Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 17. Творчество Фредерика Шопена. (1810-1856).
Викторина Семестр Шопен: мазурки (№№ 2, 5, 11, 25, 41, 47, 49), полонезы (№ 1, 2, 5, 6), прелюдии (№ 1, 2, 4, 6, 7, 11, 15, 20), ноктюрны (№ 5, 13, 7); Вальсы (№ 3, 6, 7, 10, 14), этюды (ор.12 № 3, 12, ор. 25 № 1, 2, 7, 11, 12), Баллада №1, Соната си-бемоль минор, Концерт для ф.-п. с оркестром №1. Берлиоз: Фантастическая симфония (полностью). Лист: «Прелюды», Венгерские рапсодии (№№2, 6, 12), пьесы из цикла «Годы странствий» (), соната си-минор. Вагнер: Увертюра к опере «Тангейзер», полёт Валькирий из оперы «Валькирия», Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры», Опера «Лоэнгрин» (вся).
Брамс: Симфония №4 ми минор. Симфония №3, часть 3. Венгерские танцы №1 соль минор, №6 Ре-бемоль мажор, вальсы №№3, 4. Рапсодия си-минор ор.79 №1, интермеццо Ми-бемоль мажор ор. 117 №1.
Семестр Верди Опера «Риголетто»: интродукция; I действие: - баллада Герцога «Та иль эта – я не разбираю…», - сцена проклятья Монтероне, - дуэт Джильды и Риголетто, - дуэт Джильды и герцога, - ария Джильды «Сердце радости полно», - финальный хор «Тише, тише…»; II действие: - ария Герцога «Вижу голубку милую» - ария Риголетто «Куртизаны, исчадье порока», - дуэт Джильды и Риголетто «В храм я вошла смиренно»; III действие: - песенка Герцога «сердце красавиц…», - квартет (Джильда, Маддалена, Герцог, Риголетто), - терцет (Джильда, Маддалена, Спарафучиле), - заключительный дуэт Джильды и Риголетто.
Опера «Травиата»: вступление; I действие: - застольная песня Альфреда, - дуэт Виолетты и Альфреда «В тот день счастливый», - ария Виолетты «Не ты ли мне в тиши ночной»; II действие: - дуэт Виолетты и Жермона «Чистую, с сердцем ангела» - ария Жермона «Та забыл край милый свой», - хор цыганок, - хор испанских матадоров, - сцена карточной игры; III действие: - вступление к III действию, - ария Виолетты «Простите вы навеки», - дуэт Виолетты и Альфреда «Париж мы покинем», - финал.
Опера «Аида» Вступление (два лейтмотива), Романс Радамеса «Милая Аида», Сцена Аиды из 1 д., молитва жрицы и танец жриц из 1 д., Хор рабынь из 2 д., Марш № 1 (военный) и Марш №2 (триумфальный) из 2 д., Романс Аиды из 3 д., Сцена суда из 4 д.
Гуно Опера «Фауст»: Хор крестьян и дуэт Фауста и Мефистофеля из пролога, Сцена ярмарки, Каватина Валентина, Вальс, Сцена знакомства, Куплеты мефистофеля из 1 д., Романс Зибеля, Каватина Фауста, баллада Маргариты, Ария «с жемчугом» Маргариты, Дуэт Фауста и Маргариты из 2 д., Серенада Мефистофеля, Марш из 3 д., Дуэт Фауста и Маргариты из 4 д.
Бизе Две сюиты из музыки к драме Доде «Арлезианка»: Прелюд, Менуэт, Перезвон, Пастораль, Интермеццо, Фарандола. Опера «Кармен»: увертюра; I действие: - хор солдат, - марш и хор мальчиков, - хор работниц фабрики, - хабанера, - хор ссоры работниц, - песня и мелодрама, - сегидилья и дуэт, - финал 1 действия; II действие: - антракт ко II действию - цыганская песня, - куплеты тореадора, - квинтет контрабандистов, - песня Хозе, - дуэт Кармен и Хозе (ариозо Хозе с цветком), - финал II действия; III действие: - антракт к III действию, - секстет и хор контрабандистов, - сцена гадания, - дуэт Эскамильо и Хозе, - финал III действия; IV действие: - антракт к IV действию, - хор продавцов, - болеро, - цыганский танец, - оле, - дуэт Эскамильо и Кармен, - дуэт Хозе и Кармен и заключительный хор.
Сметана: Симфоническая поэма: «Влтава». Опера «Проданная невеста»: увертюра, Танец комедиантов.
