Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составители: Дука Н.А., к.пед.н., проф., Никитина С.В., к.пед.н., доцент

Поиск

Кафедра педагогики

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

___________________________

 

«_______» __________200___г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине Педагогическая практика студентов 3 курса

цикла ГОС ОПД и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента

для специальности (направления) социально-экономическое образование

по учебному плану набора 2007 года

Форма обучения очная

Составители: Дука Н.А., к.пед.н., проф., Никитина С.В., к.пед.н., доцент

 

 

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта 2005 года и рассмотрена на заседании кафедры

«_____»___________200_г., Протокол № ___

Заведующий кафедрой д.пед.н., проф. Н.В. Чекалева __________________________________

 

Г

Педагогическая практика на 3 курсе характеризуется тем, что студент становится субъектом новых отношений, он выполняет новую для себя профессиональную роль учителя.

 

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ - приобретение будущими учителями опыта решения профессионально-педагогических задач, выполняя функции учителя-предметника и классного руководителя.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:

1. Применить знания психолого-педагогических дисциплин в процессе решения профессионально-педагогических задач.

2. Развить профессиональные умения организации учебно-воспитательного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ представлено в виде учебно-педагогических задач, решение которых способствует приобретению профессионально-педагогического опыта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

1. Педагогическая практика начинается установочной конференцией, на которой раскрываются цель, задачи и ее содержание.

2. Непосредственное выполнение студентом цели и задач педагогической практики, включающее в себя три этапа:

· Ознакомительный этап: знакомство с администрацией образовательного учреждения, учителями-предметниками, классными руководителями, учащимися, к классу которых прикрепляются студенты.

· Этап решения учебно-профессиональных задач: решение учебно-профессиональных задач на основе выполнения различных видов деятельности.

· Итоговый этап: обсуждение результатов педагогической практики с учителями-предметниками и классными руководителями на педагогическом совете, оценивание работы студентов. Оформление отчетной документации.

3. Педагогическая практика оканчивается проведением в университете итоговой конференцией, на которой анализируются и обобщаются результаты педагогической практики, отмечаются успехи и недостатки в приобретении профессионально опыта.

По итогам педагогической практики студенты сдают отчет о педагогической практике (Приложение 1).

УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

 

Задача 1.

Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель в условиях модернизации образования должен уметь отбирать в соответствии с заданными целями диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей как коллектива в целом, так и отдельного учащегося в частности.

Контекст решения задачи. Вы проходите педагогическую практику. Прежде чем начать строить образовательный процесс, вам необходимо изучить особенности коллектива учащихся, к которому Вы прикреплены.

Ключевые задания, которые приведут к решению.

§ Ознакомьтесь с теоретическими вопросами: понятие коллектив, его структура, особенности формирования. Воспользуйтесь для этого различными источниками, в том числе и Интернет-ресурсами.

§ На основе беседы с классным руководителем и наблюдения определите особенности данного коллектива.

§ Подберите диагностические методики изучения особенностей коллектива учащихся.

§ Определите, на каком этапе развития находится класс, к которому Вы прикреплены.

Продукт решения задачи:

Программа изучения коллектива учащихся.

«Копилка» диагностических методик.

Рекомендации по использованию конкретных диагностических методик, представленных в программе изучения коллектива учащихся.

Вариант решения задачи:

 

Особенности детского коллектива (характеристики) Примеры педагогических ситуаций Диагностические методики, выявляющие эти характеристики Рекомендации по использованию диагностических методик
1. 2. 3. …      

 

Задача 2.

Обобщенная формулировка задачи. Для того чтобы профессиональная деятельность учителя была успешной, он должен строить образовательный процесс исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

Контекст решения задачи. Класс, к которому Вы прикреплены на период педагогической практики, состоит из учащихся определенного возраста. Прежде чем начать строить образовательный процесс, вам необходимо изучить индивидуальные особенности учащихся.

Ключевые задания, которые приведут к решению:

§ Ознакомьтесь с теоретическими вопросами: понятие возраст, возрастные особенности детей. Воспользуйтесь для этого различными источниками, в том числе и Интернет.

§ На основе беседы с классным руководителем и наблюдения определите индивидуальные особенности учащихся.

§ Составьте рекомендации по учету индивидуальных особенностей учащихся в их учебной деятельности.

Продукт решения задачи:

Карта индивидуальных особенностей учащегося определенного возраста.

Рекомендации по взаимодействию с учащимися определенного возраста.

