Стихи и песни о великой отечественной войне 1941—1945 годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стихи и песни о великой отечественной войне 1941—1945 годов



Традиции в изображении боевых подвигов наро­да и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги со­жгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их при­зывно-воодушевляющий характер. Выражение в лири­ческой песне сокровенных чувств и переживаний каж­дого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиогра­фический характер рассказа. Отражение военного вре­мени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Сочинение «ВОв в литературе XX века»

Теория литературы. Герой-повествователь (раз­витие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе

И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Род­ное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Ро­дине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Об­щее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.

Зарубежная литература

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвен­ности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сю­жета драматического произведения.

Сонеты — «Кто хвалится родством своим со зна­тью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов — живая мысль, подлин­ные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и друж­бы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лириче­ской поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (раз­витие понятий).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государст­венное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Ан­глия в романе. Главные герои и события. История, изоб­раженная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь

Класс

Введение – 1 час

Литература и ее роль в духовной жизни общества. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 

Древнерусская литература – 3 часа

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Характерные особенности произведения.

Теория литературы. «Слово» как жанр древнерусской литературы.

 

Литература XVIII века – 14 часов (13+ 1 час развития речи)

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый, поэт, реформатор литературного русского языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия…» - типичные произведения в духе классицизма. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Герои и события. Проблемы гражданственности. Проблемы образования и воспитания в комедии. Сатирическая направленность комедии.

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Николай Михайлович Карамзин – писатель и историк. Слово о писателе. «Бедная Лиза», «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Понятие о сентиментализме.

Жан-Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Понятие о литературном направлении. Классицизм (углубление понятия). Сатира (развитие понятия). Комедия как жанр драматургии. Виды комического (развитие понятий).

 

Русская литература XIX века – 55 часов (48+7 часов развития речи)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия.

XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Романтическая лирика начала века. К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский.

Теория литературы. Понятие о романтизме (развитие представления).

Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба. Слово о драматурге. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Теория литературы. Конфликт в драматическом произведении (развитие понятия).

Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и судьба. Слово о поэте. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и второстепенные герои.

Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Слово о поэте. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественной литературе (начальные представления)

«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.

Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе, о саторе. Образ-символ (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Слово о поэте. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь к жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представления).

Александр Николаевич Островский. Слово о поэте. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя как средоточие нравственных начал. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к духовному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм «диалектика души», чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Теория литературы. Автобиографичность произведения (развитие понятия). Внутренний монолог (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Слово о поэте. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

 

Поэзия XIX века

Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

 

Русская литература XX - 29 часов(27+ 2 часа развития речи)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Ведущие прозаики России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история людей разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Разлука героев.

Максим Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблема любви и свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: пейзаж и портрет в романтическом произведении, эмоциональность и красочность языка. Роль рассказчика.

Теория литературы. Развития понятия о романтизме.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» - смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).

Русская поэзия XX века-

Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, вводов лирической поэзии. Вершины явления русской поэзии XX века.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».

Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Россия – главная тема есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».

Сатирические стихи, стихи о любви. Новаторство Маяковского-поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».

Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание».

Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени».

Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о родине, о природе.

«Я убит подо Ржевом»…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий).

 

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Класс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.037 с.)