Дворжак: Симфония № 9 ми минор op. 95 «Из Нового света» (1, 2, 3, 4 части), Славянский танец № 8 соль минор, № 10 ми минор
Григ: «Лирические пьесы» (ор.12: Ариетта, Вальс, Норвежский танец, Листок из альбома; ор. 38: Колыбельная; ор. 43 Бабочки, Птичка, Весной; ор. 54: Шествие гномов, Ноктюрн; ор. 65 Свадебный день в Трольдхаугене). Концерт для ф.- п. с оркестром. Две оркестровые сюиты «Пер Гюнт». Романсы: Сон, Лебедь, В лесу, Сердце поэта, Избушка, Колыбельная отца, Люблю тебя. Дебюсси: «Лунные свет» из «Бергамасской сюиты». Из цикла 24 прелюдии (№ 1 Дельфийские танцовщицы, № 6 Шаги на снегу, № 8 Девушка с волосами цвета льна, № 9 Прерванная серенада, № 10 Затонувший собор, № 12 Менестрели). Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены»). Равель: «Игра воды», Сонатина, «Болеро», «Павана на смерть инфанты».
Тема 18. Творчество Гектора Берлиоза (1803-1869) Выдающийся французский композитор, дирижер, музыкальный критик и общественный деятель. Тесная связь с французской национальной культурой, ее традициями и социально-идеологическим контекстом. Новаторская природа мышления, смелость и дерзновенность открытий. Типичная для романтика система образов: автобиографичность главного героя, его экзальтированность, бунтарство, конфликт с миром, внутренняя противоречивость, одиночество и страдания. Пристрастие к симфоническим жанрам, их новизна на французской художественной почве. Принципиальная программность литературного типа, обращение к сюжетам выдающихся писателей, сочинение собственных программ. Детализация ситуаций, использование последовательной сюжетности. Театральность как принцип творчества, ее проникновение в симфонию, которая сближается с оперой и ораторией, синтез жанров. Монументальность форм, тенденция к расширению цикла. Реформа оркестра, новизна тембрового состава, красочность и драматургическая осмысленность оркестровки. Берлиоз как создатель нового дирижерского стиля. Взаимоотношения Берлиоза с листом, Шуманом, Мендельсоном, русскими композиторами. Жизненный и творческий путь. Фантастическая симфония Берлиоза, C-dur (1830г.). Первая симфония в творчестве композитора, декларация его основных художественных принципов, средоточие типичных романтических черт. Автобиографичность программы, сочиненной Берлиозом, ее исповедальный тон. Связь сюжета с литературой романтического периода, тема томления по идеалу, его несбыточности, использование гротеска и инфернальных образов. Введение лейттемы, характеризующей возлюбленную, черты театральности в драматургии цикла. Свободная трактовка формы каждой из 5 частей в зависимости от программы, особенности музыкального языка, обладающего подчеркнутой красочностью. Новаторство в трактовке оркестра: введение тембров арфы, колоколов, солирующих литавр, английского рожка, приема divisi, распределение темы между различными оркестровыми группами, повышение роли медных духовых. Смелость в сфере гармонии, тональные сопоставления, особенности фактуры.
Викторина Семестр Шопен: мазурки (№№ 2, 5, 11, 25, 41, 47, 49), полонезы (№ 1, 2, 5, 6), прелюдии (№ 1, 2, 4, 6, 7, 11, 15, 20), ноктюрны (№ 5, 13, 7); Вальсы (№ 3, 6, 7, 10, 14), этюды (ор.12 № 3, 12, ор. 25 № 1, 2, 7, 11, 12), Баллада №1, Соната си-бемоль минор, Концерт для ф.-п. с оркестром №1. Берлиоз: Фантастическая симфония (полностью). Лист: «Прелюды», Венгерские рапсодии (№№2, 6, 12), пьесы из цикла «Годы странствий» (), соната си-минор. Вагнер: Увертюра к опере «Тангейзер», полёт Валькирий из оперы «Валькирия», Увертюра к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры», Опера «Лоэнгрин» (вся).
Брамс: Симфония №4 ми минор. Симфония №3, часть 3. Венгерские танцы №1 соль минор, №6 Ре-бемоль мажор, вальсы №№3, 4. Рапсодия си-минор ор.79 №1, интермеццо Ми-бемоль мажор ор. 117 №1.
