

Эссе представляет собой письменную работу творческого характера, которая носит дискуссионный характер. Обязательное требование – изложение собственной позиции автора. Приведенная в тематике литература выполняет функцию «постановки проблемы». Объем эссе – 3-5 страниц.

Тематика рефератов

 

1. Приемы защиты денежных знаков от фальсификации и признаки их платежеспособности.

Источник: Голикова Ю.С. Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. В 2-х кн. - М.: ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКА», 2000 – Книга 1, с.141-146 и 162-164.

http://www.cbr.ru/bank-notes_coins/bank-notes/

2. Методы борьбы с фальшивомонетничеством в России.
Источники:

Юров А.В., Лютов В.В. Деньги: выпуск, защита от подделки, борьба с фальшивомонетничеством. - Деньги и кредит, - 2002, № 4, с. 36-43.

Глоба Н.С., Дзестелов Х.А. Краткий очерк истории борьбы с фальшивомо­нетничеством в царской России. -Деньги и кредит, - 2001, №4, с. 63-68

3. Состояние фальшивомонетничества в современной банковской системе России. Источники:

Юров А.В., Лютов В.В. Фальшивомонетничество: текущие тенденции и их оценка. Деньги и кредит, - 2006, № 12

Информационно-аналитические материалы ЦБ РФ. http://www.cbr.ru/analytics/2009_1_den-zn.pdf

4. Денежные реформы России.

Источник:

Семенкова Т.Г., Семенков А.В. Денежные реформы в Х1Х веке. - СПб., 1992

Муравьева Л.А. Золотой рубль С.Ю. Витте (О денежной реформе в России 1895-1898гг.) - Деньги и кредит, 2003. № 3.

Муравьева Л.А. Денежная реформа Петра 1. – Деньги и кредит, 2007, № 1.

 

Реферат представляет собой письменную работу исследовательского характера по заданной проблеме. Студент должен прочитать рекомендуемую по теме литературу, дополнить новые источники, изучить всесторонне выбранную тему и подготовить краткое изложение прочитанного материала. Объем 5-7 страниц.

Задания для самотестирования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.023 с.)