ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ



Очная

(очная, очно-заочна, заочная.)

 

Тобольск, 2015


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Целью психологической практикиявляется приобретение опыта деятельности в организации взаимодействия с детскими коллективами для решения профессиональных задач, формирование профессионально-педагогических навыков к наблюдению.

Задачи практики:

· закрепление знаний в области психологии человека в условиях практического применения психологических методов изучения индивидуальности школьников;

· формирование профессиональной направленности на взаимодействие и навыков анализа социально-психологических явлений повседневной жизни и ситуаций, возникающих в педагогической деятельности;

· получение представления о применяемых в школьной практике методах исследования.

· формирование умений: психолого-педагогического наблюдения учащихся на уроке; применения современных методов диагностирования возможностей и потребностей обучающихся и воспитанников в области образования.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная психологическая практика относится к базовой части профессионального цикла. Для выполнения заданий практики студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения раздела «Психология человека» дисциплины «Психология».

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ

Процесс прохождения практики направлен на формирование и развитиеобщекультурных и профессиональных компетенций:

а) общекультурных (ОК):

ОК-1: Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (способен к определению ценностных оснований профессиональной деятельности в сфере образования).

б) профессиональных (ПК):

ОПК-2: способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (способен использовать концептуальные основы решения социально-психологических и профессионально-педагогических задач).

ПК-3: Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (способен реализовать прикладной аспект психологического исследования).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- теоретические основы, понятийный аппарат психологической науки, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

- способы психологического изучения обучающихся;

будет уметь:

- проводить психологический анализ учебно-воспитательного мероприятия;

- использовать знания о структуре и динамике познавательных процессов, мотивационно-волевой и эмоциональной сферы, самосознания, личностных черт характера, темперамента и пр.;

- отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, с последующей обработкой, интерпретацией, разработкой рекомендаций;

иметь опыт (навыки):

- психологического наблюдения, проведения психологического анализа учебно-воспитательного мероприятия;

- применения психодиагностических методик, адекватных целям, с последующей обработкой, интерпретацией, разработкой рекомендаций;

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__ зачетных единицы

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Задания для психологической практики

 

№ п/п Учебная задача Содержание работы Методы работы Приложение
Психологический анализ учебно-воспитательного мероприятия Наблюдение с целью психологического анализа урока.   Схема психологического анализа урока; Приложение 1. Схема № 1
  Изучение возможностей и потребностей учащихся Наблюдение за вниманием и эмоционально-волевым состоянием ученика на уроке   Схемы наблюдения за вниманием и эмоционально-волевым состоянием ученика на уроке   Приложения 2. Схема № 2 Схема № 3  
3.   Изучение вербального взаимодействия учителя и учеников на уроке Наблюдение вербального взаимодействия учителя и учеников на уроке   Схема наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке   Приложение 3. Схема № 4  
Изучение межличностных отношений в классе Психологический анализ динамических процессов в классе   Психологический анализ динамических процессов в социальной группе   Приложение 4. Схема № 5    
Психологическая характеристика на обучаемого Обобщение всех видов наблюдения и результатов исследования     Подготовка характеристики   Приложение 5. Схема №6  
Отчет об индивидуальной работе Содержание индивидуальной работы с обучающимся Подготовка отчета   Приложение 6. Схема № 7

Критерии оценки качества выполнения задания.

1. Качество записи протокола наблюдения.

2. Уровень оперирования знаниями о познавательных (внимание) и эмоционально-волевых процессах в рассуждениях по результатам наблюдения.

3. Связь выводов с содержанием анализа и обоснованность выводов.

4. Оформление отчёта.

5.

Рекомендуемая литература для выполнения задания.

1. Бостанджиева Т.М. Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – 104 с.

2. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Психологический анализ урока

Основной метод: наблюдение

Психологический анализ урока проводится на основе наблюдения и чёткой протокольной записи хода урока. Протокольная запись служит необходимым материалом для анализа урока. Объектом наблюдения является деятельность учителя и деятельность учащихся. Фиксацию результатов наблюдения рекомендуется проводить по «Схеме протокола урока». При наблюдении хода урока необходимо стремиться к максимальной полноте записи. На основе протокольной записи и её психологической интерпретации даётся аналитическая характеристика урока по прилагаемым схемам. Анализ урока необходимо соотносить с типом и структурой анализируемого урока (комбинированного объяснительно-иллюстративного, проблемного, урока – диспута и пр.). Так как уроки могут быть разнообразны, то возможно, что по всем пунктам будут затруднительно дать анализ. Однако следует использовать исчерпывающие ответы на основе наблюдаемого урока.

 

Схема протокола урока

Школа ______________________________________________________________

Предмет _____________________________________________________________

Учитель _____________________________________________________________

Класс _______________________________________________________________

Тема урока __________________________________________________________

Дата проведения наблюдения _________________

 

Организация деятельности мышления.

Деятельность учителя:Создание проблемных ситуаций; чёткая постановка вопросов; организация операций анализа, сравнения, обобщения; создание атмосферы свободного обсуждения; побуждение учащихся к самостоятельной постановке вопросов и к самостоятельным выводам; использование различных видов творческих работ.

Деятельность учащихся:О самостоятельности, эвристичности, обобщённости и гибкости мышления свидетельствуют следующие проявления: наличие у учащихся собственных суждений, выводов, оценок, своего подхода к теме, вопросу; лёгкость улавливания общего в отдельных фактах; подход к одному и тому же материалу с разных сторон; самостоятельная постановка учащимися вопросов учителю и товарищам.

 

Критерии оценки качества выполнения задания.

1. Качество записи урока.

