Стихи и песни о великой отечественной войне 1941—1945 годов
Поиск на нашем сайте
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи», Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Сочинение «ВОв в литературе XX века»
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке». «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов. Анализ стихотворений.
Зарубежная литература
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе «Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь
Класс
Введение – 1 час
Литература и ее роль в духовной жизни общества. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Древнерусская литература – 3 часа
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства. Характерные особенности произведения.
Теория литературы. «Слово» как жанр древнерусской литературы.
Литература XVIII века – 14 часов (13+ 1 час развития речи)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый, поэт, реформатор литературного русского языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия…» - типичные произведения в духе классицизма. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Слово о поэте. «Властителям и судиям». Обличение несправедливости.
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль». Герои и события. Проблемы гражданственности. Проблемы образования и воспитания в комедии. Сатирическая направленность комедии.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Николай Михайлович Карамзин – писатель и историк. Слово о писателе. «Бедная Лиза», «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Понятие о сентиментализме.
Жан-Батист Мольер. Слово о писателе. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Понятие о литературном направлении. Классицизм (углубление понятия). Сатира (развитие понятия). Комедия как жанр драматургии. Виды комического (развитие понятий).
Русская литература XIX века – 55 часов (48+7 часов развития речи)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия.
XIX век в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Романтическая лирика начала века. К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский.
Теория литературы. Понятие о романтизме (развитие представления).
Александр Сергеевич Грибоедов: личность и судьба. Слово о драматурге. «Горе от ума». Обзор содержания комедии. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И.А. Гончаров «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Теория литературы. Конфликт в драматическом произведении (развитие понятия).
Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и судьба. Слово о поэте. «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» - роман в стихах. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Лирика. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Слово о поэте. «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. «Княжна Мери». Главные и второстепенные герои.
Основные мотивы лирики. Пафос вольности, чувства одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Слово о поэте. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобливость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественной литературе (начальные представления)
«Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «подлец-изобретатель» - новый герой эпохи.
Теория литературы. Развитие понятия о литературном типе, о саторе. Образ-символ (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Слово о поэте. «Первая любовь» - психологический характер конфликта в повести. Композиция, особенности сюжета. Система образов: люди «прежнего времени», герои-эгоисты, герои высокой духовности. Любовь к жизни героев. «Тургеневская» девушка в повести. Образ героя-повествователя, лиризм, эмоциональность тона рассказа. Роль пейзажа в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представления).
Александр Николаевич Островский. Слово о поэте. «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя как средоточие нравственных начал. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» - жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность» - обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к духовному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм «диалектика души», чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Теория литературы. Автобиографичность произведения (развитие понятия). Внутренний монолог (начальные представления).
Антон Павлович Чехов. Слово о поэте. «Анна на шее». Особенности сюжета рассказа. Двуплановость системы образов. Совершенство композиции рассказа. Тема брака по расчету, разрушение семьи, фальшивость семейных отношений. Истинные и ложные ценности героев рассказа.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Поэзия XIX века
Творчество Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и других поэтов. Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
Русская литература XX - 29 часов(27+ 2 часа развития речи)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Ведущие прозаики России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». Печальная история людей разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Разлука героев.
Максим Горький. Слово о писателе. «Макар Чудра». Раннее творчество Горького: новизна тематики и героев. Идеализация гордых и сильных людей. Проблема любви и свободы. Герои рассказа. Художественное своеобразие рассказа: пейзаж и портрет в романтическом произведении, эмоциональность и красочность языка. Роль рассказчика.
Теория литературы. Развития понятия о романтизме.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» - смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней картины для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе (углубление понятия).
Русская поэзия XX века-
Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, вводов лирической поэзии. Вершины явления русской поэзии XX века.
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «Заклятие огнем и мраком», «В ресторане», «Как тяжело ходить среди людей…», «Возмездие», «Ямбы». Высокие идеалы и предчувствия перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое проникновенное чувство родины.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Россия – главная тема есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Люблю», «Прозаседавшиеся».