Вариант решения задачи:

 

Индивидуальные особенности учащихся Характер проявления особенностей в учебной деятельности Примеры педагогических ситуаций Рекомендации по учету этих особенностей в учебной деятельности учащихся
1. 2. …      

Задача 3.

Обобщенная формулировка задачи. Современному учителю за короткое время, отведенное для проведения урока, приходиться достигать целей и задач урока. При этом важно отследить обратную связь о достижении учащимися целей урока.

Контекст решения задачи. В процессе педагогической практики Вам необходимо осуществлять планирование и прогнозирование совместных действий с учащимися на уроке.

Ключевые задания, которые приведут к решению:

§ Напишите основные виды деятельности учащихся на уроке.

§ Спрогнозируйте результат каждого Вашего действия.

§ Предвидьте результаты действий учащихся на Ваши действия.

§ Проведите урок и проанализируйте продуктивные и непродуктивные приемы в своей деятельности на уроке.

Продукт решения задачи:

План системы действий учителя и учащихся на уроке.

Приемы продуктивной работы учителя на уроке.

Вариант решения задачи:

Этап урока Действие учителя Показатели результативности действий учителя
     

 

 

Этап урока Продуктивные приемы в работе учителя Непродуктивные приемы в работе учителя Рекомендации
       

 

Задача 4.

Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель в условиях модернизации образования должен владеть различными способами оценивания достижений учащихся. Общепринятая пятибалльная система оценок является не достаточным способом оценивания продвижения учащегося в учебном предмете.

Контекст решения задачи. В процессе педагогической практики Вам необходимо оценивать достижения учащимися целей освоения учебного материала.

Ключевые задания, которые приведут к решению:

§ Определите теоретические источники решения задачи, выделите в них теоретическое знание об оценивании достижений учащихся, позволяющем формировать у них адекватную самооценку.

§ Познакомьтесь с существующей практикой оценивания достижений учащихся в данном классе.

§ Наметьте несколько вариантов решения задачи.

§ Проконсультируйтесь со своими сокурсниками о целесообразности выбора конкретного варианта и критериев оценивания учащихся, позволяющего формировать у них адекватную самооценку.

Продукт решения задачи:

Критерии оценивания освоения учащимися содержания учебного материала.

Правила оценивания достижений учащихся определенного возраста.

Вариант решения задачи:

 

Критерии оценивания Параметры оценивания достижений учащегося
1. 2. …  

 

Правила построения оценочных ситуаций Примеры педагогических ситуаций
1. 2. …  

 

Задача 5.

Обобщенная формулировка задачи. Современный учитель — это педагог, способный вариативно использовать формы и технологии взаимодействия с коллективом учащихся для решения определенной профессиональной задачи. Одной из функций классного руководителя является организация воспитательной деятельности с учащимися. Сегодня учителю при проведении воспитательных дел с учащимися важно включить в активную деятельность каждого ребенка.

Контекст решения задачи. Вам необходимо провести воспитательное дело в классе, к которому прикреплены, при этом, все учащиеся должны быть задействованы в нем.

Ключевые задания, которые приведут к решению:

§ Соберите информацию, необходимую для решения задачи. Проанализируйте источники, содержащие информацию об организации воспитательной деятельности.

§ На основе найденной информации оцените возможности использования различных форм организации воспитательного дела в классе, к которому Вы прикреплены.

§ Выявите основные интересы и потребности учащихся.

§ Определите форму воспитательного дела и его тематику.

§ Узнайте ожидания учащихся от предстоящего воспитательного дела.

§ Составьте общий план (план-конспект) проведения выбранной формы организации воспитательного дела.

§ Проведите воспитательное дело и проанализируйте его.

Продукт решения задачи:

Анкета, выявляющая интересы и потребности учащихся.

План-конспект (сценарий) воспитательного дела, с выделением формы включения учащихся в активную деятельность во время его организации.

План анализа воспитательного дела.

Вариант решения задачи:

План анализа воспитательного дела:

· из каких оснований выбиралось дело;

· какая организация работы предшествовала делу;

· какова была реакция детей на предложение провести дело;

· наличие инициативной группы или отдельных участников;

· анализ положительных и негативных его итогов;

· собственные предложения.

Информационный листок

Постарайтесь на этой странице отразить свое отношение к предстоящей педагогической практике.