2. Уровень оперирования знаниями о познавательных процессах (восприятие, внимание, память, мышление) в рассуждениях об уроке.

3. Связь выводов с содержанием анализа и обоснованность выводов.

4. Оформление отчёта.

 

Приложение 2

 

Схема № 2

Протокол наблюдения за вниманием ученика на уроке

Часть урока Время Действия учителя Фон Факты поведения ученика (характеристика и оценка его действий) Психолого-педагогический анализ (баллы за устойчивость внимания)
           

Схема № 3

Протокол наблюдения за эмоционально-волевым

Состоянием ученика на уроке

 

Внимание Эмоции Волевое усилие Психолого- Педагогические выводы
       

Оценка в баллах

Шкала значений и баллах

 

Оценка состояния в баллах Внимание Эмоции Волевое усилие
5 баллов В высшей степени внимателен, очень старателен (+) эмоции большой интенсивности Волевое усилие большой интенсивности (заставляет себя преодолеть усталость, страх)
4 балла Внимателен, редко отвлекается (только по внешним поводам). Достаточно добросовестно исполняет требования учителя (+) эмоции средней интенсивности Волевое усилие средней интенсивности (пытается заставить себя выполнить нужные задания)
3 балла Внимание удовлетворительно Обычное ровное эмоциональное состояние Обычное состояние без видимых затрат усилия
2 балла Недостаточное внимание, часто отвлекается, нарушает дисциплину (-) эмоции средней интенсивности Иногда пытается управлять своим поведением
1 балл Внимание отсутствует (занят другим делом, плохо ориентируется в том, что происходит на уроке) (-) эмоции большой интенсивности Полное отсутствие попыток управлять своим поведением

 

 

Приложение 3.

 

Схема № 4

Приложение 4.

Схема № 5

Приложение 6.

Схема № 7.

Очная

(очная, очно-заочна, заочная.)

 

Тобольск, 2015


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

 

Целью психологической практикиявляется приобретение опыта деятельности в организации взаимодействия с детскими коллективами для решения профессиональных задач, формирование профессионально-педагогических навыков к наблюдению.

Задачи практики:

· закрепление знаний в области психологии человека в условиях практического применения психологических методов изучения индивидуальности школьников;

· формирование профессиональной направленности на взаимодействие и навыков анализа социально-психологических явлений повседневной жизни и ситуаций, возникающих в педагогической деятельности;

· получение представления о применяемых в школьной практике методах исследования.

· формирование умений: психолого-педагогического наблюдения учащихся на уроке; применения современных методов диагностирования возможностей и потребностей обучающихся и воспитанников в области образования.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная психологическая практика относится к базовой части профессионального цикла. Для выполнения заданий практики студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения раздела «Психология человека» дисциплины «Психология».

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРАКТИКИ

Процесс прохождения практики направлен на формирование и развитиеобщекультурных и профессиональных компетенций:

а) общекультурных (ОК):

ОК-1: Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (способен к определению ценностных оснований профессиональной деятельности в сфере образования).

б) профессиональных (ПК):

ОПК-2: способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (способен использовать концептуальные основы решения социально-психологических и профессионально-педагогических задач).

ПК-3: Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (способен реализовать прикладной аспект психологического исследования).

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- теоретические основы, понятийный аппарат психологической науки, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

- способы психологического изучения обучающихся;

будет уметь:

- проводить психологический анализ учебно-воспитательного мероприятия;

- использовать знания о структуре и динамике познавательных процессов, мотивационно-волевой и эмоциональной сферы, самосознания, личностных черт характера, темперамента и пр.;

- отбирать и применять психодиагностические методики, адекватные целям, с последующей обработкой, интерпретацией, разработкой рекомендаций;

иметь опыт (навыки):

- психологического наблюдения, проведения психологического анализа учебно-воспитательного мероприятия;

- применения психодиагностических методик, адекватных целям, с последующей обработкой, интерпретацией, разработкой рекомендаций;

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет _2__ зачетных единицы

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

Задания для психологической практики

 

№ п/п Учебная задача Содержание работы Методы работы Приложение
Психологический анализ учебно-воспитательного мероприятия Наблюдение с целью психологического анализа урока.   Схема психологического анализа урока; Приложение 1. Схема № 1
  Изучение возможностей и потребностей учащихся Наблюдение за вниманием и эмоционально-волевым состоянием ученика на уроке   Схемы наблюдения за вниманием и эмоционально-волевым состоянием ученика на уроке   Приложения 2. Схема № 2 Схема № 3  
3.   Изучение вербального взаимодействия учителя и учеников на уроке Наблюдение вербального взаимодействия учителя и учеников на уроке   Схема наблюдения за словесными воздействиями учителя на уроке   Приложение 3. Схема № 4  
Изучение межличностных отношений в классе Психологический анализ динамических процессов в классе   Психологический анализ динамических процессов в социальной группе   Приложение 4. Схема № 5    
Психологическая характеристика на обучаемого Обобщение всех видов наблюдения и результатов исследования     Подготовка характеристики   Приложение 5. Схема №6  
Отчет об индивидуальной работе Содержание индивидуальной работы с обучающимся Подготовка отчета   Приложение 6. Схема № 7

Критерии оценки качества выполнения задания.

1. Качество записи протокола наблюдения.

2. Уровень оперирования знаниями о познавательных (внимание) и эмоционально-волевых процессах в рассуждениях по результатам наблюдения.

3. Связь выводов с содержанием анализа и обоснованность выводов.

4. Оформление отчёта.

5.

Рекомендуемая литература для выполнения задания.

1. Бостанджиева Т.М. Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2009. – 104 с.

2. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. – М., 1990

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 21; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.189.2 (0.008 с.)