Сатирические стихи, стихи о любви. Новаторство Маяковского-поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Моим стихам, написанным так рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «С большою нежностью – потому…», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» из цикла «Ахматовой», «Родина».
Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе…», «О красоте человеческих лиц», «Я где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Бег времени».
Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений Ахматовой.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия». Стихотворения о родине, о природе.
«Я убит подо Ржевом»…». Реальность и фантастика в стихотворении. Нравственная позиция солдата. Незаметный и высокий героизм воина. Интонация и стиль стихотворения.
Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (развитие понятий).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Класс
№ п/п
№
Тема урока
Возможные виды деятельности
Планируемые результаты
Предметные умения
Примечание
Книга в жизни человека.
выражение личного отношения к прочитанному. устный ответ на вопрос
пользоваться учебником, знать его структуру
Устное народное творчество(9)
Русский фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор
Выразительное Чтение малых фольклорных жанров и их истолкование
Работа над сочинением загадок, частушек, колыбельной песни
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
Сказка как особый жанр фольклора
Устные и письменные ответы на вопросы
Различение видов сказок
Устные рассказы о собирателях фольклора и жанровых особенностях сказок
Научиться осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин; выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы; выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
«Царевна-лягушка» - встреча с волшебной сказкой
Выразительное чтение, выборочный пересказ, рассмотрение репродукции картины В.Васнецова «Пир»
Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников.
Пересказ с изменением лица рассказчика (устами Ивана-царевича); чтение по ролям, создание собственных рассказов о сказочных героях; сопоставление иллюстраций художников с текстами сказки; наблюдение над языком сказки
Народная мораль и поэтика волшебной сказки.
Пересказ сказки, сообщение учащихся о художниках, беседа, чтение статьи учебника
Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям). Выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения
с помощью словарей и справочной литературы.
Различные виды пересказов.
«Иван – крестьянский сын и чудо- юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда.
Пересказ, беседа по содержанию, составление плана сказки, словесное рисование.
Устные и письменные ответы на вопросы.
Участие в коллективном диалоге. Различение видов сказок. Пересказ. Чтение. Ответить на вопросы.
Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.
Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок и сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника Из рассказов о сказочниках»
Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»
Выявление в сказках разных видов художественных образов (Образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета).
Выявление характерных для народных сказок художественных приёмов и фантастических элементов и определение их роли в сказке.
Мой любимый герой русской народной сказки
Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов. Нравственная оценка героев сказок.
Устные и письменные ответы на проблемные вопросы. Устное иллюстрирование.
Сочинение собственных сказок и малых жанров фольклора
Из древнерусской литературы (2)
«Повесть временных лет» как литературный памятник.
Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. Фольклор и летописи
Составление цитатного плана; сопоставление текста с репродукцией картин А. Иванова; чтение статьи учебника ответы на вопросы пересказ
М.В.Ломоносов. (1)
«Случились вместе два Астронома в пиру…»- научные истины в поэтической форме.
Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов. Выразительное чтение стихотворения.
Поиск незнакомых слов и определение их значения
с помощью словарей и справочной литературы.
Устные ответы на вопросы. Поиск в стихотворении юмористических элементов. Работа со словарём литературоведческих терминов
Понимать значимость личности М.В.Ломоносова,; научитьсяоперировать в речи теоретико-литературных
понятиями: роды литературы (эпос, лирика, драма),
литературные жанры;, объяснять смысл прочитанного стихотворения (чему
противопоставлен житейский, практический опыт простого человека), читать выразительно.
Русские басни. (1)
Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
Чтение статьи учебника «Русские басни»; выступление с сообщениями о баснописцах (Эзопе, Сумарокове, Лафонтене, Майкове, Хемницере); чтение по ролям басен, сравнение басни и сказки
Познакомиться сжанровыми особенностями басни, определениями понятий «басня», «аллегория», «олицетворение», «мораль», истоками басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); научитсяопределять, к какому роду литературы
относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки
И.А.Крылов. (3)
Обличение человеческих пороков в баснях «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»». Понятие об аллегории и морали.
Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нём.
Выразительное чтение басен (в том числе по ролям и наизусть) и басен собственного сочинения.
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Устные или письменные ответы на вопросы (в том
числе с использованием цитирования).
Составление характеристик героев басен.
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Создание собственных иллюстраций и их защита. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным
проектом.
Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценировка басен, презентация иллюстраций; сопоставление басен
Познакомиться створческой историей басни, научитьсяпонимать ее драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев (лицемерие Волка, мудрость Ловчего).
находить аллегорию, мораль, объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи; устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи, сопоставлять басни Крылова с баснями других авторов.
Отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне»
чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Беседа по прочитанному, выборочное чтение.
Знать сведения о поэте, историю создания сказки, сюжет и героев; уметьсопоставлять литературную и фольклорную сказки.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки
Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт Составление таблицы «Сходство и различие русской народной сказки и литературной
Баллада В.А.Жуковского «Кубок «.Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады
Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение. Чтение по ролям
Чтение и полноценное восприятие художественного текста; выразительное чтение, устное словесное рисование
выразительно читать стихотворение, оценивать отношение поэта к няне, определять роль эпитетов и метафор в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы
«У лукоморья…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила»-собирательная картина народных сказок
Работа с иллюстрациями
восстановление деформированного текста
А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке.
Система образов сказки.
Народная мораль, нравственность Победа добра над злом.
Чтение эпизодов, восприятие художественного текста; осмысление сюжета, событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов; устное словесное рисование царицы-мачехи, царевны и царицы-матери, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противостояние красоты внешней и красоты душевной); научитсяотбирать материал для характеристики героев
Сходство и различие литературной и народной сказки. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.
Чтение статьи учебника; ответы на вопросы; выразительное чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям, художественное рассказывание эпизода, устное словесное рисование, сравнительная характеристика героев, защита иллюстраций к эпизодам; сопоставление сказок со сходным сюжетом
Понимать поэтичность и музыкальность сказки
Пушкина.
Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.
Поиск незнакомых слов и определение их значения.
Участие в коллективном диалоге.
Знать различия стихотворной и прозаической речи.
Знать определение ритма, строфы. Уметь определять вид рифмы.
Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А.Жуковского, А.С. Пушкина
Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия
А. Погорельский (2)
Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»
Чтение статьи о писателе, ответы на вопросы, комментированное чтение
Знать сведения о жизни писателя, что такое псевдоним; разбивать большие абзацы на более маленькие отрывки, правильно интонировать, верно понимать смысловые отрывки;находить фантастическое и достоверно-реальное в сказке, находить абзацы, имеющие нравоучительный характер
Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание
Краткий пересказ, выразительное чтение
В.М.Гаршин (1)
В.М.Гаршин. Сказка «Attalea Prinseps»: героическое и обыденное в сказке
Чтение статьи в учебнике, чтение сказки, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение; установление ассоциативных связей с иллюстрацией художника И. Пчелко
Научитьсядоказывать принадлежность произведения к жанру сказки, объяснять непохожесть действующих лиц, роль описания пальмы, причину изменения тональности в описании оранжереи, отношение автора к изображаемому
М.Ю.Лермонтов. (2)
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино» Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен
Чтение статьи учебника, чтение стихотворения и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с иллюстрацией.
Работа над словарем нравственных понятий (патриот, патриотизм, героизм), наблюдение над речью рассказчика; устное словесное рисование портретов участников диалога, выразительное чтение;
Знать и понимать:
историческую основу произведения;
средства выразительности.
определятькомпозицию произведения;
даватьхарактеристику героев;
показывать и понимать патриотический пафос стихотворения.
Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»
Н.В.Гоголь. (3)
Н.В.Гоголь. «Заколдованное место» -повесть из книги«Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни
Чтение статьи о писателе, чтение повести, ее полноценное восприятие; ответы на вопросы, составление плана повести; составление таблицы «Язык повести», установление ассоциативных связей с иллюстрациями художников; чтение по ролям
Знать факты жизни писателя, связанные с историей создания сборника «Вечера на хуторе…», сюжет повести «Заколдованное место»;использовать текст повести. Знать определение теоретических понятий: юмор, фантастика; определятьих роль в повести. Знать понятия:мотив в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь; портрет; речевая характеристика.характеризоватьповествовательную манеру писателя; описывать действия; создаватьпортрет; сочинять рассказ с юмористическим содержанием; составлятькроссворд.
Реальное и фантастическое в сюжете повести «Заколдованное место»
Пересказ быличек, легенд, преданий, созвучных сюжету повести; краткий пересказ содержания повести, рассказ о Н.В.Гоголе; инсценировка эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести
Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни.
Герои повести. Изображение конфликта тёмных и светлых сил.
краткий пересказ содержания повести, инсценировка эпизодов, выразительное чтение; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; анализ языка повести
Контрольная работа (тест) 1полугодие
Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия
Н.А.Некрасов.(3)
Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины
Беседа по прочитанному, выборочное чтение, выразительное чтение, ответы на вопросы,
Знать историю создания поэмы «Мороз, Красный нос», смысл названия поэмы, понятия «рифмы», способы рифмовки; уметь находить в тексте примеры используемых видов рифм
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
Осмысление характеров героев, ответы на вопросы; выразительное чтение, устное словесное рисование, чтение по ролям; комментирование художественного текста, установление ассоциативных связей с произведениями живописи
Знатьсодержание стихотворения; определятьавторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании крестьянских детей, выделять события, которые происходят в настоящем времени и в прошлом, объяснять, почему рассказ поэта об эпических событиях прерывается его лирическими воспоминаниями
Стихотворение «На Волге»». Раздумья поэта о судьбе народа.
чтение стихотворения и его полноценное восприятие; осмысление сюжета стихотворения (ответы на вопросы); выразительное чтение, поиск эпитетов, устное словесное рисование; установление ассоциативных связей с произведениями живописи; составление цитатного плана
Знать биографические сведения о поэте, нашедшие отражение в стихотворении, содержание стихотворения, понимать его тональность; охарактеризоватьособенности поэтики, определять роль эпитетов, сопоставлятьсодержание стихотворения Некрасова с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге
И.С.Тургенев.(6)
И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.
Поиск сведений о писателе с использованием справочной и художественно-публицистической литературы, ресурсов Интернета (под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Восприятие и выразительное чтение повести (в том числе по ролям).
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров.
Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Различные виды пересказов.
Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).
Участие в коллективном диалоге.
Составление плана (в том числе цитатного). Составление плана характеристики героя и сравнительной характеристики героев.
Рассказ о героях по плану (с использованием цитирования) и их письменная характеристика (в том числе сравнительная). Работа со словарём литературоведческих терминов. Устное иллюстрирование. Презентация и защита своих иллюстраций.
Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.
Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения, содержание рассказа; понимать значение понятий «крепостное право», «крепостничество», сюжет рассказа; соотноситьописание быта и нравов крепо-стнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории, сопо-ставлять описание жизни крепостных в рассказе с изображением на полотнах художников
История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение
понимать духовные и нравственные качества Герасима; сопоставлятьглавного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, использоватьцитаты из текста в связном ответе, составлятьплан характеристики героя
Герасим и Муму. Счастливый год.
понимать чувства и переживания Герасима; строитьустное высказывание с опорой на текст, объяснятьперемены, произошедшие с героем с появлением Муму, определятьроль используемых автором сравнений и эпитетов, которые помогают представить внешний облик героя, объяснитьотношение Тургенева к Герасиму
Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Г
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.018 с.)