Семестр Верди Опера «Риголетто»: интродукция; I действие: - баллада Герцога «Та иль эта – я не разбираю…», - сцена проклятья Монтероне, - дуэт Джильды и Риголетто, - дуэт Джильды и герцога, - ария Джильды «Сердце радости полно», - финальный хор «Тише, тише…»; II действие: - ария Герцога «Вижу голубку милую» - ария Риголетто «Куртизаны, исчадье порока», - дуэт Джильды и Риголетто «В храм я вошла смиренно»; III действие: - песенка Герцога «сердце красавиц…», - квартет (Джильда, Маддалена, Герцог, Риголетто), - терцет (Джильда, Маддалена, Спарафучиле), - заключительный дуэт Джильды и Риголетто.
Опера «Травиата»: вступление; I действие: - застольная песня Альфреда, - дуэт Виолетты и Альфреда «В тот день счастливый», - ария Виолетты «Не ты ли мне в тиши ночной»; II действие: - дуэт Виолетты и Жермона «Чистую, с сердцем ангела» - ария Жермона «Та забыл край милый свой», - хор цыганок, - хор испанских матадоров, - сцена карточной игры; III действие: - вступление к III действию, - ария Виолетты «Простите вы навеки», - дуэт Виолетты и Альфреда «Париж мы покинем», - финал.
Опера «Аида» Вступление (два лейтмотива), Романс Радамеса «Милая Аида», Сцена Аиды из 1 д., молитва жрицы и танец жриц из 1 д., Хор рабынь из 2 д., Марш № 1 (военный) и Марш №2 (триумфальный) из 2 д., Романс Аиды из 3 д., Сцена суда из 4 д.
Гуно Опера «Фауст»: Хор крестьян и дуэт Фауста и Мефистофеля из пролога, Сцена ярмарки, Каватина Валентина, Вальс, Сцена знакомства, Куплеты мефистофеля из 1 д., Романс Зибеля, Каватина Фауста, баллада Маргариты, Ария «с жемчугом» Маргариты, Дуэт Фауста и Маргариты из 2 д., Серенада Мефистофеля, Марш из 3 д., Дуэт Фауста и Маргариты из 4 д.
Бизе Две сюиты из музыки к драме Доде «Арлезианка»: Прелюд, Менуэт, Перезвон, Пастораль, Интермеццо, Фарандола. Опера «Кармен»: увертюра; I действие: - хор солдат, - марш и хор мальчиков, - хор работниц фабрики, - хабанера, - хор ссоры работниц, - песня и мелодрама, - сегидилья и дуэт, - финал 1 действия; II действие: - антракт ко II действию - цыганская песня, - куплеты тореадора, - квинтет контрабандистов, - песня Хозе, - дуэт Кармен и Хозе (ариозо Хозе с цветком), - финал II действия; III действие: - антракт к III действию, - секстет и хор контрабандистов, - сцена гадания, - дуэт Эскамильо и Хозе, - финал III действия; IV действие: - антракт к IV действию, - хор продавцов, - болеро, - цыганский танец, - оле, - дуэт Эскамильо и Кармен, - дуэт Хозе и Кармен и заключительный хор.
Сметана: Симфоническая поэма: «Влтава». Опера «Проданная невеста»: увертюра, Танец комедиантов.
Дворжак: Симфония № 9 ми минор op. 95 «Из Нового света» (1, 2, 3, 4 части), Славянский танец № 8 соль минор, № 10 ми минор
Григ: «Лирические пьесы» (ор.12: Ариетта, Вальс, Норвежский танец, Листок из альбома; ор. 38: Колыбельная; ор. 43 Бабочки, Птичка, Весной; ор. 54: Шествие гномов, Ноктюрн; ор. 65 Свадебный день в Трольдхаугене). Концерт для ф.- п. с оркестром. Две оркестровые сюиты «Пер Гюнт». Романсы: Сон, Лебедь, В лесу, Сердце поэта, Избушка, Колыбельная отца, Люблю тебя. Дебюсси: «Лунные свет» из «Бергамасской сюиты». Из цикла 24 прелюдии (№ 1 Дельфийские танцовщицы, № 6 Шаги на снегу, № 8 Девушка с волосами цвета льна, № 9 Прерванная серенада, № 10 Затонувший собор, № 12 Менестрели). Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна». «Ноктюрны» («Облака», «Празднества», «Сирены»). Равель: «Игра воды», Сонатина, «Болеро», «Павана на смерть инфанты».