 

Педагогическая практика необходима в моей профессиональной подготовке для

 

 

Я ожидаю, что педагогическая практика

 

 

Я хотел (а) бы научиться

 

Мои слабые стороны, которые мне будут мешать

 

 

Мои сильные стороны, которые мне будут помогать

 

 

Мои переживания связанны

 

 

Я думаю, что смогу достигнуть

 

 

Достижения

Достижение Что помогло мне его достичь? Кто помог мне его достичь? Как оно отразилось на моей дальнейшей деятельности?
       

Затруднения

Затруднение Почему возникло затруднение? Каков способ его преодоления? Кто помог его преодолеть? Как я понял, что затруднение преодолено?
         

 

Литература по педагогической практике

ОСНОВНАЯ:

1. Макарова Н.С., Никитина С.В. Непрерывная педагогическая практика в логике контекстно-компетентностного подхода. – Омск, 2008.

2. Дик Н. Ф., Дик Т. И. Воспитательная работа со старшеклассниками Серия: Сердце отдаю детям.- М.: Издательство: Феникс, 2007.

3. Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности. – М., 2007.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

Содержание и организация воспитательного процесса

  1. Алексеева Н.Д., Ерохина Л.Н. Система работы классного руководителя// Классный руководитель. – 2005. - № 6. – С. 22-25.
  2. Аникина И., Ахапкина А. Базина Т. Воспитательное пространство: социокультурная среда и традиции семьи// Народное образование. –2005. - № 7. – С. 48-54.
  3. Афанасьев С. Методика организации конкурсов // Воспитание школьников. - 2001. - № 3.
  4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. - М., 1990.
  5. Воронов В. Разнообразие форм воспитательной работы // Воспитание школьников. - 2001. - № 6.
  6. Замалдинова Ж. Помощник классного руководителя // Воспитание школьников-2001 - № 6.
  7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М., 2000.
  8. Крупина И. Педагогическое просвещение родителей //Воспитание школьников. - 2001.-№1.
  9. Куприянов Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. - М, 2001.
  10. Лучина Т. Родительские собрания (вместе с учащимися) // Воспитание школьников. - 2000. - №10. - С. 29-35.
  11. Михайлова М. А. Детские праздники, фокусы, забавы. - Ярославль, 2000.
  12. Образование родителей и школа / Под ред. Л. Г. Петряевской. - М., 1999.
  13. Овдиенко Г. Г. «На школьном празднике»: Сборник сценариев для проведения внеклассных мероприятий. - М., 2000.
  14. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Воронеж, 1985.
  15. Петрянова В., БагмановаГ. Встречи в клубе «Семейная круговерть». - 2000. -№ 8. - С. 21 -22.
  16. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е. Н. Степанова. - М., 2001.
  17. Тягунов С. В. О работе классного руководителя // Специалист. - №10. - 2001.
  18. Синицына Г. П. Воспитание современного школьника. - Омск, 2000.
  19. Скоркина Н. М. Нестандартные формы внеклассной работы. - Волгоград, 2001.
  20. Хилтухинова Л. Д. Классный руководитель и семья учащегося //Специалист. - № 3. - 2002.
  21. Щуркова Н. Е. Классное руководство: игровые методики. - М., 2001.
  22. Щуркова Н. Е. Собрание пестрых дел. Методический материал для работы с детьми. - М., 1994.
  23. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. -М., 1998.

Кафедра педагогики

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

___________________________

 

«_______» __________200___г.

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине Педагогическая практика студентов 3 курса

цикла ГОС ОПД и входит в число обязательных дисциплин федерального компонента

для специальности (направления) социально-экономическое образование

по учебному плану набора 2007 года

Форма обучения очная

Составители: Дука Н.А., к.пед.н., проф., Никитина С.В., к.пед.н., доцент

 

 

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта 2005 года и рассмотрена на заседании кафедры

«_____»___________200_г., Протокол № ___

Заведующий кафедрой д.пед.н., проф. Н.В. Чекалева __________________________________

 

Г

Педагогическая практика на 3 курсе характеризуется тем, что студент становится субъектом новых отношений, он выполняет новую для себя профессиональную роль учителя.

 

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ - приобретение будущими учителями опыта решения профессионально-педагогических задач, выполняя функции учителя-предметника и классного руководителя.

ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:

1. Применить знания психолого-педагогических дисциплин в процессе решения профессионально-педагогических задач.

2. Развить профессиональные умения организации учебно-воспитательного процесса.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ представлено в виде учебно-педагогических задач, решение которых способствует приобретению профессионально-педагогического опыта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.236 (0.009 с.)