Тема 17. Творчество Фредерика Шопена.(1810-1856). Национальная музыкальная культура Польши и ее судьба к началу ХIХ века. Историческое значение Шопена как выдающегося представителя польской музыки. Синтез разнонациональных традиций в творчестве композитора, его связь с польским фольклором, психологическим складом и историко-культурным контекстом жизни польского народа. Своеобразие творческой личности, жизни и судьбы. Романтическая сущность творчества, господство лирики разных оттенков, ее утонченно-аристократический характер. Изящество и поэтичность, сила психологического воздействия. Непрограммность, сосредоточение в сфере фортепианной музыки, особый характер пианизма. Жанровый диапазон творчества, преломление различных романтических жанров миниатюры, крупной одночастной и циклической формы, использование польских национальных жанров в их оригинальной концертной трактовке. Создание новых жанров и форм (баллада, скерцо). Выдающийся мелодический дар, полимелодизм фактуры, опора на вариантно-вариационные приемы развития. Стремление к индивидуализации формы, сквозное развитие в циклах. Гармонический стиль музыки Шопена, терцовые цепи, утонченность модуляционных переходов, красочность функциональных и тональных сопоставлений. Периодизация и эволюция творчества Шопена. Фортепианная миниатюра. Мазурки. Работа над миниатюрами в течение всей жизни, обобщение через бытовой жанр глубокого лирического содержания. Особенности фольклорной мазурки, ее разновидности, связь вокального и танцевального элементов, ритмоформулы. Виды мазурок в творчестве Шопена, сочетание в них жанрово-бытового и психологического начал, сочетание разных жанровых модификаций (мазур, куявяк, оберек) в рамках одного произведения. Музыкальный язык зрелого романтизма с элементами польского фольклорного стиля в ладоинтонационном, фактурном и ритмическом отношении. Анализ нескольких произведений разных типов по выбору педагога. Полонезы. Жанр полонеза в народной и бальной культуре Польши. Особенности танца-шествия и его ритмоформулы. Трактовка жанра полонеза как крупной фортепианной композиции, в творчестве Шопена. Образные сферы, их богатство. Героико-гимничные и лирико-драматические полонезы. Использование сложной 3хчастной формы с контрастной средней частью. Воплощение в данном жанре типичных особенностей стиля композитора. Прелюдии. История создания цикла. Жанр прелюдии в ХIХ веке и его отличие от барочной прелюдии. Новаторство Шопена в трактовке жанра и цикла. Тональная организация по квинтовому кругу, использование бытовых жанров и их синтезов. Энциклопедия романтических образов, принцип контраста в чередовании миниатюр. Драматургия цикла, усиление контраста, введение патетических и трагических образов к концу. Концентрация содержания в предельно лаконичном высказывании. Богатство приемов выразительности, рельефность мелодики, утонченность стиля. Анализ нескольких прелюдий по выбору педагога и в зависимости от специальности группы. Ноктюрны. История жанра, его связь с вокальными предпосылками (ночная песня). Дж.Фильд и его традиция. Воплощение в данном жанре наиболее рафинированных романтических образов. Широкая палитра содержания, яркий мелодизм, синтез бытовых жанров и опора на вариантный принцип развития. Монообразные и полиобразные ноктюрны, господство трехчастности. Анализ нескольких образцов разного типа. Этюды. Инструктивная природа жанра, его развитие в период виртуозного исполнительства ХIХ века. Новаторская трактовка этюда Шопеном, углубление его содержания, расширение круга образных возможностей. Шопеновский пианизм, его принципы сквозь призму этюдов, особенности виртуозной техники и романтическое туше. Две тетради этюдов (op.12, 25), их связь и различия. Анализ отдельных образцов разного типа по выбору педагога. Баллада №1. Инструментальная баллада как новый жанр в музыке середины ХIХ века, ее преемственность с вокальной балладой. Принцип скрытой программности в балладах Шопена. Сочетание лирического, эпического и драматического в трактовке жанра. Индивидуальные черты каждой из 4х баллад. Баллада №1 как яркий образец крупной одночастной композиции в творчестве Шопена. Особенности сонатной формы с зеркальной репризой, ее связь с драматургической концепцией произведения. Относительная самостоятельность главной, связующей, побочной и заключительной партий, сквозная роль темы вступления. Трагический вывод баллады. Тональная драматургия, стройность и неоднозначность конструкции. Соната си бемоль минор, №2 (1839г). Особое место сонаты Шопена в контексте романтических сонатных циклов. Новизна содержания, сочетание в нем обостренной субъективности и гражданственного пафоса. Скрытая программность произведения, ее интерпретация А.Рубинштейном. Оригинальная трактовки цикла. Смятенная 1я часть в сонатной форме с сокращенной репризой, инфернальное скерцо во 2-ой части, траурный марш с присущими ему глубокими культурными ассоциациями в 3-ей части, фатальное motto финала. Интонационная символика, тональные и мелодические связи в цикле.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.199.54 (0.013 с.) |